О принудительном взыскании таможенных платежей
Саттарова Нурия Альвановна, заведующая кафедрой финансового и экологического права Института права Башкирского государственного университета (БашГУ), доктор юридических наук, профессор.
В статье анализируется характерный признак правового механизма взыскания таможенных платежей - наличие государственного принуждения, что проявляется как в сущности данного вида фискальных платежей, так и в процедуре их изъятия.
Ключевые слова: принуждение, государственная власть, таможенная стоимость, товар.
On compulsory recovery of customs payments
N.A. Sattarova
Sattarova Nuriya Al'vanovna, head of the Chair of Financial and Ecological Law of the Law institute of the Bashkir State University, doctor of juridical sciences, professor.
This article analyzes the characteristic feature of a legal mechanism for recovery of customs duties - the presence of state coercion, which is manifested in the spirit of this type of fiscal payments, and in the process of retrieval.
Key words: enforcement, the government, the customs value of goods.
Принуждение, основанное на праве, входит в систему организационно-правоохранительных средств современного государства, в систему юридических гарантий обеспечения нормального функционирования государственного управления. Поэтому принуждение связано с феноменом государственной власти, с санкциями правовых норм, правонарушениями, юридической ответственностью. В свое время Н.М. Коркунов писал, что "государственное властвование есть установившееся, признанное, мирное властвование, предполагающее монополизацию всякого принуждения за органами государственной власти. Словом, государство есть самостоятельное, принудительное и мирное властвование" <1>.
<1> Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1: Введение и общая часть. СПб., 1914. С. 27.Характеризуя основные признаки государственного принуждения, выделим ключевые положения, выработанные теорией права: принуждение, основанное на праве, всегда является специфической формой правоприменительной деятельности уполномоченных органов государственной власти; принуждение представляет собой определенное внешнее воздействие властного субъекта; применяется в виде соответствующих мер; основанием применения в большинстве случаев является правонарушение, но в некоторых случаях принуждение применяется и в отсутствие противоправных деяний; вне рамок охранительных правоотношений применение принуждения недопустимо; целью применения государственного принуждения в широком смысле является упрочение законности и правопорядка.
Будучи урегулированным нормами права, принуждение в своем осуществлении выступает преимущественно как акт его применения, т.е. как индивидуально-правовое предписание компетентного органа (должностного лица). Наличие у субъектов применения права государственных либо делегированных государством властных полномочий, связанных с осуществлением индивидуального правового регулирования, является обстоятельством, позволяющим, с одной стороны, отграничить применение права от иных форм его реализации, а с другой - обосновать суждение о том, что данный вид правовой деятельности "является единственным (в условиях строгой законности) каналом, через который фактически осуществляется государственное принуждение" <2>.
<2> См.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 255.В основе применения государственного принуждения заложен конфликт интересов, возникающий между участниками соответствующих правоотношений. Государство, определяя меру свободы подвластного субъекта, в определенной мере ограничивает его волю, устанавливает рамки дозволенного поведения, а в отдельных случаях принудительное воздействие направлено на субъекта с целью принуждения его к осуществлению конкретных действий. Здесь следует заметить, что свобода подвластного субъекта действительно ограничена волей государства, его уполномоченных органов. При этом конфликтность отношений, возникающих в сфере применения государственного принуждения, имеет место всегда, она зависима от воли государства (даже в тех случаях, когда речь идет о несовершенстве законодательства).
Итак, государственное принуждение - это внешнее воздействие на поведение людей, основанное на организованной силе государства и обеспечивающее безусловное утверждение воли государства. Особенность государственного принуждения заключается в том, что в случае его применения гарантируется безусловное выполнение предписаний властного субъекта <3>.
<3> Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14.Рассмотрим особенности применения государственного принуждения в механизме взыскания таможенных платежей. Отметим, что таможенные платежи представлены тремя видами платежей - таможенной пошлиной, таможенными налогами и таможенными сборами. При определении правовой природы таможенных платежей и их места в системе доходов бюджетов необходимо указать, что в настоящее время таможенная пошлина установлена с помощью тех же подходов, с помощью которых устанавливаются налоги и сборы, т.е. путем определения элементов налогообложения. Но в Налоговый кодекс законодатель не включил таможенные пошлины, что позволяет таможенные платежи рассматривать как неналоговые доходы бюджетов. Однако имеется большое количество доводов в пользу отнесения таможенной пошлины к налоговым доходам, в том числе связанным с порядком ее установления через определения элементов обложения <4>.
<4> Пауль А.Г. Доходы бюджетов. М., 2012. С. 27.В основе применения принуждения в сфере взыскания и уплаты таможенных платежей также лежит конфликт интересов, который, как указывает О.Ю. Бакаева, традиционен для отраслей, в основе которых находятся отношения фискальной направленности: это финансовое и таможенное право. Органы, осуществляющие фискальную деятельность (взимание налогов и иных обязательных платежей и формирование казны государства), нацелены на решение задачи формирования доходной части бюджетной системы, тогда как частные субъекты заинтересованы в минимизации издержек, снижении тяжести налогового бремени <5>.
