Мудрый Юрист

Банковские группы и банковские холдинги на рынке банковских услуг * (лекция в рамках учебного курса "предпринимательское право")

<*> Данная работа выполнена с использованием СПС "КонсультантПлюс".

Лаутс Елизавета Борисовна, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук, доцент.

План лекции

  1. Причины особого правового регулирования банковских групп и холдингов на российском и зарубежных рынках банковских услуг.
  2. Понятие и признаки банковской группы и банковского холдинга по российскому законодательству.
  3. Банковское регулирование деятельности банковских групп и холдингов.
  4. Особенности банковского надзора за банковскими группами и холдингами.

Основные понятия

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции по привлечению, размещению средств физических и юридических лиц, а также по открытию и ведению их банковских счетов.

Банковская группа - не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации.

Банковская деятельность - предпринимательская деятельность кредитных организаций и Банка России, состоящая в осуществлении ими банковских операций как исключительного вида деятельности.

Банковские услуги - банковские операции кредитных организаций, направленные на привлечение и (или) размещение средств юридических и физических лиц, а также осуществление расчетов между ними.

Банковский холдинг - не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией, а также (при их наличии) иные (не являющиеся кредитными организациями) юридические лица, находящиеся под контролем либо значительным влиянием головной организации банковского холдинга или входящие в банковские группы кредитных организаций - участников банковского холдинга, при условии, что доля банковской деятельности, определенная на основе методики Банка России, в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40%.

1. Причины особого правового регулирования банковских групп и холдингов на российском и зарубежных рынках банковских услуг

Правовое положение корпораций, действующих в банковской сфере, обладает значительной спецификой. Предъявление к ним особых требований обусловлено не организационно-правовой формой юридического лица, а связано именно со спецификой деятельности таких корпораций:

<1> Как отмечает Н.Г. Семилютина, "...финансовые услуги связаны с движением денежных средств. При этом речь не идет о движении денежных средств в смысле осуществления расчетов (например оплата покупателем товара или услуг), а о трансформации их в денежный капитал". См.: Семилютина Н.Г. Инвестиции и рынок финансовых услуг: проблемы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2003. N 2.

Указанные свойства предопределяют наличие особенностей в правовом регулировании деятельности кредитных организаций, проявляющихся в установлении со стороны государства по отношению к ним особых требований к созданию, прекращению и правовому положению, а также к осуществляемой ими банковской деятельности. Регулирование правового положения корпораций, осуществляющих банковскую деятельность, иными словами, кредитных организаций, осуществляется в первую очередь Законом о банках и банковской деятельности.

Аналогично, значительной спецификой обладает и правовое положение холдинговых объединений в банковской сфере.

В течение последнего десятилетия банковская система России и рынок банковских услуг развиваются в сторону укрупнения банковского бизнеса. В русле идеи о концентрации банковского бизнеса находится и тенденция по увеличению количества банковских групп и холдингов. Как отмечают экономисты, холдинги на рынке банковских услуг создаются для увеличения гибкости и приспособляемости банков, увеличения доступности к капиталу и уменьшения риска посредством диверсификации.

Таким образом, хотя в банковском законодательстве холдинги не рассматриваются как единый субъект, как это реализовано, например, в законодательстве антимонопольном, тем не менее банковский холдинг (банковская группа) представляет собой предпринимательское объединение <2>, к которому применяются самостоятельные инструменты банковского регулирования и надзора.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Корпоративное право" (отв. ред. И.С. Шиткина) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2007.

<2> Под предпринимательским объединением в литературе понимают не обладающую статусом юридического лица совокупность экономически взаимосвязанных субъектов - организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности для достижения согласованных целей; может быть создано как на добровольной (договорной) основе, так и вследствие экономического контроля одного(-их) участника(-ов) над другими. См.: Корпоративное право: Учебный курс / Отв. ред. И.С. Шиткина. М., 2011. С. 241 - 242 (автор главы - И.С. Шиткина).

Интересна в этом смысле история банковских холдингов в американской банковской системе, которые на протяжении многих лет подвергаются достаточно жесткому регулированию, в т.ч. подтверждающему, что они являются субъектами отдельных предпринимательских отношений <3>.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Корпоративное право" (отв. ред. И.С. Шиткина) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2007.

<3> См.: Корпоративное право: Учебный курс / Отв. ред. И.С. Шиткина. М., 2011. С. 244 (автор главы - И.С. Шиткина).

