Мудрый Юрист

Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

Петров Алексей, доктор юридических наук, профессор, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".

В статье рассматриваются актуальные для практики правовые вопросы предоставления гарантий и компенсаций работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. Внесены предложения по совершенствованию законодательства.

Выполнение работником названных обязанностей порождает у него право на гарантии и компенсации, общие правила реализации которого установлены в статье 170 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса РФ в этих случаях за работником сохраняется место работы (должность).

Такие гарантии установлены при:

Гарантии в связи с исполнением обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума с правом решающего голоса

В соответствии с пунктом 17 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24.11.2008 N 207-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 N 14-П) за членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачиваются компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Основанием для сохранения места работы (должности) является представление указанной комиссии.

В соответствии с пунктом 19 статьи 29 Закона не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу:

Следовательно, появляется субъект, который не является участником отношений, предусмотренных в статье 1 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, субъектами отношений по предоставлению гарантий и компенсаций при выполнении работником функций члена избирательной комиссии (комиссии референдума) выступают работник, работодатель, а также комиссия.

Реализация правовых норм о гарантиях и компенсациях обусловлена субъектным составом и содержанием отношений по предоставлению гарантий, в частности, в случае привлечения работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, поскольку право работника на гарантии и компенсации обеспечивается не только работодателем, но и иным субъектом (государственным органом или общественным объединением).

Трудовой кодекс РФ не содержит правил (за исключением статьи 171), а все противоречия между ним и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, разрешаются в силу статьи 5 (часть 4) Трудового кодекса РФ на основании Кодекса. В связи с этим федеральные законы, предусматривающие обязанность работодателя сохранять за работником средний заработок на время выполнения им государственных или общественных обязанностей, должны применяться лишь в том случае, если работодателю данными актами предоставлено право на возмещение за счет средств соответствующего государственного органа или общественного объединения затрат. Тогда как иное регулирование названных отношений не способствует решению основных задач трудового законодательства, в число которых включено создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства (статья 1 Трудового кодекса РФ).

Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия

Согласно статье 8 (часть 1) Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. При этом участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом (статья 8 (часть 2) названного Федерального конституционного закона). Таким образом, выполнение работником функций присяжного, народного или арбитражного заседателя порождает у него право на получение гарантий и компенсаций в соответствии со статьей 170 Трудового кодекса РФ.

Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (часть 1 статьи 10) закрепляет правило о том, что граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 325 (часть 4) Уголовно-процессуального кодекса РФ о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей выносится постановление, в котором должно быть определено количество присяжных заседателей, подлежащих вызову в судебное заседание. Кандидатам в присяжные заседатели, включенным в предварительный список, не позднее чем за семь суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд (часть 6 статьи 326 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Следовательно, предъявление работодателю судебного извещения о вызове работника в суд для участия в качестве присяжного заседателя порождает у него обязанность сохранить за данным работником место работы (должность), о чем должен быть издан приказ (распоряжение).

Согласно статье 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2010 N 433-ФЗ) за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, которые установлены законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Представляется, что название статьи 11 Закона "Материальное обеспечение присяжных заседателей" определено чрезмерно широко, и было бы целесообразным привести его в соответствие с содержанием этой статьи и с названием главы 25 Трудового кодекса РФ "Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей".

В статье 1 (пункт 2) Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ (часть 3 статьи 19 и часть 2 статьи 159) закрепляет правило о том, что по результатам рассмотрения названного ходатайства арбитражный суд выносит определение, которое является основанием для определения кандидатур арбитражных заседателей. Указанные действия получают процессуальное оформление в судебном определении, содержащем сведения о конкретном арбитражном заседателе, включенном в состав арбитражного суда, копия которого направляется арбитражному заседателю.

В соответствии с Федеральным законом от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.06.2009 N 136-ФЗ) арбитражному заседателю:

Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации (статьи 6 - 7).

В пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2010 N 38 "О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия" разъяснено, что определение арбитражного суда о назначении судебного заседания с участием конкретного арбитражного заседателя служит основанием для издания работодателем приказа о сохранении за данным работником места работы (должности).

