Мудрый Юрист

Некоторые процедуры финансового мониторинга в рамках банковского обслуживания

Прошунин Максим Михайлович, профессор кафедры финансового права Российской академии правосудия, доктор юридических наук, доцент.

Татчук Максим Александрович, Директор Департамента финансового мониторинга и комплаенс-контроля в ОАО АКБ "Связь-Банк".

Настоящая статья посвящена правовым вопросам осуществления процедур финансового мониторинга при заключении договоров банковского счета (депозита), а также рассматривает порядок действий агентов финансового мониторинга по отказу в выполнении распоряжений клиентов. Статья предлагает пути решения финансово-правовых вопросов, не нашедших решения в нормативных правовых актах.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, противодействие легализации преступных доходов, противодействие финансированию терроризма, агент финансового мониторинга, договор банковского счета (депозита), Росфинмониторинг, кредитная организация, расторжение договора.

Some procedures of financial monitoring within the framework of bank servicing

M.M. Proshunin, M.A. Tatchuk

Proshunin Maksim Mikhajlovich, professor of the chair of financial law of the Russian academy of justice, doctor of juridical sciences, assistant professor.

Tatchuk Maksim Aleksandrovich, director of the Department for Financial Monitoring and Compliance Control of the OJSS JSCB "Svyaz-Bank".

This article is devoted to legal issues arising in case of conclusion and termination of banking account (deposit) agreements in relation to financial monitoring procedures as well as in case of refusal of credit organisation to execute client's payment instructions. The article contains suggestions and options for solution of existing legal issues.

Key words: financial monitoring; anti moneylaundering, combating terrorism financing; agent of financial monitoring, banking account (deposit) agreement; Rosfinmonitoring; credit organisation, termination of agreement.

В качестве одной из основных программ, направленных на противодействие легализации доходов (отмыванию), полученных преступным путем, и финансированию терроризма, можно отметить реализацию агентами финансового мониторинга мероприятий по управлению риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

В соответствии с нормативными правовыми актами <1> под указанной программой следует понимать совокупность предпринимаемых агентами финансового мониторинга мероприятий, направленных на оценку такого риска и его минимизацию посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также договором с клиентом мер, в частности запроса дополнительных документов, их анализа, в том числе путем сопоставления содержащейся в них информации с информацией, имеющейся в распоряжении агента финансового мониторинга, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, а также закрытия банковского счета клиента по инициативе агента финансового мониторинга.

<1> Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Вестник Банка России. 2012. N 20.

Как видно из указанного определения, при его разработке законодатель брал за основу подходы, применяемые в зарубежных финансовых системах, подразделяющих сбор и анализ информации о клиенте на программу "Знай своего клиента" (KnowYourCustomer), аналог программы идентификации лиц, находящихся на обслуживании, и процедуры DueDiligence/EnhancedDueDiligence (должная осмотрительность (внимательность)), включающие комплекс мероприятий, направленных на минимизацию правовых и репутационных рисков за счет сбора и анализа широкого спектра информации о клиентах, контрагентах клиентов, условиях предлагаемой/запрашиваемой клиентом операции (сделки) и пр.

Основными действенными финансово-правовыми инструментами, применяемыми агентами финансового мониторинга по результатам реализации программы управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем/процедуры DueDiligence, являются (1) отказ в открытии счета (результат предварительной оценки риска клиента/PreliminaryDueDiligence), (2) отказ в совершении операции (наличие подозрений в отношении клиента либо наличие оснований для отнесения операций клиента к категории "подозрительных" сделок, что создает обязанность по истребованию дополнительного объема информации/документов (Enhanced DueDiligence), а также (3) расторжение договора банковского счета по инициативе кредитной организации. Рассмотрим каждую из данных процедур более подробно.

Отказ в открытии счета. Кредитные организации как агенты финансового мониторинга вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации (далее - ПВК) в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Реализация агентами финансового мониторинга данного права сопряжена с возникновением у них значительных правовых рисков, связанных в отсутствием в ПВК четкого описания критериев, обосновывающих возникающие у агента финансового мониторинга подозрения, что, в свою очередь, создает предпосылки для негативного исхода судебных разбирательств с потенциальным клиентом, оспорившим действия агента финансового мониторинга в судебном порядке.

Так что следует подразумевать под наличием подозрений? Что позволит минимизировать угрозу возникновения правовых рисков?

По нашему мнению, под наличием подозрений следует понимать оформленное мотивированное заключение соответствующего должностного лица, в том числе ответственного сотрудника по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, подготовленное им на основе комплексного анализа информации о потенциальном клиенте с учетом факта наличия информации, подтверждающей фиктивность деятельности клиента, наличия информации об адресе "массовой регистрации", "массовом учредителе", "массовом руководителе", отсутствии органов управления клиента по заявленному адресу местонахождения, с учетом результатов анализа документов, предоставленных клиентом для целей открытия банковского счета, а также сведений, подтверждающих факт наличия у клиента реального бизнеса.

