Нормативно-правовое регулирование организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции
Корякин Иван Иннокентьевич, доцент кафедры конституционного, муниципального и международного права Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, кандидат юридических наук.
В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, анализируются различные аспекты его совершенствования, регулирующие общественные отношения в этой сфере.
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, правовая и неправовая формы управленческой деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Statutory-law regulation of organizational support of activities of courts of general jurisdiction
I.I. Koryakin
Koryakin Ivan Innokent'evich, assistant professor of the Chair of Constitutional, Municipal and International Law of the North-Eastern Federal University in Yakutsk, candidate of juridical sciences.
The issues of the legislative regulation of the courts of general jurisdiction management are discussed in the article. Different aspects of its improvement regulating the social relations are concerned as well.
Key words: legislative regulations, courts of general jurisdiction management, legal and non-legal forms of management of Judiciary Department at the Supreme Court of the Russian Federation.
Рассмотрим место Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в нормативно-правовом регулировании организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.
Суть нормативно-правового регулирования заключается в установлении государством юридических норм с собственно правовым содержанием <1>.
<1> См.: Конин Н.М. Административное право России. М., 2011. С. 46.Правотворческая деятельность как законодательная, так и подзаконная, требует согласования действий различных нормотворческих органов <2>.
<2> См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 8-е изд. СПб.: Издательство Юридического института, 2012. С. 333.Вопрос о том, как организовано обеспечение судов общей юрисдикции в Российской Федерации, связан с отношением государства к роли и месту судебной власти в государственном механизме. За последнее столетие были опробованы различные модели организационного обеспечения правосудия, и они подвергались справедливой критике <3>. Основных моделей было две: названные функции осуществляли или органы юстиции, или высшие судебные органы. Выбрана вторая модель.
<3> См.: Закон РСФСР от 08.07.1981 (ред. от 07.02.2011) "О судоустройстве РСФСР" // Ведомости ВС РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976 (утратил силу с 01.01.2013).В ст. 124 Конституции Российской Федерации, где указано, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и это должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом, был формально закреплен принцип абсолютной финансово-экономической достаточности функционирования судебной системы. Тем не менее эти государственные гарантии независимости судебной власти во многом носили декларативный характер.
До известного времени вопросы организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции находились в введении (а значит, и на усмотрении) исполнительной ветви власти. Непосредственно они были отнесены к полномочиям Министерства юстиции СССР, что естественным образом ставило судебную систему в зависимое положение и зачастую отодвигало ее на периферию интересов и обязанностей органов исполнительной власти.
Характерным в этом отношении является даже тот факт, что для обозначения деятельности Министерства юстиции СССР в отношении судов до середины 90-х гг. прошлого столетия использовался термин "организационное руководство судами" (ст. 19 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР") <4>. И хотя положениями этого Закона Министерству юстиции предписывалось "всемерно содействовать осуществлению задач суда, строго соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону", в то же время органам юстиции предоставлялось право проверки организации работы судов и руководства работой с кадрами судов.
<4> Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". М., 1998. С. 147.Одна из значимых мер по укреплению независимости судебной власти, упорядочению организационного, кадрового и ресурсного обеспечения судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества - это создание Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, т.е. проведение мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, организационно-правового и информационного характера, направленных на создание необходимых условий для нормального функционирования полного и независимого осуществления правосудия, считается неотъемлемой частью судебной власти.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" установил, что организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставление в их распоряжение необходимого ресурсного обеспечения должны обеспечиваться Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, а его структура, полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральным законодательством <5>.
<5> См.: Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ от 31.12.1996 (ред. от 25.12.2012) "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.Создание отдельной структуры - исполнительного органа судебной власти, специального для организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, диктовалось такими обстоятельствами:
необходимостью исключить влияние на судебную власть органов исполнительной власти, прежде всего, органов юстиции Российской Федерации - органов исполнительной власти, которые были со времен советской власти связаны с деятельностью судов;
недопустимостью расширения функций аппарата судов общей юрисдикции, не свойственных ему, направленных на организационное обеспечение их деятельности.
Нормативно-правовое регулирование в сфере организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений на правовом поле укрепления самостоятельности судов, независимости судей.
Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации определяет и особенности нормативно-правового регулирования его деятельности. Судебный департамент и его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации в своей деятельности руководствуются:
- Конституцией Российской Федерации;
- федеральными законами;
- указами Президента Российской Федерации;
- постановлениями Правительства Российской Федерации;
- распоряжениями председателя Верховного Суда Российской Федерации;
- решениями судейского сообщества <6>.
Все эти акты формируют правовую инфраструктуру Судебного департамента - исполнительного органа судебной власти - и создают надлежащие условия для его эффективного функционирования.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" содержит ряд новых для законодательства о судоустройстве положений, предусматривает установление некоторых организационных механизмов, ликвидирующих пробелы ранее действующих структур судебной системы. К их числу относятся:
- установление порядка назначения председателей судов общей юрисдикции и их заместителей;
- включение в судебную систему звена в виде мировой юстиции;
- законодательное закрепление возможности учреждения специализированных судов;
- создание исполнительного органа для обеспечения функционирования судебной власти - Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации.
