Мудрый Юрист

Организация судебной власти в литовской республике

Г.Т. Ермошин, профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия.

Статья является результатом анализа законодательства о судебной власти в Литовской Республике, являющегося частью исследования судебной власти в государствах Балтии, возникших на постсоветском пространстве после развала СССР.

Ключевые слова: Литовская Республика, суд, суд в Литовской Республике, Закон "О судах", законодательство о судебной власти, суд в странах Балтии.

Organization of the judiciary in the Republic of Lithuania

G.T. Ermoshin

G.T. Ermoshin, professor of the department of judicial and law enforcement affairs of the Russian Academy of justice.

The article is the result of analysis of the legislation on the judiciary in the Republic of Lithuania, which is part of the study of the judiciary in the Baltic States, which emerged in the post-Soviet space after the collapse of the USSR.

Key words: Republic of Lithuania, the court, the court in the Republic of Lithuania, the Law On courts, law on judicial power, the court in the Baltic States.

Судебная система Литовской Республики как постсоветского государства претерпела несколько реформаций. Первый формат судебной власти был установлен Законом Литовской Республики "О судебном устройстве и статусе судьи от 31.10.1990, который действовал вплоть до 31.12.1994. В институциональном отношении данный Закон, по сути, не реформировал судебную систему - она оставалась, как и в Литовской Советской Социалистической Республике, двучленной, т.е. состоящей из участковых судов и Верховного Суда. Наряду с этими судами действовал государственный арбитраж, на базе которого в соответствии с Законом "О хозяйственном суде" от 12 апреля 1994 г. был учрежден и некоторое время действовал Хозяйственный суд, упраздненный 1 сентября 1998 г. В 1994 году Сейм Литовской Республики принимает новый Закон "О судах" от 31 мая 1994 г., вступивший в силу 1 января 1995 г. На основе Закона Литовской Республики от 14 января 1999 г. об учреждении административных судов с 1 мая 1999 г. начала действовать двухзвенная система административных судов <1>.

<1> Подробнее об этом этапе развития судебной власти в Литовской Республике см.: Витаус Некрошюс. Реформа судебной власти в Литовской Республике: основные результаты и перспективы // Сборник докладов "Международное сотрудничество в нотариальной и судебной сфере". Материалы международной научно-практической конференции "Сравнительное правоведение и проблемы современного правоведения". Екатеринбург, 2005.

В настоящее время правовое регулирование организации деятельности органов судебной власти и статуса судьи в Литовской Республике осуществляют Конституция Литовской Республики от 25 октября 1992 г. <2>, Закон Литовской Республики от 31 мая 1994 г. "О судах" в новой редакции от 24 января 2002 г., с последующими изменениями и дополнениями <3>, и другие законы.

<2> Конституция Литовской Республики. LIETUVOS RESPUBLIKOS KONSTITUCIJA // Опубликована на сайте Конституционного суда Литовской Республики: http://www.lrkt.lt/Konstitucija.html.
<3> Закон Литовской Республики "О судах" в редакции Закона от 14 мая 2013 г. N XII-295. LIETUVOS RESPUBLIKOS T E I S M // Закон опубликован ("Официальный вестник"), 1994, Nr. 46-851; , 01.06.2013 N 57-2839.

Конституцией Литовской Республики (Глава IX "Суд") установлено, что суды в Литовской Республике - это Верховный суд Литвы, Апелляционный суд Литвы, окружные и участковые суды. Для рассмотрения дел по административным, трудовым, семейным делам и по делам других категорий в соответствии с законом могут быть учреждены специализированные суды. Суды с особыми полномочиями в мирное время в Литовской Республике не могут учреждаться. Регулированию организации и деятельности Конституционного суда Литовской Республики посвящена отдельная глава VIII "Конституционный суд". Ст. 12 "Судебная система Литовской Республики и создание судов" Закона Литовской Республики "О судах" определила, что единую судебную систему Литовской Республики составляют суды общей компетенции <4> и специализированные суды <5>. Это дает основания полагать, что Конституция Литовской Республики и литовское законодательство не относит Конституционный суд Литовской Республики к судебной системе Литовской Республики.