Так, к условным признакам фиктивной деятельности, на наш взгляд, следует относить по отдельности или в совокупности следующие: незначительный размер уставного капитала (зачастую 10 тыс. руб.); единственный учредитель - физическое лицо, он же - генеральный директор; отсутствие в штате должности бухгалтерского работника; налоговые платежи со счетов клиентов, открытых в кредитной организации, не осуществляются либо их доля составляет незначительную величину в общем объеме списания со счета; отсутствие операций по снятию наличных денежных средств и перечислений денежных средств на заработную плату; как правило, операции осуществляются организациями в кредитной организации в течение трех месяцев со дня открытия счета; открытие банковского счета представителем организации по доверенности; малый срок аренды помещений (2 - 3 месяца).

Оформление мотивированного заключения, содержащего четкое описание предпринятых агентом финансового мониторинга мероприятий и сделанных им выводов, позволит если не исключить, то, по крайней мере, минимизировать угрозу возникновения правовых рисков для агента финансового мониторинга.

Одновременно с этим отметим необходимость обязательной реализации агентами финансового мониторинга процедур по отказу в открытии счета в рамках соблюдения законодательно установленных запретов на: 1) открытие и ведение счетов (вкладов) на анонимных владельцев, т.е. без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации, а также открытие и ведение счетов (вкладов) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы); 2) открытие счетов (вкладов) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;

  1. установление и поддержание отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления (т.н. shell banks);
  2. заключение договора банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) <2>.
<2> Российская газета. 2001. N 151 - 152.

Новеллой банковского законодательства является норма права <3>, дающая кредитной организации основание для отказа в открытии счета в случае наличия в распоряжении агента финансового мониторинга информации о намерениях юридического лица (индивидуального предпринимателя) осуществлять операции по сделке, предусматривающей переводы клиентом-резидентом денежных средств на счета лиц - нерезидентов, не являющихся резидентами Республики Беларусь или Республики Казахстан и действующих в своих интересах или по поручению третьих лиц (далее - контрагенты-нерезиденты), по заключенным с такими контрагентами-нерезидентами внешнеторговым договорам (контрактам), по которым ввоз товаров, ранее приобретенных у резидентов Республики Беларусь или Республики Казахстан, соответственно осуществляется с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, а в качестве подтверждающих документов резиденты в уполномоченные банки представляют товарно-транспортные накладные (товарно-сопроводительные документы), оформленные грузоотправителями Республики Беларусь или Республики Казахстан.

<3> Указание Банка России от 23 декабря 2013 г. N 3148-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Вестник Банка России. 2014. N 12.

Кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг сведения обо всех случаях отказа по основаниям, указанным в ст. 7 Закона N 115-ФЗ, от заключения договоров банковского счета (вклада) с клиентом в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий. Порядок информирования Росфинмониторинга регламентирован Указанием Банка России от 23 августа 2013 г. N 3041-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации" <4>.

<4> Вестник Банка России. 2013. N 62.

Отказ в совершении операции. Реализация права агентов финансового мониторинга на установление ограничений на осуществление клиентами расходных операций подразделяется на два основных вида ограничений.

Во-первых, это ограничение распоряжения денежными средствами по способу передачи платежных инструкций, предусматривающее отказ от принятия к исполнению распоряжений на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи (переданных по системе дистанционного банковского обслуживания), применяемое в случае:

<5> Вестник Банка России. 2007. N 25.<6> Вестник Банка России. 2012. N 35.

Во-вторых, это ограничение распоряжения средствами на счете клиента, обусловленное наличием подозрений в отношении расчетной операции клиента. Так, агент финансового мониторинга вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона N 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации ПВК у агента финансового мониторинга возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Реализация указанных процедур требует от агентов финансового мониторинга полного и однозначного понимания условий, создающих предпосылки для фиксирования информации, а также четкого формулирования критериев и признаков необычных сделок, как рекомендованных/предписываемых уполномоченными органами государственного финансового контроля, так и разрабатываемых агентами финансового мониторинга самостоятельно.

Так, основаниями для документального фиксирования информации являются:

В свою очередь, к критериям необычных сделок следует относить критерии, рекомендованные письмами Банка России и Росфинмониторинга (см., в частности, Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" <7>, письмо Банка России от 13 июля 2005 г. N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <8>, критерии, закрепленные в нормативных правовых актах (см. Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <9>), а также критерии, разработанные агентами финансового мониторинга самостоятельно на основании их правоприменительной практики либо по факту поступления адресных рекомендаций органов государственной власти.

<7> Финансовая газета. 2009. N 39.
<8> Вестник Банка России. 2005. N 37.
<9> Вестник Банка России. 2012. N 20.

