Мудрый Юрист

Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы, назначаемого несовершеннолетним по законодательству Российской Федерации

Кобец Петр Николаевич, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, доктор юридических наук, профессор.

Козлова Татьяна Сергеевна, старший преподаватель Московского института права.

В данной статье проанализирован порядок исполнения наказания в виде лишения свободы, назначаемого несовершеннолетним. Автор приходит к выводу об ориентации современного российского уголовного законодательства на привилегированное положение несовершеннолетних при назначении им наказания в виде лишения свободы.

Ключевые слова: несовершеннолетние, исполнение наказания, лишение свободы.

Peculiarities of execution of punishment in the form of deprivation of freedom imposed on minors under the legislation of the Russian Federation

P.N. Kobets, T.S. Kozlova

Kobets Petr Nikolaevich, senior researcher of the All-Russian Scientific-Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of juridical sciences, professor.

Kozlova Tat'yana Sergeevna, senior teacher of the Moscow Law Institute.

In given article the order of an execution of the punishment in the form of the imprisonment appointed the minor is analysed. The author comes to a conclusion about orientation of the modern Russian criminal legislation to exclusive position of minors at appointment of punishment as it in the form of imprisonment.

Key words: minors, execution of the punishment, imprisonment.

Представление о необходимости применения к юным преступникам иных мер воздействия, нежели к взрослым, возникло еще в XIX веке. Именно тогда было теоретически обосновано применение к несовершеннолетним, совершившим преступления, прежде всего воспитательных, а не карательных мер <1>.

<1> Российское законодательство X - XX веков. Законодательство первой половины XIX века. Т. 6. М., 1988. С. 203.

Во второй половине прошлого столетия в нашей стране складывалась достаточно стройная система, охватывавшая значительное число признаков, характеризующих тяжесть преступления, обстоятельства его совершения и личность несовершеннолетнего правонарушителя.

В эти же годы в уголовной политике в сфере наказания несовершеннолетних превалировала тенденция, направленная на более гуманное и либеральное отношение к несовершеннолетним. Устанавливается запрет на применение к несовершеннолетним таких видов наказаний как смертная казнь, ссылка, высылка, ограничивается применение лишения свободы. При этом приоритетное положение отводится принудительным мерам воспитательного характера <2>.

<2> Василенко А.В. Сущность и принципы правоприменительной деятельности // Автореферат диссертации на соискание степени к.ю.н. Саратов, 1988. С. 9.

Рассматривая особенности исполнения наказания в виде лишения свободы, назначаемого несовершеннолетним, необходимо упомянуть об уголовно-правовом режиме несовершеннолетних. Уголовно-правовой режим несовершеннолетних в России (особенности уголовной ответственности несовершеннолетних) - установленный уголовным законодательством России. Это специфический уголовно-правовой режим, предусматривающий значительное смягчение репрессивных мер в отношении лиц подросткового возраста вследствие их психофизиологической и социальной незрелости, не сформировавшейся у них системы социальных ориентиров, значительной подверженности влиянию со стороны взрослых преступников <3>.

<3> См.: Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / Под общ. ред. С.П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 408.

В настоящее время уголовно-правовой режим несовершеннолетних в России регулируется разделом V Уголовного кодекса РФ "Уголовная ответственность несовершеннолетних". Помимо этого учитываются нормы международных документов: Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.), Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов, 1990 г.). Также подлежат учету и другие официальные документы, например, Рекомендации N Rec (2003) 20 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних.

Сегодня наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину <4>.

<4> Зеленская Е.В. Защита прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве // Следователь. 2002. N 12. С. 10.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" особо подчеркнул, что при назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать прежде всего возможность применения вида, не связанного с лишением свободы. Оно может быть назначено лишь в случаях, когда, исходя из конкретных обстоятельств дела и данных о личности виновного, суд придет к выводу о невозможности избрания иного наказания <5>.

<5> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 в ред. от 02.04.2013 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].

В случае если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью 5 статьи 73 УК РФ <6>.

<6> Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 мая 1996 г.: действующая редакция // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].

Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

В воспитательных колониях, в которых отбывают наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние осужденные, устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

Регулируя условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях, ст. 133 УИК РФ опирается на два принципиальных положения:

<7> Галактионов С.А. Принцип справедливости (уголовно-правовой аспект) // Автореферат диссертации на соискание степени к.ю.н. Рязань, 2004. С. 15.

В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, впервые попавшие в воспитательную колонию, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечения шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания <8>.