<4> Пунктом 3 ст. 12 Закона "О судах" к судам общей компетенции отнесены Верховный суд Литвы, Апелляционный суд Литвы, окружные и участковые суды.
<5> Пунктом 4 ст. 12 Закона "О судах" к специализированным судам отнесены Высший административный суд Литвы и окружные административные суды.

Действие Верховного суда Литвы, Апелляционного суда Литвы и Высшего административного суда Литвы распространяется на всей территории Литовской Республики. Суды реорганизуются или ликвидируются только законом. Суд не может быть реорганизован или ликвидирован, если отнесенные к его компетенции функции по осуществлению правосудия не были переданы в юрисдикцию другого суда. Любой суд является юридическим лицом и имеет печать с изображением государственного герба Литвы.

Суды общей компетенции

Верховный суд Литвы, окружные и участковые суды являются судами общей компетенции, рассматривающими гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях, Апелляционный суд Литвы является судом общей компетенции, рассматривающим гражданские и уголовные дела. Суд общей компетенции при рассмотрении гражданского дела одновременно может принять решение и относительно законности индивидуального административного акта.

Участковый суд

Участковый суд является судом первой инстанции по гражданским делам, отнесенным законодательством к его компетенции; по уголовным делам, отнесенным законодательством к его компетенции; по делам об административных правонарушениях; по делам, связанным с исполнением решений и приговоров.

В установленных законодательством случаях судьи участкового суда исполняют функции судьи досудебного расследования, исполнительного судьи, а также иные функции, отнесенные законодательством к компетенции участкового суда.

Окружной суд

Окружной суд является: первой инстанцией по гражданским и уголовным делам, отнесенным законодательством к его компетенции; апелляционной инстанцией в отношении решений, приговоров, определений, постановлений и приказов участковых судов, а также выполняет другие функции, отнесенные законодательством к его компетенции. В окружном суде имеются отдел по гражданским делам и отдел по уголовным делам. Судьи в отдел по гражданским делам и в отдел по уголовным делам окружного суда назначаются председателем окружного суда с учетом трудовой нагрузки судей в отделах.

Апелляционный суд Литвы

Апелляционный суд: является апелляционной инстанцией в отношении решений, приговоров, определений, постановлений и приказов окружных судов; рассматривает ходатайства относительно признания и выполнения решений иностранных и международных судов и арбитражей в Литовской Республике, а также выполняет другие функции, отнесенные законодательством к его компетенции. В Апелляционном суде имеются отдел по гражданским делам и отдел по уголовным делам. Судьи в отдел по гражданским делам и в отдел по уголовным делам Апелляционного суда назначаются председателем Апелляционного суда с учетом трудовой нагрузки судей в отделах.

Местопребывание Апелляционного суда находится в столице Литовской Республики Вильнюсе.

Верховный суд Литвы

Верховный суд является единственным судом кассационной инстанции для пересмотра вступивших в законную силу решений, приговоров, определений, постановлений (за исключением постановлений по делам об административных правонарушениях) и приказов судов общей компетенции. Верховный суд рассматривает ходатайства о возобновлении производства по закрытым делам об административных правонарушениях.

Верховный суд формирует единообразную практику судов общей компетенции в части толкования и применения законов и иных правовых актов. С этой целью Верховный суд оглашает определения пленарных сессий отделов, а также определения коллегий в составе трех судей и расширенных коллегий в составе семи судей, оглашение которых было одобрено большинством судей соответствующего отдела; анализирует судебную практику по вопросам применения законов и иных правовых актов, а также дает разъяснения рекомендательного характера; может консультировать судей по вопросам толкования и применения законов и иных правовых актов: выполняет другие функции, отнесенные законодательством к его компетенции.

Разъяснения по применению законов и иных правовых актов, имеющиеся в опубликованных в бюллетене Верховного суда "Судебная практика" определениях, учитываются судами, государственными и другими органами, а также иными лицами при применении тех же законов и иных правовых актов;

Верховный суд, исходя из разъяснений судебных органов Европейского союза, анализирует и обобщает практику судов общей компетенции по вопросам применения правовых норм Европейского союза, а также дает рекомендации относительно сотрудничества судов Литвы общей компетенции и судебных органов Европейского союза при обеспечении единообразного толкования и применения правовых актов Европейского союза в Литовской Республике.

