Становление и развитие адвокатуры в казахстане: предпосылки возникновения. Нынешнее состояние
Жунусканов Толыбек Жунусканулы, адвокат Костанайской областной коллегии адвокатов.
Описывается краткая история адвокатуры России как предпосылка возникновения адвокатуры в Казахстане, ее нынешнее положение в системе правовых отношений и различные подходы к ней.
Ключевые слова: Конституция, судебная реформа, указ, декларация, корпоративное единство, адвокат, присяжные поверенные, судебный устав, институт, сенат, судебные установления, декрет об адвокатуре.
Formation and development of legal profession in Kazakhstan: Prerequisites of arising. Present state
T.Zh. Zhunuskanov
Zhunuskanov Toly'bek Zhunuskanuly', lawyer of the Kostanaj Regional Board of Lawyers.
The author describes a short history of legal profession of Russia as a prerequisite of arising of legal profession in Kazakhstan, its present status in the system of legal relations and various approaches thereto.
Key words: Constitution, judicial reform, edict, declaration, corporate unity, lawyer, jury, court charter, institute, senate, court enactments, decree on legal profession.
Как известно, деятельность и правовое состояние адвокатуры в целом невозможно понять без изучения истории ее становления, формирования и развития. Это касается и адвокатуры Казахстана, история и становление которой тесно связана с историей адвокатуры России и законодательства Российской империи, где свою роль сыграла судебная реформа 1864 года.
Судебная реформа 1864 г., осуществленная Александром II, считается самой демократичной. Так как суд отделили от административной власти, от влияния чиновников. Установили демократические принципы равенства всех перед законом и судом. Суд стал гласным и открытым. Впервые появились суды присяжных, несменяемость судей. Судебными уставами 1864 г. создавались оригинальная и эффективная система правосудия.
Кроме того, законы 1864 г. предусматривали наличие организационной структуры для присяжных поверенных, состоящей из общего собрания и совета, избираемого этим собранием. Наряду с присяжными поверенными ведением гражданских и уголовных дел занимались частные поверенные. Этот институт возник в результате контрреформ в 1874 г. первоначально как временная мера.
Таким образом, Устав об Учреждении судебных установлений, утвержденный Указом Правительствующего Сената от 20 ноября 1864 г., сделал адвокатуру новым юридическим учреждением России.
Однако и при такой судебной реформе отношение к адвокатуре было неоднозначным, путь становления адвокатуры был трудным, поскольку государство видело слишком большую социальную мобильность внутри адвокатуры. Были определенные группы лиц, чье участие в деятельности адвокатуры ограничивалось или затруднялось. Наиболее четко выраженное нарушение гражданских прав в то время было допущено в отношении еврейского населения (1889 г.). Также до Февральской революции 1917 г. женщин в России вообще не допускали к юридической практике. В 1874 - 1875 гг. была предпринята попытка выдавать женщинам лицензии частных поверенных, которая провалилась, так как Министерство юстиции запретило подобную практику. В целом организационно-правовые и функциональные основы деятельности адвокатуры оставались неизменными до осени 1917 г., когда в результате политических событий были уничтожены и судебная система, и присяжная адвокатура.
Ликвидировав старый институт адвокатуры, советская власть вместе с тем попыталась обеспечить каждому гражданину право иметь защитника своих интересов в суде. Так, вопрос об организации защиты рассматривался и в ноябре 1918 г. на заседании ВЦИК при обсуждении проекта Положения о народном суде. В 1920 году состоялся 4-й Всероссийский съезд деятелей юстиции, решениями которого было признано, что государственная адвокатура не может существовать, и пришли к необходимости независимой от государства судебной защите.
В такой обстановке первый учредительный съезд Советов Казахской АССР 6 октября 1920 г. принял Декларацию прав трудящихся КАССР, в которой говорилось: "Народную юстицию необходимо построить в точном соответствии с опытом Народного Революционного Суда России, считаясь с бытовыми особенностями киргизского народа там, где они не противоречат основным положениям прав трудящихся, устанавливаемым настоящей Декларацией". Съезд в Резолюции "Об организации советской юстиции" обязал органы юстиции на местах организовать бесплатную юридическую помощь населению в виде консультаций и судебной защиты. Для осуществления правовой защиты съезд предложил привлекать ответственных работников из партийных, профессиональных и общественных организаций. Для подготовки кадров юстиции открылись юридические курсы. Тем самым вопросам организации защиты была посвящена специальная глава Положения о народном суде КАССР, утвержденного Декретом ЦИК КАССР от 8 апреля 1921 г., где буквально повторялись некоторые статьи Положения о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г.
К концу 1921 года Народный комиссариат юстиции подготовил проект Декрета об адвокатуре, а затем, 26 мая 1922 г., было принято Положение об адвокатуре, согласно которому были созданы самостоятельные коллегии адвокатов как общественные организации. На отдельном этапе развития общества предпринимались различные поиски совершенствования форм, способов и методов деятельности организации адвокатуры. Однако не унимались и ярые противники адвокатуры, которые не допускали ее права на существование. К примеру, в 1927 году в Москве состоялся диспут: "Нужен ли адвокат советскому суду?" Таким образом, нуждался в защите сам институт защиты [1].