Иными словами, в случае непредставления клиентом агенту финансового мониторинга запрошенных документов и информации, а также в случае если на основании анализа всех имеющихся документов и информации операция по сделке вызывает у кредитной организации подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, ввиду того, что агент финансового мониторинга не может подтвердить однозначность вывода об очевидном экономическом смысле или очевидной законной цели такой операции по сделке, последний реализует право на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по переводу денежных средств (см. Указание Банка России от 31 января 2014 г. N 3186-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <10>).

<10> Вестник Банка России. 2014. N 29.

По нашему мнению, институт отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции может быть применен как на стадии исполнения платежных инструкций клиента, так и на стадии принятия решения об открытии досье валютного контроля, осуществляемого в соответствии с Инструкцией Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".

Отказ в совершении операции не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности агента финансового мониторинга за нарушение условий соответствующего договора, но создает обязанность по его документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг сведений о факте такого отказа в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.

Порядок информирования Росфинмониторинга регламентирован Указанием Банка России от 23 августа 2013 г. N 3041-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации" <11>.

<11> Вестник Банка России. 2013. N 62.

Другой процедурой финансового мониторинга выступает расторжение договора банковского счета по инициативе кредитной организации в одностороннем порядке. Нормы Закона N 115-ФЗ предусматривают право агента финансового мониторинга на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

В соответствии со ст. 859 Гражданского кодекса Российской Федерации <12> договор банковского счета считается расторгнутым по истечении шестидесяти дней со дня направления кредитной организацией клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета. Со дня направления уведомления о расторжении договора банковского счета до дня, когда договор считается расторгнутым, агент финансового мониторинга не вправе осуществлять операции по банковскому счету клиента, за исключением операций по начислению процентов в соответствии с договором банковского счета, по перечислению обязательных платежей в бюджет и операций, предусмотренных п. 3 ст. 859 ГК РФ.

<12> Российская газета. 1996. N 23; 1996. N 24; 1996. N 25; 1996. N 27.

Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет клиента не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.

В случае неявки клиента за получением рублевого остатка денежных средств на счете в течение шестидесяти дней со дня направления клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета либо неполучения кредитной организацией в течение указанного срока указания клиента о переводе суммы остатка денежных средств на другой счет агент финансового мониторинга обязан зачислить денежные средства на специальный банковский счет в Банке России, порядок открытия и ведения которого, а также порядок зачисления и возврата денежных средств с которого устанавливаются Указанием Банка России от 15 июля 2013 г. N 3026-У "О специальном счете в Банке России" <13>.

<13> Вестник Банка России. 2013. N 47.

Отметим, что данный нормативный акт регламентирует порядок открытия и функционирования специальных счетов в валюте Российской Федерации, что очень сильно усложняет работу агентов финансового мониторинга по закрытию счетов в иностранных валютах в силу угрозы возникновения валютных рисков при осуществлении конверсионной операции с перечислением в Банк России рублевого эквивалента и дальнейшим обращением клиента с заявлением о возврате остатка по истечении 60-дневного периода.

Для открытия счета в целях перевода рублевых денежных средств на специальный счет агент финансового мониторинга представляет в подразделение Банка России заявление об открытии специального счета (в письменном виде в произвольной форме), в котором в качестве основания для открытия счета указывается текст "Для зачисления денежных средств на специальный банковский счет в Банке России согласно пункту 3 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Заявление об открытии специального счета подписывается уполномоченными должностными лицами кредитной организации, наделенными правом первой и второй подписи в соответствии с имеющейся в подразделении Банка России карточкой образцов подписей и оттиска печати. Подписи уполномоченных должностных лиц агента финансового мониторинга заверяются оттиском печати.

По заявлению агента финансового мониторинга открывается один специальный счет независимо от количества расторгаемых договоров банковского счета. Для открытия специального счета договор банковского счета не заключается.

Платежное поручение для перевода денежных средств на специальный счет составляется агентом финансового мониторинга в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" <14>, в котором в качестве наименования плательщика, банка плательщика указывается наименование кредитной организации, наименования получателя, банка получателя - наименование подразделения Банка России, номер счета получателя - номер лицевого счета, открытого на основании заявления об открытии специального счета, в назначении платежа указывается текст "Перевод денежных средств для зачисления на специальный счет в Банке России согласно пункту 3 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации".

<14> Вестник Банка России. 2012. N 34.

После перевода остатка денежных средств на специальный счет в Банке России банковский счет клиента закрывается. Агент финансового мониторинга документально фиксирует и представляет в Росфинмониторинг сведения о факте расторжения договора банковского счета по его инициативе в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий. При этом под датой расторжения договора следует понимать дату фактического закрытия счета на балансе кредитной организации. Порядок информирования Росфинмониторинга предусмотрен Указанием Банка России от 23 августа 2013 г. N 3041-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации" <15>.