Создание в США банковских холдингов в достаточной степени ограничено. Еще в 1956 г. Актом о банковских холдинговых компаниях была ограничена деятельность холдингов, владеющих двумя и более банками. Только в 1982 г. банковским холдингам разрешили приобретать разорившиеся банки в других штатах, а в 1994 г. каждый штат принял закон, позволяющий банковским холдингам других штатов приобретать банки у себя в штате. Более того, согласно Акту о банковских холдинговых компаниях (1956 г. с последующими изменениями) банки, создающие холдинги для поглощения других банков или развития небанковской деятельности, обязаны получить согласие Федеральной резервной системы. Однако, несмотря на такое достаточно жесткое регулирование холдингов в США, на долю их активов приходится около 90% совокупных активов всех кредитных организаций страны <4>. Более того, регулирование банковских холдингов было несколько смягчено Законом о модернизации финансовых услуг 1998 г. (Закон Грэмма - Лича - Блайли), разрешившим банкам работать на рынке ценных бумаг, в т.ч. с производными финансовыми инструментами. Таким образом, был сделан шаг в сторону универсализации банков, имевших до этого традиционно более четкую специализацию как коммерческих или инвестиционных. Однако в результате международного финансово-экономического кризиса стало очевидно, что банки накопили значительные инвестиционные риски, связанные с высоко рискованной деятельностью на фондовом и срочном рынках. Крупные банки, в т.ч. холдинговые банковские структуры, не явились исключением, а скорее наоборот, достигли беспрецедентного уровня рисков. В кризисный период как в Америке, Европе, так и в России регуляторы впервые по-настоящему столкнулись с явлением, которое получило название "too big to fail" <5>, или "слишком большой, чтобы обанкротиться". Таким образом, тезис о большом банке как безрисковом банке был разрушен. Наоборот, пришло понимание, что такая концентрация при необходимости соблюдения минимального размера собственных средств на уровне 10 - 11% (как рекомендовано Базельским комитетом по банковскому надзору) ведет к серьезной концентрации основных банковских рисков. Поэтому традиционный подход центральных банков к таким крупнейшим банкам, состоящий в лояльном отношении с точки зрения выполнения надзорных требований, может не снизить, а увеличить соответствующие банковские риски.

<4> См.: Кураков Л.П., Тимирясов В.Г., Кураков В.Л. Современные банковские системы: Учебное пособие. М., 2000. С. 62 - 63, 65, 196.
<5> См.: Sorkin A.R. Too Big to Fail: The Inside Story of How Wall Street and Washington Fought to Save the Financial System-and Themselves. Viking Adult, 2009.

Поэтому для крупнейших банков необходимо применять специальное банковское регулирование <6>. Если финансовые проблемы начинаются у банка слишком большого для банкротства, то у регулятора и государства, по существу, не остается другого способа обеспечить стабильность всей банковской системы, кроме как финансово поддержать такой банк. Говорить в такой ситуации о рыночных механизмах регулирования уже не приходится.

<6> Банковское регулирование представляет собой регулирование банковской деятельности при помощи системы средств, имеющих правовую форму, с целью поддержания стабильности банковской системы, защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов, а также минимизации банковских рисков. Оно осуществляется как на законодательном уровне, так и на уровне нормативных актов регулятора в части делегированных ему государством полномочий.

В период кризиса таких примеров было несколько: российский "Связь-банк", американские Merrill Lynch, GP Morgan, Citigroup, английский ипотечный банк Northern Rock и др. В Исландии в период кризиса вообще правительство фактически национализировало банки.

Таким образом, поскольку "системообразующие" банки, как правило, формирующие холдинговые структуры, являются источниками рисков для всей банковской системы, то к ним необходимо применять более жесткие, а не более лояльные пруденциальные требования и уделять больше надзорного внимания, чем всем остальным.

Совокупные активы пяти крупнейших банков Великобритании и Нидерландов в три раза превышают активы банков Германии и Италии. При этом чем значительнее размер банков, попадающих в категорию Too Big to Fail, тем более остро встает необходимость более строгих норм надзора за уровнем принимаемых ими рисков. Например, Швейцария и Великобритания - страны, в которых объединенные активы нескольких крупнейших банков особенно велики по отношению к национальному ВВП, - уже применяют более высокие нормативы достаточности капитала, чем предписано Базелем III <7>. Эксперты отмечают, что сегодня в целом оптимальный поддерживаемый уровень собственных средств кредитных организаций должен быть выше, чем зафиксировано в Базельских принципах, т.е. на уровне 10%. По различным исследованиям такой размер должен быть от 15% до 20% собственных средств банка <8>.

<7> Базель III является сокращенным названием пакета документов "Базель III: Общие регулятивные подходы к повышению устойчивости банков и банковского сектора" и "Базель III: Международные подходы к оценке, стандартам и мониторингу риска ликвидности", принятых Базельским комитетом по банковскому надзору (англ. Basel Committee on Banking Supervision). Данный орган банковского надзора создан Банком международных расчетов (БМР) в декабре 1974 г. и является самым авторитетным международным органом, издающим помимо "Базелей" значительное количество документов, касающихся, так или иначе, обеспечения стабильности банковской системы. Это вопросы вовлечения банков в незаконную деятельность по отмыванию преступных доходов, определения подходов к формированию систем страхования вкладов и даже установления принципов эффективного корпоративного управления в банках.
<8> См.: Комарова К. Базель III: реформа капитала // БДМ. Банки и деловой мир. 2012. N 6. СПС "Гарант".

Отчасти результатом такого понимания в США стало принятие в 2010 г. Закона Додда - Франка "О реформе Уолл-стрит и защите потребителей". Данный Закон установил следующие ключевые положения:

Что касается Европейского союза, то банковские холдинги там регулируются Директивой Европейского парламента и совета 2002/87/EC от 16 декабря 2002 г. о дополнительном надзоре за кредитными, страховыми учреждениями и инвестиционными компаниями в финансовом конгломерате. При наличии признаков возникновения банковского холдинга, именуемого финансовым конгломератом, такое объединение подлежит более строгому надзору со стороны регулятора. Такими признаками выступают:

<9> См.: Шамраев А.В. Регулирование банковских и финансовых холдинговых компаний в праве США, ЕС и отдельных европейских стран // Банковское право. 2012. N 3. С. 25 - 37. СПС "КонсультантПлюс".

