Современная реформа уголовного законодательства как отражение непоследовательности уголовной политики России
Ревин Валерий Петрович <*>, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ.
<*> С 1994 по 2002 г. являлся начальником кафедры уголовной политики и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России.Рассматриваются проблемные ситуации, связанные с реформированием Уголовного кодекса РФ как одним из направлений уголовной политики России. Приводятся количественные показатели изменений УК РФ и качественные оценки таких изменений, вносятся предложения по совершенствованию законопроектной деятельности.
Ключевые слова: уголовная политика, уголовное законодательство, количественные и качественные показатели изменений УК РФ, насильственные, экономические преступления, ущерб от преступления, конфискация денежных средств и имущества, полученного преступным путем.
Modern reform of criminal legislation as a manifestation of inconsistence of criminal policy in Russia
V.P. Revin
Revin Valerij Petrovich, head of the Chair of Criminal-law Subjects of Griboedov Institute of International Law and Economics, Honored Scientist of the RF, doctor of juridical sciences, professor.
The problem situations related to the reform of the Penal Code, as one of the areas of criminal policy of Russia. Quantitative indicators of changes in the Criminal Code and qualitative evaluation of such changes, to make proposals for the improvement of legislative activities.
Key words: criminal policy, criminal law, the quantitative and qualitative changes in the Criminal Code, violent, economic crimes, the damage of the crime, the confiscation of money and property from crime.
За прошедший, более чем пятнадцатилетний период применения действующего УК РФ в него внесено множество не всегда продуманных и противоречащих общей концепции уголовного законодательства изменений и дополнений. Они часто продиктованы сиюминутными событиями, а не обусловлены существенными переменами в общественных отношениях и изменениями криминальной ситуации в РФ. Возникает резонный вопрос, имеется ли конкретная стратегия развития уголовной политики и совершенствования уголовного законодательства РФ? Вполне очевидно, что хаотичная законотворческая деятельность может улучшить отдельные нормы, но вряд ли способна улучшить в целом уголовное законодательство. Всего за период действия УК РФ (по состоянию на 25 августа 2014 г.) было внесено почти 2000 поправок. В Общую часть УК внесено 234 изменения, в Особенную часть - 1696. Значительная часть изменений в УК РФ носят редакционный характер, например, уточнение некоторых понятий и определений в диспозициях, приведение названий статей в соответствие с ее содержанием, изменения санкций. Были также уточнены оценочные признаки, в основном они связаны с конкретизацией преступного последствия в виде "крупного ущерба" и "особо крупного размера" и др.
Больше всего поправок, касающихся криминализации деяний, было внесено в нормы о преступлениях в сфере экономической деятельности (главу 22 УК РФ), нормы о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (глава 19 УК РФ) и нормы о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка (глава 24 УК РФ).
Казалось бы, все правильно, что может быть важнее защиты экономики в наш затянувшийся переходный период, ну а о защите жизни и здоровья и ставить вопрос не стоит - это вечная социальная ценность, которую необходимо защищать уголовно-правовыми средствами. Но тогда почему не уменьшается количество насильственных посягательств на жизнь и половую неприкосновенность подростков, почему ущерб от преступлений, посягающих на собственность, взыскивается минимально?
Уголовная статистика отражает неблагоприятные тенденции, например, в прошедшем году, по данным МВД, свыше 80 тыс. детей пострадало от физического насилия и почти 8500 детей стали жертвами педофилов, при этом правоприменительная и судебная практика в отношении виновных лиц остается вялой и неэффективной <1>.
<1> Имеют место случаи назначения в России небольших сроков лишения свободы этим лицам или даже условного наказания. В это же время в последний год в США за аналогичное преступление был казнен Р. Смит, а в Японии - У. Кабаяси.В рамках уголовной политики государства возникает необходимость различать, научиться оценивать и принимать меры, во-первых, к повышению эффективности правоприменительной практики, во-вторых, к повышению эффективности уголовно-правовых норм и институтов. Я не противопоставляю эти два процесса, они могут, безусловно, развиваться одновременно, но думается, что они должны осуществляться на плановой и долгосрочной, продуманной и взвешенной основе, возможно закрепленной в Концепции уголовной политики, утвержденной руководством государства. И если нормы права, после их принятия, приобретают объективно-субъективные качества, то правоприменительная практика в большей степени лежит в плоскости субъективной и во многом зависит от системы организации, профессиональных знаний, навыков, умений и добросовестности конкретных лиц, обеспечивающих их применение. В комплексности воздействия на преступность по различным направлениям и могут проявляться положительные свойства уголовной политики России.