В соответствии со статьей 23 (часть 2) Федерального закона от 27.12.2005 N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" граждане, привлеченные к участию в парламентском расследовании, обязаны прибыть на заседание парламентской комиссии и дать все необходимые объяснения. Таким образом, участие в заседании парламентской комиссии является обязательным для работника, который выполняет функции свидетеля, и порождает у него право на гарантии и компенсации, предусмотренные статьей 170 Трудового кодекса РФ.

Согласно статье 26 Федерального закона гражданам, приглашенным на заседание комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам, в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета возмещаются:

  1. расходы на проезд и проживание в связи с прибытием на заседание комиссии;
  2. почтовые расходы;
  3. компенсация за фактическую потерю времени в связи с привлечением к участию в парламентском расследовании.

Федеральным законом от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" определены гарантии деятельности членов Общественной палаты (статья 13).

Член Общественной палаты на время участия в работе пленарного заседания Общественной палаты, совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты, а также на время осуществления полномочий, установленных статьей 20 Федерального закона, освобождается работодателем от выполнения трудовых обязанностей по основному месту работы с сохранением за ним места работы (должности).

Члену Общественной палаты возмещаются расходы, связанные с осуществлением им полномочий члена Общественной палаты, а также выплачивается компенсация в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом, за счет средств федерального бюджета.

Следует заметить, что содержание статьи 13 Федерального закона существенно шире, чем ее название, так как предусматривает не только гарантии, но и компенсации.

Порядок и размеры возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд установлены Инструкцией, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 N 245 (с изменениями и дополнениями).

Свидетели, потерпевшие, законные представители потерпевших, эксперты, специалисты, переводчики и понятые, вызываемые к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд (кроме Конституционного Суда Российской Федерации и арбитражного суда) для дачи показаний, заключений по уголовным и гражданским делам, переводов, участия в производстве следственного действия и судебном разбирательстве имеют право на возмещение понесенных ими расходов по явке (стоимость проезда к месту вызова и обратно, расходы по найму жилого помещения, суточные).

За лицом, вызываемым в качестве свидетеля, потерпевшего, законного представителя потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика и понятого, сохраняется средний заработок по месту его работы за все время, затраченное им в связи с вызовом к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд (кроме Конституционного Суда Российской Федерации и арбитражного суда). Средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы.

Проезд к месту явки и обратно к месту постоянного жительства оплачивается свидетелям, потерпевшим, законным представителям потерпевших, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым на основании проездных документов.

Помимо расходов по проезду при представлении соответствующих документов возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов, а также затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями.

Свидетелям, потерпевшим, законным представителям потерпевших, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым оплачиваются расходы по проезду автотранспортом (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэродрому, если они находятся за чертой населенного пункта.

С разрешения органа, производящего вызов, свидетелям, потерпевшим, законным представителям потерпевших, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым при непредставлении проездных документов оплачивается минимальная стоимость проезда между местом постоянного жительства и местом явки.

Возмещение расходов по найму жилого помещения, оплата суточных свидетелям, потерпевшим, законным представителям потерпевших, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым за дни вызова в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд (кроме Конституционного Суда Российской Федерации и арбитражного суда), включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, производится применительно к порядку, установленному законодательством о возмещении командировочных расходов. Суточные не выплачиваются, если у свидетеля, потерпевшего, законного представителя потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Плата за бронирование мест в гостиницах возмещается в размере 50 процентов от возмещаемой стоимости места за сутки.

Выплата вознаграждения свидетелям, потерпевшим и понятым за отвлечение их от работы или обычных занятий, экспертам, специалистам и переводчикам за выполненную ими работу, а также возмещение указанным лицам расходов по явке производится по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора или по определению суда.

Суммы, подлежащие выплате свидетелям, законным представителям потерпевших, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым, выплачиваются вызвавшим их органом немедленно по выполнении этими лицами своих обязанностей независимо от фактического получения и взыскания со сторон судебных расходов по гражданским делам или судебных издержек с осужденных по уголовным делам.

Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотрено в Положении "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей", утвержденном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981 N 4892-Х.

Ущерб, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается государством в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Право на возмещение ущерба возникает при условии постановления оправдательного приговора; прекращения уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления; прекращения дела об административном правонарушении.

В частности, возмещению подлежат заработная плата и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий.

Размер подлежащих возмещению сумм, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Положения, определяется с зачетом заработка, полученного гражданином за время отстранения от работы, отбывания наказания или административного взыскания в виде исправительных работ.

