Мудрый Юрист

Демократия или диктатура. О разгоне учредительного собрания в январе 1918 г.

Барков Борис Михайлович, кандидат исторических наук, доцент.

В данной статье рассматриваются вопросы разработки положения о выборах, проведения выборов, созыва, работы Учредительного собрания и причины его разгона в аспекте возможного развития демократических процессов и становления гражданского общества в России в указанный период, завершившийся, однако, диктатурой большевиков.

Ключевые слова: Учредительное собрание, Временное правительство, Советы, социалистические партии, гражданское общество, большевики, декреты.

Democracy or dictatorship. On crackdown of the Constitutive Meeting in January of 1918

B.M. Barkov

Barkov Boris Mikhailovich, candidate of historical sciences, assistant professor.

This article addresses the issues of working out legal foundation for election, election procedure, convocation and work of the Constituent Assembly and reasons for its dispersal in terms of possible democratic processes development and the emergence of a civil society in Russia in the given period, which, however, resulted in the Bolsheviks' dictatorship.

Key words: Constituent Assembly, the Provisional Government, Councils, the socialist party, civil society, the Bolsheviks, decrees.

Проблема формирования гражданского общества, от наличия которого зависит демократическое развитие государства и его институтов, столь актуальная в настоящее время, осознавалась демократически настроенными деятелями России буквально с середины XIX в., с эпохи Великих реформ. Позднее оно нашло свое проявление, в частности, в требовании правового ограничения монархии и создания представительного органа власти с широкими полномочиями. Таким органом, представляющим все сословия России, могло стать Учредительное собрание.

Впервые требование созыва Учредительного собрания было выдвинуто еще декабристами. Позднее, в начале XX в., лозунг Учредительного собрания получил широкое распространение в политической борьбе против самодержавия. Многие партии, в том числе и большевики, провозглашали созыв Учредительного собрания одним из основных политических требований. После Февральской революции Учредительное собрание должно было установить форму правления в России и выработать Конституцию страны. Поэтому своей главной задачей Временное правительство считало подготовку и проведение выборов с последующим созывом Учредительного собрания.

Непосредственно разработка проектов таких документов была возложена на специальный орган - Особое совещание, сформированное Временным правительством специально для этой цели. В подготовленном Особым совещанием Положении о выборах в Учредительное собрание был закреплен возрастной ценз с 20 лет (в то время как в ряде стран Европы и США он составлял от 21 до 25 лет).

Избирательные права получили женщины (в ряде стран Европы, например в Англии, Германии, Франции, они этих прав не имели).

Избирательное право впервые в мире признавалось за военнослужащими. Отменялись: имущественный ценз, ценз оседлости и грамотности, не было ограничений, связанных с принадлежностью к любой национальности и вероисповеданию. Следует отметить, что Положение не предусматривало института отзыва депутатов <1>.

<1> Собрание узаконений и распоряжений Временного правительства. 1917. С. 916.

Данное положение было утверждено Временным правительством, а в приложении к нему было установлено и число депутатов Учредительного собрания: 700 для гражданского населения, 30 для оккупированных районов и 125 для армии и флота. Избирательными округами признавались губернии с таким расчетом, чтобы один депутат представлял примерно 200 тыс. населения. Москва и Петроград были выделены в особые округа.

Утверждение столь важного для страны правового документа Временным правительством подтверждало, что это правительство активно выполняло в России роль не только исполнительного, но и законодательного органа государственной власти. Можно согласиться с мнением С.И. Чистякова о том, что в тот период времени "Положение о выборах в Учредительное собрание было вершиной буржуазной демократии". Таким образом, юридически и фактически впервые в России этим документом было введено всеобщее избирательное право. Используя это право, граждане России могли сформировать законодательный орган государственной власти, который определил бы политический режим в стране на перспективу и мирное реформирование российского общества.

Следовательно, можно констатировать, что в России успешно развивался правовой процесс, который, учитывая интересы всех политических сил страны, делал возможным мирный переход России к демократии, формированию гражданского общества и правового государства.

Но как известно, в октябре 1917 г. Временное правительство было низложено. Однако большевики после ряда заявлений о том, что только их партия обеспечит выборы в Учредительное собрание, не могли отказываться от их проведения. II Всероссийский съезд Советов принял решение "образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных комиссаров". Такой же временный статус до соответствующих решений Учредительного собрания получили Декреты о мире и о земле.

Этим решением подчеркивался временный характер деятельности Совнаркома, т.е. до созыва Учредительного собрания.