<15> Вестник Банка России. 2013. N 62.

Для перечисления денежных средств по требованию о возврате остатка денежных средств кредитная организация представляет в подразделение Банка России заявление о возврате денежных средств со специального счета (в письменном виде в произвольной форме), в котором указываются номер лицевого счета, в качестве наименования получателя средств и банка получателя - наименование агента финансового мониторинга, сумма денежных средств, подлежащих возврату со специального счета, в качестве основания - текст "Возврат денежных средств со специального счета в Банке России согласно пункту 3 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации". Заявление о возврате денежных средств со специального счета подписывается уполномоченными должностными лицами кредитной организации, наделенными правом первой и второй подписи в соответствии с имеющейся в подразделении Банка России карточкой образцов подписей и оттиска печати. Подписи уполномоченных должностных лиц заверяются оттиском печати кредитной организации.

Возврат денежных средств агенту финансового мониторинга осуществляется в пределах суммы денежных средств, ранее перечисленных кредитной организацией на специальный счет, на основании платежного поручения, в котором в качестве наименования плательщика и банка плательщика указываются наименование подразделения Банка России, в качестве номера счета плательщика - лицевой счет, открытый для зачисления денежных средств на специальный счет, в качестве наименования получателя средств и банка получателя - наименование кредитной организации, представившей заявление о возврате денежных средств со специального счета, в назначении платежа - текст "Возврат денежных средств со специального счета в Банке России согласно пункту 3 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании заявления", а также дата заявления. Денежные средства возвращаются на корреспондентский счет кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем приема подразделением Банка России заявления о возврате денежных средств со специального счета.

Банком России проценты на остатки денежных средств на лицевых счетах не начисляются и не уплачиваются. Плата за перевод денежных средств на специальный счет Банком России не взимается.

По нашему мнению, при обращении клиента в кредитную организацию по истечении 60 (шестидесяти) дней со дня уведомления о расторжении договора банковского счета с заявлением (в письменном виде в произвольной форме) о возврате денежных средств с банковского счета сотрудники агента финансового мониторинга должны учитывать, что кредитная организация обязана уведомить клиента о необходимости получения остатка денежных средств с его банковского счета.

При этом, если клиент обратился с заявлением о выдаче остатка денежных средств с его банковского счета, в том числе в наличной форме, кредитная организация осуществляет выдачу наличных денежных средств в объеме, не превышающем пороговое значение, поименованное в Указании Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" <16>. Денежные средства, оставшиеся после выдачи ему денежных средств, направляются переводом в другую кредитную организацию по реквизитам, предоставленным клиентом.

<16> Вестник Банка России. 2007. N 39.

И наконец, если клиент обратился с заявлением о переводе остатка денежных средств, в том числе в иностранной валюте, в другую кредитную организацию, агент финансового мониторинга осуществляет указанный перевод денежных средств в сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 859 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В заключение отметим, что благодаря совершенствованию законодательства о финансовом мониторинге в 2013 - 2014 гг. значительно расширен правовой инструментарий для агентов финансового мониторинга в части отказа в заключении и расторжении договоров банковского счета (депозита), усилена правовая составляющая осуществления данных процедур финансового мониторинга. Вместе с тем еще остается ряд "серых" областей в вопросах реализации данных процедур, решение которых, вероятно, сначала будет предложено в судебной практике, а затем и в рамках нормотворческой деятельности.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1996. N 23; 1996. N 24; 1996. N 25; 1996. N 27.
  2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Российская газета. 2001. N 151 - 152.
  3. Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Вестник Банка России. 2012. 20.
  4. Положение Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" // Вестник Банка России. 2012. N 34.
  5. Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" // Финансовая газета. N 39. 2009.
  6. Указание Банка России от 23 декабря 2013 г. N 3148-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Вестник Банка России. N 12. 2014.
  7. Указание Банка России от 23 августа 2013 г. N 3041-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения до говора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации" // Вестник Банка России. 2013. N 62.
  8. Указание Банка России от 31 января 2014 г. N 3186-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Вестник Банка России. 2014. N 29.
  9. Указание Банка России от 15 июля 2013 г. N 3026-У "О специальном счете в Банке России" // Вестник Банка России. 2013. N 47.
  10. Указание Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" // Вестник Банка России. 2007. N 39.
  11. Письмо Банка России от 13 июля 2005 г. N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Вестник Банка России. 2005. N 37.
  12. Письмо Банка России от 27 апреля 2007 г. N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)" // Вестник Банка России. 2007. N 25.
  13. Письмо Банка России от 28 июня 2012 г. N 90-Т "Об информации, размещаемой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС России)" // Вестник Банка России. 2012. N 35.