Мудрый Юрист

Особенности закупки инновационной и высокотехнологичной продукции в рамках контрактной системы

Гринев Валерий Павлович, научный сотрудник Центра инновационных технологий в строительстве НИУ ВШЭ. Кандидат военных наук, старший научный сотрудник. Член Московского отделения Ассоциации юристов России и Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам. Научная специализация - юриспруденция, правовое регулирование в сфере закупок.

Родился 22 февраля 1947 г. в г. Рассказово Тамбовской области. В 2005 г. окончил Российскую академию правосудия по специальности "Юриспруденция", в 1979 г. - Военную академию Советской Армии по специальности "командно-штабная", в 1970 г. - Военную инженерную радиотехническую академию ПВО им. маршала Советского Союза Говорова Л.А. по специальности "радиотехническая".

Автор следующих трудов: Безопасность и саморегулирование в строительстве. М., 2012; Новое в правовом регулировании инвестиционно-строительной деятельности: Учебное пособие. М., 2011; Законодательство о пожарной безопасности и чрезвычайных ситуациях: Словарь-справочник. М., 2009; Новое в порядке градостроительного проектирования. М., 2009; Новое в порядке информационного обеспечения градостроительной деятельности с использованием сети Интернет и проведения публичных слушаний. М., 2009; Новое в порядке получения разрешительных документов для строительства и ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности. М., 2009; Новое в порядке предоставления земельных участков для строительства и развития застроенных территорий. М., 2009; Новое в порядке проведения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, сметного нормирования и экспертизы проектной документации. М., 2009; Новый порядок допуска к работам в строительной отрасли. Основные положения о саморегулируемых организациях по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС. М., 2009; Правовое и техническое регулирование обеспечения и декларации пожарной безопасности при градостроительной деятельности. М., 2009; Правовое обоснование привлечения и использования денежных средств граждан на строительство жилых помещений: Учебное пособие. М., 2009; Правовое регулирование градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях и озелененных территориях, а также на территориях объектов культурного наследия и в исторических зонах: Учебное пособие. М., 2009; Правовое регулирование градостроительной деятельности. М., 2008; Правовое регулирование градостроительной деятельности и землепользования в Российской Федерации и в городе Москве: Учебное пособие. М., 2008; Новое в долевом строительстве. Комплексный анализ и практические рекомендации. 2-е изд. М., 2007; Жилищное и градостроительное законодательство: Словарь-справочник. М., 2006; Правовое регулирование градостроительной деятельности. М., 2006; Долевое строительство. М., 2005.

Статьи и доклады на конференциях по публичным закупкам:

Закупки работ по проектированию и строительству в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ в вопросах и ответах. 2014. N 10. С. 13 - 20;

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2014. N 10. С. 22 - 31;

Новое в регулировании правоотношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. 2014. N 3. С. 39 - 55;

Обзор подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации Федерального закона о контрактной системе // Право и экономика. 2014. N 4. С. 28 - 38;

Контракты жизненного цикла в строительной отрасли: проблемы правоприменения // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014. С. 77 - 91.

В настоящее время в рамках контрактной системы, функционирование которой предусмотрено Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, закупка инновационной и (или) высокотехнологичной продукции может осуществляться по результатам конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса. Однако отсутствие единого понимания критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции не способствует эффективности расходования бюджетных средств на их закупку в интересах обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Ключевые слова: контрактная система, закупка, товар, работа, услуга, инновационная продукция, высокотехнологичная продукция, критерии отнесения, государственные нужды, муниципальные нужды.

Features of purchase of innovative and hi-tech products within the framework of the contract system

V.P. Grinev

Presently within the framework of the contract system envisaged by the Federal law dated April 5, 2013 N 44-FZ features of purchase of innovative and hi-tech products can be conducted based on the results of a competition with limited participation or a two-stage competition. However, the absence of common understanding of criteria of taking of commodities, works, services to the innovative and (or) hi-tech products does not promote the efficiency of budgetary expenditures on these items for state or municipal needs.

Key words: contract system, commodity, work, service, innovative product, hi-tech product, criteria of taking, state needs, municipal needs.

Уточните значение слов, и вы избавите

человечество от половины заблуждений <1>

<1> Рене Декарт (31.03.1596, Лаэ (Турень) - 11.02.1650) - французский философ, математик.

Контрактная система создана для обеспечения государственных и муниципальных нужд товарами, работами и услугами, закупаемыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ <2> (далее - Закон о контрактной системе).

<2> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступил в силу с 1 января 2014 г.

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы является Минэкономразвития России <3>.

<3> Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Построение контрактной системы основано на ряде принципов, одним из которых является принцип стимулирования инноваций <4>.

<4> Общая информация о принципах контрактной системы в сфере закупок представлена в статье 6 Закона о контрактной системе.