Предназначение любого органа государственной власти состоит в:
- осуществлении задач и функций государства;
- выступлении от его имени;
- наделении государственно-властными полномочиями.
Административно-правовой статус Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - исполнительного органа судебной власти - складывается из совокупности норм, закрепляющих его положение, и включает в себя:
- правовые нормы, регулирующие порядок его формирования, состав и срок полномочия;
- правовые нормы, устанавливающие полномочия и компетенцию;
- правовые нормы, регулирующие порядок деятельности и его взаимоотношения с другими государственными органами.
Общими чертами правового положения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются:
- подзаконный характер деятельности;
- наделение правом распорядительства, правом издавать акты нормативного характера;
- подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих;
- оперативная самостоятельность в системе Судебного департамента в пределах компетенции.
Как уже отмечалось, деятельность Судебного департамента основывается на федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Российской Федерации, принимаемых на федеральном уровне, а также на положениях и актах, принимаемых на уровне исполнения полномочий органов и учреждений Судебного департамента.
Правоприменительная деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - исполнительного органа судебной власти включает в себя:
- установление фактических обстоятельств дела;
- квалификацию дела, соотнесение дела с юридической нормой;
- толкование выбранной нормы;
- принятие индивидуального акта;
- обжалование или опротестование принятого по делу решения;
- исполнение принятого решения.
Нормативно-правовое регулирование деятельности Судебного департамента позволяет четко координировать его работу, обеспечивать основные направления деятельности и в полном объеме осуществлять его полномочия как исполнительного органа судебной власти.
В соответствии со ст. 30 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <7> обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом, а ст. 31 регламентирует основы его деятельности.
<7> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.Большая роль принадлежит Федеральному закону от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" <8>, которым определены цели, преследуемые созданием Судебного департамента, основные задачи и функции этого федерального органа государственной власти и управления.
<8> См.: Федеральный закон N 7-ФЗ от 08.01.1998 (в ред. от 25.12.2012) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223.Правовая форма управленческой деятельности Судебного департамента - это внешнее выражение практической реализации функций и методов управления, самого управляющего воздействия, конкретных действий, осуществляемых в процессе административной деятельности.
Неправовые формы управленческой деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации включают:
- организационные действия или мероприятия:
- проведение совещаний;
- распространение опыта;
- разработку методических рекомендаций или указаний;
- оказание практической помощи на местах.
Материально-технические действия:
- ведение делопроизводства;
- регистрация, оформление, размножение и рассылка документов;
- обработка информации;
- материально-техническое обеспечение.
Важным компонентом, определяющим порядок деятельности Судебного департамента, является планирование его работы. Базовым документом такого рода является "План основных организационных мероприятий Судебного департамента", принимаемый на полугодие и утверждаемый Генеральным директором Судебного департамента. Содержание названного плана определяется как текущими задачами организационного обеспечения деятельности судов, так и решениями Совета судей Российской Федерации, председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Принципиальные решения по актуальным проблемам текущей деятельности Судебного департамента вырабатываются на проводимых, как правило, еженедельно оперативных совещаниях руководящего состава Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Восемнадцатого июля 2011 г. был принят Федеральный закон N 240-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес в Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" ряд существенных изменений.
В соответствии с внесенными изменениями Судебный департамент при Верховном Суде России осуществляет формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Для этого создаются совокупности баз и банков данных, разрабатываются единые технологии их ведения и использования, создаются информационно-телекоммуникационные системы и сети, функционирующие на основе единых принципов и общих правил.
Кроме того, в объединенные базы и банки данных включаются информационные ресурсы мировых судей. Устанавливаются единые технические требования к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей.
Судебный департамент осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей устанавливает Судебный департамент.
Для организационного обеспечения деятельности судов все возрастающее значение приобретают нормативные документы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, подготавливаемые во взаимодействии с Советом судей Российской Федерации по вопросам информатизации, построению и развертыванию информационно-телекоммуникационных систем в федеральных судах общей юрисдикции, издан совместный Приказ Судебного департамента и Минюста Российской Федерации от 31 декабря 1998 г. "Об организации работы по информатизации судов общей юрисдикции" <9>.
<9> См.: Российская юстиция. 1999. N 7. С. 5.Нормативно-правовое регулирование организационного обеспечения деятельности судов в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации охарактеризовано в нормативных актах в системе российского законодательства.
Анализ и обобщение содержания и структуры актов позволяют выделить некоторые основополагающие группы вопросов, которые являются ключевыми для характеристики правового положения Судебного департамента в системе судебной власти.
Для построения законодательных актов, регулирующих оптимизацию в организации обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, можно выделить такие составляющие:
- образование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
- его задачи, компетенция и основные функции;
- место Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в государственном управлении;
- система Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
- структура Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
- должностные лица, осуществляющие руководство в составе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
- администраторы судов и организация делопроизводства;
- организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.
Нормативные акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - исполнительного органа судебной власти - имеют регулирующую роль как юридические инструменты административного права.
Литература
- Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 8-е изд. СПб.: Издательство Юридического института, 2012. С. 333.
- Конин Н.М. Административное право России. М., 2011. С. 46.