В России в состав около 150 банковских (консолидированных) групп и 30 банковских холдингов, действующих на территории Российской Федерации, входят более 200 кредитных организаций, доля активов которых в совокупных активах банковского сектора Российской Федерации составляет около 86%. В состав 30 групп входят две и более кредитные организации, более 100 групп сформированы из одной кредитной организации, являющейся головной, и некредитных организаций. Во всех группах преобладает банковская деятельность. Очевидно, что такая тенденция к концентрации может иметь уже не только позитивные последствия. Речь идет о возникновении повышенных рисков при осуществлении, например, большого числа кредитных операций внутри таких групп, которые до недавнего времени контролировались недостаточно.

Можно заметить, что международный финансово-экономический кризис оказал существенное влияние не только на зарубежные банковские системы, но и на структуру российского рынка банковских услуг. Произошло увеличение доли государственного участия в совокупных банковских активах, в т.ч. приходящихся на холдинговые структуры. В первую очередь речь идет о крупнейших банках с государственным участием, которые возглавляют соответствующие крупнейшие банковские группы: ОАО "Сбербанк", ОАО "Банк ВТБ", ОАО "Газпромбанк". Кроме того, появились такие специфические холдинговые структуры, как группы государственных корпораций, функционирующих в банковской сфере: Банка развития и Агентства по страхованию вкладов. Реализуя возложенные на них государственные функции в период кризиса, принимая под управление банки, находившиеся в крайне тяжелом финансовом положении, данные государственные корпорации фактически стали головными компаниями банковских холдингов <10>. В результате можно констатировать достаточно традиционное следствие преодоления кризисных явлений: укрупнение бизнеса и увеличение государственного влияния на соответствующий рынок.

<10> См.: Рэнкинг банковских групп в России // Интерфакс-ЦЭА. Центр экономического анализа. М., 2012. С. 3 - 5.

2. Понятие и признаки банковской группы и банковского холдинга

Понятие банковской группы и банковского холдинга

Банковские холдинги являются, как известно, единственными легально определенными. Закон о банках и банковской деятельности в ст. 4 содержит определение банковской группы и банковского холдинга. В июле 2013 г. был принят Федеральный закон от 02.07.2013 N 146-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <11>, внесший существенные изменения в соответствующие понятия, во многом расширивший границы устоявшихся терминов, ужесточивший требования к данным предпринимательским объединениям.

<11> Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 27. Т. 3438.

Сегодня согласно ст. 4 Закона о банках и банковской деятельности банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее - участники банковской группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации (далее - головная кредитная организация банковской группы). Следует заметить, что ранее банковская группа по определению включала в себя только кредитные организации. Таким образом, данное понятие существенно расширено за счет включения в него всех иных юридических лиц. Принципиально для банковской группы лишь то, что головной компанией является кредитная организация.

Можно выделить следующие черты банковской группы. Она является:

Важные изменения произошли и в определении понятия банковского холдинга, который теперь определяется как не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (далее - участники банковского холдинга), включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией (далее - головная организация банковского холдинга), а также (при их наличии) иные (не являющиеся кредитными организациями) юридические лица, находящиеся под контролем либо значительным влиянием головной организации банковского холдинга или входящие в банковские группы кредитных организаций - участников банковского холдинга, при условии, что доля банковской деятельности, определенная на основе методики Банка России, в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40 процентов. Доля банковской деятельности в деятельности банковского холдинга определяется как отношение величины активов и (или) доходов кредитных организаций - участников банковского холдинга, определенной на основе методики, установленной Банком России, и совокупной величины активов и (или) доходов банковского холдинга, определенной с учетом активов и (или) доходов на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности данных юридических лиц.

Таким образом, сегодня в Законе дается важное уточнение относительно 40% доли в банковской деятельности непосредственно в банковском холдинге, ведь в данное предпринимательское объединение могут входить различные юридические лица и, что принципиально, головной компанией также является некредитная организация.

Таким образом, можно выделить следующие черты банковского холдинга:

Схематично банковскую группу и банковский холдинг можно представить следующим образом, где КО - это кредитная организация, ЮЛ - иное юридическое лицо.

Банковская группа

                           -------¬
-------+ КО ¦-----¬
¦ L--T---- ¦
¦/ ¦/ ¦/
-------¬ -------¬ -------¬
¦ ЮЛ ¦ ¦ ЮЛ ¦ ¦ КО ¦
LT------ LT----T- L-----T-
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
-------¬ -------¬ -------¬ -------¬
¦ ЮЛ ¦ ¦ ЮЛ ¦ ¦ ЮЛ ¦ ¦ КО ¦
L------- L------- L------- L-------

Банковский холдинг

                           -------¬
-------+ ЮЛ ¦-----¬
¦ L--T---- ¦
¦/ ¦/ ¦/
-------¬ -------¬ -------¬
¦ ЮЛ ¦ ¦ КО ¦ ¦ КО ¦
LT------ LT----T- LT----T-
¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/
-------¬ -------¬ -------¬ -------¬
¦ ЮЛ ¦ ¦ ЮЛ ¦ ¦ ЮЛ ¦ ¦ КО ¦
L------- L------- L------- L-------

Доля КО = 40%.

Основания возникновения банковской группы и банковского холдинга

Как видно из определения банковской группы и банковского холдинга, основанием возникновения холдинговых отношений является установление контроля либо значительного влияния головной компании на юридические лица (в т.ч. кредитные организации), входящие в состав данного предпринимательского объединения.

Таким образом, законодатель не пошел по первоначальному пути введения понятий прямого и косвенного контроля, прямого и косвенного существенного влияния, связанных с кредитной организацией лиц.

