Мудрый Юрист

Утилизационный сбор в евразийском экономическом союзе: сравнительно-правовой анализ *

<*> Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований ("Экологическая функция налогового права"), проект N 13-03-00533.

Гинзбург Юрий Владимирович - канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры гражданского и арбитражного процесса Курского государственного университета.

В статье рассматривается правовое регулирование утилизационного сбора на территории государств-членов Евразийского экономического союза. На основе сравнительно-правового анализа выявляются особенности утилизационного сбора в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Ключевые слова: утилизационный сбор, Евразийский экономический союз, фискальные платежи.

Utilization fee in the Eurasian Economic Union: comparative legal analysis

Yu. Ginzburg

Ginzburg Yuri, PhD in Law, senior lecturer of the Department of Civil and Arbitarion Process of the Kursk State University.

The article deals with the legal regulation of the utilization duty in the territory of the Member States of the Eurasian Economic Union. On the basis of comparative legal analysis reveals features of the utilization duty in the Russian Federation and the Republic of Belarus.

Key words: utilization duty, Eurasian Economic Union, fiscal payments.

Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 128-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации" на территории Российской Федерации был введен утилизационный сбор.

С 2012 года Россия стала членом Всемирной торговой организации и, получив ряд преимуществ во внешней торговле, взяла на себя обязательства по либерализации таможенного тарифа, в том числе и в отношении легковых автомобилей. В литературе введение утилизационного сбора прямо связывали со вступлением России в ВТО <1>. В исследовании, проведенном А.В. Реут, установлено, что утилизационный сбор выполнял преимущественно фискальную и регулирующую (как нетарифная мера таможенного регулирования) функции <2>. Основанием для подобного вывода являлась льгота, предусматривающая освобождение от уплаты данного сбора, в отношении производителей транспортных средств, находящихся на территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

<1> Васянина Е.Л. Проблемы регулирования фискальных взиманий в условиях правил ВТО и ЕврАзЭС // Право ВТО. 2013. N 1. С. 57 - 62.
<2> Реут А.В. Фискальная и регулирующая функция утилизационного сбора // Финансовое право. 2013. N 3. С. 17 - 20.

Европейский союз расценил введение утилизационного сбора как равнозначный сбор (сбор, взимаемый при пересечении товаров через таможенную границу, который de jure не считается таможенной пошлиной) и обратился в орган по разрешению споров ВТО. Официально не отреагировав на действие Европейского союза, в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" были внесены изменения, уравнявшие отечественных и иностранных производителей транспортных средств <3>. Фактически данные действия восстановили status quo между производителями транспортных средств на территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и членами ВТО. Таким образом, можно констатировать, что попытка поддерживать отечественную автомобильную промышленность с помощью введения утилизационного сбора оказалась неудачной <4>.

<3> Федеральный закон от 21 октября 2013 года "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 43. Ст. 5448.
<4> За рамками исследования остается вопрос о поддержке производителей транспортных средств через выделение субсидий из федерального бюджета.

Устранив противоречия в правовом регулировании утилизационного сбора и обязательствами перед ВТО, возникла новая правовая проблема, связанная с гармонизацией правового регулирования в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС и создаваемого Евразийского экономического союза.

Функционирование экономического союза требует создания условий для полной экономической интеграции, в том числе устранения всяческих барьеров для перемещения товаров, работ и услуг, а также гармонизации отраслей законодательства, напрямую влияющих на развитие рынка. Важным представляется и создание единых правил для взимания ряда фискальных платежей, в том числе и утилизационного сбора, для целей развития автомобильной промышленности в государствах-членах Союза.

Вопрос о едином правовом регулировании утилизационного сбора на уровне Союза остается открытым. В настоящий момент подписан Договор о Евразийском экономическом союзе <5>. В базовом документе, вокруг которого формируется нормативно-правовая база нового субъекта международного права, - в Договоре о Евразийском экономическом союзе - заложены основные принципы интеграции членов Союза. Так, налоги, иные сборы и платежи должны взиматься таким образом, чтобы налогообложение в государстве-члене, на территории которого осуществляется реализация товаров других государств-членов, было не менее благоприятным, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории. В указанном Договоре в первую очередь речь идет о косвенных налогах (акцизах и НДС), однако, данный принцип можно распространять и на утилизационные сборы.

