Мудрый Юрист

Криминалистические особенности производства допроса в ходе расследования преступления, предусмотренного ст. 203 УК РФ, совершенного работником частной охранной организации

П.Е. ВЛАСОВ

Власов Павел Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент.

Допрос как наиболее распространенное следственное действие сопряжен с выполнением ряда тактических условий, реализация которых предопределит получение искомых доказательств. Круг вопросов, подлежащих выяснению в процессе допроса, определяется конкретными следственными ситуациями.

В настоящее время криминалистической наукой разработано достаточно много тактических приемов, которые можно использовать при производстве допроса. Многие из них описаны на страницах периодических изданий различными авторами. Однако зачастую в литературных источниках нередко встречаются описания не самих тактических приемов, а неких рекомендаций, хоть и направленных на достижение цели допроса - получение доказательств, но не имеющих с тактическим приемом ничего общего. Очень часто в литературе встречается подмена понятий, когда в качестве тактического приема выдается поведенческий <1> прием <2>.

<1> Более подробно см.: Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Росинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р.С. Белкина. М.: Издательство "НОРМА", 2000. С. 453.
<2> Быков В.М. Допрос потерпевшего // Законность. 2014. N 6. С. 27 - 32.

Так, с большим трудом можно согласиться с тем, что в качестве именно тактического приема можно использовать:

  1. выражение сочувствия потерпевшему, которому преступлением нанесен физический, материальный или моральный ущерб;
  2. проявление со стороны следователя интереса к биографии допрашиваемого потерпевшего;
  3. проявление интереса к профессии потерпевшего;
  4. проявление интереса к хобби потерпевшего;
  5. беседа с потерпевшим о громких общественно-политических событиях в стране и мире;
  6. использование для выбора первой темы беседы с потерпевшим сопутствующих обстоятельств его прихода на допрос (плохая погода, отсутствие транспорта и т.д.);
  7. использование как первой темы для беседы наличия у потерпевшего с собой определенных предметов (газета, какой-то спортивный инвентарь и т.д.);
  8. весьма полезной для установления психологического контакта бывает беседа с потерпевшим о его семье, детях. Этот тактический прием бывает особенно эффективен для установления психологического контакта с потерпевшими-женщинами, поскольку интересы семьи и детей у них обычно стоят на первом месте <3>.
<3> См.: Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Росинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р.С. Белкина. М.: Издательство "НОРМА", 2000. С. 605 - 606.

Вышеперечисленное именно поведенческий прием, причем в его классическом исполнении <4>. А вот тактическими приемами допроса, например, направленными на установление контакта с допрашиваемым (включая его психологические аспекты), можно назвать, например, допрос на месте, который позволяет "оживить" ассоциативные связи памяти допрашиваемого ввиду повторности восприятия обстановки, в которой происходило расследуемое событие, или повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств, в ходе которого воспроизводимые повторно ранее данные показания позволяют допрашиваемому вспомнить некоторые упущенные или забытые при первом допросе факты.

<4> Там же.

Анализ следственной и судебной практики в настоящее время показал, что наиболее эффективными тактическими приемами допроса практически всех категорий участников уголовного судопроизводства являются максимальная детализация сведений о фактах, сообщаемых допрашиваемым, и предъявление имеющихся доказательств.

Для наиболее успешной реализации указанных тактических приемов, а также максимального достижения целей допроса необходимо соблюдать некоторые тактико-криминалистические правила.

Из тактических соображений в первую очередь необходимо допросить свидетелей и потерпевшего как участников уголовного судопроизводства, показания которых с большой долей вероятности можно признать наиболее правдиво отражающими произошедшее. Однако очередность проведения допросов зависит от наличия у дознавателя убедительных доказательств, объема сведений, которыми располагают участвующие в деле лица.

Допрос лица необходимо условно разделить на несколько стадий. На первоначальной стадии (свободного рассказа) необходимо попросить допрашиваемого рассказать о произошедшем, причем стараясь не перебивать его, делать только определенные пометки в черновике, об изложенных допрашиваемым обстоятельствах, которые необходимо уточнить в дальнейшем. На стадии вопросов-ответов необходимо путем постановки уточняющих вопросов устранить недостатки в имеющихся показаниях, стараясь максимально их детализировать. На заключительной стадии допроса необходимо скорректировать полученные показания и в точной хронологической последовательности занести их в протокол.

При допросе рекомендуется применение аудио- или видеозаписи, в особенности когда приходится пользоваться услугами переводчика. В этом случае дознаватель может полностью сосредоточиться на ведении допроса, более эффективно применять соответствующие тактические приемы, а в случае необходимости перепроверить правильность сделанного перевода.

Допрос потерпевшего необходимо проводить в максимально благоприятных для него с психологической точки зрения условиях. Так, если преступлением ему причинен вред здоровью, допрашивать его целесообразнее после излечения либо по истечении определенного времени его допрос можно провести в лечебном учреждении, когда по состоянию здоровья он сможет давать показания.

Тактика детализирования показаний при проведении допроса позволит более точно и в максимально полном объеме собрать доказательства, подтверждающие истинную картину произошедшего.

Для реализации данного тактического прима у потерпевшего необходимо выяснить:

что с ним произошло;

видел ли он, кто конкретно из частных охранников совершил в отношении его действия, превышающие полномочия работника частной охранной организации;

в чем конкретно выразились такие действия: нанесение ударов руками (ногами), резиновой палкой, применялись ли другие специальные средства, оружие;

что при этом кто говорил;

предупреждал ли частный охранник о намерении применить физическую силу, специальные средства или оружие;

где находился в это время помощник (помощники) охранника, что он делал, говорил;

кто мог видеть происходящее, кто может подтвердить его показания;

как он оценивает свое физическое состояние: что, где болит, в результате каких именно действий образовались имеющиеся у него телесные повреждения, сколько ему было нанесено ударов, чем и куда, и др.