Даже после Октябрьского вооруженного переворота большевики вынуждены были считаться с настроением населения России, связанным с надеждами на всеобщие выборы и созыв Учредительного собрания. Как известно, порядок проведения выборов, день выборов (12 ноября 1917 г.), а также день созыва Учредительного собрания (28 ноября 1917 г.), были определены Временным правительством еще до вооруженного восстания. После переворота большевики, придя к власти, не изменили этих сроков. Постановлением Совнаркома от 27 октября 1917 г. дата проведения выборов была подтверждена <2>.

<2> Декреты советской власти. Т. 1. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957. С. 25 - 26.

Всего было образовано 79 территориальных округов по выборам в Учредительное собрание, в которых было зарегистрировано 90 млн избирателей. Выборы состоялись в 65 округах, и в них участвовало 50 млн избирателей. Голоса распределились следующим образом: за эсеров проголосовало свыше 60% избирателей, за большевиков - 24%, за левых эсеров - около 6%, за кадетов - 5%, за меньшевиков - 3% <3>.

<3> История Отечества. Энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. С. 432.

Даже в союзе с единственной поддержавшей их партией левых эсеров большевики не могли образовать необходимое большинство и, следовательно, сформировать легитимные органы государственной власти.

Очевидно, что радикальная политическая платформа партии большевиков по итогам выборов в Учредительное собрание не нашла поддержки большинства избирателей России. Следовательно, избиратели отдали предпочтение легитимному и мирному пути глубинных преобразований российского общества и государства.

Вполне убедительным является мнение А.В. Якушева о том, что "при нормальном развитии конституционного процесса в России имелась возможность легитимно принять социалистическую по духу Конституцию, которая закрепила бы важнейшие социальные права граждан, и создать многопартийную политическую систему" <4>.

<4> Якушев А.В. История государства и права России. М.: А-Приор, 2009. С. 109.

Таким образом, можно говорить о том, что Временное правительство России сделало первый существенный шаг к формированию гражданского общества, приняв самое демократическое Положение о выборах в Учредительное собрание.

Тогда почему же большевики, фактически находясь у власти, потерпели поражение на выборах? Ответ, на наш взгляд, следует искать в социальном составе и соответствующем умонастроении населения. В России большинство населения, более 80%, составляли беднейшее и среднее крестьянство и средние слои городского населения, т.е. по марксистскому раскладу - мелкая буржуазия, которой социализм безразличен. Поэтому на выборах в Учредительное собрание эти слои населения голосовали не за большевиков, а за правых эсеров, видя в них защитников и проводников своих интересов. Поражение большевиков на выборах означало передачу власти партии-победительнице, т.е. правым социалистам-революционерам. В этих обстоятельствах для большевиков оставался единственный выход - идти вперед напролом к удержанию власти силой, т.е. переходу к массовым репрессиям и террору.

По этому пути и пошли большевики во главе с В.И. Лениным.

В сложившейся обстановке большевики вынуждены были перейти к тактике затягивания сроков созыва Учредительного собрания. Откладывать дату открытия Учредительного собрания большевикам было жизненно необходимо. Во-первых, в день открытия истекали полномочия правительства большевиков, и оно должно было уйти в отставку; во-вторых, Ленин и большевики понимали, что или Советы и диктатура большевиков - или Учредительное собрание и демократия, которая отстраняла большевиков от власти, поэтому им надо было найти формы и методы устранения Учредительного собрания. И созыв собрания отложили до января 1918 г. Для осуществления своих замыслов Совнарком и ВЦИК приняли Декрет "Об условиях открытия Учредительного собрания" и два Декрета "О сроке открытия Учредительного собрания" <5>.

<5> Декреты советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 159, 184, 247.

Двенадцатого декабря 1917 г. Ленин изложил свою позицию по этому вопросу, опубликовав "Тезисы об Учредительном собрании" <6>, где его базовая идея выражена так: собрание не имеет смысла, поскольку стадия парламентаризма уже позади. Общество, утверждал он, полностью согласно с властью, в то время как Учредительное собрание, куда избраны представители буржуазных партий, отражает иную степень общественного развития.

<6> Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 35. С. 162 - 166.

Эти идеи совпадали с теми, которые Ленин отстаивал летом 1917 г. В статье "О конституционных иллюзиях" он прямо заявил, что в революционный период "воля большинства" в расчет не принимается; "более организованное, более сознательное, лучше вооруженное меньшинство навязывало свою волю большинству, побеждало его" <7>.