Закон о банках и банковской деятельности фактически отсылает нас к международным стандартам финансовой отчетности. Так, согласно ст. 4 Закона контроль и значительное влияние для определения участников банковской группы (банковского холдинга) и составления отчетности, установленной настоящим Федеральным законом, определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО), признанными на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1.4 Положения Банка России от 19.09.2002 N 197-П "О порядке представления информации о банковских холдингах" <12> контроль и значительное влияние определяются в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" и Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия", введенными в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 18 июля 2012 г. N 106н "О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" с учетом последующих изменений.

<12> Вестник Банка России. 2002. N 57.

В соответствии с п. п. 6 и 7 МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" <13> инвестор обладает контролем над объектом инвестиций в том случае, если инвестор подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или имеет право на получение такого дохода, а также возможность влиять на доход при помощи осуществления своих полномочий в отношении объекта инвестиций.

<13> Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н). URL: http://www1.minfin.ru/ (дата обращения: 27.08.2012).

Пункт 11 Стандарта раскрывает контроль как обладание долями или акциями в количестве, позволяющем установить контроль над объектом инвестиций.

Инвестиции в размере 20 процентов являются достаточными для вывода о наличии контроля. Однако при других обстоятельствах (т.е. если размер вознаграждения или другие факторы отличаются от изложенных выше) контроль может возникнуть при другом уровне инвестиций.

В соответствии с п. 3 МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия" <14> значительное влияние определяется как правомочность участвовать в принятии решений по финансовой и операционной политике объекта инвестиций, но не контроль или совместный контроль над этой политикой.

<14> Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н). URL: http://www1.minfin.ru/ (дата обращения: 27.08.2012).

Согласно п. 5 МСФО 28, если предприятию прямо или косвенно (например через дочерние предприятия) принадлежит 20 или более процентов прав голоса в отношении объекта инвестиций, то считается, что предприятие имеет значительное влияние, за исключением случаев, когда существуют убедительные доказательства обратного. И наоборот, если предприятию прямо или косвенно (например через дочерние предприятия) принадлежит менее 20% прав голоса в отношении объекта инвестиций, то считается, что предприятие не имеет значительного влияния, за исключением случаев, когда существуют убедительные доказательства обратного. Наличие крупного или контрольного пакета акций, принадлежащего другому инвестору, не обязательно исключает наличие у предприятия значительного влияния.

Таким образом, согласно МСФО для установления контроля и значительного влияния используются оценочные критерии, направленные на выявление сущности отношений, в которых состоят компании.

При этом если одной компании принадлежит более 20% акций (долей) в уставном капитале другой компании, то наличие значительного влияния презюмируется и является достаточным для вывода о наличии контроля.

Тем не менее для вывода о наличии контроля необходимо, по существу, также установить возможность направлять предпринимательскую деятельность компании, а для вывода о наличии значительного влияния - возможность участвовать в принятии решений по ее финансовой и операционной политике.

3. Банковское регулирование деятельности банковских групп и холдингов

Представляется, что банковский холдинг, являясь предпринимательским объединением, обладающим признаком организационного единства, согласованно осуществляет банковскую деятельность <15>. Поэтому в российском законодательстве к нему предъявляются дополнительные требования как к частично правосубъектному элементу банковской системы.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Корпоративное право" (отв. ред. И.С. Шиткина) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2007.

<15> См.: Корпоративное право: Учебный курс / Отв. ред. И.С. Шиткина. М., 2011. С. 246 (автор главы - И.С. Шиткина).

Осуществление банковского регулирования и надзора на консолидированной основе является международным трендом уже в течение последнего десятка лет. Свое начало регулирование и надзор на консолидированной основе берут еще раньше, когда международные органы банковского надзора, столкнувшись с международными банковскими кризисами, обратили свое внимание на транснациональные банки, в т.ч. образующие банковские группы и холдинги на территории нескольких стран. Стало очевидно, что такие сложные предпринимательские структуры являются заложниками значительных банковских рисков. Помимо банковских рисков, возникающих в деятельности любого банка, участие его в банковской группе влечет возникновение консолидированных рисков группы, которые падают на каждого ее участника, возникновение своего рода "снежного кома банковских рисков".

Как справедливо отмечается в литературе, наиболее существенными рисками банковской группы являются кредитный, процентный, валютный риски, риск потери ликвидности и риск деятельности группы в целом. Их возникновение обусловлено наличием зависимости одних участников группы от других, что, с одной стороны, влечет предоставление услуг на более льготных условиях, а с другой стороны, лишает участников независимости в принятии решений, например, о выдаче кредита, о принятии средств в депозит, о снижении или, наоборот, увеличении процентных ставок по операциям. Например, риск потери ликвидности возникает из-за зависимости ликвидности одних участников группы от других. Средства предоставляются участникам на льготных условиях и используются зачастую не самым рациональным образом. Избыток ликвидности также говорит о низком уровне управления риском потери ликвидности и может возникать, когда одни участники вынуждают другого участника (банк) привлекать средства участников во вклады под более высокие проценты, хотя банк в этих средствах не нуждается и потому несет значительные расходы, выплачивая высокие проценты <16>.

<16> См.: Абдулаева С.А., Алиев З.М. Консолидация отчетности банковских (консолидированных) групп и некредитных организаций // Налоги. 2012. N 21. С. 9 - 15. СПС "КонсультантПлюс".

Поскольку основной целью банковского регулирования и надзора является минимизация банковских рисков, то законодатель, учитывая опасность консолидированных банковских рисков, предъявляет особенно строгие требования к банковским группам и холдингам.