Гражданину, освобожденному от работы (должности) в связи с незаконным осуждением либо отстраненному от должности в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, должна быть предоставлена прежняя работа (должность), а при невозможности этого (ликвидация организации, сокращение должности, а также наличие иных предусмотренных законом оснований, препятствующих восстановлению на работе (должности), - другая равноценная работа (должность).

Работа (должность) предоставляется гражданину не позднее месячного срока со дня его обращения, если оно последовало в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления.

Запись, занесенная в трудовую книжку, в случаях, указанных в части первой настоящей статьи, признается недействительной. По просьбе гражданина работодатель (организация) выдает ему дубликат трудовой книжки без внесения в нее записи, признанной недействительной.

Время содержания под стражей, время отбывания наказания, а также время, в течение которого гражданин не работал в связи с отстранением от должности, засчитывается как в общий трудовой стаж, так и в стаж работы по специальности. Это время включается также в непрерывный стаж, если перерыв между днем вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления и днем поступления на работу не превышает трех месяцев.

Трудовой стаж, исчисленный с зачетом периодов, указанных в части первой настоящей статьи, учитывается во всех случаях, когда работникам предоставляются различные "льготы и преимущества", в том числе при назначении пенсий и пособий по государственному социальному страхованию. Работникам этот стаж учитывается также при назначении пенсий на льготных условиях, в льготных размерах и за выслугу лет, при установлении размеров месячных ставок (должностных окладов) в зависимости от продолжительности работы по специальности, а также при выплате единовременного вознаграждения или процентных надбавок за выслугу лет и по итогам работы "предприятия" за год (разумеется, редакция данного нормативного правового акта в определенной мере устарела и нуждается в соответствующей корректировке).

Гарантии и компенсации свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам в гражданском и уголовном процессе

Исполнение обязанностей свидетеля, эксперта, специалиста и переводчика и гарантии в связи с этим установлены в Гражданском процессуальном кодексе РФ.

В части 1 статьи 70 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что лицо, вызванное в качестве свидетеля в суд, обязано явиться в суд в назначенное время и дать правдивые показания. В соответствии со статьей 94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся выплаты свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на проезд и проживание.

Согласно статье 95 Гражданского процессуального кодекса РФ свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Работникам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и средней заработной платы.

В случае если вызов свидетелей, назначение экспертов и привлечение специалистов осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета. В случае если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов осуществляются по инициативе мирового судьи, расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации.

В случае если о вызове свидетеля ходатайствует сторона или стороны в гражданском процессе, - расходы компенсирует истец или ответчик. В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса РФ. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Оплата услуг переводчиков и возмещение понесенных ими расходов в связи с явкой в суд производятся по выполнении переводчиками своих обязанностей за счет средств соответствующего бюджета.

В связи с этим закономерен вопрос о соответствии данной нормы Гражданского процессуального кодекса РФ статье 170 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что расходы компенсирует государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.

Схожа и норма Уголовно-процессуального кодекса РФ. Так, в статье 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусмотрено, что процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. К процессуальным издержкам относятся суммы, выплачиваемые работникам, имеющим постоянную заработную плату: потерпевшему, свидетелю, их законным представителям. Понятым - в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд. К издержкам относится также ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном частью 1 статьи 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В соответствии со статьей 132 Уголовно-процессуального кодекса РФ процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета. Суд вправе взыскать с осужденного процессуальные издержки, за исключением сумм, выплаченных переводчику и защитнику в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 132 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, суд вправе возложить обязанность возместить процессуальные издержки на законных представителей несовершеннолетних.

По уголовному делу частного обвинения суд вправе взыскать процессуальные издержки полностью или частично с лица, по жалобе которого было начато производство по уголовному делу. При прекращении производства по уголовному делу в связи с примирением сторон процессуальные издержки взыскиваются с одной или обеих сторон.

Гарантии и компенсации свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым в связи с явкой в налоговый орган или работой по его поручению предусмотрены в статье 131 Налогового кодекса РФ.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащие выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, определены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.1999 N 298.

Так, свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

Возмещение свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства производится на основании проездных документов.

Помимо расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства при представлении соответствующих документов возмещаются стоимость предварительной продажи проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями и страховые взносы по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.

