Мудрый Юрист

Модель гражданско-правового регулирования строительства нефтегазодобывающих скважин

Медведев Дмитрий Евгеньевич, начальник отдела юридического сопровождения Управления по реализации проектов строительства - структурного подразделения ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина, кандидат юридических наук.

Актуальность построения модели гражданско-правового регулирования общественных отношений по строительству нефтегазодобывающих скважин обусловлена несовершенством их регламентации. До настоящего времени не выработано целостное научное представление о модели гражданско-правового регулирования исследуемых отношений и в целом каких-либо иных отношений, возникающих в связи с осуществлением хозяйственной деятельности. В статье предпринята попытка построения такой модели, определения ее структуры, теоретической и практической значимости, что является необходимым для дальнейшего поступательного развития регламентации соответствующих отношений.

Ключевые слова: модель гражданско-правового регулирования, строительство, объекты гражданских прав, объекты нефтегазодобывающих производств.

Model of civil-law regulation of construction of oil and gas extraction wellsites

D.E. Medvedev

Medvedev Dmitrij Evgen'evich, head of the Department of Legal Support of the Administration for Implementation of Construction Projects - structural subdivision of OJSC "Tatneft" named V.D. Shashin, candidate of juridical sciences.

Topicality of building a model of civil-law regulation of public relations for construction of oil and gas extraction wellsites is conditioned by imperfection of regulation thereof. There has not been elaborated an integral scientific idea on the model of civil-law regulation of relations in question and any other relations arising in connection with effectuation of economic activities. The article attempts at building of such model, definition of its structure, theoretical and practice significance. It is necessary for further progressive promotion of regulation of relevant relations.

Key words: model of civil-law regulation, construction, objects of civil rights, objects of oil and gas extraction industries.

В нынешних условиях, когда Россия является одним из мировых лидеров среди поставщиков нефти и газа на мировом рынке, а также в свете модернизации действующих и осуществления строительства новых нефтеперерабатывающих заводов в РФ и необходимости их загрузки углеводородным сырьем отношения, возникающие при осуществлении деятельности по строительству нефтегазодобывающих скважин, становятся особенно социально и экономически значимыми. В этой связи задача обеспечения внутри страны эффективного правового регулирования соответствующих отношений является приоритетной.

В то же время хотелось бы отметить, что в судебных инстанциях все больше возникает вопросов, связанных с необходимостью учета специфики исследуемых отношений в рамках единой модели правового регулирования. При этом, как известно, понятие "модель правового регулирования" довольно активно используется в судебной практике <1>.

<1> См.: Решение КС РФ от 17.07.2012 "Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года" [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"; Постановление КС РФ от 27.06.2012 N 15-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Б. Деловой" // Российская газета. 2012. 13 июля.

В настоящее время, когда в стране происходит правовая реформа, влекущая усложнение правового регулирования, что обусловлено пониманием законодателем изменения общественных отношений в сфере нефтегазодобычи на фоне определенного отставания в решении вопросов обновления и совершенствования нормативно-правовой базы, необходимость построения эффективной модели гражданско-правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности по строительству объектов нефтегазодобывающих производств как сложных объектов гражданских прав, становится одной из приоритетных и актуальных задач.

В широком смысле понятие "модель" (от лат. modulus - мера, образец) - это любой образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления ("оригинала" данной модели), используемый в качестве его "заместителя" <2>. Соответственно, понятие "модель гражданско-правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности по строительству нефтегазодобывающих скважин" - это доктринальный эталон регламентации соответствующих общественных отношений нормами гражданского права. По нашему мнению, структура такой модели состоит из следующих проявляющихся на ее организационных уровнях структурных элементов (подсистем): объектов гражданских прав, регламентирующих нормативно-правовых актов, соответствующих договоров, средств защиты гражданских прав, включая гражданско-правовую ответственность, межотраслевых связей.

<2> Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2006. VI. С. 428.

Нефтегазодобывающие скважины являются объектами нефтегазодобывающих производств. Имеется видовая классификация нефтяных и газовых скважин: поисковые, разведочные, параметрические, нагнетательные, эксплуатационные.