<5> Бакаева О.Ю. Сочетание публичных и частных интересов как принцип финансового и таможенного права // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 3 (33). С. 23.Необходимость применения государственного правового принуждения в сфере публичных финансов обусловлено одной из наиболее актуальных функций государства - обеспечением управляемости и подконтрольности государственных финансовых ресурсов, созданием условий для использования их в качестве важнейшего фактора развития страны, ее экономики.
Платежи вообще, таможенные в частности, - это денежные средства. Правовая характеристика денежных средств, уплачиваемых в виде таможенных платежей, следующая. Прежде всего следует исходить из факта, что законодатель определяет круг лиц - владельцев указанных денежных средств, - это участники внешнеэкономической деятельности. Вторым важным обстоятельством является то, что базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (ст. 75 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Правовая природа таможенной стоимости обусловлена определением стоимости товаров, используемых во внешнеторговых целях. Особенность таможенной стоимости заключается в том, что она отражает стоимость товара, принятую в сфере публично-правовых отношений, а также в специальном функциональном назначении таможенной стоимости <6>. Стоимость любого товара - это его цена. В экономической литературе указывается, что цена любого товара определяется общественно необходимыми затратами труда. В цену (стоимость) товара принято включать стоимость сырья, топлива, трудовых ресурсов и др. При этом, следует заметить, в определении стоимости товара следует исходить из закрепленных в нормативных правовых актах методик. Так, Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <7> в ст. 112 закрепляет принципы определения таможенной стоимости товаров. Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 <8> утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.
<6> Стрижова О.А. Правовое регулирование таможенной стоимости: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9.<7> Российская газета. 29.11.2010. N 269.
<8> Собрание законодательства РФ. 19.03.2012. N 12. Ст. 1415.
Следовательно, воля государства в установлении той части суммы денежных средств, которая переходит в "статус" таможенных платежей, определяется самим государством в одностороннем порядке. Причем конфликт интересов заложен в системе налогообложения и наполнении бюджетов доходами, поскольку поступление фискальных платежей в государственную казну может обеспечиваться только принуждением.
Определения таможенных платежей в Таможенном кодексе Таможенного союза не содержится, что является недостатком таможенного законодательства. Между тем систему данных платежей объединяет существенный признак: обязательный характер и принудительность взыскания. Так, таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза). Таким образом, таможенные платежи суть принудительного изъятия денежных средств. Изъятие осуществляется таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности - собственников товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Принудительный механизм взыскания таможенных платежей ярко выражен в процедуре принудительного взыскания таможенными органами указанных денежных средств в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки. Под принудительным взысканием следует понимать комплекс мер, применяемых таможенными органами с целью взыскания задолженности по уплате таможенных платежей.
Процессуальный механизм взыскания закреплен в действующем законодательстве и обязывает властных субъектов таможенных правоотношений строго соблюдать требования закона. Причем порядок применения мер принуждения определяется не только международными актами, национальным таможенным законодательством, но и законодательством о налогах и сборах, гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством, а также законодательством об исполнительном производстве.
Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержит гл. 18 "Взыскание таможенных платежей", которая подробно регулирует процедуру взыскания таможенных пошлин, налогов, а также начисленных за их неуплату пени. Заметим, что порядок принудительного взыскания определен законодателем отдельно для организаций и индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.
Процессуальные особенности обращения взыскания на денежные средства можно исследовать по следующим процедурам (этапам). Так, первым этапом является принятие решения таможенным органом о взыскании таможенных пошлин. Началом производства по принудительному взысканию является направление таможенным органом требования об уплате таможенных платежей. Требование об уплате таможенных платежей утверждено Приказом ФТС РФ от 30.12.2010 N 2711 "Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей" <9> и представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
<9> Российская газета. 24.02.2011. N 39.При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банках в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей (уточненном требовании об уплате таможенных платежей), указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения. Таким образом, следующим этапом производства по принудительному взысканию является принятие решения о взыскании.
Следующий этап - направление в банк решения о бесспорном взыскании - является основанием для направления таможенным органом в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счетов плательщика и перечисление на счет Федерального казначейства или на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, необходимых денежных средств. По общему правилу производство по принудительному взысканию таможенных платежей заканчивается списанием банком необходимой суммы и регламентируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, принудительное взыскание таможенных платежей является одним из видов государственного принуждения, оно нацелено на удовлетворение фискальных интересов государств - участников Таможенного союза в сфере таможенного дела. При этом, следует указать, в современных условиях актуальной становится проблема создания эффективно функционирующей системы государственного правового принуждения в сфере государственных доходов, налогообложения. В данном аспекте следует говорить о применении сложного комплекса мер принудительного характера в сфере взыскания таможенных платежей. Четко сформулированное определение понятий и категорий процессуального механизма системы государственного принуждения, применяемого в сфере таможенных платежей, является основой эффективной и правомерной реализации принудительных мер.
Литература
- Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 255.
- Бакаева О.Ю. Сочетание публичных и частных интересов как принцип финансового и таможенного права // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 3 (33). С. 23.
- Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1: Введение и общая часть. СПб., 1914. С. 27.
- Пауль А.Г. Доходы бюджетов. М., 2012. С. 27.
- Российская газета. 24.02.2011. N 39.
- Российская газета. 29.11.2010. N 269.
- Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14.
- Собрание законодательства РФ. 19.03.2012. N 12. Ст. 1415.
- Стрижова О.А. Правовое регулирование таможенной стоимости: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9.