Мудрый Юрист

Реформа советского нотариата 1922 г.: региональные особенности реализации (на примере курской губернии)

Захаров Владимир Викторович, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Курского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье освещаются региональные особенности реформирования нотариата в 1922 - 1924 гг. на примере Курского края. Сделаны выводы, согласно которым главным организатором работы по проведению реформы стало нотариальное отделение Курского губернского суда. Нотариальные конторы были созданы путем трансформации нотариальных отделов (столов) в каждом уезде. Установлено, что с новых позиций проводилась кадровая политика, более ориентированная на привлечение подготовленных специалистов. Как и в дореволюционный период, наиболее доходными оказались нотариальные конторы, действовавшие в губернском центре и торгово-промышленных центрах.

Ключевые слова: нотариат, нотариус, нотариальная контора, нотариальное отделение, нотариальный архив, нотариальное дело, Курская губерния, советское государство и право, судебная реформа.

Reform of the soviet notariat in 1922: regional peculiarities of implementation (as exemplified by the Kursk governorate)

V.V. Zakharov

Zakharov Vladimir Viktorovich, head of the Chair of Theory and History of State and Law of the Kursk State University, doctor of juridical sciences, professor.

This article is about regional features of the reform of the soviet notarial system in Kursk province in 1922 - 1924. It is surmised that the notary's department of the Kursk province court was the chief in the arrangement of the reform. Notary's departments were transformed into Notary's offices in every district. It is stated that personnel politics oriented more to invite prepared specialists. Notary's offices in the province centre and in the trade-industrial centres were the most profitable as they were in the period before the revolution.

Key words: notarial system, notary, notary's office, notary's department, notary's archive, notary's transaction, Kursk province, the soviet state and law, judicial reform.

Современная Россия переживает очередной виток поиска путей дальнейшего развития нотариата. В этих условиях возрастает интерес к опыту его реформирования в предшествующие эпохи. Зачастую историко-правовое освещение различных институтов нотариального права ограничивается преимущественно анализом законодательства. В предлагаемой статье предпринята попытка охарактеризовать процесс реализации принятых нормативных правовых актов, определяющих организационно-правовые параметры функционирования нотариата.

Указанный подход предопределил специфику источниковой базы, основное ядро которой составляют архивные материалы, отражающие непосредственную работу по налаживанию системы нотариальных учреждений, их материальному и кадровому обеспечению. Локализация исследования Курским краем тоже, как представляется, оправданна, поскольку позволяет получить представление не только об общих тенденциях в реформировании нотариата, но и о региональной специфике, что делает наши знания более адекватными реальности. Хронологические рамки охватывают период с 1922 г., когда в Курском крае были приняты первые акты по созданию полноценного нотариата, по 1924 г., ознаменовавшийся первым региональным съездом работников юстиции, на котором были подведены итоги реформы нотариального дела.

Важным шагом в становлении советского нотариата стал IV Всероссийский съезд деятелей советской юстиции (январь 1922 г.). Предварительно в печати были опубликованы "Тезисы о нотариате". Подчеркивалось, что в связи с необходимостью государственного контроля над гражданским оборотом в части, касающейся сделок государственных органов с частнокапиталистическими элементами, необходима организация нотариата. Были очерчены возможные параметры организационной модели нотариата. Констатировалось, что нотариат - это государственное учреждение, нотариус является ответственным должностным лицом, обеспечивающимся государством, а не клиентурой, нотариальные органы должны быть введены в систему органов юстиции.

Итогом стало принятие Советом Народных Комиссаров в октябре 1922 г. Положения о государственном нотариате (далее - Положение 1922 г.) <1>, по которому предусматривалось учреждение государственных нотариальных контор во всех российских городах, а также в значительных пунктах сельской местности, на узловых станциях, пристанях, временно на ярмарках и т.п. Во главе контор стояли нотариусы, назначаемые президиумами губернских советов народных судей. Народный комиссариат юстиции, помимо того что утверждал сеть нотариальных контор, еще и осуществлял наблюдение и контроль за их деятельностью через президиумы губернских советов народных судей, при которых были учреждены нотариальные отделения и нотариальные архивы. Президиумы были обязаны производить периодические обследования деятельности нотариальных контор, принимать и проверять установленные отчеты и сводки. Плата за нотариальные действия поступала в общую сумму, расходуемую на содержание нотариальных контор, а остаток переводился на текущий счет нотариального отделения. Нотариусов обязали ежедневно сдавать гербовый и местный сборы, поступающие к ним за совершение актов и засвидетельствование документов <2>.