<5> Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года). [Электронный ресурс] // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Следует отметить, что в Договоре не оказалось места для урегулирования общих правил осуществления экологической политики государств-членов Союза. Отдельные аспекты проведения единой экологической политики присутствуют в данном документе. Так, "экологичность" является одним из принципов осуществления согласованной транспортной политики на территории единого экономического пространства. На наш взгляд, отсутствие общих правил по проведению единой экологической политики является одним из недостатков Договора и не соответствует современным концепциям устойчивого развития. При этом экономические механизмы охраны окружающей среды представляются наиболее эффективными <6>.

<6> Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. М., 2000; Ялбулганов А.А. Право на благоприятную окружающую среду: экономико-правовой механизм обеспечения // Известия вузов. Правоведение. 2009. N 5.

Несмотря на то, что Договор о Евразийском экономическом союзе еще не вступил в силу, государства - потенциальные участники этого Союза вынуждены проводить единообразную экономическую политику, в том числе и в вопросе установления фискальных платежей. Примером такой "согласованной" деятельности является введение утилизационного сбора в Республике Беларусь.

Формирование единого экономического пространства между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан должно привести к унификации утилизационного сбора. Проанализируем юридическую конструкцию утилизационного сбора, выявив его особенности в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Во-первых, следует обратить внимание на особенности правового регулирования. В Российской Федерации утилизационный сбор установлен Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Однако в налоговом праве под понятием "установление налога" следует понимать определение всех обязательных элементов платежа. Таким образом, утилизационный сбор установлен Федеральным законом и постановлениями Правительства Российской Федерации <7>. В Республике Беларусь утилизационный сбор установлен указом Президента Республики Беларусь <8> и постановлением Совета министров Республики Беларусь <9>.

<7> См. например: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 2 (ч. I). Ст. 115.
<8> Указ Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2014 года N 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств". [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P31400064&p1=1 (дата обращения: 08.08.2014).
<9> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2014 года N 172 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. N 64". [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file5eed5a2f869815b6.PDF - Официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь (дата обращения: 08.08.2014).

Подробно разберем элементы сбора <10>.

<10> В налоговом праве под элементами сбора понимают те элементы, которые определены законом в отношении конкретного сбора. Для целей настоящий статьи мы будем рассматривать следующие элементы: объект сбора, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты. Выделяя подобные элементы, мы проводим аналогию с налоговым правом.

Плательщики сбора. В российском законодательстве плательщиками сбора называются лица, совершающие юридически значимые действия, а именно:

При системном анализе правового регулирования утилизационного сбора можно установить, что его плательщиками являются как юридические, так и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В Республике Беларусь плательщики сбора определены аналогичным образом за некоторыми исключениями. Так, юридическим фактом для признания лица плательщиком сбора является изготовление, отчуждение или использование транспортного средства для собственных нужд. При этом при его отчуждении за пределы Республики Беларусь лицо не признается плательщиком утилизационного сбора. В Российской Федерации производитель вне зависимости от дальнейшего места эксплуатации транспортного средства (на территории Российской Федерации или за ее пределами) признается плательщиком утилизационного сбора. Таким образом, транспортное средство, произведенное в Российской Федерации, а в последующем вывезенное в Республику Беларусь (с учетом его регистрации на территории Республики Беларусь) будет дважды облагаться утилизационным сбором.