Особую категорию допрашиваемых представляют несовершеннолетние потерпевшие. В соответствии с уголовно-процессуальными нормами круг лиц, присутствующих при их допросе, расширяется за счет законных представителей, педагога или психолога.

УПК РФ не регламентирует, в каких случаях к допросу несовершеннолетнего привлекается педагог, а в каких - психолог, но допускает их одновременное участие. Для разрешения вопроса, кого из них следует привлечь к участию в допросе несовершеннолетнего, необходимо учитывать следующее.

Приглашение психолога может оказаться более предпочтительным в ситуациях, требующих более глубоких и специальных психологических знаний, например, если есть хотя бы подозрение, что несовершеннолетний страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. В таких случаях психолог необходим и потому, что у подростков признаки психической патологии часто маскируются возрастными особенностями психики и социальной (педагогической) запущенностью.

Кроме этого, в случае отсутствия педагога для установления с несовершеннолетним психологического контакта могут быть полезны профессиональные навыки именно психолога. Психолог также предпочтительнее педагога, с которым у несовершеннолетнего ранее сложились конфликтные и неприязненные отношения. Главным преимуществом приглашения для участия в допросе педагога является знание им индивидуальных психологических качеств допрашиваемого, что еще до допроса помогает в создании доверительной атмосферы этого следственного действия, правильном занесении показаний в протокол с сохранением специфических оборотов речи.

Решение о приглашении знакомого или незнакомого несовершеннолетнему педагога следует принимать сугубо индивидуально. При этом должны учитываться уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего, сложившиеся взаимоотношения ребенка и педагога: одних смущает присутствие знакомого педагога (обычно более старшего возраста), другие, напротив, легче вступают в контакт в его присутствии.

При допросе свидетелей необходимо применять вышеописанные тактические приемы исходя из того, что свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела; показания свидетеля чаще всего правдивы.

Однако достаточно часто по расследуемой категории уголовных дел в качестве свидетелей допрашиваются сослуживцы частных охранников, которые в своих показаниях сообщают сведения о якобы правомерном поведении своих коллег. Чаще такие показания ложные. Подобное обстоятельство необходимо учитывать при допросе данной категории свидетелей, и в обязательном порядке перед допросом детально разъяснять им их права, в особенности положения ст. 56 УПК РФ, ст. 307 и 308 УК РФ. Кроме вышеизложенного, данной категории допрашиваемых тактически целесообразно разъяснять положения п. 3 ч. 6 ст. 56, ст. 161 УПК РФ и предупреждать об уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 310 УК РФ "Разглашение данных предварительного расследования".

Кроме того, при разъяснении лицу, допрашиваемому в качестве свидетеля, положений ст. 51 Конституции Российской Федерации необходимо акцентировать внимание на том, что он может отказаться только от дачи показаний, которые свидетельствуют против него самого, супруга и его близких родственников. Отказаться от дачи показаний, которые не затрагивают интересы вышеуказанных лиц, он не может.

При допросе свидетелей, знающих о преступлении с чужих слов, выясняется, от кого, в связи с чем, при каких обстоятельствах, что именно и когда им стало известно. Свидетелей, наблюдавших за действиями сотрудников ЧОП, допрашивают об обстоятельствах увиденного: что говорил, где находился и что делал каждый из сотрудников ЧОП, где был в это время потерпевший, что он делал, что говорил, какие свидетель заметил специальные средства (оружие), которые применялись сотрудниками ЧОП, последствия применения таких спецсредств (оружия) для потерпевшего и пр.

В качестве свидетелей можно допросить: а) очевидцев, наблюдавших за действиями сотрудников ЧОП; б) сотрудников охраны, постоянно находящихся на вверенных объектах (охранников баров, казино, дискотек, клубов, магазинов и пр.); в) охранников, которые выезжали на вызов, но не совершали действий, повлекших преступных последствий, предусмотренных ст. 203 УК РФ; г) представителей администрации охраняемого объекта; д) обслуживающий персонал (официантов, консьержей, работников гардероба и пр.).

Допрос подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам рассматриваемой категории проходит с психологической точки зрения, как правило, в конфликтной ситуации, характеризующейся: дачей ложных показаний и отрицанием причастности к преступлению (запутыванию показаний), отказом от дачи показаний.

Наиболее эффективными тактическими приемами допроса, направленными на разоблачение ложных показаний, также являются максимальная детализация сведений о фактах, сообщаемых допрашиваемым, и предъявление допрашиваемому полученных ранее доказательств. Для реализации указанных тактических приемов дознавателю необходимо наметить точный круг вопросов, требующих разрешения, истребовать характеризующие материалы с места работы, места жительства, при необходимости выяснить иные обстоятельства - условия проживания, круг знакомств, интересы и пр.; подготовить изобличающие доказательства, которыми могут быть протоколы ранее произведенных следственных действий и вещественные доказательства.

Так, например, в случае отстаивания частным охранником позиции о правомерности своих действий необходимо выяснить у него, какими конкретно нормативными правовыми актами он при этом руководствовался: должностной инструкцией, законом о частной охранной деятельности; в случае необходимости можно предъявить ему его должностную инструкцию с целью указания им на конкретный пункт, которым он руководствовался при совершении своих действий; выяснить, по каким признакам он определил, что лицо, в отношении которого он совершал определенные действия, является совершеннолетним; предъявить протокол допроса свидетеля, в котором содержатся доказательства, изобличающие его в совершении инкриминируемого преступления, и пр.

Полученные показания допрошенных лиц подлежат тщательной оценке и проверке, для чего в определенных следственных ситуациях целесообразно проверить полученную доказательственную информацию путем реализации соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.