Мудрый Юрист

О праве выбора и изменения формы обеспечения жильем различными категориями военнослужащих в период прохождения ими военной службы

Е.Н. Трофимов, юрист, подполковник юстиции запаса.

Проведен анализ форм обеспечения жилыми помещениями военнослужащих. Отмечено, что во все времена проблема жилищного обеспечения было одной из острейших проблем всестороннего обеспечения деятельности Вооруженных Сил государства.

Ключевые слова: военнослужащие, жилищное обеспечение, формы реализации.

On the right of choice and change the shape of housing various categories of servicemen during the period of their military service

E.N. Trofimov

E.N. Trofimov, lawyer, Lieutenant Colonel of Justice stock.

The analysis of the forms of the living space soldiers. It is noted that at all times the problem of housing was one of the most acute problems of the full support of the armed forces of the state.

Key words: military, housing, forms of realization.

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих во все времена было одной из острейших проблем всестороннего обеспечения деятельности Вооруженных Сил государства. Еще с советских времен основной формой обеспечения жильем военнослужащих было предоставление им жилых помещений в натуральном виде на условиях договора социального найма. Однако с учетом того, что военная служба сопряжена с частой сменой места военной службы как самими военнослужащими, так и членами их семей, приведенная единственная форма обеспечения жильем защитников Отечества оказалась малоэффективной и не способной в целом разрешить ситуацию с обеспечением жильем всех военнослужащих.

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях <1>.

<1> Статья 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу ст. 37 (ч. 1) и ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 32 (ч. 4), ст. 71 (п. "м"), ст. 72 (п. "б" ч. 1) и ст. 114 (п. п. "д", "е") военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним <2>.

<2> См., напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=40255;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.1850840523838997.

Выполнение военнослужащими конституционно значимых функций обусловливает установление для них специальных прав, гарантий и преимуществ, в том числе в области жилищного обеспечения. Поэтому военнослужащие, обладая наравне с остальными гражданами Российской Федерации правами в области жилищного обеспечения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими жилищные отношения, наделены специальными правами, гарантиями и преимуществами в области жилищного обеспечения, вытекающими из их правового статуса.

Изменения в действующем законодательстве о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, принятые в их исполнение нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также ведомственные нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации позволили ввести новые формы обеспечения жильем военнослужащих как в период их военной службы, так и при увольнении с нее.

Основные права, гарантии и преимущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в части обеспечения жилыми помещениями определены в ст. ст. 15, 15.1, 23, 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.

Анализ приведенных правовых норм позволяет объединить все существующие формы реализации жилищных прав военнослужащих в три группы.

В первую группу можно включить формы жилищного обеспечения, реализуемые посредством предоставления жилых помещений в натуральном виде.

Во вторую группу - формы жилищного обеспечения посредством предоставления специальных прав и преимуществ.

В третью группу - формы жилищного обеспечения посредством предоставления денежных выплат и государственных ценных бумаг.

Каждая из приведенных групп предусматривает различные формы их реализации.

Так, реализация жилищных прав посредством предоставления жилых помещений в натуральном виде предусматривает следующие формы:

Реализация жилищных прав посредством предоставления соответствующих денежных выплат и государственных ценных бумаг осуществляется в следующих формах:

Реализация жилищных прав посредством предоставления специальных прав и преимуществ осуществляется в форме:

Следует отметить, что выше приведены лишь специальные формы реализации жилищных прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, прямо предусмотренные законодательством о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих. Помимо вышеприведенных форм военнослужащие вправе реализовать свои жилищные права и посредством участия в гражданско-правовых сделках (например, купли - продажи жилого помещения (жилого дома), обмена жилыми помещениями (жилыми домами), получения жилого помещения посредством заключения договора ренты и пожизненного содержания с иждивением, получения жилого помещения (жилого дома) в дар, приобретения жилого помещения по различным общегражданским ипотечным программам).

Существующие в настоящее время специальные формы обеспечения жильем не являются общедоступными для всех категорий военнослужащих. Правом выбора определенной формы обеспечения жильем обладают лишь некоторые категории военнослужащих, и то с некоторыми ограничениями или при наличии соответствующих условий. Многообразие форм обеспечения жильем, их неравноценность вызывает у военнослужащих много вопросов и ставит их перед сложным выбором. С учетом того, что в некоторых случаях право выбора формы обеспечения жильем возможно лишь единожды, такой выбор оказывается жизненно важным, так как выбранная форма обеспечения жильем может оказаться либо выгодной, либо невыгодной для конкретного военнослужащего.

В зависимости от широты и полноты жилищных прав, в том числе в части выбора и изменения формы обеспечения жильем, на условиях и в порядке, определенных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", можно выделить следующие категории военнослужащих:

1. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву

Военнослужащие указанной категории на период военной службы размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов (п. 11 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). При этом п. 168 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, кроме находящихся на кораблях, размещаются в казармах. К указанной категории военнослужащих можно отнести также курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения ими контрактов о прохождении военной службы.