Подтверждением тому являются нормы, закрепленные в ст. 4 Закона о банках и банковской деятельности.

Уведомление об образовании банковской группы и банковского холдинга

В случае неисполнения головной организацией банковского холдинга требований Закона о банках и банковской деятельности и Закона о Банке России регулятор в установленном им порядке вправе ограничить проведение кредитной организацией - участником банковского холдинга операций с головной организацией банковского холдинга, участниками банковского холдинга на срок до 6 месяцев либо ввести запрет на срок до 1 года на осуществление кредитной организацией - участником банковского холдинга отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, с головной организацией банковского холдинга, участниками банковского холдинга.

Раскрытие информации и отчетность банковской группы и банковского холдинга

Одним из ключевых инструментов банковского регулирования является установление требований к различного рода банковской, бухгалтерской, статистической отчетности. Банки являются теми специфическими субъектами, для которых все указанные виды отчетности, порядок и сроки их представления устанавливаются непосредственно Банком России. При этом, учитывая все возрастающую роль банковских групп в банковской системе страны, представление отчетности в отношении показателей деятельности одной кредитной организации имеет все меньше практического смысла. Как и в сфере банковского регулирования и надзора в целом, в течение последних десяти лет все более очевидной становится необходимость составления и представления отчетности на консолидированной основе.

Согласно рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору наиболее адекватным отражением финансового положения кредитных организаций в рамках современной банковской системы, основанной на наличии многоуровневых связях ее субъектов, является их консолидированная отчетность, которая составляется и представляется в Банк России головной организацией банковской группы о деятельности такой группы.

Как справедливо отмечается в литературе, вопрос консолидированного надзора за банковской группой становится сегодня актуальным в связи с процессами интеграции в банковском секторе. Так, "в результате слияний появляются банковские группы и холдинги, объединяющие несколько банков, развивается "разделение труда" - одни привлекают, другие размещают, происходит перенос рисков", вследствие чего реальную ситуацию может выявить только консолидированный надзор" <17>.

<17> См.: Поздышев В.А. Проект TACIS "Банковский надзор и отчетность" // Деньги и кредит. 2005. N 10. С. 16.

Целью составления консолидированной отчетности является установление характера влияния на финансовое состояние кредитных организаций, их вложений в капиталы других юридических лиц, операций и сделок с этими юридическими лицами, возможностей управлять их деятельностью, а также определение совокупной величины рисков и собственных средств банковской или консолидированной группы.

Согласно Закону о банках и банковской деятельности кредитные организации, являющиеся участниками банковской группы, участниками банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в целях составления отчетности банковской группы, банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в т.ч. для определения рисков, принимаемых на консолидированной основе, представляют соответственно головной кредитной организации банковской группы, головной организации (управляющей компании) банковского холдинга сведения о своих операциях и об операциях своих клиентов и корреспондентов.

Кредитная организация составляет и представляет в Банк России отчетность о своей деятельности по формам, в порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России. Головная кредитная организация банковской группы по формам, в порядке и сроки, которые определяются Банком России, составляет и представляет в Банк России отчетность, необходимую для осуществления надзора за кредитными организациями на консолидированной основе, а также иную информацию о деятельности банковской группы в соответствии с перечнем, установленным советом директоров Банка России.

Головная кредитная организация банковской группы раскрывает:

  1. ежегодно - годовую консолидированную финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней, информацию о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом;
  2. один раз в полгода - промежуточную консолидированную финансовую отчетность, информацию о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом. В случае если проводилась проверка промежуточной консолидированной финансовой отчетности, указанная отчетность раскрывается вместе с аудиторским заключением аудиторской организации.

Формы, порядок и сроки раскрытия головной кредитной организацией банковской группы информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом определяются Банком России. Порядок и сроки раскрытия головной кредитной организацией банковской группы консолидированной финансовой отчетности и аудиторского заключения по ней определяются Банком России.

Головная организация банковского холдинга также обязана ежегодно раскрывать консолидированную финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней. Порядок и сроки раскрытия головной организацией банковского холдинга консолидированной финансовой отчетности и аудиторского заключения по ней определяются Банком России <18>.

<18> Указание Банка России от 25.10.2013 N 3087-У "О раскрытии и представлении банковскими холдингами консолидированной финансовой отчетности" // Вестник Банка России. 2013. N 71.

Приобретение акций (долей) кредитной организации

В целях соблюдения требований законодательства, предъявляемых к финансовому положению учредителей кредитной организации, которое бы позволяло вносить собственные, а не привлеченные средства в уставный капитал банка, а также надзора за возникновением банковских групп и холдингов Законом о банках и банковской деятельности, устанавливаются особые требования к приобретению более 1% акций (долей) кредитной организации.

Приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 10% - предварительного согласия Банка России.

Причем данный порядок действует как на момент создания кредитной организации, так и в процессе ее деятельности. Законом и нормативными актами Банка России установлены случаи, когда Банк России имеет право или обязан отказать в даче согласия на приобретение более 10% акций (долей) кредитной организации.

Согласно Инструкции Банка России от 25.10.2013 N 146-И "О порядке получения согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации" <19> предварительное согласие или последующее согласие Банка России в случае приобретения, в т.ч. на вторичном рынке, и (или) получения в доверительное управление более 10% акций (долей) кредитной организации (с учетом ранее приобретенных) юридическим или физическим лицом либо группой лиц, должно быть получено при заключении одной или нескольких сделок, в т.ч. следующих сделок:

<19> Вестник Банка России. 2014. N 8.

