Мудрый Юрист

Применение психологических методов в работе с кадрами

Петров Александр Викторович, прокурор г. Астрахани Астраханской области, старший советник юстиции.

В статье приводится опыт применения психологических методов в работе с кадрами на примере городской прокуратуры.

Ключевые слова: кадры, психологические методы, воспитательная работа, нравственное поведение.

Application of psychological methods in personnel development

A.V. Petrov

The article describes experience of application of psychological methods in personnel development based on the example of work of the municipal Public Prosecutor's Office.

Key words: personnel, psychological methods, educational work, morality.

Важность работы с кадрами трудно переоценить. Без профессионально подготовленного кадрового состава, без нормального морально-психологического климата в коллективе успешно справиться с непростыми задачами, стоящими перед органами прокуратуры, сложно.

Недооценка важности этого вопроса, безусловно, повлечет такие негативные последствия, как: неправильное поведение отдельных работников, необоснованные конфликты как внутри коллектива, так и с представителями других органов, деление коллектива на микроколлективы, что в итоге отражается на эффективности и результативности работы.

Ни для кого не секрет, что работа в органах прокуратуры носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной и в то же время разнообразной деятельности в условиях острого дефицита времени, характеризуется нервно-психическими перегрузками, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, образа жизни, что может повлечь развитие стойких состояний психической напряженности, эмоциональную неустойчивость.

В сложившихся условиях требуется грамотный, продуманный подход по организации труда, эффективному использованию человеческих ресурсов, кадровой расстановке, повышению профессиональной квалификации работников, поскольку только с профессионально подготовленными, имеющими необходимые мотивационные качества, правосознание, морально-психологическую устойчивость работниками можно достичь требуемого результата. И здесь не обойтись без знания психологии.

В прокуратуре г. Астрахани используются психологические и педагогические методы для поддержания устойчивой работы коллектива и формирования благоприятного морально-психологического климата.

Вместе с тем применение психологических знаний активно используется прокурором при принятии решения о распределении обязанностей между работниками, выборе наиболее подходящего в конкретной ситуации стиля управления коллективом. Активно ведется работа по изучению социально-психологических явлений в коллективе. Получаемые данные позволяют прокурору повысить системность управленческой деятельности, получать информацию об эффективности принимаемых управленческих решений, отслеживать настроения и своевременно их корректировать.

Штатная численность прокуратуры г. Астрахани составляет 9 оперативных работников, 1 - старший специалист. Все оперативные работники со значительным стажем работы, 1 - молодой специалист.

С целью профилактики профессиональной деформации работников систематически проводится психолого-педагогическое просвещение коллектива. За период 2011 - 2013 гг. главным специалистом-психологом прокуратуры области проведено более 5 практических семинаров по темам "Стресс и пути его преодоления", "Психология управления", "Психологические факторы в процессе публичного выступления", "Искусство судебной речи", "Психологические особенности общения с различными категориями граждан при проведении личного приема" и др. Отличительная черта этих семинаров - актуальность поднятой темы и практичность ответов, получаемых от психолога. В процессе такой работы он всегда проводит практические упражнения в коллективе с целью расширения знаний, развития морально-нравственных качеств работников, повышения ресурсов по преодолению жизненных трудностей и стрессовых ситуаций.

Наиболее запомнился семинар по преодолению стресса, на котором психолог подробно рассказала о стрессе и причинах его возникновения, но самое главное - продемонстрировала, как преодолевать стрессовое состояние, каким образом восстанавливаться после рабочего дня. Дыхательные упражнения, утренняя гимнастика, позитивный настрой в начале рабочего дня, чай с травами, поддержание дружеских отношений в коллективе - все эти рекомендации просты, но актуальны в нашей профессиональной деятельности. Особенно важны такие мероприятия для начинающих работников, недавно столкнувшихся с реалиями прокурорской действительности.

Обогащение прокурорской деятельности новыми психологическими знаниями проходило на практическом занятии "Ложь в коммуникации. Способы обнаружения лжи". Психолог раскрыла технику глазодвигательной диагностики, которая описана в работах по нейролингвистическому программированию. Использование передовых технологий в процессе взаимодействия с людьми позволяет прокурорским работникам повышать свой профессионализм и тем самым стремиться к новым вершинам в своей профессиональной деятельности.

Тесный и постоянный контакт с главным специалистом-психологом прокуратуры области в процессе управления коллективом, привлечение его к вопросам профилактики профессиональной деформации работников - все это не случайно. Такое взаимодействие позволяет своевременно, на ранних стадиях, выявлять назревающие проблемы, эмоциональные переживания, профессиональные деформации у работников, предупреждать стрессы, чтобы затем своевременно оказать помощь посредством совместных коррекционных мероприятий.

В процессе управления уделяется необходимое и постоянное внимание подчиненным, начиная от их внешнего вида, психического и физического состояния здоровья и быта и заканчивая контролем исполнения, т.е. профессиональной деятельностью. Практикуются выезды на съемную квартиру к работнику, приехавшему из другого города либо района, с целью посмотреть, как он живет, какие проблемы испытывает в быту. Необходимо понимание, что, пока у работника есть домашние проблемы, полностью вникнуть в работу и эффективно ее сделать он не сможет.