Объективные реалии и потребности гражданского оборота все в большей и большей степени ориентируют участников правоотношений на удовлетворение интереса в регулировании правоотношений по поводу совокупности вещей (сложных вещей) и (или) результатов интеллектуальной деятельности и (или) иных единичных объектов гражданских прав как единых сложных объектов. В отличие от сложной вещи, определение которой дано в ст. 134 ГК РФ <3>, характеризующейся тем, что в ее состав входят разнородные вещи, составляющие части, из которых состоит сложная вещь, физически не связанные между собой, образующие единое целое, используемые по единому назначению, где каждая из составных частей может использоваться по тому же назначению, что и вместе с ними, сложный объект гражданских прав как совокупность или система вещей (сложных вещей) и (или) результатов интеллектуальной деятельности, и (или) работ, и (или) услуг, и (или) иных единичных объектов гражданских прав характеризуется системностью, непосредственной связью между собой, невозможностью и нецелесообразностью отдельно вне совокупности использоваться самостоятельно по целевому назначению.

<3> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 11 февраля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (в ред. от 14 июня 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (в ред. от 2 октября 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. Ст. 4552; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52 (часть I). Ст. 5496.

Исходя из проведенного сравнения применительно к исследуемой теме, сложным объектом гражданских прав можно считать, например, нефтяную скважину, которая, помимо самого ствола скважины как сооружения, расположенного в недрах, включает в себя также станок-качалку и внутрискважинное оборудование (электроцентробежный насос и т.п.), результаты интеллектуальной деятельности, например, полученную базу данных, включающую карты и схемы геологических разрезов, данные о пластовом давлении и нефтегазонасыщенности пластов.

По сути, такой "симбиоз", имеющий единое технологическое значение и представляющий собой совокупность сложных движимых (станок-качалка, электроцентробежный насос) и недвижимых (ствол скважины) вещей и результатов интеллектуальной деятельности, характеризующийся системностью, целесообразно признать в качестве сложного объекта гражданских прав.

Анализируя содержание исследуемого правоотношения, важно учитывать права и обязанности, из которых оно состоит, формируется под воздействием прежде всего обязательных для исполнения норм публичного права и императивных норм гражданского права. Указанное воздействие является проявлением комплексности регулирования соответствующих отношений.

Применительно к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности по строительству объектов нефтегазодобывающих производств, одним из примеров такого воздействия и проявления "работы" системы межотраслевых связей гражданского и иных отраслей права является обязательное исполнение подрядчиком императивных требований по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ. Такие требования вытекают из ст. 751 ГК РФ, ФЗ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 <4>, ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" N 384-ФЗ от 30.12.2009 <5> и ряда др.

<4> Об охране окружающей среды: Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (в ред. от 25 июня 2012 г.): принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2001 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 г. // Российская газета. 2002. 12 декабря.
<5> Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 декабря 2009 г. // Российская газета. 2009. 31 декабря.

Таким образом, как структурная часть модели гражданско-правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности по строительству нефтегазодобывающих скважин, система регулирующих их нормативно-правовых актов обладает следующими характерными признаками: а) выражает специфику комплексного правового регулирования и, соответственно, регламентации данных отношений под воздействием норм иных отраслей права: административного, экологического, земельного, горного и др.; б) на уровнях правореализации, в том числе правоприменения, обусловливает критерии совершенствования нормативно-правового материала; в) является нормативным отображением системы правовых стимулов или ограничений, определяемых спецификой исследуемой деятельности и необходимостью обеспечения баланса частных и публичных интересов; г) посредством межотраслевых связей определяет целостность нормативного воздействия на регулирование отношений в случаях отсутствия правовой регламентации отдельных аспектов в нормах гражданского права(например, в вопросах качества выполненных работ, когда требования к качеству установлены законодательством о техническом регулировании).

Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по строительству объектов нефтегазодобывающих скважин, в рамках единой целостной модели обеспечивается также на уровне договорного регулирования. Как и любые иные отношения частного порядка, деятельность по строительству объектов нефтегазодобывающих скважин на уровне договорного регулирования предстает перед нами урегулированной условиями заключенного договора, соответствующими требованиям действующего гражданского законодательства и не посягающими на публичные интересы. При этом важно понимать, что договорный уровень регулирования предполагает индивидуальное правовое регулирование отношений между субъектами на основе соблюдения всех других уровней правового регулирования.