Предварительное согласие или последующее согласие Банка России должно быть получено даже в случае совершения сделки, в т.ч. на вторичном рынке, направленной на установление юридическим или физическим лицом (группой лиц) прямого или косвенного (через третьих лиц) контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем 10% акций (долей) кредитной организации.

Предварительное согласие Банка России должно быть получено до момента совершения сделки (сделок), в результате которой (которых) юридическое или физическое лицо (группа лиц) окажется приобретателем акций (долей) кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных Инструкцией.

Банком России также приняты два нормативных акта, устанавливающих порядок оценки финансового положения не только юридических и физических лиц - учредителей кредитных организаций, но и субъектов, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) банков, а также на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации - владельцев более 10% акций (долей) банка <20>.

<20> См.: Положение Банка России от 18.02.2014 N 415-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации и юридических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации" и Положение Банка России от 18.02.2014 N 416-П "О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации и физических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации" // Вестник Банка России. 2014. N 56.

Основным критерием удовлетворительности финансового положения юридического лица является достаточность его чистых активов (собственных средств), а в ряде случаев также имущества, физического лица - его собственных средств и имущества.

Обязательные экономические нормативы в деятельности банковских групп

С одной стороны, объединение банков в группу способствует снижению стоимости кредитных ресурсов и возможности кредитовать более крупных заемщиков. Также крупные объединения банков по определению более информированы, обладают большим объемом сведений о клиентах, что способствует снижению риска невозврата кредитов. С другой стороны, консолидация банков в итоге приводит к снижению конкуренции на рынке <21>. Следствием такой экономической концентрации могут стать различные проявления недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением. Это может быть и навязывание услуг клиентам банков, входящих в соответствующую группу, и завышение ставок по кредитам, и снижение ставок по вкладам и др.

<21> Носова И.В. Консолидация банковского сектора России // Банковское право. 2014. N 1. С. 47 - 51. СПС "КонсультантПлюс".

Минимизировать негативные последствия реализации различных банковских рисков для отдельных банков и их предпринимательских объединений призваны обязательные экономические нормативы. Они являются одним из основных инструментов банковского регулирования, правом установления которых также наделен Банк России как орган банковского регулирования и надзора. Обязательные нормативы - "требования публичного характера, направленные на поддержание кредитной организацией определенных пропорций показателей деятельности" <22>.

<22> Ерицян А.В. Пруденциальное регулирование и контроль // Банковское право. 2001. N 2. С. 41.

В ст. 62 Закона о Банке России дан открытый перечень экономических нормативов - разновидности ограничения прав кредитных организаций пруденциального характера, которые кредитная организация обязана соблюдать при осуществлении банковской деятельности <23>. Нормативы установлены в целях защиты прав и законных интересов кредиторов и вкладчиков банков и являются ограничениями права на распоряжение имуществом.

<23> Пруденциальное банковское регулирование является основным видом банковского регулирования и представляет собой систему правовых норм, в которых закрепляются основанные на прямом методе воздействия средства банковского регулирования, устанавливающие специальные ограничения деятельности кредитных организаций, направленные на обеспечение стабильности банковской системы, защиту прав и интересов вкладчиков и кредиторов, а также минимизацию банковских рисков.

Ключевыми экономическими нормативами минимизируются в первую очередь кредитные риски банков и банковских объединений: банковских групп и холдингов.

Одним из важнейших обязательных нормативов, который должен соблюдать каждый банк, является норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6). Он регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка. Норматив Н6 рассчитывается по группе связанных заемщиков в соответствии со ст. 64 Закона о Банке России.

В связи с важнейшими изменениями Закона о Банке России норматив Н6 будет рассчитываться с учетом банковской группы, с учетом участников внутри нее. Так, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается: для кредитной организации - в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и не может превышать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации; для банковской группы - в процентах от размера собственных средств (капитала) банковской группы и не может превышать 25% размера собственных средств (капитала) банковской группы.

С 1 января 2015 г. подходы к определению группы связанных заемщиков будут несколько скорректированы. Группой связанных заемщиков будут признаваться заемщики (юридические и (или) физические лица) в случае, если один из заемщиков контролирует или оказывает значительное влияние на другого заемщика (других заемщиков) или если заемщики находятся под контролем или значительным влиянием третьего лица (третьих лиц), не являющегося (не являющихся) заемщиком (заемщиками). Контроль и значительное влияние определяются также в соответствии с МСФО, признанными на территории России.

К группе связанных заемщиков кредитной организации (банковской группы) относятся также заемщики (юридические и (или) физические лица), связанные таким образом, что ухудшение экономического положения одного лица может явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) другим лицом (другими лицами) обязательств перед кредитной организацией (банковской группой), в частности, в силу того, что юридические и (или) физические лица предоставили непосредственно или через третьих лиц денежные средства, полученные от кредитной организации (банковской группы) по договору займа (кредита, депозита), другому лицу или группе лиц по договору займа (кредита, депозита); исполнение обязательств юридических и (или) физических лиц по договору займа (кредита, депозита) перед кредитной организацией осуществляется одним и тем же третьим лицом, не являющимся лицом, обязанным перед кредитной организацией (банковской группой) по договору займа (кредита, депозита).