<8> Судакова О.В. Некоторые правовые и организационные проблемы исполнения условного осуждения в отношении несовершеннолетних // Проблемы уголовно-исполнительной политики Российского государства на современном этапе: Матер. межвед. науч.-практич. конф. Самара: Изд-во Самарского юридического института, 2002. С. 66.

В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения.

При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные.

Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся из облегченных условий отбывания наказания в обычные или строгие.

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в льготные условия производится не ранее, чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания.

При поступлении в воспитательную колонию несовершеннолетние осужденные оказываются в обычных условиях. Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, начинают отбывать наказание в строгих условиях <9>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации Б.Т. Безлепкина включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2012 (11-е издание, переработанное и дополненное).

<9> Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2009. С. 312.

Сроки перевода несовершеннолетнего осужденного в облегченные условия законом также не оговорены и определяются администрацией воспитательной колонии в каждом конкретном случае строго индивидуально. При этом должно учитываться и то, что отбывание наказания на льготных условиях осуществляется, как правило, за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации колонии. В этой связи поведение осужденного должно свидетельствовать о стойкой положительной динамике процесса его исправления, а он сам в условиях жизни за пределами колонии, без охраны, но под надзором, не представляет опасности для окружающих <10>.

<10> Володина Л.М. Механизм защиты прав личности в уголовном процессе. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1999. С. 54.

Наиболее значительные изменения правового статуса происходят при переводе осужденных в более строгие условия содержания, а также при их переводе из облегченных условий в льготные.

В первом случае они связаны с существенным ограничением прав осужденных, во втором - с возможностью серьезного ослабления их изоляции от внешнего мира. Поэтому в том и другом случае решение о переводе принимается начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета колонии, в который в соответствии с Инструкцией об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (утверждена Приказом Минюста России от 21 июня 2005 г. N 91) входят заместитель начальника колонии, начальники отделов и частей, директор общеобразовательной школы воспитательной колонии, директор профессионального училища, заместитель директора школы, начальник психологической лаборатории (психолог, старшие воспитатели, а также наиболее опытные сотрудники колонии). Председателем совета является начальник колонии <11>.

<11> Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2005 г. N 91 // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].

Таких существенных изменений в правовом положении осужденных при их переводе из обычных условий в облегченные не происходит. Поэтому решение о переводе в этих случаях, согласно ч. 9 ст. 132 УИК РФ, принимается по представлению не учебно-воспитательного совета колонии, а совета воспитателей отряда <12>. В его состав в соответствии с упомянутой Инструкцией Министерства юстиции Российской Федерации входит начальник отряда, воспитатели, мастера, психолог, работники оперативных и режимных отделов, представители родительского комитета, которые из своего состава сами избирают председателя совета и его секретаря <13>.

<12> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 декабря 1996 г.: действующая редакция // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
<13> Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2005 г. N 91 // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].

Основанием применения мер взыскания к осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, как следует из прямого указания ст. 136 УИК РФ, является нарушение ими установленного порядка отбывания наказания <14>. Априори предполагается, что такое нарушение совершено непосредственно по вине осужденного.

<14> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 декабря 1996 г.: действующая редакция // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].

Перечень мер взыскания, предусмотренный этой статьей, не является полным. Полный включает в себя также те меры, которые указаны в пунктах "а" и "б" части 1 ст. 115 УИК РФ <15>. Особенностью последних является то, что они могут применяться к осужденным, содержащимся как в исправительных, так и в воспитательных колониях.

<15> Там же.

Полный перечень мер взыскания, применяемых в воспитательных колониях, выглядит следующим образом: 1) выговор; 2) лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца (эта мера взыскания на просмотр телепередач не распространяется); 3) дисциплинарный штраф в размере до двух минимальных размеров оплаты труда (эта мера взыскания значительно ограничивает возможности осужденного на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости); 4) водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу <16>.

<16> Леонов А.В. Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе Минюста России // Бюллетень М-ва юстиции РФ, 2002. N 5. С. 91.

Последний вид взыскания не предусматривает вывода осужденных на работу, так как он намного сократил бы время пребывания нарушителей режима в дисциплинарном изоляторе и тем самым существенно снизил бы его карательное воздействие.

Осужденным, водворенным в дисциплинарный изолятор, запрещаются длительные свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми и курение. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью два часа <17>.

<17> Там же. С. 92.

В воспитательных целях или по медицинским показаниям допускается досрочное освобождение осужденного из изолятора по постановлению начальника воспитательной колонии или лила, его замещающего.

В ч. 1 ст. 137 УИК РФ устанавливаются правовые ограничения, которые составляют содержание взыскания в виде водворения в дисциплинарный изолятор <18>.

<18> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 декабря 1996 г.: действующая редакция // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].