На договорном уровне модели регулирования достижение желаемого результата обеспечивается посредством заключения и исполнения всей совокупности различных видов договоров. Эти договоры являются не просто отдельным набором разобщенных договоров, связанных лишь единой целью обеспечения создания или возведения объекта нефтегазодобывающего производства, но и представляют собой определенную систему. При этом каждый из договоров занимает определенное место не только в системе договоров, обеспечивающих договорное регулирование исследуемых отношений, но и определенное место в общей системе договоров.

Структура договорного уровня модели гражданско-правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности по строительству объектов нефтегазодобывающих производств, определяется спецификой строения системы договоров с учетом: а) формирования и содержания организационных отношений сторон, определяемых спецификой объекта; б) необходимости в определенной очередности исполнения императивных требований законодательства, без чего осуществление деятельности становится невозможным; в) потребности совершения в логической последовательности необходимых поведенческих актов, облаченных в форму договоров, исполнение обязательств по которым обеспечит достижение конечной цели.

Одним из элементов модели гражданско-правового регулирования строительства нефтяных и газовых скважин являются средства защиты, включая особенности гражданско-правовой ответственности. В науке средства защиты гражданских прав обобщенно определяются как "юридические возможности, заложенные в нормах и институтах гражданского права, которые используются в процессе их реализации в целях восстановления нарушенных прав" <6>.

<6> Монгуш Б.С. Средства защиты гражданских прав: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 53.

Меры оперативного воздействия как юридические средства, применяемые непосредственно управомоченным лицом к нарушителю гражданских прав и обязанностей в правоотношении, без обращения за защитой к компетентным государственным органам применительно к исследуемым правоотношениям, активно применяются субъектами и находят свое выражение как на стороне подрядчика, например, в ст. 712 ГК РФ "Право подрядчика на удержание", 719 ГК РФ "Неисполнение заказчиком встречных обязанностей по договору подряда", так и на стороне заказчика, например, в ст. 397 ГК РФ "Исполнение обязательства за счет должника", п. 3 ст. 715 ГК РФ "Права заказчика во время выполнения работы подрядчиком" и др.

Самозащита, в отличие от мер оперативного воздействия, является средством защиты субъектом нарушенных гражданских прав, носящим не юридический, а фактический характер. Применительно к исследуемым правоотношениям они находят свое выражение в результате причинения вреда в состоянии крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ), что обусловлено учетом фактора строительства объектов нефтегазодобывающих производств как опасных производственных объектов, т.к. соответствующая деятельность сопряжена с повышенной опасностью ее осуществления.

Внедоговорная ответственность при осуществлении деятельности по строительству объектов нефтегазодобывающих производств, таким образом, связана с обязательствами из причинения вреда (виновного или в отдельных случаях, установленных законом, невиновного). Согласно ст. 1079 ГК РФ независимо от вины причинителя подлежит возмещению вред, причиненный лицу деятельностью, связанной с использованием источников повышенной опасности, которая создает повышенную опасность для окружающих. Также согласно ст. 1110 ГК РФ независимо от вины причинителя вреда компенсации подлежит моральный вред, причиненный жизни или здоровью источником повышенной опасности. В исследуемой тематике осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, входит в перечень видов деятельности, осуществление которой сопряжено с повышенной опасностью для окружающих. При этом в соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ согласно закону или договору на причинителя вреда может быть возложена обязанность выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Например, согласно ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" на причинителя вреда возлагается обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.

На усложнение общественных отношений вокруг таких специфических объектов гражданских прав, как нефтегазодобывающие скважины, система нормативно-правовых актов реагирует повышением детализации и дифференциации. Это, по нашему мнению, невозможно осуществлять вне межотраслевых связей гражданского и иных отраслей законодательства, а также правовых стимулов и ограничений, правовых средств, воздействующих в рамках правового регулирования отношений по осуществлению деятельности по строительству этих объектов. Таким образом, явный межотраслевой характер осуществления исследуемой деятельности выступает одним из правовых факторов, определяющих содержание модели гражданско-правового регулирования исследуемых отношений.

