Мудрый Юрист

О судебной практике об оспаривании действий военных комиссариатов, связанных с отказом гражданам, пребывающим в запасе, в повторном медицинском освидетельствовании

А.В. Ефремов, начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение). Несмотря на относительно короткий срок действия данного нормативного правового акта, отдельные его положения вызывают сложности у правоприменителей, в том числе работников военных комиссариатов.

Одним из актуальных остается вопрос о повторном освидетельствовании граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе и зачисленных в запас.

Так, гражданин А., признанный ограниченно годным к военной службе и зачисленный в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании абз. 3 п. 58.2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации 2003 г. N 206, недействующим как противоречащего абз. 2 п. 25 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение об экспертизе), ст. ст. 8, 9 и 9.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (далее - Положение о службе). Заявитель ссылается на то, что при поступлении на службу в органы уголовно-исполнительной системы он не был направлен на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию при указанных органах, а военные комиссариаты отказывают в повторном освидетельствовании, не учитывая, что в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии.

Гражданин А. считает, что оспариваемая в части норма нарушает его право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и право на равный доступ к государственной службе.

Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях на заявление указало, что абз. 3 п. 58.2 Инструкции не противоречит федеральному законодательству, не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку он, как лицо, ранее признанное ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, в силу п. 85 Положения об экспертизе может быть освидетельствован в военно-врачебных комиссиях комиссариатов Российской Федерации и отделов военных комиссариатов.

Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении указанного дела сформулировал следующую правовую позицию: исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 1 и 2 ст. 58 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы.

Названный Федеральный закон также закрепляет, что военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью). Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 61 указанного выше Федерального закона).

Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 4 июля 2013 г. N 565 утвердило Положение об экспертизе. Согласно его п. п. 1 и 2 военно-врачебная экспертиза проводится, в частности, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), в которых для реализации этих целей создаются военно-врачебные комиссии.

Таким образом, годность к службе по состоянию здоровья кандидата как условие приема на службу в уголовно-исполнительную систему, установленное Федеральным законом, должна быть определена военно-врачебной комиссией в порядке, предусмотренном Положением об экспертизе.

Пункт 69 Положения об экспертизе предусматривает, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).

В силу подп. "а" п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 52 названного Федерального закона гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением об экспертизе.

Раздел VI Положения об экспертизе устанавливает, что освидетельствование и обследование граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, организуют федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, согласно п. 84 названного Положения могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.

Пунктом 85 Положения об экспертизе определено, что организация освидетельствования не являющихся военнослужащими граждан, ранее признанных ограничено годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации или отделы военных комиссариатов <1>.

<1> Решение Верховного Суда Российской Федерации "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 58.2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 26.08.2003 N 206" от 28 мая 2014 N АКПИ14-289.

В настоящее время и правоприменительная практика судов второй инстанции, как правило, складывается не в пользу военных комиссариатов. Так, например, читатели журнала могут более подробно ознакомиться с Апелляционным определением Иркутского областного суда от 14 марта 2014 г. по делу N 33-2033/2014 <2>, а также с Апелляционным определением Кировского областного суда от 16 января 2014 г. по делу N 33-29 <3>, в которых указано, что требования граждан о признании неправомерными отказов военных комиссариатов в прохождении повторного медицинского освидетельствования и обязании обеспечить прохождение повторного медицинского освидетельствования были удовлетворены правомерно, так как действующее законодательство не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

<2> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=828250.
<3> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=811276.

Далее автор предлагает читателям ознакомиться с Апелляционным определением Ростовского областного суда от 17 апреля 2014 г. по гражданскому делу N 33-5207/2014, в котором судебная коллегия по гражданским делам, отменяя решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 января 2014 г., указала следующее.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в Положении о военно-врачебной экспертизе указан исчерпывающий перечень граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которых может быть проведено медицинское освидетельствование. Граждан, признанных ограниченно годными к военной службе, к которым относится заявитель Л., в этом перечне нет, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что заявитель не вправе требовать проведения медицинского освидетельствования военным комиссариатом.

