Ответственность военнослужащего за непредставление сведений о доходах своего супруга
Ивенин Андрей Эдуардович, аспирант кафедры конституционного, административного и финансового права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Хабаровская государственная академия экономики и права".
В статье рассматриваются отдельные вопросы привлечения военнослужащих к ответственности за коррупционные правонарушения.
Ключевые слова: военнослужащий, юридическая ответственность, уголовная ответственность, денежная компенсация военнослужащим за наем жилого помещения, коррупционное правонарушение.
Responsibility of a military man for non-provision of information on income of the spouse
A.E. Ivenin
Ivenin Andrej E'duardovich, postgraduate student of the Chair of Constitutional, Administrative and Financial Law of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Khabarovsk State Academy of Economics and Law".
In article single questions of involvement of the military personnel to responsibility for corruption offenses are considered.
Key words: military personnel, legal responsibility, criminal liability, monetary compensation by the military personnel for premises employment, corruption offense.
В соответствии с Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 (далее - Положение) <1>, на военнослужащих возложена обязанность представлять ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера.
<1> Собрание законодательства РФ. 25.05.2009. N 21. Ст. 2544.Если военнослужащим обнаружено, что в представленных им в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном Положением.
Военнослужащий может представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока их представления.
Согласно сложившейся практике государственные служащие по объективным причинам не всегда представляют достоверные и полные сведения о доходах и расходах своей супруги (супруга), мотивируя невозможность их представления отказом супруги (супруга) сообщать ему сведения о своих доходах и расходах по различным причинам (неприязненные отношения, фактическая утрата семейных отношений и раздельное проживание, сокрытие дополнительных доходов и расходов и т.д.) <2>.
<2> См. Кизилов В.В. Гражданский служащий как специальный субъект административной ответственности // Российская юстиция. 2012. N 4. С. 67 - 70; Кизилов В.В. Концепция административной ответственности гражданских служащих // Российская юстиция. 2011. N 7. С. 48 - 51; Чаннов С.Е. За коррупцию семья в ответе // ЭЖ-ЮРИСТ 2012. N 13; Чаннов С.Е. Предоставление сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей как антикоррупционный механизм // Российская юстиция. 2009. N 4. С. 5 - 6; Чаннов С.Е. Публичная дисциплинарная ответственность государственных служащих: проблемы построения модели // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 2. С. 40 - 42; Штаненко В.И. Увольнение военнослужащих как мера ответственности за совершение коррупционных правонарушений // Военно-юридический журнал. 2012. N 3. С. 18 - 21.В этом случае они обязаны обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию). Но не всегда причины непредставления сведений либо представление неполных сведений военнослужащими о доходах своей супруги (супруга) могут быть признаны объективными.
Рассмотрим нетипичную ситуацию, связанную с получением военнослужащим денежной компенсации за наем жилого помещения, принадлежащего на праве собственности его супруге.
Так, военнослужащий в течение 2012 года получал денежную компенсацию за поднаем жилого помещения. В качестве основания для назначения и производства денежной компенсации послужил рапорт военнослужащего и договор найма жилого помещения.
В августе 2013 года командование обнаружило, что в договоре указаны вымышленные паспортные данные наймодателя и данный договор с собственником жилого помещения никогда не заключался. В указанном жилом помещении военнослужащий никогда не проживал.
В ходе проведения по данному факту разбирательства военнослужащий в качестве письменного доказательства представил договор найма иного жилого помещения, заключенный им также в 2012 году. В качестве наймодателя жилого помещения выступала его супруга.
Военнослужащий пояснил, что он не в целях обмана командования воинской части, а ввиду своей невнимательности в качестве основания для получения денежной компенсации к своему рапорту приложил вместо подлинного договора найма жилого помещения проект договора и только в ходе проведения разбирательства обнаружил данное несоответствие, которое тут же попытался устранить, представив подлинный договор найма жилого помещения.
Супруга военнослужащего подтвердила заключение с ней в 2012 году вышеуказанного договора найма жилого помещения и получение по данному договору от супруга денежных средств, которыми она впоследствии распорядилась по личному усмотрению.
Командованием воинской части действия военнослужащего и его супруги расценены как уловки, используемые по взаимной договоренности супругов с целью сокрытия следов преступления и реализации намерений избежать привлечения к уголовной ответственности.
Материалы в отношении военнослужащего переданы правоохранительным органам.
Судебным решением, вступившим в законную силу, военнослужащий был признан невиновным по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159 УК РФ, и оправдан на основании п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ ввиду отсутствия в деянии подсудимого состава преступления.