<1> Положение о государственном нотариате от 4 октября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 63. Ст. 807.
<2> Шаповалова Л.Л. Становление и развитие института нотариата в России (историко-правовой аспект). Ставрополь, 2000. С. 35 - 36.

В связи с принятием Гражданского кодекса 1922 г., Гражданского процессуального кодекса 1923 г. 24 августа 1923 г. было введено Положение о государственном нотариате издания 1923 г. (далее - Положение 1923 г.) <3>. Оно связало нотариальные функции с Гражданским кодексом и провело ряд уточнений. По своему содержанию Положение 1923 г. уделяло больше внимания не организации, а функционированию органов нотариата.

<3> СУ РСФСР. 1923. N 75. Ст. 726.

Реализация реформы нотариального дела шла по двум направлениям. Первое было связано с созданием при Курском губернском суде нотариального отделения, на которое было возложено непосредственное руководство сетью нотариальных контор. Первые шаги в рамках указанного направления были предприняты 15 декабря 1922 г. - дата учреждения нотариального отделения. 1 марта 1923 г. его заведующим стал А.Д. Санько <4>, подчиненный непосредственно заместителю председателя губернского суда по гражданскому отделу.

<4> Государственный архив Курской области (далее - ГАКО). Ф. Р-381. Оп. 1. Д. 2. Л. 3 - 3 об.

Структура нотариального отделения включала в первую очередь руководство отделением, к которому принадлежали заведующий и его заместитель. В их функции входило общее руководство всей работой в нотариальном отделении, наблюдение за постановкой работы во всех нотариальных конторах и народных судах, совершавших нотариальные действия, инструктирование и проверка контор и народных судов по вопросам нотариальной деятельности и т.п.

Компетенция обеспечивающих должностей отличалась тем, что они помимо полномочий, связанных с обеспечением работы нотариального отделения, имели функционал, касавшийся нотариальных контор. Так, к ведению секретаря нотариального отделения относилась, прежде всего, "работа по канцелярии" <5>: прием почты, распределение корреспонденции между всеми сотрудниками отделения, переписка со всеми корреспондентами, наблюдение за распределением и подшивкой бумаг в наряды и др. Наряду с этим секретарь контролировал отчетность народных судов по совершению ими нотариальных действий, отвечал за снабжение нотариальных контор и народных судов книгами и бланками, необходимыми для совершения нотариальных действий. Бухгалтер, помимо собственно осуществления финансовых операций и отчетности отделения, проверял денежные отчеты нотариальных контор и народных судов, совершавших нотариальные действия.

<5> Там же. Оп. 2. Д. 5. Л. 50 - 51 об.

Сложносоставной характер носила компетенция делопроизводителя, который соединял делопроизводственные функции и являлся одновременно заведующим нотариальным архивом. В первом случае речь шла о ведении всех нарядов, контроле за исполнением резолюций, нумерации, шнуровке и опечатывании книг, выдаваемых нотариальным конторам и народным судам, совершавшим нотариальные действия. А во втором - о проверке и приеме от всех контор и судов законченных книг, нарядов и дел, их систематизации и хранении, выдаче в необходимых случаях из архива справок, копий и документов.

Помимо названных сотрудников в нотариальном отделении в разное время работали машинистка и курьер <6>.

<6> Там же. Оп. 1. Д. 2. Л. 1 - 1 об., 50 - 51 об.

Второе направление деятельности по реализации реформы нотариата 1922 г. было связано с формированием работоспособной сети нотариальных контор по городам и уездам. Для принятия управленческих решений в рассматриваемом сегменте важно было определиться с целесообразностью открытия нотариальных контор в тех или иных местностях. Напомним, что, несмотря на государственный характер контор, они должны были содержаться за счет доходов от совершения нотариальных действий. Необходимо было подобрать квалифицированных работников и обеспечить всем необходимым.

Ввиду отсутствия в то время каких-либо данных, позволявших судить о размерах потребностей населения, для обслуживания которых создавался нотариат, президиум Курского губернского суда, исходя из тех соображений, что сам факт существования в уездных городах губернии нотариальных столов служил показателем наличия у населения соответствующих потребностей, 30 декабря 1922 г. с разрешения губернского исполнительного комитета предписал председателям уездных отделов юстиции с 1 января 1923 г. упразднить нотариальные столы и одновременно открыть нотариальные конторы во всех уездных городах губернии <7>.

<7> Там же. Л. 73.