В этой связи абсолютно обоснованными представляются выводы, сделанные М.Ю. Челышевым относительно нового этапа развития системы отечественного права: "Его основная особенность выражается как в определенном усложнении правового регулирования, повышении степени его детализации и дифференциации, обусловленным, в частности, развитием общественных отношений, так и тем, что в рамках указанного развития происходит формирование комплексных правовых отраслей с гражданско-правовой составляющей и возникает потребность по формированию единого блока правовых норм, устанавливающих механизмы устранения правовых коллизий" <7>. Межотраслевые связи гражданского права в рамках соответствующего правового регулирования, а именно нормативно-правового регулирования как составной части его механизма, проявляются через влияние на нормативно-правовые акты публичного права с помощью непосредственного включения в них гражданско-правовых норм. В определенной степени это проявляется и через правовые средства воздействия (стимулы и ограничения) на имущественные отношения, связанные со строительством нефтегазодобывающих скважин.

<7> Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2008. С. 35 - 36.

В то же время имеет место и обратное влияние, которое позволяет говорить о том, что происходит внутри гражданского правового регулирования под влиянием другого отраслевого регулирования. Такое влияние вызвано тем, что, во-первых, нормативно-правовое регулирование исследуемых отношений осуществляется посредством комплексной системы нормативно-правовых актов; во-вторых, нормативно-правовые акты гражданского законодательства, и особенно ГК РФ, выступают в этой системе как системообразующие; в-третьих, нормы гражданского права и его подотрасли составляют ядро системы нормативно-правовых актов, которые определяют регулирование данных отношений в нормативно-правовых актах публичного права; в-четвертых, иное (не гражданско-правовое) регулирование отражается в самом гражданско-правовом регулировании, проявляясь через стимулирование или сдерживание норм гражданского права, что следует из системности нормативно-правового регулирования.

Учитывая, что отношения, возникающие при осуществлении деятельности по строительству нефтегазодобывающих скважин, регулируются комплексной системой нормативно-правовых актов, представляющей собой всю совокупность нормативно-правовых актов гражданского и иного отраслевого права, межотраслевые связи гражданского права в рамках правового регулирования, а именно нормативно-правового регулирования как составной части его механизма, проявляются через влияние на нормативно-правовые акты публичного права посредством непосредственного включения в них гражданско-правовых норм.

Обобщая все изложенное выше, хотелось бы подчеркнуть, что в целях повышения эффективности регулирования общественных отношений, возникающих в результате осуществления деятельности по строительству нефтегазодобывающих скважин и иных объектов нефтегазодобывающих производств, впрочем, как и иной любой хозяйственной деятельности, целесообразно и необходимо использовать модель гражданско-правового регулирования. Такая модель представляет собой эталон регламентации соответствующих общественных отношений, характеризующий их внутренние связи, структуру и свойства, а также придающий целевую направленность процессу обеспечения эффективности правового воздействия на них. Это, в свою очередь, повлечет за собой определенную унификацию в подходах анализа гражданско-правового регулирования тех или иных отношений, возникающих в связи с осуществлением определенных видов деятельности при построении соответствующих моделей правового регулирования.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 11 февраля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (в ред. от 14 июня 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (в ред. от 2 октября 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. Ст. 4552.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52 (часть I). Ст. 5496.
  5. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 декабря 2009 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 декабря 2009 г. // Российская газета. 2009. 31 декабря.
  6. Об охране окружающей среды: Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (в ред. от 25 июня 2012 г.): принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2001 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 г. // Российская газета. 2002. 12 декабря.
  7. Решение КС РФ от 17.07.2012 "Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года" [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
  8. Постановление КС РФ от 27.06.2012 N 15-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Б. Деловой" // Российская газета. 2012. 13 июля.
  9. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности: утв. Пост. Госгортехнадзора Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 56 // Российская газета (специальный выпуск). 2003. 21 июня.
  10. Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов: утв. Пост. Госгортехнадзора РФ от 18 октября 2002 г. N 61-А // Российская газета. 2002. 5 декабря.
  11. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2006. VI. С. 428.
  12. Монгуш Б.С. Средства защиты гражданских прав: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. 176 с.
  13. Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2008. 500 с.