Мудрый Юрист

Правовое и техническое обеспечение деятельности военных судов по противодействию терроризму на территории Российской Федерации

И.И. Исраилов, судья Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда, кандидат юридических наук.

В данной статье рассмотрена проблема, возникающая при рассмотрении военным судом уголовных дел террористической направленности. Особое внимание в работе автор обращает на обеспечение безопасности участников процесса. Автором предложены конкретные меры, позволяющие обеспечить безопасное рассмотрение уголовных дел террористической направленности.

Ключевые слова: уголовные дела террористической направленности, противодействие терроризму, обеспечение личной безопасности участников процесса, судебное заседание.

Legal and technical support of the military courts to counter terrorism in the Russian Federation

I.I. Israilov

Israilov I.I., Judge of the Rostov-on-Don Garrison Military Court, Candidate of Law.

This article describes a problem that occurs when considering military court criminal cases of terrorist orientation. Special attention the author pays to ensure the safety of participants in the process. The author suggests specific measures to secure the consideration of criminal cases by a terrorist.

Key words: criminal proceedings terrorist, counterterrorism, ensuring the personal safety of the participants during the court session.

Терроризм является одной из опаснейших глобальных проблем современности и создает серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Наша страна столкнулась с наиболее агрессивными его проявлениями. Терроризм направлен на дестабилизацию государственных режимов и представляет собой особый вид насилия, в современных условиях тесно связан с деятельностью организованных преступных формирований, его сфера влияния распространяется на разные общественные отношения и государственные интересы, которые, безусловно, требуют защиты.

Противодействие терроризму является одной из главных задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Государственная политика нацелена на борьбу с этим злом в различных его проявлениях, предотвращение и разрешение тех конфликтов, которые могут спровоцировать террористическую деятельность.

Значимость террористических проявлений и резонанса влияния на государственные устои Российской Федерации очень велика, в связи с чем правоохранительными органами Российской Федерации предприняты адекватные меры в целях снижения террористической активности и проводятся мероприятия упреждающего характера. Для этого создавались антитеррористические комитеты, были увеличены подразделения, занимающиеся этой проблемой, заключены многочисленные международные соглашения в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Законодательство в условиях значительной криминализации общества и его структур не может не отражать особенности противодействия уголовному преследованию и наказанию разных категорий преступников.

Большинство преступников осуществляют такое противодействие при пресечении преступлений, в рамках конкретных уголовных дел, воздействуя на отдельных лиц, другие - оказывая влияние на антикриминальную и, в частности, уголовную политику. Еще одна категория - это преимущественно лидеры организованной преступности, субъекты организованной экономической преступности, преступности в сфере политики, социальной сфере, духовной сфере, имеющие те или иные рычаги политического влияния.

В рамках настоящей статьи освещаются проблемные вопросы рассмотрения военными судами уголовных дел террористической направленности и особенности организации уголовного процесса при рассмотрении данной категории дел.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 346-ФЗ в ч. 6 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации внесены изменения, и в связи с этим к подсудности окружных (флотских) военных судов отнесены уголовные дела о преступлениях террористической направленности. К ним, в частности, относятся: террористический акт, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования, насильственный захват власти, вооруженный мятеж и т.д., совершенные гражданскими лицами.

Статья 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вышеназванным Федеральным законом дополнена ч. ч. 4 - 7, согласно которым по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя уголовное дело хотя бы об одном из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 211, 277 - 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц, по решению Верховного Суда Российской Федерации может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления.

В мире сформировался устойчивый комплекс мер по борьбе с международным терроризмом, включающий в себя меры политического, международно-правового, военного и специального характера, меры по пресечению финансирования террористических организаций, а также меры несилового характера.

В связи с изложенным важнейшей составляющей выступают общегосударственные системы борьбы с терроризмом, в которых в определенном синтезе нашли свое отражение подходы к пониманию противодействия этому явлению. В Российской Федерации основы противодействия терроризму были заложены в середине 90-х гг. XX в., а в настоящее время сложилась его стройная система.

Как мы знаем, на территориях Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, в том числе республик Северного Кавказа, отмечена активность радикальных экстремистских группировок.

Уголовные дела террористической направленности по решению Верховного Суда Российской Федерации передаются для рассмотрения в военный суд, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

В Северо-Кавказском окружном военном суде уже рассмотрено 11 уголовных дел данной категории, в том числе одно уголовное дело с участием присяжных заседателей, с назначением наказания в виде пожизненного лишения свободы.

Так, одно из дел, рассмотренных данным судом, - дело в отношении Битохова и других, которые являлись приверженцами радикального религиозного течения в исламе и членами одного "джамаата", "амиром", т.е. руководителем, которого являлся Битохов. Участники данной террористической группы совершили ряд тяжких и особо тяжких преступлений, направленных на дестабилизацию общественно-политической обстановки в Кабардино-Балкарской Республике с последующим насильственным изменением конституционного строя и нарушением территориальной целостности государства путем отторжения Кабардино-Балкарской Республики от Российской Федерации и образования на ее территории исламского государства с шариатской формой правления.