В Верховном суде имеются отдел по гражданским делам и отдел по уголовным делам. Судьи в отдел по гражданским делам и в отдел по уголовным делам Верховного суда назначаются председателем Верховного суда с учетом трудовой нагрузки судей в отделах. В Верховном суде образуется Сенат Верховного суда.

Верховный суд издает бюллетень "Судебная практика", в котором публикуются определения и рекомендации Верховного суда; утвержденные Сенатом обзоры обобщения судебной практики применения законов и иных правовых актов при рассмотрении отдельных категорий дел и разъяснения рекомендательного характера, иные материалы, необходимость опубликования которых признаются Сенатом. Издание бюллетеня Верховного суда финансируется за счет государственного бюджета и полученных от его продажи средств. Суды и судьи Литовской Республики получают бюллетень бесплатно.

Вопросы организации и деятельности Верховного суда регулируют Закон "О судах" и утвержденный законом устав Верховного суда.

Местопребывание Верховного суда находится в столице Литовской Республики - Вильнюсе.

Сенат Верховного суда

В состав Сената Верховного суда входят председатель Верховного суда, председатели отдела по гражданским делам и отдела по уголовным делам, а также по семь судей отдела по гражданским делам и отдела по уголовным делам, имеющих самый большой стаж работы в качестве судьи Верховного суда. Председателем Сената Верховного суда является председатель Верховного суда. Сенат Верховного суда из числа своих членов на четырехлетний срок избирает секретаря Сената.

Сенат Верховного суда: утверждает обзоры обобщения судебной практики применения законов и иных правовых актов при рассмотрении отдельных категорий дел и дает разъяснения рекомендательного характера; рассматривает необходимость опубликования материалов в бюллетене Верховного суда; решает другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции Сената.

Заседания Сената Верховного суда созываются председателем Сената. В заседаниях Сената Верховного суда с правом совещательного голоса вправе участвовать судьи Верховного суда, не являющиеся членами Сената. На заседания Сената Верховного суда приглашаются председатель Комитета Сейма по вопросам права и правопорядка, министр юстиции, председатель Высшего административного суда Литвы, генеральный прокурор, председатель Совета адвокатов, а в случае необходимости и другие лица. Если указанные лица не могут участвовать в заседании Сената, в нем могут участвовать заместитель председателя Комитета Сейма по вопросам права и правопорядка, вице-министр юстиции, заместитель председателя Высшего административного суда Литвы, заместитель генерального прокурора, заместитель председателя Совета адвокатов. В заседаниях Сената Верховного суда могут участвовать председатели других судов, их заместители, председатели отделов и иные судьи. Председательствует на заседании Сената Верховного суда председатель Верховного суда, а в его отсутствие - исполняющий обязанности председателя Верховного суда председатель отдела этого Суда. Заседание Сената Верховного суда является правомочным при участии в нем не менее двух третей членов Сената. Постановления Сената принимаются путем голосования. Постановление считается принятым, если за него проголосовало более половины участвовавших в заседании членов Сената. При распределении голосов поровну решающим является голос председателя Сената.

Специализированные суды

Закон Литовской Республики "О судах" относит к специализированным судам Высший административный суд Литвы и окружные административные суды, к компетенции которых отнесено рассмотрение дел по спорам, возникающим из административных правовых отношений. Для рассмотрения трудовых, семейных дел, дел о несовершеннолетних, дел о банкротстве и дел иных категорий могут создаваться и другие специализированные суды.

Окружной административный суд

Окружной административный суд является первой инстанцией по административным делам, отнесенным законодательством к его компетенции и выполняет другие функции, отнесенные законодательством к его компетенции.

Высший административный суд Литвы

Высший административный суд является: первой и конечной инстанцией по административным делам, отнесенным законодательством к его компетенции; апелляционной инстанцией по делам относительно решений, постановлений и определений окружных административных судов; инстанцией, в установленном законодательством порядке рассматривающей ходатайства о возобновлении производства по закрытым административным делам.