То есть вопрос об организации адвокатуры и повышении ее роли в реализации права на защиту стал предметом оживленной дискуссии, возникшей в связи с обсуждением проекта Конституции СССР в 1936 г. [2].
После принятия Конституции важнейшим этапом в развитии советской адвокатуры стало Положение об адвокатуре СССР, утвержденное СНК СССР 16 августа 1936 г. Оно разрешило основные вопросы деятельности и организации адвокатуры в соответствии с вновь принятой Конституцией и изданными на ее основе правовыми актами. Положение вернуло гражданское звание "адвокат" (впервые появилось в 1864 г.), одно время замененное термином "член коллегии защитников". Несмотря на все трудности в организации адвокатуры, в Казахстане по мере возможности проводилась работа по подготовке адвокатских кадров. Так, в 1936 г. в коллегиях адвокатов уже состоял 141 человек [3].
В послевоенный период организационные формы работы адвокатуры в нашей республике оставались без изменений, общее руководство над деятельностью коллегий осуществлял Народный комиссариат юстиции Казахской ССР, непосредственное руководство - выборные органы самих коллегий - президиумы. В адвокатуре остро ощущался дефицит квалифицированных кадров, слабо была развита ее материальная база, серьезные недостатки имелись в правовой регламентации деятельности ее работников. Предстояло укреплять адвокатуру, усовершенствовать ее организационные формы, поднять авторитет [4]. С этой целью 25 декабря 1958 г. приняли Основы законодательства о судопроизводстве, согласно которым коллегия адвокатов была признана добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью и действовавших на основании Положения, утвержденного Верховным Советом союзной республики. То есть каждая союзная республика обязана была принять свое Положение об адвокатуре. Так, в Казахстане приняли Положение об адвокатуре, которое 5 июля 1960 г. было утверждено Верховным Советом Казахской ССР.
Также важным событием было принятие 30 ноября 1979 г. Закона об адвокатуре в СССР. Этим нормативным правовым актом регулировались вопросы организации и деятельности советской адвокатуры в общесоюзном масштабе. На основании этого Закона в каждой союзной республике было разработано Положение об адвокатуре, в том числе и в Казахстане, которое было утверждено 13 ноября 1980 г., в России - 20 ноября 1980 г.
Принятие этих актов было обусловлено необходимостью обеспечения единообразного регулирования деятельности адвокатуры и одновременным повышением роли коллегий адвокатов, предоставлением адвокатам большей самостоятельности в ряде вопросов. Были определены задачи адвокатуры, порядок приема в члены коллегии и исключения из нее, предусмотрены меры по совершенствованию организационной деятельности коллегий, учтены особенности и сформулированы гарантии адвокатской деятельности и т.д. Все это, несомненно, поднимало роль и значение адвокатуры в системе советского правосудия, повышало качество оказываемых видов юридической помощи гражданам и организациям, содействовало реализации последними своих конституционных прав и законных интересов. В итоге многие установки Положения впоследствии с некоторыми изменениями и дополнениями действовали, а затем легли в основу ныне действующего Закона РК "Об адвокатской деятельности". В названном Законе определены основные принципы организации и деятельности адвокатуры, такие как: независимость адвокатов при осуществлении своей деятельности; осуществление адвокатской деятельности методами и средствами, не запрещенными законодательством; недопустимость вмешательства в деятельность адвокатов со стороны прокуратуры, судов, органов дознания и предварительного следствия, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными актами; соблюдение норм профессионального поведения и сохранения адвокатской тайны (ст. 3) [5].
Здесь следует отметить важнейшую роль Конституции РК 1995 г. в адвокатской деятельности. Так как Казахстан утверждает себя демократическим, правовым, светским и социальным государством, высшими ценностями которого являются жизнь, права и свободы человека, где каждому гарантируется конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи (раздел II) [6]. В данном смысле назначение государства как раз должно проявляться в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей, на что ориентируют нас нормы Конституции РК, которые имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. В конечном итоге все это позволит нам определить место, роль и значение адвокатуры в строительстве правового и демократического государства.
Литература:
- Собрание законодательства Казахской ССР (1920 - 1936 гг.). Алма-Ата, 1969.
- Закон РК от 5 декабря 1997 г. N 195 "Об адвокатской деятельности", в ред. от 4 июля 2014 г. // Ведомость Парламента РК. 1997. N 22. Ст. 328; см. также: Закон РК от 3 июля 2013 г. N 122-V "О гарантированной государством юридической помощи" // Егемен Казакстан. 4 июля 2013 г. N 164(28103).
- Конституция СССР от 5 декабря 1936 г. // Советская Сибирь. N 283(5143). 7 декабря 1936 г.; см. также: Сталин И.В. О проекте Конституции Союза ССР: Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г. М.: Госполитиздат, 1946. С. 11.
- Конституция РК [принята на республиканском референдуме 25 дек. 1995 г., по сост. на 2 февр. 2011 г.]. Алматы: Жетi жары, 2013.
- Булгакбаев А. Советская адвокатура. Алма-Ата: Казахстан, 1982.
- Шафорост Г.М. Правовое регулирование адвокатской деятельности // Советское государство и право. 1986. N 12. 14 с.