Суд указал, что изменение в состоянии здоровья лица, признанного ограниченно годным к военной службе, не является основанием для повторного прохождения медицинского освидетельствования и для призыва на военную службу на общих основаниях, поэтому Л., признанный ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачисленный в связи с этим в запас, не подлежит повторному медицинскому освидетельствованию в силу закона. С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 5.1, 23, 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Положением о военно-врачебной экспертизе, суд пришел к выводу о том, что действия военного комиссара Ростовской области основаны на законе, осуществлены в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий, права и свободы заявителя указанными действиями не нарушены, и отказал в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе Л. просит решение отменить, указывая на то, что он был согласен с решением призывной комиссии до тех пор, пока не произошли значительные изменения в состоянии его здоровья в связи с проведенным медицинским лечением в ортопедическом отделении МЛПУЗ "Городская больница N 1 им. Н.А. Семашко". При этом заявитель ссылается на то, что право гражданина, в том числе не проходившего военную службу и пребывающего в запасе, пройти повторное медицинское освидетельствование в случае улучшения состояния здоровья закреплено в п. 39 Положения о военно-врачебной экспертизе. По мнению апеллянта, нахождение его в запасе не препятствует решению вопроса о годности гражданина Российской Федерации призывного возраста к военной службе.

На апелляционную жалобу военным комиссариатом поданы возражения, которые приобщены к материалам дела. По правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления. Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из содержания гл. 25 ГПК РФ следует, что для признания незаконными решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия постановления, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушения такими постановлением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. В данном случае заявитель оспаривает бездействие военного комиссара, выразившееся в неорганизации повторного медицинского освидетельствования.

На момент рассмотрения обращения Л. об организации его повторного медицинского освидетельствования действовало Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123. Согласно п. 2 этого Положения для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии. В соответствии с п. 4 названного Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных указанным Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

В силу п. 9 названного выше Положения контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) либо по инициативе специалистов военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии). Согласно п. 39 (разд. VI) указанного Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, признанные не годными к военной службе, в случае если в результате их обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения ранее установленный им диагноз заболевания изменен или они признаны здоровыми, могут быть освидетельствованы повторно.

В соответствии с действующим с 1 января 2014 г. Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми (п. 84). Обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуются и проводятся в порядке, определенном п. п. 50 - 67 данного Положения. Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов (п. 85).

Таким образом, действующее законодательство не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. Ссылки военного комиссариата на отсутствие оснований для проведения повторного медицинского освидетельствования, которое, согласно п. 39 Положения о военно-врачебной экспертизе от 25 февраля 2003 г., проводится только в отношении лиц, признанных не годными к военной службе, а в отношении лиц, признанных ограниченно годными к военной службе, проведения повторного медицинского освидетельствования не предусмотрено, основано на неправильном системном применении норм материального права. Исключение правового положения, обязывающего проводить раз в три года медицинское освидетельствование граждан, признанных при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленных в запас, до достижения ими 27-летнего возраста (абз. 1 п. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе от 25 февраля 2003 г.), не означает введения запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, признанных ограниченно годными к военной службе.

Признавая утратившим силу абз. 1 п. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе, предусматривавший обязательное периодическое медицинское освидетельствование граждан, признанных ограниченно годными к военной службе и зачисленных в связи с этим в запас, законодатель исходил из нецелесообразности проведения повторного освидетельствования, необходимость в котором не подтверждена объективными данными, что, в свою очередь, не исключает возможности проведения повторного медицинского освидетельствования гражданина при наличии достаточных к этому оснований.

Поскольку положения ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" во взаимосвязи с нормами п. п. 9, 39 ранее действовавшего Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, п. п. 84, 85 действующего с 1 января 2014 г. Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, предусматривают право граждан, признанных ограниченно годными к военной службе, на прохождение медицинского освидетельствования повторно, то вывод суда о законности отказа в проведении такого освидетельствования нельзя признать соответствующим закону и обоснованным. Кроме того, отказ в повторном освидетельствовании нарушает право заявителя на прохождение военной службы по контракту. При таком положении обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения - об удовлетворении требований Л.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 января 2014 г. отменить. Принять по делу новое решение, которым признать незаконным бездействие военного комиссара Ростовской области, выразившееся в неорганизации повторного медицинского освидетельствования Л., и обязать военного комиссара Ростовской области организовать повторное медицинское освидетельствование Л. <4>

<4> URL: https://rospravosudie.com/court-rostovskij-oblastnoj-sud-rostovskaya-oblast-s/act-452235045/.