В соответствии со статьей 10 Закона о контрактной системе реализация принципа стимулирования инноваций заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной продукции и высокотехнологичной продукции (далее - ИП и ВП).

На заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям еще 3 марта 2010 г. нынешним Президентом нашей страны В.В. Путиным отмечалось, что программы закупок должны включать обязательный инновационный компонент. Потенциальные поставщики бизнес должны видеть так, что государство намерено покупать современную продукцию и что доступ к бюджетному заказу в первую очередь будет открыт тем, кто занимается инновациями (см.: URL: http://premier.gov.ru/ru/events/news/9605) <5>.

<5> Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование (§ 1 гл. I). М.: Норма; Инфра-М, 2011.

Несмотря на кажущуюся известность значения слов (понятий), относящихся к инновационной деятельности, в интересах раскрытия темы настоящей статьи и выбранной с этой целью в качестве эпиграфа к ней известной цитаты Рене Декарта, связанной с уточнением значения слов, автором была проделана определенная работа в этом направлении, и ниже по тексту приведены извлечения из соответствующих источников, раскрывающих содержание ряда понятий.

Одно из определений понятия "инновационная продукция" (далее - ИП) имеется на сайте ПРАКСИС инжиниринг. В частности, ИП определена как продукция с такими потребительскими свойствами, которые обеспечивают качественный рост эффективности производственной деятельности при ее использовании <6>.

<6> URL: http://praxis-engineering.ru/page.php?id=35.

Среди существующих определений понятия ИП заслуживает внимание его трактовка и в редакции наших белорусских коллег, в частности: "Инновационная продукция - товар или услуга, являющиеся новыми или существенно улучшенными по своим характеристикам либо предполагаемому использованию, что включает значимые улучшения в технических спецификациях, компонентах и материалах, программных продуктах или других функциональных характеристиках; новая продукция или продукция, которая в течение последних трех лет подвергалась в значительной степени технологическим изменениям; результаты интеллектуальной и производственной деятельности, связанной с достижением новых эксплуатационных показателей изделий, снижением затрат труда, потребления энергии, расходования материалов в технологических процессах и появлением новых услуг в нематериальном секторе экономики" <7>.

<7> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 октября 2010 г. N 1420 "Об утверждении стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 г.".

Что касается раскрытия понятия "высокотехнологичная продукция (высокотехнологичные товары, работы, услуги, далее - ВП)", то это товары (работы, услуги), производимые (осуществляемые) на основе новых и высоких технологий и (или) с использованием высокотехнологичных производств, прошедших в установленном законодательством порядке государственную научно-техническую экспертизу. Заключения об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным выдает, в частности, в Республике Беларусь Государственный комитет по науке и технологиям в установленном им порядке <8>.

<8> Инновационная деятельность в терминах и определениях. Нормативно-правовой аспект. 8 февраля 2012 г. // Информационно-аналитический журнал "Новости науки и технологий". Минск. 2011. N 2 (19).

В нашей стране отнесение товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции происходит по соответствующим критериям, которые устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности <9>.

<9> Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ.

По состоянию на 01.12.2014 пять министерств, в частности Минпромторг России, Минобрнауки России, МЧС России, Минздрав России и Минкомсвязи России, а также Федеральная миграционная служба соответствующими приказами утвердили такие критерии.

  1. Приказ Минпромторга России от 01.11.2012 N 1618 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации".
  2. Приказ Минобрнауки России от 01.11.2012 N 881 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции".
  3. Приказ МЧС России от 14.12.2012 N 768 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции".
  4. Приказ Минздрава России от 31.07.2013 N 514н "Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции".
  5. Приказ Минкомсвязи России от 10.10.2013 N 286 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции".
  6. Приказ ФМС России от 15.04.2014 N 330 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции".

На основе результатов анализа содержания этих Приказов был сделан вывод о возможности их разделения на четыре группы.

К первой группе относится Приказ Минпромторга N 1618, в котором применительно к товарам выделены критерии их отнесения к инновационной продукции по потребительским свойствам, а также по используемым при их производстве впервые внедренным результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ или нового, в т.ч. модернизированного, оборудования, новых материалов или результатов интеллектуальной деятельности.

Применительно к работам и услугам выделено три критерия:

Отдельно в этой группе выделены критерии по новизне применения.

Что касается критериев отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции, то согласно этому Приказу достаточно, чтобы товар изготавливался, работа выполнялась, услуга оказывалась предприятиями наукоемких отраслей. Но здесь возникает необходимость использования последующего критерия - наукоемкости отрасли, который требует отдельного рассмотрения. В качестве варианта формирования такого критерия могут быть учтены результаты использования, например, фундаментальных исследований.