Получалось, что в каждом уездном городе губернии должна была функционировать одна нотариальная контора. Им присваивалось наименование по названию города. Например, "Государственная Нотариальная Контора в г. Грайвороне Курской губернии". В итоге в Курской губернии вводилось 16 нотариальных контор. В них предусматривалось помимо 16 нотариусов еще 10 их заместителей, 10 делопроизводителей, 10 реестрантов, 12 машинисток, 10 конторщиков, 1 счетовод, 12 курьеров и 1 консультант <8>. Как свидетельствуют источники, указанная штатная структура не была статичной. Уже через год она была скорректирована. К 1 января 1924 г. был разработан новый вариант штатов нотариальных учреждений Курской губернии. В крупных центрах в конторе предполагались нотариус, его заместитель, конторщик, делопроизводитель, счетовод, машинист, курьер. В остальных местах допускались следующие вариации: 1) нотариус, конторщик, курьер; 2) нотариус, конторщик, рассыльный <9>.

<8> Там же. Л. 51.
<9> Там же. Л. 39 - 40.

Создание нотариальных контор шло непросто. О том, насколько напряженной была работа по созданию нотариальных контор, свидетельствует тот факт, что даже для открытия конторы в Курске потребовались грандиозные усилия. Заведующий нотариальным отделением просил президиум Курского губернского суда выступить с ходатайством в губернский исполнительный комитет об оказании воздействия на жилищный отдел с целью скорейшего предоставления в центре города подходящего помещения для конторы, аргументируя это тем, "что от успешности работы конторы зависит как величина поступлений в доход казны, так и сумма местных сборов" <10>.

<10> Там же. Д. 2.

В конечном итоге в Курской губернии за 1923 г. удалось открыть 15 нотариальных контор. Из них одна контора - Корочанская - была закрыта вскоре после создания, а еще три - Путивльская, Суджанская и Обоянская - были намечены к закрытию. Главная причина - отсутствие доходов от нотариальной деятельности ("бездоходность"). Как оказалось, очень многое зависело и от личных качеств нотариусов. Так, вскоре после реформы встал вопрос о закрытии Дмитриевской государственной нотариальной конторы, доходность которой стремительно сокращалась. Но после смены нотариуса произошли разительные перемены. Значительно увеличились обороты конторы, что позволило ее сохранить <11>.

<11> Там же.

Переход к политике восстановления нотариата потребовал формулирования более вменяемых подходов к отбору кадров на нотариальные должности. В кадровой политике большевиков после прихода к власти отчетливо проявился классовый характер. В основе лежал критерий социального происхождения. Новый субъект власти стремился заполнить государственные органы и учреждения пролетарской, а при ее отсутствии - крестьянской социальной субстанцией. На второй план отходили такие критерии, как знания, опыт и профессионализм. По Положению 1922 г. во главе нотариальных контор должны были стоять нотариусы, которые назначались президиумами губернских советов народных судей из числа лиц, пользующихся активным и пассивным избирательным правом в Советы рабочих и крестьянских депутатов и выдержавших соответствующее испытание.

Реализация норм Положения 1922 г. в части кадрового обеспечения в Курской губернии протекала по двум сценариям. На должности нотариусов назначались: 1) либо заведующие нотариальными столами с последующей сдачей экзамена, 2) либо совершенно новые специалисты через процедуру сдачи экзамена. Так, в январе-феврале 1923 г. президиум Курского губернского суда допустил к исполнению обязанностей нотариусов бывших заведующих нотариальными столами при уездных бюро юстиции, обязав их сдать установленное испытание в течение трехмесячного срока <12>: "1) Михаила Николаевича Яновского, врид. <13> фатежского нотариуса; 2) Николая Алексеевича Булгакова, врид. льговского нотариуса; 3) Сергея Александровича Благосклоннова, врид. старооскольского нотариуса; 4) Ивана Александровича Лихотского, врид. путивльского нотариуса; 5) Антона Александровича Анопреева, врид. суджанского нотариуса; 6) Степана Семеновича Черных, врид. тимского нотариуса" <14>. Одновременно президиум утвердил в должности грайворонского нотариуса Льва Ильича Ершова, курского нотариуса Леона Антоновича Ячевского и дмитриевского нотариуса Ивана Ивановича Левитского, как выдержавших соответствующее испытание <15>.

<12> ГАКО. Ф. Р-381. Оп. 1. Д. 2. Л. 73.
<13> Временно исполняющий должность.
<14> ГАКО. Ф. Р-381. Оп. 1. Д. 21. Л. 4; Д. 71. Л. 3.
<15> Там же.

До 1 марта 1923 г. почти все временно исполнявшие должность нотариусов преодолели установленное испытание и были утверждены в занимаемых должностях, за исключением Лихотского, дважды не сдавшего экзамен. Как выяснилось впоследствии, подбор личного состава оказался удовлетворительным, за исключением нотариусов Корочанской конторы Малютина и Дмитриевской - Левитского, которые от занимаемых должностей были отстранены <16>.

