Мудрый Юрист

Медиация как современный инструмент досудебного разрешения споров между медицинскими организациями и пациентами *

<*> Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ N 14-03-00173.

Канунникова Людмила Владимировна, главный врач Новосибирского областного госпиталя N 2 ветеранов войн, заведующая кафедрой медицинского права и биоэтики факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей Новосибирского государственного медицинского университета, юрист, доктор медицинских наук, профессор.

В статье проводится анализ правовых проблем в сфере охраны здоровья граждан РФ, рассматриваются юридические конфликты медицинских организаций с пациентами, их родственниками, а также обоснование рассмотрения спорных ситуаций в досудебном порядке, посредством медиации, как одной из технологий альтернативного урегулирования конфликта с участием медиатора.

Ключевые слова: качество медицинской услуги, охрана здоровья граждан, правовые проблемы в клинической практике, урегулирование конфликта посредством медиации.

Mediation as a modern instrument of pre-judicial dispute resolution between medical organizations and patients

L.V. Kanunnikova

Kanunnikova Lyudmila Vladimirovna, head doctor of the Novosibirsk Regional Hospital N 2 of War Veterans, head of the Chair of Medical Law and Bioethics of the Faculty of Advanced training and Professional Re-training of Doctors of the Novosibirsk State Medical University, lawyer, doctor of medical sciences, professor.

In article the analysis of legal problems in the sphere of protection of public health of the Russian Federation is carried out, the legal conflicts of the medical organizations to patients, their relatives, and also justification of consideration of disputable situations in a pre-judicial order, by means of mediation, as one of technologies of alternative settlement of the conflict to participation of a mediator are considered.

Key words: quality of medical service, protection of public health, legal problems in clinical practice, settlement of the conflict by means of mediation.

Новое федеральное законодательство в сфере охраны здоровья граждан РФ еще более утвердило положение, в соответствии с которым здравоохранение и профессиональная деятельность медицинских работников стали регламентироваться нормами права.

В законах, которые вступили в силу с 2011 г., определен правовой статус пациента, пациента застрахованного, пациента-потребителя, значительно расширены права пациентов и конкретизирована ответственность медицинских работников за некачественное оказание медицинской помощи (услуг).

Правовые проблемы в повседневной клинической практике в большинстве случаев возникают при неудовлетворенности качеством оказанной медицинской услуги, недостаточностью информированности пациента о его правах, плохом психологическом контакте между врачом и пациентом в сочетании с низкой правовой и этической культурой врача и чаще завершаются конфликтом, нередко с последующей юридической ответственностью. А учитывая, что положениями Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменен правовой статус бюджетных учреждений, отменена субсидиарная ответственность собственников учреждений здравоохранения (муниципальных образований, субъектов РФ) по обязательствам созданных ими автономных и бюджетных учреждений, а в соответствии с ГК РФ ст. 120: "Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. И собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения", то при таком положении медицинская организация вынуждена искать способы защиты своих имущественных интересов. Как правило, руководители медицинских организаций (далее - МО) пытаются обходиться штатными юрисконсультами, выполняющими свои обязанности в рамках трудовых правоотношений, или обращаются к адвокатам в специализированные юридические фирмы, оказывающие юридические услуги на основании договорных расценок. Удовлетворение заявленных исковых требований (частично или в полном объеме) обременяет и без того не самое благополучное финансовое положение МО. Юридические конфликты с пациентами имеют высокую значимость, влияя как на репутацию, так и на экономическую деятельность МО. Поэтому сегодня перед практическим здравоохранением стоит задача урегулирования конфликтов с пациентами, их родственниками как можно больше на досудебном этапе, удовлетворив их требования добровольно, данные законодательные нормы внесены в Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ), в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

Предпочтительность досудебного разрешения спорных ситуаций в медицине способствует быстрому достижению положительного результата в конфликте, не требует особых финансовых затрат для МО, а главное - появляется временная возможность по выполнению требований пациента по отношению к его здоровью.

В целях создания правовых условий для применения в сфере охраны здоровья граждан РФ альтернативной процедуры урегулирования конфликтов предложен правовой механизм, заложенный в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (п. 2 ст. 1): "Законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений...".

Реализация этого принципа возможна посредством медиации, одной из технологий альтернативного урегулирования конфликта с участием медиатора, на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по регулированию спора и условия его разрешения. Поэтому спорящие стороны (пациент - медорганизация) совместными усилиями при участии посредника-медиатора могут выработать возможные варианты решения по возникшему конфликту.

Таким образом, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" создает правовой механизм для применения в сфере охраны здоровья граждан РФ альтернативной процедуры урегулирования конфликтов:

Литература

  1. Махтельд Пель. Приглашение к медиации / Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования. М., 2009. 400 с.
  2. Шамликашвили Ц.А. Азбука медиации // Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования. М., 2011. 64 с.
  3. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров / Научно-методический центр медиации и права. URL: www/mediacia.com.