Деятельность уполномоченного экономического оператора в таможенном союзе на современном этапе
Дорощенко Галина Ивановна, доцент кафедры правового регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела Российского нового университета (г. Москва), кандидат социологических наук.
Статья посвящена отдельным аспектам деятельности уполномоченного экономического оператора (далее - УЭП) в Таможенном союзе. Также автор предпринимает попытку сопоставить деятельность УЭП через призму взаимодействия таможни и бизнеса. Рассмотрен вопрос о том, как получить статус УЭП в настоящее время.
Ключевые слова: таможня, таможенные органы, экономический эффект, таможенные платежи, налоги, система таможенных органов, фискальная функция, уполномоченный экономический оператор, взаимодействие таможни и бизнеса.
Activity of the empowered economic operator in the Customs Union at the present stage
G.I. Doroshhenko
Doroshhenko Galina Ivanovna, assistant professor of the Chair "Legal Regulation of External Economic Activity and Customs Affairs" of the Russian New University of Russia (Moscow), candidate of sociological sciences.
The article concerns certain aspects of activity of the empowered economic operator in the Customs Union. The author also attempts at comparing activity of the empowered economic operator through the prism of interaction of customs and business; considers the issue of how to receive a status of the empowered economic operator at present.
Key words: customs, customs agencies, economic effect, customs payments, taxes, system of customs agencies, fiscal function, Empowered Economic Operator, interaction of customs and business.
Сегодня в России внедрен новый институт уполномоченного экономического оператора, который является нововведением в таможенную практику государств - участников Таможенного союза и важным шагом к развитию системы взаимодействия таможенной службы с участниками ВЭД. Данный институт позволяет уменьшить затраты, которые несут добросовестные участники ВЭД. В законодательстве деятельность данного института регулируется ст. 38 - 41 Таможенного кодекса Таможенного союза <1> (на международном уровне в рамках Таможенного союза), а в России - гл. 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <2>. С 9 января 2012 г. вступил в силу Приказ ФТС России "Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором" <3>, которым определен порядок взаимодействия между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором, а также регламент их информационного обмена. С 2012 года участники ВЭД могут обращаться в ФТС России с заявлением о включении в реестр УЭО.
<1> Таможенный кодекс Таможенного союза // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010. N 50. Ст. 6615.<2> Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Российская газета. 2010. 29 ноября. N 269.
<3> Приказ ФТС России "Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором" // Российская газета. N 278. 09.12.2011.
УЭО является субъектом таможенных правоотношений, которому передается часть функций таможенных органов; это означает, что отношения таможни и бизнеса должны строиться в первую очередь на доверии. Поэтому можно предположить, что в первое время все процедуры включения в реестр пройдет небольшое количество заявителей (возможно, не более тридцати), при этом их деятельность станет предметом пристального внимания таможенных органов. Кажущиеся на первый взгляд упрощения могут обернуться дополнительными бюрократическими барьерами для участников ВЭД <4>.
<4> Ионичева В. Новый институт // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2012. N 5.В 2010 году, когда был введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза <5>, была впервые проведена конференция "Таможня и бизнес. Таможенный союз Россия - Беларусь - Казахстан", организованная газетой "The Moscow Times" при поддержке Федеральной таможенной службы России. Впервые в рамках этой конференции в числе прочих обсуждался вопрос взаимодействия таможни и бизнеса.
<5> Таможенный кодекс Таможенного союза // Собрание законодательства РФ. 2011. 9 декабря. N 278.Вопросы эффективного взаимодействия таможни и бизнеса сегодня выходят на одно из первых мест. По итогам мониторинга действия Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТС) и других международных договоров в области таможенного дела выявлено значительное число правовых пробелов, погрешностей, неточностей, внутренних противоречий, которые создают барьеры для свободного передвижения товаров на единой таможенной территории Таможенного союза и по-разному толкуются и применяются в государствах - членах Таможенного союза. По мнению участников внешнеэкономической деятельности, правовая основа регулирования в области таможенного дела Таможенного союза должна быть приведена в более полное соответствие с международными стандартами и лучшими практиками торговых партнеров государств - членов Таможенного союза <6>.
<6> Падалко В. Семь направлений совершенствования таможенного регулирования // Международная экономика. 2013. N 1.Перед государственными органами и представителями деловых кругов (бизнеса) стоит задача по совершенствованию механизмов взаимодействия таможни и бизнеса. В соответствии с "дорожной картой", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р <7>, к 2018 г. России необходимо занять 17-е место в мире по показателю "Международная торговля" в рейтинге Doing business (в настоящий момент наша страна находится далеко за первой сотней мест). Достижение столь серьезных успехов невозможно без глубокого реформирования всей системы государственного регулирования таможенной сферы и взаимодействия таможни и бизнеса.
<7> Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р // Собрание законодательства РФ. 09.07.2012. N 28. Ст. 3926.Такое взаимодействие достижимо по многим направлениям, в том числе:
- информационное взаимодействие;
- электронное декларирование на всех видах транспорта;
- деятельность уполномоченного экономического оператора в ТС;
- сокращение теневого оборота товаров на российском рынке и т.д.
