Мудрый Юрист

Организация и правовые основы деятельности учебных центров фсин России

Лосева Светлана Николаевна, заместитель начальника центра ФКУ Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, подполковник внутренней службы.

Переход на новые формы отбора и обучения рядового и начальствующего состава позволит качественно и радикально изменить действующую систему организации первоначальной подготовки кадров уголовно-исполнительной системы, что будет способствовать повышению статуса ее сотрудника.

Ключевые слова: учебный центр, кадровая политика, кадровое обеспечение.

Organization and legal fundamentals of activities of educational centers of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia

S.N. Loseva

Loseva Svetlana Nikolaevna, deputy head of the Centre of the Federal Governmental Institution Scientific-Research Institute attached to the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, lieutenant colonel of internal service.

The transition to new forms of selection and training of soldiers and officers of allow qualitatively and radically change the current system of organizing the initial training of the penitentiary system, which would enhance the status of its employees.

Key words: training center, personnel policy, staffing.

Федеральная служба исполнения наказаний является одним из важнейших звеньев системы государственной правоохранительной службы, эффективность деятельности которой напрямую зависит от состояния кадров, стабильности коллективов сотрудников, уровня их квалификации, опыта работы, нравственных и деловых качеств. Практика показывает, что упущения в работе учреждений уголовно-исполнительной системы, чрезвычайные происшествия, коррупция, осложнения оперативной обстановки тесно связаны с недостатками в кадровом обеспечении их деятельности.

Вместе с тем ряд негативных факторов, связанных с низкой престижностью работы в УИС, ее трудностями, опасностью для жизни и здоровья, недостаточным уровнем материального обеспечения и социально-правовой защищенности сотрудников обуславливают значительный отток из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы профессионально подготовленных, опытных сотрудников, в том числе и тех, кто составляет ее профессиональное ядро.

В условиях социально-экономических преобразований последних лет наиболее важным направлением реформирования уголовно-исполнительной системы является совершенствование профессиональной подготовки сотрудников УИС.

Отбор и подготовка кадров, их правовая и социальная защита, совершенствование воспитательной работы представляют собой важные направления управленческой деятельности в УИС. Проведя опрос среди сотрудников УИС, можно говорить о том, что в их среде широкое распространение получила профессиональная деформация, которая выражается в утрате сотрудником истинного представления о нравственном смысле своей профессии, притуплении чувства профессионального долга, повышении восприимчивости к отрицательным мотивам.

Развитие прикладной науки, направленной на реализацию уголовно-исполнительной политики России, невозможно без проведения как теоретических, так и прикладных исследований, направленных на совершенствование функционирования уголовно-исполнительной системы. Сегодня ведомственной науке предстоит обеспечить своими разработками организацию управления и правового сопровождения реформы, подготовку сотрудников уголовно-исполнительной системы, социологических проблем исполнения наказаний и других направлений деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.

Комплексного исследования такой сложной и разносторонней проблемы, как организация первоначальной подготовки сотрудников УИС на базе учебных центров, проводилось очень мало.

Фурсов Н.С. считает, что эффективное развитие системы профессиональной подготовки сотрудников УИС как в России, так и за рубежом, возможно лишь при условии комплексного подхода на основе разработки и осуществления организационных, правовых, финансово-экономических мер и находится в прямо пропорциональной зависимости от государственной образовательной политики, стандартизации и интеграции образовательных программ. Он отмечает, что применение зарубежного опыта подготовки специалистов для пенитенциарной системы должно осуществляться с учетом специфики деятельности органов и учреждений ФСИН России.

Предложения по совершенствованию организационно-правового и методического обеспечения деятельности учебных центров ФСИН России при организации первоначальной подготовки сотрудников УИС, несовершенство законодательной базы, регламентирующей деятельность учебных центров, во многом снижает эффективность их работы. А переход на новые формы отбора и обучения рядового и начальствующего состава позволит качественно и радикально изменить действующую систему организации первоначальной подготовки кадров уголовно-исполнительной системы, что будет способствовать повышению статуса ее сотрудника.

Литература

  1. Фурсов Н.С. Автореферат на соискание ученой степени кандидата наук, 2005.
  2. Казак Б.Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы: Моногр. Рязань, 2002.
  3. Вилкова А.В. Новиков А.В. Основные принципы построения компетентностно-ориентированной технологии обучения оперативно-розыскной деятельности в образовательных организациях высшего образования ФСИН России // Российский следователь. 2013. N 23.
  4. Гриб В.В. Недостатки в работе правоохранительных органов как фактор самосудов в России // Российский следователь. 2013. N 13.