Аналогично нормативу Н6 теперь на банковскую группу будут рассчитываться и некоторые другие обязательные экономические нормативы <24>, например:

<24> Указание Банка России от 25.10.2013 N 3090-У "О расчете величины собственных средств (капитала), обязательных нормативов и размеров (лимитов) открытых валютных позиций банковских групп" // Вестник Банка России. 2013. N 74.

Помимо обязательных экономических нормативов, направленных на минимизацию кредитного риска соответствующей банковской группы, последняя должна также соблюдать и иные важнейшие нормативы, в т.ч. такой базовый, основополагающий, как достаточность собственных средств банковской группы. Как и для кредитных организаций, для группы он установлен на уровне 10%.

Следует также отметить такой важный для понимания правового положения банковской группы обязательный норматив, установленный Банком России для каждой кредитной организации, как норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12). Он регулирует совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к собственным средствам (капиталу) банка. Максимальный размер данного норматива установлен на уровне 25% от собственных средств банка.

Таким образом, банк не имеет права приобретать больше, чем 25% акций (долей) любой другой компании.

При нарушении банковской группой установленных числовых значений обязательных экономических нормативов, к ней применяются меры воздействия в рамках инструментария банковского надзора.

4. Особенности банковского надзора за банковскими группами и холдингами

Банковский надзор заключается главным образом в наблюдении за соблюдением кредитными организациями, а также банковскими группами и холдингами требований закона и нормативных актов Банка России и применении к ним в нормативно установленных случаях соответствующих мер воздействия. Одними из последних изменений банковского законодательства, связанных с ужесточением требований к банковским группам и холдингам, были введены и специфические меры воздействия, направленные именно на соответствующие банковские объединения. Согласно ст. 74 Закона о Банке России, в случае если головная кредитная организация банковской группы нарушает в связи с участием в банковской группе требования федеральных законов, в т.ч. не представляет информацию, представляет неполную или недостоверную информацию, не проводит обязательный аудит либо не раскрывает консолидированную отчетность и аудиторское заключение по ней, Банк России вправе применить к головной кредитной организации банковской группы меры, предусмотренные ч. 1 данной статьи. Аналогичные последствия предусмотрены при нарушении установленных Банком России обязательных нормативов для банковских групп. Помимо предписания устранить выявленные нарушения Банк России по выбору применяет одну из следующих мер воздействия:

Если же головная кредитная организация банковской группы не исполняет предписания Банка России об устранении нарушений, связанных с участием в банковской группе, либо если указанные нарушения создают угрозу законным интересам кредиторов (вкладчиков) данной кредитной организации, кредитных организаций - участников банковской группы, Банк России вправе:

  1. взыскать с головной кредитной организации банковской группы штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
  2. ввести запрет на срок до 1 года на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, а также на открытие филиалов.

Для исполнения требований Банка России о соблюдении обязательных нормативов банковской группы головная кредитная организация банковской группы самостоятельно принимает решения, связанные с деятельностью и активами банковской группы.

Специфика надзора за банковскими группами и холдингами состоит также в особом порядке его осуществления <25>. Надзор за деятельностью банковской группы осуществляется Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальным учреждением Банка России, осуществляющим надзор за деятельностью кредитной организации, являющейся головной кредитной организацией банковской группы.

<25> Указание Банка России от 25.10.2013 N 3089-У "О порядке осуществления надзора за банковскими группами" // Вестник Банка России. 2013. N 82.

В целях осуществления надзора за деятельностью банковской группы может также формироваться надзорная группа, в случае если головная кредитная организация банковской группы:

Регулятор осуществляет сбор и хранение информации о деятельности банковской группы и крупных участников банковской группы. К крупным участникам банковской группы относятся участники банковской группы, величина собственных средств которых составляет более 5% величины собственных средств банковской группы и (или) их финансовый результат составляет более 5% финансового результата банковской группы.

Структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банковской группы, в ходе надзора за банковской группой:

Кроме того, регулятор осуществляет комплексный анализ деятельности банковской группы и подготавливает заключения (аналитические записки) о деятельности банковской группы, содержащий:

Как было отмечено, тенденцией последних десятилетий является возникновение транснационального банковского бизнеса, в т.ч. холдинговых объединений с участием банков. Закон о банках и банковской деятельности, а также Закон о Банке России делают попытку устранить препятствия для обмена информацией между головными организациями (управляющими компаниями) банковских групп (банковских холдингов) и их участниками, а также законодательно закрепить основы взаимодействия Банка России и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по надзору за финансовыми организациями, при осуществлении надзора за деятельностью банковских групп и банковских холдингов. В том числе речь идет и о взаимодействии с иностранными регуляторами.

Теперь Банк России вправе обратиться в центральный банк или иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, с запросом о предоставлении информации и документов, в т.ч. содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, которые получены ими от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов и иных объединений с участием кредитных организаций в ходе исполнения ими надзорных функций, включая проведение проверок их деятельности. Информация и (или) документы, полученные Банком России от иностранного регулятора, могут быть предоставлены третьим лицам, в т.ч. правоохранительным органам, только с согласия лиц, предоставивших такую информацию, или суду на основании судебного решения, вынесенного при производстве по уголовному делу. Аналогично Банк России вправе предоставить иностранному надзорному органу необходимые ему для осуществления банковского надзора информацию и документы, в т.ч. содержащие сведения, составляющие банковскую тайну, которые получены от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов и иных объединений с участием кредитных организаций, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Необходимым условием предоставления информации или документов является наличие по законодательству иностранного государства необходимого уровня защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемых Банком России информации и документов. Он должен быть не меньше, чем предусмотренный законодательством Российской Федерации (ст. 51 Закона о Банке России).