При рассмотрении этих вопросов важно исходить из того, что в процессе таможенной деятельности участвуют две основные категории субъектов: государство и бизнес-сообщество. В этой связи важно поддерживать постоянный баланс интересов между государством и бизнесом. Единственным цивилизованным путем решения этой проблемы является учет позиции бизнеса при формулировании таможенных правил, создании механизмов таможенного регулирования и выработке практики их применения <8>.
<8> Падалко В. Семь направлений совершенствования таможенного регулирования // Международная экономика. 2013. N 1.Развитие информационных технологий заставляет интенсивно совершенствовать законодательную базу, вводит в юридическую сферу понятия, которые ранее применялись в кибернетике и информатике <9>. В этой связи в научный оборот постепенно вводится понятие "таможенная информация", которое раньше в литературе встречалось редко. Деятельность уполномоченного экономического оператора предусматривает также широкое применение информационных технологий на практике.
<9> Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование понятия "таможенная информация" в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика // Таможенное дело. 2012. N 1. С. 18 - 23.Согласно статье 38 Таможенного кодекса Таможенного союза уполномоченным экономическим оператором может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз товаров в РФ и вывоз товаров из РФ, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов.
На сегодняшний день эксперты Всемирной таможенной организации считают, что на пространстве СНГ не существует соответствующих программ УЭО. По их мнению, законодательство в этой области только развивается. С такой позицией можно согласиться, но с определенными оговорками. Программа УЭО, направленная на совершенствование административно-правового статуса УЭО, отсутствует. Это является одной из причин, ввиду которых, на наш взгляд, дальнейшее системное развитие института УЭО в ТС сдерживается. В этом контексте рассмотрим отдельные подходы зарубежных исследователей в части раскрытия такого правового явления, как программа УЭО, рассмотрим его содержание, основные элементы и принципы построения <10>. Рамочные стандарты по безопасности и упрощению мировой торговли устанавливают шесть стандартов для программ УЭО: партнерство, безопасность, авторизация, технология, коммуникация, упрощение. В соответствии с упомянутыми стандартами: 1) УЭО вводят в свою деловую практику разработанные программой лучшие практики по безопасности; 2) стороны, вовлеченные в организацию и контроль за перемещением товаров, обеспечивают целостность (сохранность) грузов и контейнеров посредством использования современных технологий; 3) таможенные администрации регулярно обновляют стандарты безопасности, а также лучшие практики безопасной цепи поставки товаров, установленные в программе УЭО; 4) при этом на таможенную администрацию возлагается обязательство сотрудничать с УЭО для обеспечения максимальной безопасности и упрощения международной цепи поставки товаров, происходящих с ее таможенной территории или перемещаемых через последнюю <11>. Вместе с тем совершенствование правового статуса УЭО не может ограничиваться только развитием одного из его элементов - таможенных преимуществ (специальных упрощений). Предметом совершенствования могут выступить в комплексе и такие элементы АПС УЭО, как права и обязанности, сфера деятельности УЭО, порядок взаимодействия с таможенными органами, порядок включения в реестр УЭО, порядок приостановления статуса УЭО, полномочия органов государственной власти в отношении УЭО, взаимное признание правового статуса УЭО и т.д. При этом ориентиром совершенствования АПС УЭО должны выступить стандарты ВТамО, современное таможенное законодательство, а также отечественная и зарубежная правоприменительная практика <12>.
<10> Куракин А.В. Предмет административно-правового регулирования в механизме противодействия коррупции. Домодедово, 2013. С. 12.<11> Robert Holler, Jeremy Shranck. Customs modernization Handbook "Authorized economic operators programs". USAID. March, 2010. P. 3.
<12> Некрасов Д.В. Программа уполномоченного экономического оператора как инструмент совершенствования его административно-правового статуса // Административное и муниципальное право. 2013. N 12.
Чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора в РФ, необходимо:
- если юридическое лицо производит и/или экспортирует товары, не облагаемые пошлиной, и при этом товары соответствуют критериям, которые дополнительно установит Комиссия Таможенного союза (до настоящего времени критерии не установлены), то юридическое лицо должно предоставить обеспечение в сумме, эквивалентной 150 тыс. евро. Если под данные условия юридическое лицо не подпадает, то - 1 млн евро;
- вести ВЭД не менее одного года;
- чтобы отсутствовали задолженности по уплате таможенных платежей и иных налогов;
- чтобы в течение одного года присутствовало не более одного факта привлечения к административной ответственности по определенным статьям КоАП РФ <13>, при одновременном условии, что сумма штрафов в совокупности составила бы не более 500000 рублей;
- чтобы велась определенная в Законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <14> система учета товаров, которая имеет существенные особенности и отличия, при этом отчетность может представляться в электронном виде, если лицо обладает электронной цифровой подписью;
- чтобы система налогообложения не была упрощенной;
- чтобы отсутствовала судимость за экономические преступления как у полномочных должностных лиц юридического лица, претендующего на статус уполномоченного экономического оператора, так и у таможенного представителя, который будет применять упрощения в случае поручения ему декларирования;
- чтобы в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде находились помещения/открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения иностранных товаров. При этом такие территории должны отвечать определенным в Законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требованиям.