Для данной категории военнослужащих абз. 2 п. 11 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что за ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу, и они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

2. Военнослужащие - иностранные граждане

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предусмотрено, что прохождение военной службы может осуществляться иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. При этом лица указанной категории, имея статус военнослужащих, устанавливаемый Федеральным законом, ограничены в реализации жилищных прав. Такое ограничение обусловлено положениями ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой жилые помещения по договору социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках), следовательно, у них отсутствуют иные специальные права для реализации жилищных прав. При этом они не ограничены в праве приобретения жилого помещения на основании заключаемых ими гражданско-правовых сделок. Однако приобретение ими жилых помещений посредством заключения гражданско-правовых сделок может в последующем, после приобретения гражданства Российской Федерации, вовсе лишить их права на получение жилых помещений на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", ввиду их обеспеченности жильем.

3. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие:

  1. лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание;
  2. офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 г.;
  3. прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание;
  4. сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы;
  5. лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание;
  6. лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание;
  7. военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание;
  8. военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание.

Указанные военнослужащие не имеют альтернативы в выборе формы обеспечения жильем и реализуют свои жилищные права исключительно путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

У лиц, чье участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих основано на личном желании, есть право выбора формы обеспечения жильем. К таким лицам относятся:

Указанные военнослужащие могут реализовать свои жилищные права в порядке и на условиях, предусмотренных для военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями в установленных для этой категории военнослужащих формах, либо по желанию стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Но следует иметь в виду, что, став участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, такие военнослужащие в последующем не могут реализовать свои жилищные права в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" в иной форме, кроме как путем совершения гражданско-правовых сделок, а также участия в общегражданских программах жилищного обеспечения.

4. Военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

Следует отметить, что за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Из содержания вышеприведенной правовой нормы следует, что военнослужащие указанной категории на весь срок военной службы могут обеспечиваться лишь служебными жилыми помещениями. При этом данные военнослужащие в период прохождения военной службы могут реализовать жилищные права посредством:

Военнослужащие указанной выше категории, имея право на реализацию жилищных прав в нескольких формах, в отличие от приведенных выше первых трех категорий военнослужащих, не имеющих альтернативных форм обеспечения жильем, обладают также и правом выбора той или иной формы реализации жилищных прав. Однако это зависит не только от воли самого военнослужащего, но и от возможностей органов (учреждений), на которые возложена обязанность по обеспечению указанной категории военнослужащих жильем.

Одна из вышеприведенных форм реализации жилищных прав военнослужащих - предоставление жилых помещений в арендуемых жилых помещениях - практически "не работает". Возможность предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях зависит от наличия таковых.

Получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, зависит не только от желания самого военнослужащего реализовать свои жилищные права именно в такой форме, но и от определенных условий.

Так, в соответствии с Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, условием получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений рассматриваемой категорией военнослужащих является признание их нуждающимися в получении служебного жилого помещения по месту военной службы и их необеспеченность служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитиях по месту военной службы.

Таким образом, в случае обеспечения по месту военной службы служебным жилым помещением или же жилым помещением в общежитии указанные военнослужащие уже не могут претендовать на реализацию жилищных прав в форме получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Реализация же жилищных прав посредством вступления по желанию военнослужащего в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или получения земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов может в последующем, после наступления соответствующих условий, лишить военнослужащего права на получение жилого помещения для постоянного проживания на условиях и в порядке, определенных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Жилищные права военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, становятся гораздо шире при достижении ими общей продолжительности военной службы 20 лет и более и при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. При возникновении указанных условий военнослужащие этой категории приобретают право реализации жилищных прав в иных формах, а именно:

Необходимо отметить, что если рассматриваемые военнослужащие ранее посредством вступления в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или получения земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов приобрели (построили) жилые помещения (жилой дом), то возможность получения жилищной субсидии, жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно становится достаточно проблематичной.

Так, если военнослужащий стал собственником жилого помещения (жилого дома) посредством вступления в жилищно-строительный (жилищный) кооператив, то его право на получение жилищной субсидии, жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно по избранному им постоянному месту жительства зависит от того, какова общая площадь приобретенного (построенного) жилого помещения (жилого дома). Лишь в том случае, если общая площадь приобретенного (построенного) жилого помещения (жилого дома) будет менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в избранном военнослужащим постоянном месте жительства, он может рассчитывать на получение жилищной субсидии, жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно с учетом имеющегося в собственности жилого помещения (жилого дома) <3>. Право военнослужащего на получение жилищной субсидии, жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно по избранному им постоянному месту жительства подлежит оценке в вышеуказанном порядке также в случае, если военнослужащий стал собственником жилого помещения в результате совершения гражданско-правовой сделки.

<3> Более подробно см.: Трофимов Е.Н. Значение учетной нормы площади жилого помещения при оценке права военнослужащего на получение жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 12. С. 37 - 43.

Получение же военнослужащим земельного участка для строительства индивидуального жилого дома от органа государственной власти или органа местного самоуправления в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в целях реализации жилищных прав в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для снятия такого военнослужащего с учета нуждающихся в получении жилья, следовательно, исключает всякую возможность реализовать жилищные права в иной форме <4>.