В процессе организации работы с кадрами с целью "прощупать" профессиональные возможности работника, его перспективы, рассмотреть вопрос о выдвижении его на вышестоящую должность, придать ему дополнительную мотивацию применяется такой подход, как проверка способности работника заниматься вопросами, не входящими в круг его должностных обязанностей. К примеру, работнику, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, поручается рассмотрение жалоб из сферы административного законодательства, проведение проверок исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, подготовка актов прокурорского реагирования, при необходимости - исков в суд. Предварительно ему обязательно поручается изучение ведомственных учебно-методических материалов. Помимо прочего, здесь достигается несколько целей: расширение кругозора работника; овладение профессиональной терминологией; в течение определенного периода времени работник практически не в теории, а на практике знакомится с работой коллег, а при условии высокой нагрузки это в том числе формирует положительный психологический климат в коллективе, поскольку каждый знает, что у коллеги работы не меньше и она не проще, чем у него. В конечном счете у работника формируется больший интерес к прокурорской деятельности.

При таком варианте организации работы необходимо осторожно производить указанную смену, опираясь не только на свое волевое обязательное к исполнению решение, но и на косвенные механизмы заинтересованности.

Одно из важнейших направлений при воспитании кадров - профилактика правонарушений и преступлений среди работников. Существует множество методик - индивидуальные беседы и установление родственников в целях противодействия созданию конфликта интересов и др.

В процессе личного общения либо на коллективных обсуждениях внимание работников обращается на недопустимость использования должностного положения в интересах коммерческих структур, покровительства, содействия в решении различных вопросов, в том числе ухода от ответственности за совершение противоправных действий, недопустимость случаев получения материальной помощи в виде денег, услуг и в иных формах от предприятий и организаций, физических лиц.

Внимание работников обращается на морально-нравственные аспекты жизни, круг общения и интересы, поведение в быту, недопустимость случаев внеслужебных отношений с ранее судимыми лицами либо лицами, являющимися членами организованных преступных групп, на недопустимость совершения порочащих проступков и фактов коррупционных проявлений, на корректное поведение в общении с гражданами, должностными лицами.

В условиях высокой ежедневной психологической нагрузки и постоянных стрессовых ситуаций уровень деформации личности по оценкам многих психологов один из самых высоких именно в работе органов прокуратуры. Поэтому противодействие этим негативным изменениям личности встает на первый план.

Одним из самых простых и эффективных способов борьбы со стрессом и снижения эмоциональной нагрузки работников является участие в спортивных мероприятиях, которое решает еще и вопросы поддержания здорового образа жизни, здоровья коллектива в целом. Здоровье, как известно, - это важный фактор поддержания работоспособности и гармоничного развития личности. Приобщение работников к участию в подобных мероприятиях позволяет руководителю комплексно воздействовать на работников, а именно осуществлять коррекцию поведения, облегчать период адаптации молодых специалистов, совершенствовать резервные возможности организма, повышать активность, развивать коммуникативные навыки и т.д. Положительными моментами таких мероприятий является отвлечение от работы, от служебных проблем, психофизиологических нагрузок.

Важный аспект в работе прокурора - применение механизма наказаний и поощрений. Главное здесь - руководствоваться принципами справедливости, своевременности и неотвратимости, иначе указанные методы не станут эффективным способом стимулирования в работе. При этом внутри прокуратуры следует отвлечься от стандартных материальных и дисциплинарных взысканий. Надо шире использовать воздействие на психику работника (индивидуальные беседы, обсуждения в коллективе, беседа с зональным работником облаппарата). И обязательно применять поощрения. Метод поощрения может включать в себя одобрение, похвалу, раскрытие профессиональных перспектив и т.д.

Поощрение является тонким и сильным средством воспитания подчиненных, и его применение требует от руководителя серьезного и вдумчивого отношения.

Практика показывает, что для вынесения решения о поощрении необходимо учитывать совокупность факторов: мотивы; усилия, затраченные для достижения успеха; результаты поступка, действия; оценку работником своего профессионального достижения.

Правильная психологическая практика, используемая руководителем, формирует у работников, действующих в нормативных рамках, умение использовать творческий подход в решении практических задач. При этом, используя механизм психологических практик, важно не "поглотить" конкретного работника своим контролем и авторитетом, а стимулировать в нем самостоятельность и самостоятельную выработку методов и тактик противодействия такому серьезному явлению, как профессиональная деформация.

В то же время надо понимать, что, пока человек не приступит к работе, не проявит себя, его истинные намерения и способности узнать нельзя. Со временем даже у хороших работников и профессионалов своего дела может произойти профессиональная деформация. Вот здесь и требуется подключение к воспитательной работе непосредственного руководителя - прокурора, который обязан применить свои психологические знания для воздействия на работника с целью обеспечения его полноценного развития и функционирования.

Психологическая составляющая в работе с кадрами прокуратуры г. Астрахани основана прежде всего на том, что работники - это не просто средство в руках прокурора, а объект заботы, воспитательной работы, которая идет по следующим направлениям.

