Мудрый Юрист

Надзор за исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта "здоровье"

Данилевский Александр Владимирович, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе.

Статья посвящена вопросам прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". Приводятся примеры практической деятельности органов прокуратуры.

Ключевые слова: приоритетный национальный проект, модернизация здравоохранения, меры прокурорского реагирования.

Supervision over implementation of legislation in the course of implementation of the national priority project "Health"

A.V. Danilevsky

The article focuses on the issues of prosecutorial supervision over observance of legislation in the course of implementation of the national priority project "Health". It gives examples of practical activities of the prosecution authorities.

Key words: national priority project, modernization of healthcare, measures of prosecutorial response.

Предусмотренные в рамках реализации приоритетных национальных проектов мероприятия направлены на системную модернизацию сложившихся в определенной сфере отношений. Не является исключением и приоритетный национальный проект "Здоровье".

В целях повышения качества и доступности медицинской помощи на протяжении нескольких лет укрепляется материально-техническая база учреждений здравоохранения, в том числе проводится строительство новых зданий, реконструкция и капитальный ремонт действующих учреждений, вводятся в эксплуатацию ранее начатые объекты, приобретается медицинское оборудование. Обеспечивается внедрение современных информационных систем в сфере здравоохранения, новых стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, и выполнение иных мероприятий.

Реализуемые в субъектах Федерации Дальневосточного федерального округа программы модернизации здравоохранения предусматривают достижение задач повышения качества и доступности медицинской помощи применительно к потребностям и особенностям каждого региона.

На мероприятия приоритетного национального проекта "Здоровье" в Дальневосточном федеральном округе только в 2013 г. было выделено свыше 5 млрд. руб., чем обусловлена особая актуальность прокурорского надзора за исполнением законов при их реализации.

Органы прокуратуры в Дальневосточном федеральном округе, систематически проводя соответствующие проверки, выявляют различные нарушения действующего законодательства. Условно их можно разделить на следующие группы.

Первая - это неисполнение требований действовавшего до 1 января 2014 г. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ) при реализации мероприятий соответствующих региональных программ.

Результаты надзорной деятельности свидетельствуют о многочисленных нарушениях предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ процедур приобретения товаров, работ, услуг. Требования Закона нарушаются на всех этапах госзакупок. Заказы размещаются вне предусмотренных процедур либо с их нарушениями, в конкурсной документации устанавливаются незаконные требования к участникам, контракты надлежащим образом не исполняются.

По каждому факту приняты меры реагирования. Наиболее активно такая работа проводилась в 2013 г. прокурорами Приморского края и Магаданской области.

В Магаданской области начальник департамента здравоохранения администрации области в связи с утверждением в нарушение требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ аукционной документации без надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта по постановлению прокурора привлечен к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 тыс. руб.

По постановлению прокурора Советского района г. Владивостока Приморского края главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ГБУЗ) "Краевой онкологический диспансер" за изменение в нарушение ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ срока исполнения государственного контракта по проведению капитального ремонта помещений диспансера привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.32 КоАП в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.

Там же по результатам рассмотрения внесенного прокурором края директору департамента государственного заказа Приморского края представления отменен протокол заседания конкурсной комиссии по рассмотрению первых частей заявок, поданных для участия в аукционе на поставку материалов для проведения неонатального скрининга наследственных болезней обмена веществ, которым в нарушение требований п. 3 ч. 4 ст. 41.8, ч. 1 ст. 41.9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ к участию в проведении аукциона допущена заявка с предложением о поставке товара, не соответствующая требованиям технического задания аукционной документации. После повторного рассмотрения эта заявка отклонена.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что приобретение современного оборудования не является гарантией его надлежащего использования, в связи с чем ко второй группе нарушений могут быть отнесены те, которые выявляются при использовании оборудования, приобретенного в рамках программ модернизации здравоохранения.

В 2013 г. во всех субъектах Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, допускались факты простоя ранее поступившего медицинского оборудования, связанные с отсутствием соответствующей подготовки у медицинского персонала, непринятием мер по устранению имеющихся неисправностей и приобретению расходных материалов, а также иными причинами, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей руководителями учреждений здравоохранения и уполномоченными ими лицами, а также об отсутствии надлежащего контроля со стороны органов государственной власти субъектов Федерации, осуществляющих реализацию государственной политики в сфере здравоохранения. Как следствие, не обеспечивается достижение целей мероприятий по модернизации здравоохранения, должная эффективность использования затраченных на приобретение оборудования бюджетных средств. По результатам рассмотрения внесенных актов реагирования обеспечено устранение нарушений.

Так, по представлению прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной области ГБУЗ "Областная больница" получена лицензия на медицинскую деятельность по клинической лабораторной диагностике, отсутствие которой было причиной простоя поступившего в 2012 г. медицинского оборудования (анализатора гемостаза и анализатора кислотноосновного равновесия крови). В настоящее время медицинское оборудование используется по назначению.

По представлению прокурора Шимановского района Амурской области в ГБУЗ "Шимановская городская больница" обеспечен ремонт двух простаивавших длительное время по причине поломки автомобилей скорой медицинской помощи. Три должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Комплексная проверка исполнения законодательства при реализации программы модернизации здравоохранения, проведенная прокуратурой Магаданской области, позволила во втором полугодии 2013 года принять меры к надлежащему использованию учреждениями здравоохранения области 32 единиц медицинского оборудования общей стоимостью более 65 млн. руб.

К третьей группе можно отнести нарушения при профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации населения, а также при проведении диспансерного (профилактического) наблюдения. Порядок, периодичность, полнота, качество проведения таких мероприятий в полном объеме не обеспечены, что не позволяет говорить о стабилизации ситуации на этом направлении и по-прежнему требует пристального внимания прокуроров.

Порядок вакцинации несовершеннолетних не соблюдался в Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Сахалинской области, где допускались случаи медицинского вмешательства без согласия родителей (иных законных представителей).

Так, по представлению прокурора Кобяйского района Республики Саха (Якутия) приняты меры к устранению таких фактов в ГБУЗ "Кобяйская центральная районная больница", три должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В Республике Саха (Якутия), Камчатском, Хабаровском, Приморском краях, Амурской области, Сахалинской области на основании принятых мер реагирования устранены нарушения порядка проведения диспансерного (профилактического) наблюдения детей первого года жизни, в том числе факты несвоевременного осмотра детей узкими специалистами, непроведения или неполного проведения их обследования.

К примеру, по результатам рассмотрения внесенного прокурором Быстринского района Камчатского края главному врачу ГБУЗ "Быстринская районная больница" представления обеспечено диспансерное наблюдение несовершеннолетних всеми необходимыми врачами.

К следующей группе могут быть отнесены допускаемые до настоящего времени нарушения, связанные с учетом, хранением и порядком оплаты родовых сертификатов.

Меры к их устранению в деятельности региональных отделений Фонда социального страхования РФ, учреждений здравоохранения приняты прокурорами Республики Саха (Якутия) и Камчатского края. Необоснованно полученные учреждениями здравоохранения денежные средства восстановлены на счетах региональных отделений Фонда социального страхования РФ.

Анализ причин и условий, способствующих совершению наиболее типичных нарушений закона при реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, свидетельствует о том, что основная их часть вызвана ненадлежащим исполнением служебных обязанностей должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, руководителями медицинских учреждений. В меньшей степени это обусловлено неправомерными действиями иных лиц.

Основные надзорные усилия органов прокуратуры направлены на исполнение требований закона органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами.

С учетом актуальности и общественной значимости рассмотренных вопросов прокурорский надзор за соблюдением законов при реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" остается одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры в Дальневосточном федеральном округе.