Мудрый Юрист

ФАС России опубликовал принципы экономического анализа цен

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Антимонопольная практика) Информационное письмо N 479

24 сентября 2014 г. Президиум ФАС России одобрил и опубликовал Принципы экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции (далее - Принципы анализа).

Указанный документ разработан для определения единых подходов к анализу ценовой политики доминирующих хозяйствующих субъектов и, в первую очередь, предназначен для использования сотрудниками центрального аппарата и территориальных органов ФАС России в качестве методических рекомендаций.

Вместе с тем принятие и опубликование данного акта на сайте ФАС России, на наш взгляд, также имеет своей целью донесение до хозяйствующих субъектов текущей позиции ФАС России в отношении ценообразования на отдельных рынках. Документ может быть использован участниками рынка при оценке ими своих подходов к ценообразованию, а также при формировании ответов на запросы антимонопольного органа, доказательств, представляемых в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Принципы анализа, по своему назначению, не являются строго юридическим документом; они также не носят обязательного характера. Это означает, что даже в случае, если ценообразование не соответствует Принципам анализа, сам по себе данный факт не может являться достаточным доказательством нарушения Закона о защите конкуренции.

При этом, публично высказывая свою точку зрения, ФАС России способствует формированию процедур самостоятельного анализа цен доминирующими хозяйствующими субъектами на соответствие закону. Вот почему данный документ может быть небезынтересен широкому кругу адресатов внутри Вашей компании: сотрудникам отдела маркетинга, экономистам и отделу продаж.

Структурно Принципы анализа содержат в себе два раздела, посвященные составам нарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Данные разделы определяют:

Также указанным документом установлен перечень рынков, в отношении которых Принципы анализа могут применяться. В данный перечень включены следующие рынки:

При этом Принципы анализа отдельно указывают, что на определенных товарных рынках может применяться иной подход к анализу практик ценообразования (с учетом специфики таких рынков), что фактически исключает обязанность ФАС России (не столько юридическую, сколько публичную) следовать утвержденным методикам в каждом конкретном случае.

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что отдельные рынки не попадают под действие данного документа. В частности, речь идет о рынках инновационных товаров, рынках услуг, а также рынках, характеризующихся существенным влиянием торговой марки на предпочтения потребителей.