<4> Более подробно см.: Трофимов Е.Н. О некоторых вопросах, связанных с применением пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении военнослужащих, имеющих земельные участки, в том числе для жилищного строительства // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 6. С. 36 - 42.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие рассматриваемой категории, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при перемене места жительства могут реализовать жилищные права также путем получения государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Из смысла п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" следует, что военнослужащие рассматриваемой категории имеют право на получение государственного жилищного сертификата лишь в случае признания их нуждающимися в получении жилого помещения:

В случае увольнения военнослужащего по иным основаниям и (или) при иной общей продолжительности военной службы в календарном исчислении такие военнослужащие не могут получить государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения.

Если военнослужащий пожелал получить государственный жилищный сертификат, получил его и реализовал (приобрел жилое помещение), то считается, что он реализовал свои жилищные права в избранной им форме, и в последующем даже при повторном поступлении на военную службу по контракту (продолжении военной службы) он лишается права на получение другого жилого помещения в иной форме в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Такой военнослужащий может улучшить свои жилищные условия лишь путем совершения гражданско-правовых сделок.

В соответствии с абз. 4 п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, участие в подпрограмме добровольное, а потому никто не вправе обязать военнослужащего реализовать свои жилищные права исключительно посредством получения государственного жилищного сертификата. Поэтому в случае, когда военнослужащий, обладающий правом выбора формы обеспечения жильем, пожелал получить государственный жилищный сертификат, а в последующем от его получения отказался или же вернул его по тем или иным причинам, за ним сохраняется право нахождения в списках нуждающихся в получении жилого помещения и право на реализацию своих жилищных прав в иных формах, в том числе посредством получения жилищной субсидии, получения жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.

При этом, в случае отказа от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в случае пожелания изменить ранее избранное место жительства, военнослужащие рассматриваемой категории теряют право выбора формы обеспечения жильем и им предоставляется жилищная субсидия (п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). При указанных обстоятельствах военнослужащий теряет право выбора формы обеспечения жильем.

5. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования).

Военнослужащие данной категории обладают самым широким кругом специальных жилищных прав, в том числе самым широким правом выбора и изменения формы обеспечения жильем.

Указанные военнослужащие в период прохождения военной службы могут реализовать свои жилищные права в следующих формах:

При увольнении с военной службы и при наличии соответствующих оснований и условий военнослужащие указанной категории имеют право также на получение государственного жилищного сертификата.

Основания и условия реализации жилищных прав в вышеуказанных формах названными военнослужащими идентичны тем, которые существуют для категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, однако реализация ими жилищных прав в некоторых формах имеет свои особенности.

Так, у военнослужащих данной категории отсутствуют какие-либо отличия в порядке и условиях реализации жилищных прав по сравнению с категорией военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, при реализации этих прав в форме:

В соответствии с действующим законодательством военнослужащие рассматриваемой категории обладают определенными преимуществами перед иными категориями военнослужащих. Так, еще в период прохождения военной службы такие военнослужащие имеют право на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, получение жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.

Следует отметить, что согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилые помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно могут быть получены указанными военнослужащими лишь по месту военной службы. При этом на полученную жилищную субсидию такой военнослужащий может приобрести жилое помещение не только по месту военной службы, но и в любом населенном пункте как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Какого-либо запрета в части, касающейся места нахождения приобретаемого жилого помещения, действующее законодательство не содержит. Единственное ограничение в отношении использования жилищной субсидии содержится в абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", где указывается, что жилищная субсидия может быть использована военнослужащими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. При этом какого-либо механизма контроля за целевым использованием полученной военнослужащим жилищной субсидии действующим законодательством не установлено, не установлено и каких-либо санкций за нецелевое использование полученной жилищной субсидии, что вполне допускает возможность использования поступивших на счет военнослужащего денежных средств не только на покупку жилья, но и на иные цели.

Приобретая на полученную жилищную субсидию жилое помещение в населенном пункте, отличном от места прохождения военной службы, указанные военнослужащие сохраняют по месту военной службы право на получение жилых помещений в общежитиях, служебных жилых помещений, получение для временного проживания арендуемых воинскими частями жилых помещений, а также получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

При увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более военнослужащие рассматриваемой категории могут получить жилые помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно и по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (п. 14 ст. 15 данного Закона). Получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месте жительства в порядке и на условиях, предусмотренных п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", возможно также и при наличии у военнослужащего жилого помещения по договору социального найма по месту военной службы, в том числе и по установленным нормам. В этом случае имеющееся по месту военной службы жилое помещение сдается квартирным органам Министерства обороны Российской Федерации в установленном порядке <5> при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

<5> Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 г. N 1133.

На основании изложенного следует прийти к выводу о том, что избрание или изменение формы обеспечения жильем военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования) до 1 января 1998 г., является исключительной прерогативой указанных военнослужащих, и это их право не может быть кем-либо ограничено, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Такие ограничения установлены п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Они распространяются в том числе и на военнослужащих рассматриваемой категории.