Более того, Закон о Банке России дополнен и надзорными полномочиями Банка России в данной сфере информационного обмена с регуляторами иностранных юрисдикций (ст. 73 Закона о Банке России). Так, Банк России вправе проверять деятельность расположенных на территориях иностранных государств кредитных организаций, входящих в состав банковских групп и банковских холдингов. В свою очередь, иностранный регулятор может получить доступ в помещения расположенных на территории России кредитных организаций - участников банковских групп, головными организациями которых являются иностранные банки, и к информации об их деятельности при условии письменного согласия данных кредитных организаций - участников банковских групп. О результатах таких посещений указанные органы информируют Банк России.

Завершая рассмотрение правового положения банковских групп и банковских холдингов на рынке банковских услуг, можно констатировать тенденцию по наращиванию объема активов, принадлежащих данным объединениям с участием банков, и, соответственно, поступательному увеличению их влияния и роли на рынке. Законодатель и банковский регулятор не могут и не должны оставаться в стороне от данной тенденции, учитывая отмеченные в лекции риски, возникающие при концентрации банковского бизнеса. В последние годы на законодательном и подзаконном уровнях сделано немало для определения правового положения и регулирования деятельности банковских групп и холдингов, заложены правовые основы консолидированного банковского регулирования и надзора, в т.ч. с учетом транснациональной составляющей данных объединений. Однако масштаб таков, что существующее регулирование может рассматриваться исключительно как база для дальнейшего развития и углубления влияния на банковские группы и холдинги, без которых сегодняшний рынок банковских услуг уже невозможно представить.

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) "О банках и банковской деятельности" с последующими изменениями.
  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" с последующими изменениями.
  3. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н). URL: http://www1.minfin.ru/, 27.08.2012.
  4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н). URL: http://www1.minfin.ru/, 27.08.2012.
  5. Инструкция Банка России от 25.10.2013 N 146-И "О порядке получения согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации" // Вестник Банка России. 2014. N 8.
  6. Положение Банка России от 18.02.2014 N 415-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации и юридических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации".
  7. Положение Банка России от 18.02.2014 N 416-П "О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации и физических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации" // Вестник Банка России. 2014. N 56.
  8. Положение Банка России от 19.09.2002 N 197-П "О порядке представления информации о банковских холдингах" // Вестник Банка России. 2002. N 57.
  9. Указание Банка России от 25.10.2013 N 3080-У "О формах, порядке и сроках раскрытия головными кредитными организациями банковских групп информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом" // Вестник Банка России. 2013. N 74.
  10. Указание Банка России от 25.10.2013 N 3087-У "О раскрытии и представлении банковскими холдингами консолидированной финансовой отчетности" // Вестник Банка России. 2013. N 71.
  11. Указание Банка России от 25.10.2013 N 3089-У "О порядке осуществления надзора за банковскими группами" // Вестник Банка России. 2013. N 82.
  12. Указание Банка России от 25.10.2013 N 3090-У "О расчете величины собственных средств (капитала), обязательных нормативов и размеров (лимитов) открытых валютных позиций банковских групп" // Вестник Банка России. 2013. N 74.

Рекомендуемая литература Основная

  1. Банковское право: Учебник / Отв. ред. Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтин. М., 2012.
  2. Курбатов А.Я. Банковское право России: Учебник. М., 2013.
  3. Лаутс Е.Б. Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности. М., 2008.
  4. Лаутс Е.Б. Банковское право и банковская деятельность. Понятие и сущность // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2011. N 4. С. 2 - 9.
  5. Шамраев А.В. Регулирование банковских и финансовых холдинговых компаний в праве США, ЕС и отдельных стран // Банковское право. 2012. N 3.
  6. Шиткина И.С. Холдинги. Правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группе компаний. М., 2008.
  7. Шиткина И.С. Правовое регулирование экономической зависимости // Хозяйство и право. 2010. N 8. С. 31 - 50.

Дополнительная

  1. Абдулаева С.А., Алиев З.М. Консолидация отчетности банковских (консолидированных) групп и некредитных организаций // Налоги. 2012. N 21.
  2. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебное пособие. 4-е изд. М., 2010.
  3. Вишневский А.А. Банковское право Европейского союза.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Корпоративное право" (отв. ред. И.С. Шиткина) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2007.

  1. Корпоративное право: Учебный курс / Отв. ред. И.С. Шиткина. М., 2011.
  2. Кураков Л.П., Тимирясов В.Г., Кураков В.Л. Современные банковские системы: Учебное пособие. М., 2000.
  3. Ликунская М.П. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в ЕС: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
  4. Мойсейчик Г. Развитие финансовых холдингов в Республике Беларусь // . Беларусь. 2006. N 13.
  5. Некрасов А.И. Правовое регулирование политики Европейского союза в области финансовых услуг М., 2013.
  6. Носова И.В. Консолидация банковского сектора России // Банковское право. 2014. N 1. С. 47 - 51.
  7. Понаморенко В.Е., Четвериков А.О., Карпов Л.К. Банковская интеграция в ЕС и ЕЭП: возможности правовой трансплантации / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Юстицинформ, 2014.
  8. Семилютина Н.Г. Инвестиции и рынок финансовых услуг: проблемы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2003. N 2.
  9. Тарасенко О.А., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник. М., 2012.
  10. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М., 2003.
  11. Шиткина И.С. Основания установления холдинговых отношений // Предпринимательское право. 2005. N 2.