Качество уголовно-правового регулирования, как, очевидно, считает законодатель, можно улучшить внесением изменений, которые часто превращают Уголовный кодекс, по образному выражению, в "латание тришкина кафтана". При этом нередко нарушаются правовая логика и юридическая технология Уголовного кодекса, а вопросы решаются очень просто, или криминализировать или декриминализировать деяние, или снизить, или увеличить санкции. И тенденции уголовной политики в свете изменений УК РФ с момента введения его в действие однозначно показали, что процесс криминализации преобладает над процессом декриминализации в соотношении 5 к 1.
Чрезмерно активное реформирование УК РФ в последние годы привело к высказываемой рядом специалистов идее о кризисе уголовно-правового регулирования и необходимости подготовки нового Уголовного кодекса. Думаю, что необходимо в современных условиях вести речь о кризисе уголовной политики государства, если рассматривать ее как долгосрочную стратегию оптимизации мер противодействия преступности, а основой и правовой базой такой стратегии является, как известно, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. По мнению автора, первоочередными должны быть не столько изменения уголовного законодательства, сколько упорядочение уголовной политики. Изменения, вносимые в уголовный закон, должны базироваться на продуманной и долгосрочной концепции уголовной политики <2>, развитии положений, которые в свою очередь основаны на мониторинге коренных и долгосрочных тенденций развития общественных отношений и криминальных проявлений, выделения тех из них, которые требуют уголовно-правовой защиты. Претензии за отсутствие четкой и осмысленной и продуманной на перспективу уголовной политики, мне кажется, необходимо отнести не в адрес руководителей государства либо законодателей, которые, безусловно, определяют общую стратегию правоохранительных ведомств и проблемы их финансирования и концентрации ресурсов на тех или иных направлениях. Основную роль должны играть правоохранительные министерства и высшие судебные органы, в наибольшей степени воздействующие на преступность. Именно они обязаны не только докладывать политическому руководству об итогах года, как это традиционно принято, но они должны представлять оценки эффективности нормативно-правового обеспечения своей деятельности на среднесрочную и долгосрочную перспективу и меры по повышению эффективности правоприменительной практики. Сюда входит совершенствование уголовного и иных отраслей законодательства или конкретных норм, находящихся в сфере их деятельности. Для этого у всех правоохранительных ведомств, спецслужб и судебных органов имеются научные учреждения, аналитические и методические подразделения. Они заинтересованы в "качественном" уголовном законе и разумной и непротиворечивой практической уголовной политике. Необходимо только нацелить их на выполнение соответствующих задач и стимулировать их выполнение, формулируя и внося предложения в Правительство РФ, которое и может формировать план законодательных инициатив и готовить, на основе плана, используя интеллектуальный потенциал соответствующих правоохранительных ведомств, законопроекты и вносить их на рассмотрение в Госдуму.
<2> Автор принимал участие в разработке одной из концепций. См.: Концепция государственно-правовой политики в области борьбы с преступностью (проект). М.: Академия МВД России, 1996.Нынешнюю динамику качественных изменений УК РФ в самом общем виде можно представить следующим образом. Самое большое количество изменений, внесенных в УК, связано с увеличением или понижением сроков или размеров наказаний. Так, например, сроки лишения свободы были подняты в санкциях 60 статей, а понижены - в 140.
Имеют место изменения, которые связаны с ужесточением уголовной ответственности за насильственные преступления в отношении подростков, криминализированы экстремистские преступления, преступления, посягающие на собственность и иные экономические отношения. Так, в 2009 г. в ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 112 УК РФ введено понятие "малолетний" в квалифицированные составы этих статей. Усилена уголовная ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в отношении несовершеннолетних (ч. 3 ст. 228.1 УК РФ), склонение несовершеннолетних к их потреблению (ч. 3 ст. 230 УК РФ), а также повышены сроки наказания за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ). Продолжая политику защиты несовершеннолетних, в 2011 г. была установлена уголовная ответственность за розничную продажу им алкогольной продукции и др. В 70 случаях это повлекло изменение категорий преступлений. Следует отметить, что криминализация пока не проявила отчетливых тенденций. Об этом косвенно свидетельствует, в частности, то, что после принятия Федерального закона в декабре 2009 г. <3>, направленного на усиление уголовной ответственности за совершение насильственных преступлений против малолетних и несовершеннолетних, наблюдается даже увеличение в некоторые годы количества проявлений педофилии и других форм насилия в отношении подростков. Значит, дело здесь не только в ужесточении наказаний, но и в продуманной и эффективной системе профилактики, с учетом индивидуальных психологических особенностей личности правонарушителей и предупредительного воздействия на них.
<3> Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ; Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ.Оценивая в целом текущее реформирование Уголовного кодекса РФ, невозможно однозначно оценить нововведения, но изложенные результаты уже сейчас свидетельствуют о том, что необходимо разработать оптимальную концепцию реформирования уголовного законодательства как одного из направлений уголовной политики.