Вторую группу приказов составляют Приказы двух министерств: Минобрнауки и Минздрава. Приказы этих министерств аналогичны по форме и содержанию, хотя выпущены с интервалом 8 месяцев, т.е. 1 ноября 2012 г. и 31 июля 2013 г. соответственно.

Важно при этом отметить, что Приказ Минобрнауки был подписан до подписания Федерального закона о контрактной системе <10>, а Приказ Минздрава - после, т.е. Федеральный закон о контрактной системе не оказал влияния на содержание Приказа Минздрава.

<10> 05.04.2013.

На что было обращено внимание в ходе анализа их содержания и сравнения с Приказом Минпромторга?

В первую очередь на то, что отнесение товаров, работ, услуг согласно этим Приказам к инновационной или высокотехнологичной продукции должно производиться не в случае признания товара, работы или услуги соответствующими одному из критериев, а по совокупности критериев, включающих в себя их научно-техническую новизну, внедрение, экономический эффект реализации, наукоемкость, что является более жестким требованием к предприятиям как участникам в роли поставщиков товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд.

К третьей группе приказов относится Приказ Минкомсвязи, который, так же как и Приказы Минобрнауки и Минздрава не разделяет критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной или высокотехнологичной продукции, но в отличие от них ограничивается только тремя критериями: научно-технической новизной, экономическим эффектом реализации и новым критерием - наличием защиты патентных прав. Согласно этому Приказу данный критерий применяется в случае использования при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и характеризуется наличием соответствующих патентов на вышеуказанные результаты интеллектуальной деятельности.

Четвертую группу приказов составляют Приказы МЧС и ФМС, которые аналогичны по форме и содержанию и выпущены с интервалом 16 месяцев, 14 декабря 2012 г. и 15 апреля 2014 г. соответственно. При этом важно отметить, что Приказ МЧС был издан до подписания Федерального закона о контрактной системе <11>, а Приказ ФМС - после. К сожалению, Федеральный закон о контрактной системе не оказал влияния на содержание Приказа не только Минздрава России, но и ФМС. Характерной особенностью Приказов МЧС и ФМС является тот факт, что в них для отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции применяются, помимо критериев, используемых в Приказах Минобрнауки и Минздрава, такие критерии, как научно-техническая новизна, внедрение, экономический эффект реализации и наукоемкость, а также используется критерий соответствия назначения товара, работы, услуги приоритетным направлениям развития технологий и техники в Российской Федерации и Перечню критических технологий, утвержденных Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899.

<11> 05.04.2013.

Несмотря, казалось бы, на достаточно большое количество нормативных правовых актов об отнесении товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, до настоящего времени одной из основных проблем является отсутствие однозначного понимания хозяйствующими субъектами высокотехнологичной и инновационной продукции, что отмечается ведущими учеными правоведами, в частности доктором юридических наук, профессором Л.В. Андреевой [3], В.О. Ивановой [4], М.А. Костенко [5] и др.

Для понимания необходимости выработки однозначной трактовки критериев была разработана информационно-аналитическая модель правового поля в области критериев отнесения товаров работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции с использованием положений вышеперечисленных Приказов, которая была представлена в работе "Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции" <12>.

<12> Гринев В.П. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2014. N 10. С. 22 - 31.

В связи с тем, что термин "продукция" является в некотором смысле объединяющим понятием инновационных и высокотехнологичных товаров <13>, работ, услуг, то в рамках данной статьи представляется целесообразным представить определение и этого термина. В частности, в словаре онлайн термин "продукция" означает совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия, отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны за определенный промежуток времени <14>.

<13> В соответствии с частью 1 ст. 4 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
<14> Словарь онлайн.

На основе результатов анализа содержания понятий ИП и ВП можно сделать вывод, что ИП и ВП является результатом инновационной деятельности, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" <15> понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

<15> Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013).

В рамках данной темы представляет определенный интерес раскрытие и этих понятий с использованием положений статьи 2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".

В частности, "инновационный проект" - это комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов, а "инновационная инфраструктура" - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.

В свою очередь, "инновации" - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Важно отметить то обстоятельство, что ИП и ВП представляет собой фундаментальную основу повышения экономического и оборонного потенциала государства и на нее выделяются соответствующие финансовые ресурсы, в т.ч. в виде субсидий.

Следует отметить, что эффективность расходования этих ресурсов во многом зависит от того, по каким критериям та или иная продукция будет отнесена к инновационной, высокотехнологичной или и к той и к другой одновременно.

С учетом того, что закупка ИП и ВП призвана парировать стоящие перед Россией вызовы и угрозы, в т.ч. обусловленные осложнением международной обстановки, с особой остротой встает вопрос о производстве импортозамещаемой, в первую очередь ИП и ВП практически во всех отраслях народного хозяйства.