Одни из них (запрещение длительных свиданий, телефонных разговоров, пользование настольными играми) имеют своей целью оказание непосредственного исправительного воздействия на осужденного.

Другие (запрещение приобретать продукты питания и предметы первой необходимости, получения посылок, передач и бандеролей) направлены на достижение того же результата путем помещения осужденного в такие условия, при которых он вынужден ограничиться той пищей и бытовыми принадлежностями, которые предоставляются в дисциплинарном изоляторе. Запрет на курение в свою очередь представляет собой не только карательное, но и оздоровительное средство <19>.

<19> Голик Ю.В. Уголовно-правовое стимулирование позитивного поведения: вопросы теории. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. С. 50.

Правом применения мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники воспитательных колоний или лица, их замещающие.

Начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения: а) благодарность; б) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; в) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.

Воспитатели отделений имеют право применять следующие меры поощрения: а) благодарность; б) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного воспитателем отделения.

Начальники отрядов имеют право применять следующие меры взыскания: а) выговор; б) лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца.

Наиболее ограничены в применении мер взыскания и поощрения воспитатели отделений. Из всех мер взыскания они вправе объявлять лишь выговор, а из всех мер поощрений - только благодарность и досрочное снятие выговора, ранее наложенного воспитателем отделения <20>.

<20> Кудрявцев И.Н., Морозова М.А. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового Уголовного кодекса. М.: Российская юстиция, 1997. С. 39 - 40.

Следует отметить, что вышестоящие должностные лица учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в подчинении у которых находится начальник воспитательной колонии, не вправе ни наказывать, ни поощрять осужденных.

Связано это прежде всего с тем, что они не работают непосредственно с осужденными и не могут поэтому оценивать поведение последних. Закон отнес это к компетенции соответствующих должностных лиц исправительных учреждений, которые участвуют в специфических правоотношениях, возникающих между осужденным и начальником, другими должностными лицами колонии в связи с исполнением и отбыванием наказания в виде лишения свободы.

Систематическое толкование ст. ст. 87 и 132 УИК РФ таким образом приводит к выводу, что они недостаточно согласованы друг с другом. В то время как ст. 132 УИК РФ предусматривает, что решение вопроса о переводе осужденного из одних условий содержания в другие принимается начальником воспитательной колонии, ст. 87 УИК РФ указывает, что такой перевод, в том числе и по основаниям, установленным ст. 132 УИК РФ, производится по решению комиссии исправительного учреждения.

Однако противоречие между упомянутыми статьями больше формальное, чем по существу. Участие в решении вопроса о переводе наряду с начальником колонии, ее учебно-воспитательным советом или советом воспитателей отряда может рассматриваться как деятельность своего рода комиссии исправительного учреждения. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ее работе в силу прямого указания ст. 87 УИК РФ могут принимать участие и представителя органов местного самоуправления <21>.

<21> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 декабря 1996 г.: действующая редакция // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].

Таким образом, ныне действующее законодательство в определенных пределах также ориентируется на традицию установления особенностей в наказании несовершеннолетних. Оно подчеркивает необходимость особого подхода к несовершеннолетним преступникам.

Литература

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации Б.Т. Безлепкина включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2012 (11-е издание, переработанное и дополненное).

  1. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2009.
  2. Василенко А.В. Сущность и принципы правоприменительной деятельности: Автореферат диссертации на соискание степени к.ю.н. Саратов, 1988.
  3. Володина Л.М. Механизм защиты прав личности в уголовном процессе. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1999.
  4. Галактионов С.А. Принцип справедливости (уголовно-правовой аспект) // Автореферат диссертации на соискание степени к.ю.н. Рязань, 2004.
  5. Голик Ю.В. Уголовно-правовое стимулирование позитивного поведения: вопросы теории. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992.
  6. Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / Под общ. ред. С.П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2009.
  7. Зеленская Е.В. Защита прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве // Следователь. 2002. N 12.
  8. Кудрявцев И.Н., Морозова М.А. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового Уголовного кодекса. М.: Российская юстиция, 1997.
  9. Леонов А.В. Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе Минюста России // Бюллетень М-ва юстиции РФ, 2002. N 5.
  10. Российское законодательство X - XX веков. Законодательство первой половины XIX века. Т. 6. М., 1988.
  11. Судакова О.В. Некоторые правовые и организационные проблемы исполнения условного осуждения в отношении несовершеннолетних // Проблемы уголовно-исполнительной политики Российского государства на современном этапе: Матер. межвед. науч.-практич. конф. Самара: Изд-во Самарского юридического института, 2002.