Объект сбора. Утилизационный сбор в Российской Федерации взимается в отношении каждого колесного транспортного средства или шасси, ввозимого в Российскую Федерацию или произведенного, изготовленного на ее территории. Термин "транспортное средство" с 1 января 2015 года будет единообразно определяться в Российской Федерации и Республике Беларусь, т.к. вступает в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" <11>. Под транспортным средством понимается устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Определения "колесных транспортных средств" нет ни в актах Таможенного союза, ни в российском законодательстве. К колесным транспортным средствам в целях определения объекта утилизационного сбора следует относить те транспортные средства, которые определены в "Перечне видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации. Под термином "шасси" понимают устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства. Федеральным законом N 128-ФЗ определено, что объектом утилизационного сбора не являются транспортные средства, на которые паспорта транспортного средства выданы до дня его вступления в силу. Таким образом, объектом утилизационного сбора в Российской Федерации является колесное транспортное средство или шасси, на которые выданы паспорта транспортного средства после 1 сентября 2012 года.

<11> Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages/R_877.aspx (дата обращения: 08.08.2014).

Не являются объектом сбора транспортные средства:

В Республике Беларусь в качестве объекта утилизационного сбора выступают только транспортные средства. Шасси не являются объектом утилизационного сбора. Что касается изъятий из объекта сбора, то в Республике Беларусь данный перечень является открытым и определяется Президентом Республики Беларусь. Примечательным является то, что исключаются из объектов сбора те транспортные средства, которые были произведены на территории Республики Беларусь организациями, принявшими на себя обязательства последующего безопасного обращения с отходами, после утраты транспортным средством своих потребительских свойств. Данная норма содержалась и в российском законодательстве в первоначальном варианте. И именно эта норма стала причиной разбирательства в рамках ВТО.

Налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Налоговая ставка является твердой, рассчитывается с применением коэффициентов. Коэффициенты учитывают категорию и вид колесного транспортного средства, а также дату его изготовления <12>.

<12> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 года N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 36. Ст. 4919.

Порядок исчисления. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму платежа, как произведение налоговой базы на налоговую ставку с учетом установленных коэффициентов.

Порядок и сроки уплаты утилизационного сбора зависят от вида юридически значимых действий, совершаемых плательщиками сбора. В случае приобретения транспортного средства срок уплаты определяется до момента государственной регистрации транспортного средства. Фактически без отметки об уплате утилизационного сбора (или основании неуплаты данного сбора) транспортное средство не должно подлежать государственной регистрации. При ввозе транспортного средства уплата утилизационного сбора является одной из таможенных формальностей, необходимых для введения транспортного средства во внутреннее потребление. Особый порядок уплаты сбора с указанием на определенные даты установлен для национальных производителей транспортных средств. Обращает на себя внимание особенность правового регулирования уплаты утилизационного сбора в Российской Федерации. Так, по общему правилу осуществляется зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты других налогов. Однако в отношении утилизационного сбора данное правило не действует. Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей. Во всех случаях, за исключением ввоза транспортного средства на территорию государства, в целях подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора плательщики подают расчет утилизационного сбора, а в Республике Беларусь - налоговую декларацию по утилизационному сбору.

Рассмотрев правовое регулирование утилизационного сбора в Российской Федерации и Республике Беларусь, можно сделать вывод о наличии отдельных особенностей, присущих каждому национальному законодательству. Сравнительно-правовой анализ позволяет выявить и недостатки в правовом регулировании утилизационного сбора в Российской Федерации. Так, по нашему мнению, в законодательстве должно быть предусмотрено освобождение от уплаты утилизационного сбора по тем транспортным средствам, которые реализуются на экспорт, как это сделано в Республике Беларусь. Общей особенностью законодательства обоих государств является то, что экологические возможности утилизационного сбора остаются нереализованными.

Библиографический список

  1. Васянина Е.Л. Проблемы регулирования фискальных взиманий в условиях правил ВТО и ЕврАзЭС // Право ВТО. 2013. N 1. С. 57 - 62.
  2. Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. М., 2000.
  3. Реут А.В. Фискальная и регулирующая функция утилизационного сбора // Финансовое право. 2013. N 3. С. 17 - 20.
  4. Ялбулганов А.А. Право на благоприятную окружающую среду: экономико-правовой механизм обеспечения // Известия вузов. Правоведение. 2009. N 5.