Актуальность анализа критериев отнесения товаров, работ, услуг к категории ИП и ВП обусловлена рядом факторов, одним из которых является то, что соответствующий правообладатель товаров, работ, услуг может получить ряд преференций в ходе их закупок для государственных или муниципальных нужд в рамках контрактной системы. К числу таких преференций, например, можно отнести право соответствующего субъекта участвовать в конкурсе с ограниченным участием, предусмотренное статьей 56 Закона о контрактной системе <16>, и стать его победителем в условиях меньшего количества конкурентов.

<16> Статья 56 "Особенности проведения конкурса с ограниченным участием" Закона о контрактной системе.

Для решения этой задачи не только в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но и в соответствии с положениями других нормативных правовых актов предпринимались и предпринимаются ряд мер, в т.ч. на законодательном уровне.

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" юридическим лицам, на которых распространяется юрисдикция этого Федерального закона, вменяется в обязанность размещать в единой информационной системе планы закупок инновационной и высокотехнологичной продукции на период от 5 до 7 лет <17>.

<17> Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг (далее - закупки) для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг".

Планы закупок формируются и утверждаются в течение 10 рабочих дней после доведения до соответствующего государственного заказчика или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В течение 3 дней со дня утверждения план закупок подлежит размещению в единой информационной системе, а до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (URL: http://www.zakupki.gov.ru).

Более того, закупка инновационной и высокотехнологичной продукции является одним из основных способов реализации Стратегии инновационного развития нашей страны на период до 2020 года, разработанной с учетом положений Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (ред. от 02.11.2013) и утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.

Следует также отметить, что Приказом Минпромторга России от 22.05.2014 N 973 "Об утверждении Порядка определения технологических направлений по соответствующим государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (подпрограммам в рамках государственной программы) приоритетным направлениям гражданской промышленности и формирования перечня технологических направлений" (зарегистрирован в Минюсте России 07.07.2014 N 32993) установлена процедура определения технологических направлений по приоритетным направлениям гражданской промышленности и формирования их перечня.

Порядок разработан в целях отбора российских организаций для предоставления комиссией субсидий в целях компенсации части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов (Правила предоставления субсидий утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1312).

Необходимо отметить, что перечень технологических направлений формируется на заседании комиссии и утверждается приказом Минпромторга России.

При выборе технологических направлений, подлежащих включению в перечень, приоритет отдается направлениям, которые удовлетворяют одному или нескольким из следующих критериев:

Применение инновационных технологий и материалов, в т.ч. обеспечивающих ресурсосбережение и повышение энергоэффективности зданий и сооружений в строительной сфере обсуждалось на заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 4 марта 2014 г. (протокол N 2).

В заключение следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 <18> утвержден Перечень товаров, работ, услуг, которые по причине их инновационного, высокотехнологичного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. При этом к ним предъявляются соответствующие требования, в частности:

<18> Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 (ред. от 23.06.2014) "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями, предъявляемыми к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации").

Заказчик согласно части 2 статьи 57 "Особенности проведения двухэтапного конкурса" Закона о контрактной системе вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с частью 7 статьи 37 "Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона" Закона о контрактной системе в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

  1. до 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта;
  2. на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

При этом в соответствии с частью 8 этой статьи величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок, которая проводится согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", хотя предельные величины значимости критериев оценки выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ согласно абз. 10 п. 3 приложения к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд находятся в пределах от 20 до 80%.

Вывод. В интересах повышения эффективности расходов на закупку инновационной и высокотехнологичной продукции необходимо выработать единые критерии.

Данный вывод базируется на том основании, что все имеющие юридическую силу приказы используют практически одни и те же критерии. В данной ситуации инициализация уполномоченной стороной в лице министерства, ведомства или иной структуры, в т.ч. Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, или Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, выпуска соответствующего постановления Правительства РФ может позволить, в случае его подписания, исключить неоднозначность трактовки таких критериев и в итоге создаст условия для исключения возможности злоупотребления манипулированием критериями в интересах необоснованного получения преференций хозяйствующими субъектами в виде субсидий, в т.ч. в процессе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и повысить эффективность расходования бюджетных средств путем оптимизации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2014 г. N 855 <19>.

<19> "О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов".

Список литературы

  1. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М.: Норма; Инфра-М, 2011.
  2. Инновационная деятельность в терминах и определениях. Нормативно-правовой аспект. 8 февраля 2012 г. // Информационно-аналитический журнал "Новости науки и технологий". Минск. 2011. N 2 (19).
  3. Андреева Л.В. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) высокотехнологичной и инновационной продукции (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд по новому законодательству // СПС "КонсультантПлюс". 2014.
  4. Ivanova V.O. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 5 - 6, 2013, 10. Понятие инновационной продукции и особенности ее закупки.
  5. Костенко М.А. Правовые основы инновационной деятельности: Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. 72 с.
  6. Гринев В.П. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2014. N 10. С. 22 - 31.
  7. Словарь онлайн.