Высший административный суд формирует единообразную практику административных судов по толкованию и применению законов и иных правовых актов. С этой целью Высший административный суд: оглашает решения, постановления и определения пленарной сессии этого Суда, решения, постановления и определения коллегий в составе трех судей и расширенных коллегий в составе пяти судей, оглашение которых было одобрено большинством судей этого Суда, а также все решения относительно законности нормативных административных актов; анализирует практику административных судов по применению законов и иных правовых актов, а также дает разъяснения рекомендательного характера; может консультировать судей административных судов по вопросам толкования и применения законов и иных правовых актов. Высший административный суд, исходя из разъяснений судебных органов Европейского союза, анализирует и обобщает практику административных судов по вопросам применения правовых норм Европейского союза, а также дает рекомендации относительно сотрудничества административных судов Литвы и судебных органов Европейского союза при обеспечении единообразного толкования и применения правовых актов Европейского союза в Литовской Республике.

Высший административный суд выполняет и другие функции, отнесенные законодательством к его компетенции.

Высший административный суд издает бюллетень "Практика административных судов". Разъяснения по применению законов и иных правовых актов, опубликованные в бюллетене Высшего административного суда, учитываются судами, государственными и другими органами, а также иными лицами при применении этих законов и иных правовых актов.

Местопребывание Высшего административного суда - столица Литовской Республики Вильнюс.

Особенности взаимодействия судов общей компетенции и административных судов

Наличие в судебной системе Литовской Республики судов общей компетенции и специализированных судов потребовало от законодателя установления правил разрешения споров о подсудности.

Закон "О судах" предусматривает возможность при наличии спора суда общей компетенции и административного суда относительно подсудности создание специальной коллегии судей, в состав которой входят председатель отдела по гражданским делам Верховного суда, заместитель председателя Высшего административного суда и по одному судье, назначенному председателями спорящих судов. Суды общей компетенции подают мотивированные просьбы или определения относительно решения вопросов подсудности через Верховный суд, административные суды - через Высший административный суд. На заседаниях специальной коллегии судей председательствует председатель отдела по гражданским делам Верховного суда. Решение принимается единогласно или большинством голосов членов коллегии. При распределении голосов поровну решающим является голос председателя заседания коллегии. Определение о подсудности дела обжалованию не подлежит.

Судебное администрирование

По литовскому законодательству администрирование в судах состоит из организационной деятельности должностных лиц суда (внутреннее судебное администрирование) и осуществляемого предусмотренными Законом "О судах" должностными лицами надзора за указанной деятельностью (внешнее судебное администрирование). Судебное администрирование не может нарушать принцип независимости судей. Положение о судебном администрировании утверждается Советом судей.

Внутреннее судебное администрирование осуществляют председатель суда, заместитель председателя и председатель отдела, которые являются должностными лицами суда, возглавляющими организационную работу суда.

Председатель суда назначает судей в отделы суда, устанавливает специализацию судей для рассмотрения отдельных категорий дел, поручает выполнение функций ипотечного судьи, утверждает структуру суда.

Председатель суда организует внутреннее судебное администрирование и осуществляет надзор за ним, осуществляет контроль за соблюдением требований Кодекса судейской этики. Председатель суда расследует жалобы лиц в связи с непроцессуальными действиями заместителей председателя, председателей отделов и других судей суда, не связанными с осуществлением правосудия, и сообщает заинтересованным лицам результаты расследования, устраняет установленные недостатки в работе суда, выполняет другие отнесенные к его ведению функции в сфере судебного администрирования. В случае необходимости он может поручить их выполнение заместителю (заместителям) председателя суда, председателям отделов, другим судьям. Председатель суда вправе создать комиссию по расследованию административной деятельности суда или не связанной с осуществлением правосудия деятельности судьи, в которую могут быть включены судьи или служащие других судов, а также специалисты других органов, учреждений, ученые, представители общественности. Участие этих лиц в осуществлении функций в сфере судебного администрирования основывается на принципах прозрачности, добровольности и беспристрастности. Полномочия и порядок образования такой комиссии утверждаются Советом судей.

Работу отдела суда возглавляет и несет ответственность за надлежащее исполнение закрепленных за отделом функций председатель отдела. Кроме того, заместитель председателя суда и председатель отдела отвечают за вверенную им область организационной работы суда.

Внешнее судебное администрирование (надзор за внутренним судебным администрированием) осуществляют в установленном утверждаемым Советом судей Положением о судебном администрировании порядке: в отношении участковых судов - председателем соответствующего окружного суда; в отношении окружных административных судов - председателем Высшего административного суда; в отношении окружных судов - председателем Апелляционного суда; в отношении Апелляционного суда - председателем Верховного суда; в отношении всех судов - Советом судей.