<16> Там же. Оп. 1. Д. 2. Л. 73.

Остановимся на характеристике положения дел в нотариальных конторах. В начале января 1925 г. было проведено обследование Курской нотариальной конторы, которая работала с 1 января 1923 г. Контора занимала помещение, состоящее из двух комнат и передней. Площадь конторы равнялась 63,55 . При конторе находилась квартира нотариуса. Мебелью в 1924 г. контора была снабжена недостаточно <17>. Штат конторы был укомплектован (три ответственных работника и одиннадцать технических). Кроме того, имелось пять сверхштатных работников. Наличие таких сотрудников обосновывалось тем, что контора не могла справиться с работой при штатном составе, в особенности с работой по вексельным операциям, увеличивавшимся с каждым месяцем. Ежемесячно в среднем Курской нотариальной конторой совершалось до 400 нотариальных действий <18>.

<17> Там же. Д. 20. Л. 102 - 102 об.; Д. 38. Л. 1 - 1 об.
<18> Там же. Ф. Р-381. Оп. 1. Д. 7. Л. 37.

По-разному складывалась ситуация у уездных нотариусов. Основным фактором, влиявшим на состояние дел, выступал уровень местной деловой активности. Чем он был выше, тем больше отмечался спрос на нотариальные услуги. Численность населения не всегда имела существенное значение, поскольку с самого начала новая власть пошла по пути закрепления полномочий по осуществлению нотариальных действий за низовым уровнем исполнительных комитетов советов депутатов и за народными судами. Поэтому часть населения не попадала в орбиту внимания нотариусов.

Типичное положение дел можно увидеть на примере, скажем, Рыльской нотариальной конторы, которая начала функционировать с 18 января 1923 г. Она обслуживала Рыльский уезд и прилегающую к нему часть Путивльского уезда, с общим количеством населения свыше 300 тыс. человек. На территории, обслуживаемой конторой, имелись четыре сахарных завода и суконная фабрика. Материальное положение конторы признавалось удовлетворительным: помещение состояло из трех небольших, но светлых, чистых и сухих комнат, передней и помещения для курьера. Мебелью, канцелярскими принадлежностями и руководящими пособиями контора была снабжена в достаточном количестве. При конторе жил курьер, который ее охранял. Для хранения денежных сумм, книг и ценных документов имелась несгораемая касса.

Сначала деятельность конторы была незначительна. За восемь месяцев 1923 г. было совершено разных актов и засвидетельствований "в червонном исчислении на сумму 2205 руб., поступило сборов: гербового - 94 руб. 11 коп., нотариального - 141 руб. 94 коп. и местного - 163 руб. 57 коп. <19> В 1924 г. деятельность и, как следствие, доходность конторы значительно повысились. В этом году было совершено разного рода актов и засвидетельствований на сумму 81938 руб. 77 коп., поступило сборов: гербового - 749 руб. 67 коп., нотариального - 1569 руб. 98 коп. и местного - 1864 руб. 02 коп. К 1 августа 1925 г. конторой было совершено 808 разного рода нотариальных действий на сумму 245112 руб. 25 коп. Поступило сборов: гербового - 1490 руб. 31 коп., нотариального - 3338 руб. 34 коп. и местного - 3033 руб. 74 коп. <20>

<19> Там же. Д. 20. Л. 45.
<20> Там же. Л. 45 об.

Примером достаточно успешного функционирования нотариальной конторы в местности, где отсутствовали сравнительно крупные по местным меркам предприятия, да и торговая жизнь пребывала в стадии возрождения, может выступать Фатежская нотариальная контора. Контора обслуживала с 1 марта 1923 г. до 12 июня 1924 г. весь бывший Фатежский уезд с населением около 300 тыс. человек. Она помещалась в довольно большом, светлом помещении, оснащенном необходимой мебелью, и была вполне снабжена юридической литературой и канцелярскими принадлежностями. Нотариальная контора "за весь период своей работы обеспечивала себя собственным заработком без субсидий от нотариального отделения. Личный состав конторы состоял из одного нотариуса и технических сотрудников" <21>.

<21> Там же. Л. 46.