<7> Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 34. С. 33 - 47.

Таким образом, получилось, что нелегитимные органы государственной власти, Совнарком и ВЦИК Советов, препятствовали созыву всенародно избранного легитимного представительного законодательного органа государственной власти - Всероссийского учредительного собрания.

Далее большевики перешли к репрессивным мерам. 28 ноября 1917 г. Совнарком принял Декрет об объявлении конституционных демократов "партией врагов народа" и аресте руководителей кадетской партии, в том числе и "неприкосновенных" депутатов Учредительного собрания от этой партии. 23 ноября 1917 г. в Петрограде было введено чрезвычайное положение и сформирован чрезвычайный штаб. По указанию Ленина в город были введены подразделения одного из латышских полков. Совнарком назначил М.С. Урицкого комиссаром по делам Учредительного собрания.

Было установлено, что открыть Учредительное собрание может только лицо, уполномоченное советским правительством, это означало, что без согласия большевиков открыть собрание законно нельзя <8>.

<8> Попов Х.Г. О советской истории. М., 2004. С. 66 - 67.

Чтобы снизить значение Учредительного собрания, на ближайшие дни начала его работы назначалось открытие сразу двух съездов Советов - рабочих (солдатских) депутатов и крестьянских депутатов.

Следовательно, после разгона Учредительного собрания не могла возникнуть пустота, так как у большевиков было два готовых "парламента".

За два дня до открытия Учредительного собрания фракция большевиков одобрила позицию Ленина по Учредительному собранию. Суть позиции - Учредительное собрание одобряет все декреты советской власти, утверждает эту власть, включая и правительство Ленина, и на этом завершает свою работу. Это означало, что у Учредительного собрания, которому предстояло в принципе избрать путь, по которому пойдет страна, не имелось, оказывается, другого выхода, кроме как подтвердить политический курс большевистского правительства под угрозой немедленного роспуска. Это был прямой шантаж.

Четвертого января 1918 г. Урицкий, председатель Петроградской ЧК, объявил осадное положение и ввел в город дополнительные воинские формирования из латышей. Таврический дворец, где намечалась работа Учредительного собрания, был окружен войсками.

Таким образом, под руководством Ленина еще накануне открытия была проведена подготовка к нейтрализации и разгону Учредительного собрания - единственного законного органа власти России.

В день открытия Учредительного собрания - 5 января 1918 г. - Союз защиты Учредительного собрания назначил демонстрацию. Демонстранты к Таврическому дворцу не прошли: их расстреляли и разогнали. Так Ленин и большевики "догнали и перегнали" последнего царя - "кровавого" Николая II практически через два месяца после захвата власти.

Пятого января 1918 г. в Петрограде в Таврическом дворце началась работа Учредительного собрания России. На открытие прибыл 441 депутат. Среди них преобладали правые эсеры - 259 депутатов, далее большевики - 136 депутатов, 40 депутатов представляли левых эсеров, 3 - меньшевиков и 3 - народных социалистов <9>. Председателем Учредительного собрания был избран Чернов В.М. - правый эсер.

<9> История России и ее ближайших соседей. Ч. 3. XX в. М., 2000. С. 247.

Собрание отменило декреты советской власти и отказалось признать законность временного рабоче-крестьянского правительства, а также принять зачитанную Я.М. Свердловым Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ранее утвержденную ВЦИК. После продолжительных дебатов было принято постановление провозгласить государство "Российской демократической федеративной республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области в установленных федеральной Конституцией пределах, суверенные" <10>. Учредительное собрание приняло ряд важных правовых актов. Так, были одобрены: Земельный закон, Постановление о заключении справедливого мира, Постановление об избрании делегации на мирные переговоры.

<10> Исаев М.А. История Российского государства и права. М., 2012. С. 634.

Таким образом, Учредительное собрание попыталось выполнить свою основную задачу - стать высшим законодательным органом государственной власти, чтобы от имени всего народа России установить тот политический режим, который в наибольшей степени отвечал бы его жизненным интересам. Такие решения не устраивали Ленина и большевиков, и они не собирались добровольно расставаться с властью. Они покинули зал заседаний, а около пяти часов утра работа собрания была грубо прервана А.Г. Железняковым, возглавлявшим вооруженную охрану, который заявил депутатам: "Караул устал!". На следующий день двери Таврического дворца оказались закрытыми и депутаты не смогли продолжить начатую накануне работу. Декретом ВЦИК от 6 января 1918 г. Учредительное собрание было распущено. А III съезд Советов, проходивший 18 - 19 января 1918 г., принял специальное решение: исключить из советского законодательства любые упоминания Учредительного собрания и ссылки на него.