Первое - это сплочение коллектива, поскольку он не однородный. Осуществляется оно на основе традиций, честных отношений друг к другу, взаимовыручки, товарищества. Второе направление - подготовка работников к достижению целей прокурорской деятельности, основанная на четком планировании работы, постановке конкретных и выполнимых задач, постоянном контроле.

Доказано, что дисциплина работника будет находиться на высоком уровне, если вся обстановка в организации способствует этому. Напротив, даже дисциплинированный работник в обстановке общей неорганизованности и беспорядка может снижать требовательность к себе, степень ответственного отношения к делу и, расслабляясь, нарушать дисциплину и правила поведения.

В связи с этим в прокуратуре г. Астрахани нарушения исполнительской дисциплины жестко пресекаются. В подобных случаях прокурором применяются различные формы и методы воспитательного воздействия с использованием знаний психологической науки: гласный и негласный контроль, который позволяет выявить факты плохого исполнения должностных обязанностей; анализ ситуации и прогнозирование последствий по результатам деятельности; оценка и побуждение к оценке результатов своего труда, публичный обмен мнениями о возникшей ситуации между членами коллектива и т.д.

Третье направление - формирование и развитие морально-психологических основ для добросовестного несения службы, верности профессиональному долгу, Присяге, Закону, развитие правосознания, навыков, умений и привычек морально зрелого решения вопросов, обеспечивающих профилактику злоупотреблений служебным положением, нарушений законности, коррупции, формирование умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам.

Основу этого направления составляет формирование системы мотивации, т.е. понимание работниками целей прокурорской деятельности, ее высокой значимости, осознание значимости деятельности самих работников, перспектив служебного роста.

Известно, что уровень развития правовой культуры у каждого работника может служить в определенной мере характеристикой его профессионализма. Высокая правовая культура позволяет правильно воспринимать и перерабатывать правовую информацию, оценивать свои и чужие действия с точки зрения соответствия действующим законам и правилам.

В прокуратуре г. Астрахани на плановой основе осуществляется обучение и развитие работников, повышается уровень их правовой культуры и правосознания. Помимо ознакомления с изменениями действующего законодательства, изучается история российской прокуратуры. В работе используются книжные издания Генеральной прокуратуры РФ, освещающие историю прокуратуры с советских времен. Практикуется заслушивание на оперативных совещаниях выступлений молодых специалистов с информацией об истории прокуратуры.

Четвертое направление воспитательной работы - формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам, обучение этике общения, поведения при решении профессиональных задач.

Нравственное воспитание - необходимое условие и средство формирования и активизации морального фактора в деятельности органов прокуратуры. Правильно осуществляемое нравственное воспитание не только формирует моральный облик работников, но и создает ту необходимую морально-психологическую атмосферу, которая стимулирует высоконравственные поступки, регулирует поведение подчиненных, создает моральные предпосылки успешной служебной деятельности. Важной особенностью нравственного воспитания является и то, что оно базируется на образцах, моральных идеалах и авторитетах. Особенность нравственного воспитания заключается и в том, что оно является сердцевиной, основой других направлений воспитательной работы с кадрами. Практика свидетельствует о том, что при качественном, благоприятном осуществлении нравственного воспитания воздействие на подчиненных работников осуществляется легче и эффективнее.

Каждый день прокурорские работники общаются с большим количеством самых разных людей. У всех свои истории, проблемы, кто-то приходит за советом, некоторые хотят просто облегчить душу. Человек, обладающий высокими моральными убеждениями, никогда не позволит себе проявить неуважение к людям, высокомерие, эгоизм и стяжательство, злоупотребление служебным положением, недостойное поведение в быту. На примере восточной мудрости наставляем работников, что помогать людям - это очень благородно и разумно.

Перед прокурором как руководителем стоит непростая задача - дать подчиненным необходимые этические знания, сформировать у них представление о нравственных нормах и принципах, о моральном идеале личности. Для решения этих задач руководство прокуратуры применяет разнообразные формы распространения этических знаний. При этом следует отметить, что воспитательное значение имеют не только положительные примеры высоконравственного поведения работников, их принципиальности, честности и скромности, но и анализ фактов безнравственных поступков отдельных лиц. Работа в этом направлении позволяет целенаправленно воздействовать на каждого работника, психологически побуждать к высоконравственному поведению в служебной и внеслужебной деятельности.

Важно отметить, что если работника окружает обстановка взаимной требовательности, справедливости, трудолюбия, принципиальности, чуткости к людям, бескорыстной дружбы, строгого соблюдения законности, то эта среда сама побуждает к высоконравственному поведению.

Использование руководителем психологических знаний в воспитательной работе с кадрами помогает повысить мотивацию и работоспособность сотрудников, что в конечном результате при общих усилиях коллектива делает достижимыми цели прокурорской деятельности. Более того, использование психологических знаний помогает не только правильно подобрать эффективные формы и методы воспитательной работы в зависимости от ситуации, преследуемых целей, эмоционального состояния работника, но и спрогнозировать успешность их воздействия.