Отмеченные достижения, скорее всего, были связаны с тем, что нотариус весьма активно занимался правовым просвещением населения и разъяснял значимость нотариата и его деятельности. В обозначенный период времени им был прочитан целый ряд лекций работникам уездного и волостных исполнительных комитетов. Неоднократно он выступал с докладами на уездных съездах советов и на съезде представителей сельских советов. Постоянно вел занятия в местном юридическом кружке и пролетарском клубе. Одновременно с этим нотариус Кореневский старался сделать контору своего рода центром правовой жизни. Представители беднейших слоев населения бесплатно свидетельствовали документы неимущественного характера. Также бесплатно давались юридические советы. Например, в 1923 г. дано 298 консультаций, в 1924 г. - уже 581 <22>. Контора была популярна и как место справок для всех служащих по вопросам советского права. В итоге это позволило сформировать позитивное отношение к нотариальной конторе у местных властей и населения <23>.

<22> Там же.
<23> Там же. Л. 46 об.

Конечно, в Курском крае имели место и другие, менее успешные истории. В группу риска чаще всех попадали Путивльская, Суджанская, Обоянская нотариальные конторы. Деятельность Льговской, Новооскольской, Старооскольской, Дмитриевской контор тоже была незначительной. Пленум Курского губернского суда обсуждал вопрос о закрытии некоторых нотариальных контор, "во избежание необходимости постоянного субсидирования маломощных контор" <24>. Стоит сказать, что конторы даже крупных центров губернии периодически давали плохие статистические показатели.

<24> Там же. Л. 1.

Это дает основание говорить, что незначительная деятельность контор и, соответственно, их низкая доходность связаны с более фундаментальными факторами. Речь идет в первую очередь об общих экономических условиях. Объявление об экономических преобразованиях не могло привести к изменению самой хозяйственной жизни и гражданского оборота, которые были практически разрушены в годы Гражданской войны, особенно в Курской губернии, ставшей ареной военных действий. Свою роль сыграла стоимость нотариальных услуг. Ставки оказались в местных условиях слишком высокими, а экономический рост в Курской губернии был еще только на стадии зарождения.

Наконец, сдерживающим фактором являлось уклонение крупных участников гражданского оборота, в первую очередь государственных предприятий и учреждений, от совершения сделок в нотариальных конторах, как того требовала ст. 137 ГК РСФСР. В целях экономии средств и с использованием близости понятий поставки и купли-продажи заменимых вещей со сроком исполнения не в день совершения сделки многие договоры о государственных подрядах и почти все договоры о государственных поставках на крупные суммы облекались в форму купли-продажи и регистрировались на товарной бирже <25>.

<25> Там же. Д. 4. Л. 2 - 2 об.

Итоги реализации реформы нотариата 1922 г. в крае были подведены в 1924 г. на Первом съезде работников юстиции Курской губернии, в рамках которого работала нотариальная секция <26>. Были в первую очередь выделены позитивные результаты. В частности, вполне обоснованно констатировалось, что нотариальные конторы губернии на должном уровне обеспечивают соответствующие потребности населения и за короткий период своего существования сумели стать необходимыми учреждениями на местах, облекающими сделки развивающегося гражданского оборота в надлежащие формы, гарантирующие интересы как государства, так и частных лиц. При этом конторы выступали одновременно до некоторой степени и звеном государственного налогового аппарата, поскольку служили даже при малой доходности заметным источником дохода местных бюджетов, не требуя при этом на свое содержание никаких затрат. Важно отметить, что нотариальные конторы сыграли большую роль в оказании бесплатной юридической помощи не только частным лицам, но и должностным лицам государственного аппарата.

<26> Там же. Л. 76.

Не замалчивались и проблемы. Слабый гражданский оборот, как следствие неустойчивого экономического роста, в совокупности с некоторыми неудачными правовыми и управленческими решениями ограничивал рост доходов нотариальных контор, что, в свою очередь, актуализировало вопрос о целесообразности их существования. Но в Курском крае нотариусы и структуры, обеспечивающие их функционирование, смогли, несмотря на достаточно сильную оппозицию в губернском суде, отстоять свои интересы и не допустить сокращения сети нотариальных контор. Основные аргументы сводились к тому, что никаких практических результатов новое районирование, основанное исключительно на расчетах экономической эффективности, не даст, а только ограничит доступность для граждан нотариальных услуг. К тому же нотариальное отделение всегда могло перераспределить доходы от успешных контор на поддержку малодоходных. Тем более, как констатировала нотариальная секция съезда, такое временное субсидирование малодоходных контор исчислялось небольшими суммами, не превышающими десятков рублей, и не могло быть обременительным для бюджета нотариального отделения <27>.

<27> Там же. Л. 76.

Этот подход в дальнейшем и был избран. Вся сеть нотариальных контор была сохранена и даже получила дополнительное развитие в ходе новой волны преобразований 1925 - 1926 гг.