Таким образом, конституционный процесс, направленный на консолидацию российского общества, его мирное реформирование, был сорван. Ленин и большевики противопоставили себя воле избирателей и узурпировали власть. В их руках были все инструменты насилия - Правительство, Красная гвардия, ВЧК и т.д.

В разговоре с Троцким Ленин так оценил это событие: "Роспуск Учредилки Правительством Советов означает ликвидацию идей демократии в пользу диктатуры" <11>. Итак, в конце января 1918 г. диктатура большевиков, прикрываемая знаменем Советов, перестала быть временной. Диктатура победила демократию в России. Насилие восторжествовало.

<11> Кар Рерд Анкосс Э. Ленин. М., 2008. С. 197.

Именно этого Ленин и большевики добивались - и добились. М. Горький по горячим следам писал в газете "Новая жизнь", что мечта об Учредительном собрании помогала жить русскому народу почти в течение века и, чтобы защитить эту мечту, ставшую реальностью, рабочие пошли на смерть <12>, а Г.В. Плеханов заявил, что это был "триумф клики, обреченной отныне постоянно обращаться к террору, чтобы сохранить власть против воли народа" <13>. События октября 1917 г. и разгон Всероссийского учредительного собрания в январе 1918 г. стали отказом от демократического пути развития России <14>. Политическим результатом стал рост враждебности к большевикам со стороны значительной части народа, в том числе и демократический интеллигенции.

<12> Там же. С. 208.
<13> Шуб А. Ленин. М., 2003. С. 248.
<14> Измозик В., Старков Б., Павлов Б., Рудник С. Подлинная история РСДРП-РКП(б). Краткий курс. Без умолчаний и фальсификаций. СПб., 2010. С. 316 - 319.

Это был конфликт двух революционных проектов, демократического проекта февраля 1917 г. и проекта октября 1917 г. - установления диктатуры большевиков.

Невозможность выхода из кризиса легитимным путем объяснялась рядом причин. Во-первых, победой в большевистском руководстве ленинского курса на отказ от компромиссов с реформистскими партиями, т.е. партиями, стремившимися к преобразованиям в рамках Учредительного собрания. Во-вторых, готовностью Ленина и большевиков бороться за свое единовластие - диктатуру - любыми методами, включая вооруженную борьбу. В-третьих, отказом либеральных партий, правых эсеров и меньшевиков открыто обратиться за поддержкой к народу, так как это означало бы призвать к гражданской войне. В-четвертых, слово "демократия" оказалось для Ленина и большевиков лишь наживкой для привлечения людей, ничего не стоящим лозунгом и оставалось им до самого конца коммунистической диктатуры в России - до 1991 г. <15>

<15> История России XX в.: 1894 - 1939 / Под ред. А.Б. Зубова. М., 2010. С. 489.

Все эти причины проявились потому, что в России того времени не сформировалось гражданское общество, а следовательно, и не было реальной возможности эффективно влиять на ход демократических процессов в стране.

Поэтому поражение "проекта февраля" является прямым результатом отсутствия гражданского общества в России, без которого невозможны никакие подлинно демократические преобразования и создание правового государства.

Политическим итогом разгона Учредительного собрания стал глубокий раскол российского общества. Причем раскол, поделивший общество примерно пополам, т.е. не по классовому признаку. Этот раскол подтолкнул общество к Гражданской войне в России.

Литература

  1. Декреты советской власти Т. 1. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957.
  2. Измозик В. Подлинная история РСДРП-РКП(б). Краткий курс. Без умолчаний и фальсификаций / В. Измозик, Б. Старков, Б. Павлов, С. Рудник. СПб., 2010.
  3. Исаев М.А. История Российского государства и права. М., 2012.
  4. История Отечества. Энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1999.
  5. История России XX вв.: 1894 - 1939 / Под ред. А.Б. Зубова. М., 2010.
  6. История России и ее ближайших соседей. Ч. 3. XX в. М., 2000.
  7. Кар Рерд Анкосс Э. Ленин. М., 2008.
  8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 34, 35.
  9. Попов Х.Г. О советской истории. М., 2004.
  10. Собрание узаконений и распоряжений Временного правительства. 1917.
  11. Шуб А. Ленин. М., 2003.
  12. Якушев А.В. История государства и права России. М.: А-Приор, 2009.