Обеспечение деятельности системы судов

Обеспечением деятельности судов в Литовской Республике занимается Национальная администрация судов, которая является бюджетным учреждением, действующим в соответствии с Законом "О судах", Законом "О Национальной администрации судов" и другими правовыми актами.

Национальная администрация судов способствует обеспечению независимости судов и судей, организационной самостоятельности судов; в рамках компетенции обеспечивает тесные взаимосвязи между судами и органами самоуправления судов; оказывает помощь органам самоуправления судов в осуществлении порученных функций; в рамках компетенции обеспечивает слаженное формирование судейского корпуса; организует и обеспечивает централизованное материально-техническое обеспечение судов; гарантирует пенсионное обеспечение судей; в целях обеспечения эффективного и рационального управления и использования государственных денежных средств организует разработку проектов осуществляемых судами программ государственного бюджета и проектов смет по программам, а также инвестиционных проектов (инвестиционных программ) для судов; создает и реализует стратегию единой информационной системы судов; добивается эффективного функционирования судебной системы Литовской Республики.

Национальная администрация судов организует и обеспечивает централизованное материально-техническое снабжение судов необходимым инвентарем и услугами, управляет инвестициями, связанными с информационными системами, организует создание, внедрение, совершенствование и администрирование в судах информационных систем и программ.

Национальная администрация судов осуществляет внутренний аудит в судах в установленном законодательством порядке.

С целью обеспечения самостоятельности и независимости судов законодательно установлено, что финансирование каждого суда Литовской Республики из государственного бюджета осуществляется по своей отдельной смете расходов, а в предусмотренных законодательством случаях судебная система может финансироваться из других государственных финансовых источников.

Проекты бюджета и смет готовят непосредственно сами суды и вносят их на рассмотрение в Совет судей, который и представляет их после обсуждения в Правительство.

Министерство юстиции управляет ассигнованиями, предусмотренными для судов в Государственной инвестиционной программе инвестиций (кроме тех, которые связаны с информационными системами). Министерство юстиции, руководствуясь одобренным Советом судей и утвержденным министром юстиции регламентом, разрабатывает инвестиционные проекты судов, представляет их для согласования Совету судей и предлагает их включить в Государственную инвестиционную программу.

Финансовый аудит и аудит деятельности в судах осуществляется Государственным контролем в пределах его полномочий в установленном законодательством порядке.

Обеспечение деятельности конкретного суда

Руководителем суда как органа государственной власти и бюджетного учреждения является председатель суда, который осуществляет функции по внутреннему судебному администрированию.

Аппарат суда возглавляет канцлер суда, который является государственным служащим, подчиненным председателю суда.

Канцлер суда организует материально-техническое обеспечение суда в соответствии с утвержденной сметой расходов, утверждает структуру аппарата суда на основании утвержденных Советом судей типовых структур судов, утверждает положения о подразделениях администрации суда, перечни должностей и регламенты должностей государственных служащих и работников на основе типовых, утверждаемых Советом судей, назначает в установленном законодательством порядке на должность и увольняет с должности государственных служащих и работников, поощряет их, налагает на них служебные или дисциплинарные взыскания, назначает им пособия; организует и координирует разработку и осуществление планов деятельности суда; координирует и контролирует деятельность подразделений аппарата суда, обеспечивает оптимальное управление и использование финансовых, материальных, интеллектуальных и информационных источников; осуществляет иные функции, возлагаемые на него законодательством, иными нормативными правовыми актами и председателем суда.

В случае отсутствия канцлера суда все или часть его функций, кроме функций, связанных с управлением и использованием ассигнований, председатель суда поручает одному из руководителей аппарата суда.

Регламент должности канцлера суда утверждается председателем суда в соответствии с утвержденным Советом судей типовым описанием должности канцлера суда.

Список использованной литературы

  1. Витаус Некрошюс. Реформа судебной власти в Литовской Республике: основные результаты и перспективы // Сборник докладов "Международное сотрудничество в нотариальной и судебной сфере". Материалы международной научно-практической конференции "Сравнительное правоведение и проблемы современного правоведения". Екатеринбург, 2005.