Но как командованию воинской части выйти с честью из данной ситуации? Может ли освобожденный от уголовной ответственности военнослужащий в данной ситуации быть привлеченным к иному виду ответственности?
Действительно, исходя из сложившейся судебной практики наем военнослужащими жилого помещения у своей супруги (супруга) и получение в связи с этим ими денежной компенсации признаны судами законными <3>. В основу ряда судебных решений взяты положения п. 20 Приложения 2 к Приказу Минобороны России от 16 июня 2005 года N 235 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909" <4> о том, что при найме (поднайме) жилых помещений у родственников денежная компенсация военнослужащим и членам их семей выплачивается на общих основаниях.
<3> Решение Фокинского гарнизонного военного суда 22.03.2006 по гражданскому делу N 2-75/2006 и приговор Фокинского гарнизонного военного суда 26.08.2011 по уголовному делу N 1-55/2011 [Электронный ресурс] URL: http://fgvs.prm.sudrf.ru; Кассационное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 17.10.2011 по уголовному делу N 22-200/2011 [Электронный ресурс] URL: http://tihookeanskyfvs.prm.sudrf.ru (дата обращения: 28.01.2014).<4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 01.08.2005. N 31.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) <5> к доходам физических лиц от источников в Российской Федерации относятся доходы от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.
<5> Российская газета. 10.08.2000. N 153 - 154.Выход из создавшейся ситуации видится автору в проведении в отношении военнослужащего как государственного служащего проверки по факту непредставления им сведений о доходах своей супруги либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, так как военнослужащий в ежегодных сведениях о доходах супруги за 2012 год не указал ее доход от использования (сдачу в наем) жилого помещения, уточненные сведения о доходах супруги в установленные законодателем сроки не представил, с рапортами в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов не обращался, чем нарушил антикоррупционное законодательство. О дополнительных доходах своей супруги военнослужащему было известно, так как он лично передавал ей деньги за наем жилого помещения.
В связи с этим автору представляется возможным по результатам проверки при наличии вышеуказанных оснований применение к военнослужащему взыскания, предусмотренного подпунктом "д. 1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) <6>, в виде увольнения с военной службы в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, либо на основании ст. 51.1 Федерального закона применение иных взысканий, предусмотренных другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы.
<6> Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. N 13. Ст. 1475.Таким образом, освобождение военнослужащего от уголовной ответственности не исключает привлечение последнего к иному виду юридической ответственности за совершение им при получении денежной компенсации за наем жилого помещения коррупционного правонарушения, выразившегося в непредставлении им сведений о доходах своей супруги (супруга), полученных от аренды жилого помещения.
Литература
- Кассационное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 17.10.2011 по уголовному делу N 22-200/2011 [Электронный ресурс] URL: http://tihookeanskyfvs.prm.sudrf.ru (дата обращения: 28.01.2014).
- Кизилов В.В. Гражданский служащий как специальный субъект административной ответственности // Российская юстиция. 2012. N 4. С. 67 - 70.
- Кизилов В.В. Концепция административной ответственности гражданских служащих // Российская юстиция. 2011. N 7. С. 48 - 51.
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. 10.08.2000. N 153 - 154.
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (ред. 03.09.2008) // Российская газета. 20.01.2005. N 8.
- Приговор Фокинского гарнизонного военного суда 26.08.2011 по уголовному делу N 1-55/2011 [Электронный ресурс] URL: http://fgvs.prm.sudrf.ru (дата обращения: 28.01.2014).
- Приказ Минобороны РФ от 16 июня 2005 г. N 235 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909" (ред. 17.10.2008) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 01.08.2005. N 31.
- Решение Фокинского гарнизонного военного суда 22.03.2006 по гражданскому делу N 2-75/2006 и приговор Фокинского гарнизонного военного суда 26.08.2011 по уголовному делу N 1-55/2011 [Электронный ресурс] URL: http://fgvs.prm.sudrf.ru (дата обращения: 28.01.2014).
- Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (ред. 03.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.05.2009. N 21. Ст. 2544.
- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.03.1998. N 13. Ст. 1475.
- Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. 28.12.2013) // Российская газета. 02.06.1998. N 104.
- Чаннов С.Е. За коррупцию семья в ответе // ЭЖ-ЮРИСТ. 2012. N 13.
- Чаннов С.Е. Предоставление сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей как антикоррупционный механизм // Российская юстиция. 2009. N 4. С. 5 - 6.
- Чаннов С.Е. Публичная дисциплинарная ответственность государственных служащих: проблемы построения модели // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 2. С. 40 - 42.
- Штаненко В.И. Увольнение военнослужащих как мера ответственности за совершение коррупционных правонарушений // Военно-юридический журнал. 2012. N 3. С. 18 - 21.