При этом один из участников банды, Исаков, являлся военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, имел доступ к вооружению, по разработанному руководителем банды Битоховым плану приобретал боеприпасы к огнестрельному оружию и взрывные устройства для вооружения ее членов, снабжал их литературой, содержащей информацию о правилах обращения с огнестрельным оружием и его использования, представлял членам банды документы с данными о расположении постов на территории воинской части, о количестве вооружения и наименовании техники на территории части, о местах жительства лиц командования воинской части, их анкетных данных и номерах телефонов. Указанные сведения использовались для подготовки и совершения нападения на воинскую часть в целях хищения оружия.

На момент рассмотрения судом вышеуказанного уголовного дела около здания Северо-Кавказского окружного военного суда скапливалось большое количество людей (друзей, родственников подсудимых), заинтересованных в срыве данного процесса. Имелись случаи, когда на свидетелей или иных участников процесса оказывалось давление с целью воспрепятствовать производству по делу.

В практике известны случаи покушения на жизнь судей, рассматривающих уголовные дела террористической направленности. Террористы и в ходе судебных заседаний пытаются оказать психологическое давление на секретарей судебного заседания, которые находятся в тесном контакте с ними в период рассмотрения дела судом. Такое давление оказывается путем установления, прежде всего, диалога с секретарем, после чего по известным методам вербовки через клетку передаются рукописные тексты исламского толка.

При рассмотрении уголовных дел с присяжными заседателями возникают некоторые трудности, связанные с низкой явкой кандидатов в присяжные заседатели по вызовам в суд.

Обеспечение личной безопасности присяжных заседателей, их медицинского обслуживания, недопущения возможного влияния на присяжных с целью склонить их к принятию выгодного сторонам решения по окончании судебного разбирательства законодательно не урегулировано. В настоящее время существует лишь один метод их защиты - государственная защита силами МВД России. Такая защита присяжных заседателей осуществляется по отдельным делам и в порядке исключения.

Территориальная подсудность рассмотрения уголовных дел террористической направленности изменена для обеспечения безопасности участников уголовного процесса. Однако обеспечение этой безопасности невозможно лишь путем изменения места рассмотрения уголовного дела, поскольку при рассмотрении уголовных дел данной категории возникает ряд трудностей, связанных с проведением такого процесса.

Для создания условий, позволяющих рассматривать уголовные дела террористической направленности, необходимо принятие комплекса мер. Такие меры должны обеспечиваться совместно с ФСБ России, МВД России, ФССП России, ФСИН России, прокуратурой в целях обеспечения безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества в порядке, определенном Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ; обеспечения судей служебным оружием в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1575.

Совместно с органами МВД России по Ростовской области и Липецкой области, а также с ФГУП "Связь-безопасность" проведен эксперимент по обеспечению судей персональным мобильным устройством тревожной сигнализации. В приоритетном порядке меры по обеспечению судей мобильными устройствами тревожной сигнализации, действующими вне зданий судов, осуществлялись в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах.

При нахождении в здании суда судьи должны обеспечиваться техническими средствами защиты. Кабинеты судей должны быть оборудованы кнопками тревожной сигнализации для экстренного вызова судебных приставов и сотрудников органов внутренних дел. Необходимо обеспечение судей техническими средствами защиты при нахождении их вне здания суда.

Правильное, объективное и всестороннее рассмотрение уголовных дел террористической направленности является крайне важным условием противодействия террористической деятельности, а для достижения этой цели необходимо создать безопасные условия рассмотрения таких дел. Представляется, что для достижения этой цели, прежде всего, необходимо осуществление следующих мероприятий.

Перед проведением судебного процесса по уголовному делу террористической направленности представляется необходимым разработать план расстановки сил ФСБ России, МВД России, МЧС России, ФССП России и схему блокирования района в дни проведения судебного процесса. На случай вооруженного нападения и возникновения иных чрезвычайных ситуаций здание суда должно быть блокировано. Сотрудники каждого ведомства тщательным образом должны отрабатывать подготовительные мероприятия. Работники ведомств должны проводить оперативные мероприятия, направленные на установление и разработку лиц, заинтересованных в срыве проведения судебного процесса или проведении акций, направленных на возникновение чрезвычайных ситуаций в здании суда и на прилегающей территории, лиц, ранее судимых, лиц, находящихся в розыске, которые могут временно или постоянно проживать в жилых зданиях, стоящих вблизи от здания суда. Очень важно разрабатывать маршрут движения, определять точки, с которых возможны попытки проникновения в здание суда или проведение дестабилизирующих акций, а также отрабатывать расстановку сотрудников, обеспечивающих безопасность внешнего периметра. Необходимо отработать маршрут движения колонны от изолятора временного содержания подсудимых до здания суда, места возможного возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок выгрузки и погрузки спецконтингента. Перед каждым судебным заседанием здание суда должно подвергаться комплексной проверке на предмет технической укрепленности. Сотрудники конвойного подразделения, специального подразделения МВД России и судебные приставы при выгрузке спецконтингента должны расставляться по специально разработанной схеме, контролировать сопровождение спецконтингента в зал судебного заседания и проведение самого судебного процесса. Автотранспорт судей, рассматривающих уголовные дела данной категории, должен находиться под охраной и быть изолированным от свободного доступа посторонних. Пропуск граждан в здание суда должен осуществляться по специально разработанному порядку.

Проведение указанных мероприятий является гарантией безопасности участников процесса, для обеспечения которой и были внесены изменения в ст. 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.