Указанным лицам оплачиваются расходы на проезд транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой соответствующего населенного пункта.

С разрешения начальника (заместителя начальника) налогового органа, производящего вызов, упомянутым лицам при непредставлении проездных документов оплачиваются расходы на проезд по минимальному тарифу проезда соответствующими видами транспорта к месту явки и обратно к месту жительства.

Возмещение расходов на наем жилого помещения и оплата суточных свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым производятся в соответствии с нормативными правовыми актами о служебных командировках на территории Российской Федерации. При этом суточные не выплачиваются, если у свидетеля, переводчика, специалиста, эксперта или понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту жительства.

Плата за бронирование места в гостинице возмещается в размере 50 процентов возмещаемой стоимости места за сутки.

Переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утвержденным Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. За лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы.

Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, производится по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета <1>.

<1> См.: Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. Данный нормативный правовой акт следовало бы привести в соответствие с разделом VII ТК РФ, т.е. вместо слов "порядке и размерах сумм, подлежащих выплате" записать "гарантиях и компенсациях" и далее по тексту.

Вместе с тем действующее законодательство не содержит четких правил, позволяющих единообразно решить данные вопросы.

Так, одни нормативные правовые акты, в нарушение статьи 170 (часть 2) Трудового кодекса РФ, возлагают обязанность по выплате работнику компенсации в связи с явкой в компетентные органы в качестве свидетеля, потерпевшего, их законного представителя, понятого, эксперта, специалиста, переводчика на работодателя. Другие не предусматривают такого возмещения, а третьи, как подчеркивают некоторые юристы, безнадежно устарели.

В связи с этим предоставление гарантий и компенсаций работникам, привлеченным к выполнению функций свидетеля, потерпевшего, их законного представителя, понятого, эксперта, специалиста, переводчика, должно происходить с соблюдением требований статьи 170 Трудового кодекса РФ, поскольку эта норма имеет приоритет перед иными федеральными законами (статья 5 Трудового кодекса РФ).

Гарантии и компенсации при мобилизации трудоспособного населения

Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" предусмотрено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, может быть произведена мобилизация трудоспособного населения и привлечены транспортные средства граждан для проведения указанных работ с обязательным соблюдением требований охраны труда.

Согласно статье 29 Федерального конституционного закона лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с пунктом "е" статьи 13 Федерального конституционного закона, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Представляется, что название статьи 29 Федерального конституционного закона "Гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения" следовало бы привести в соответствие с ее содержанием и с учетом статьи 170 Трудового кодекса РФ.

Гарантии и компенсации при исполнении воинских обязанностей

В статье 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции от 08.12.2011 N 424-ФЗ) предусмотрено, что граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачивается также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов (пункт 2 статьи 56 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).

Гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц (статья 172 Трудового кодекса РФ).

Так, статья 25 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 03.12.2012 N 238-ФЗ, с изменениями от 23.12.2003 N 186-ФЗ) предусматривает гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.



Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с их согласия, в другой организации.

Супругу члена Совета Федерации, супругу депутата Государственной Думы, уволенным в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются:

В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 25.12.2012 N 271-ФЗ, с изменениями, внесенными Конституционным Судом РФ от 29.03.2011 N 2-П, от 07.07.2011 N 15-П) депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, работникам, избранным на выборную должность, после окончания срока полномочий предоставляются гарантии трудоустройства: в предоставлении прежней работы (должности); равноценной работы (должности) в той же организации; равноценной работы (должности) в другой организации.

По окончании срока нахождения в данной должности работник вправе вернуться на прежнее место работы, и работодатель обязан предоставить ему прежнюю работу (должность). Следует отметить, что на занимаемую ранее должность может быть приглашен работник, с которым работодатель заключает трудовой договор на неопределенный срок. В этом случае он может предложить только равноценную работу (должность). В период нахождения лица на выборной должности в организации, где он работал, могут произойти структурные изменения, реорганизация юридического лица, приведшая к сокращению занимаемой им ранее должности или рабочего места. В такой ситуации работодатель при возвращении работника также может предоставить ему только равноценную работу (должность). При этом равноценной признается работа (должность), соответствующая прежней квалификации, условиям труда и его оплате, объему предоставляемых в связи с ее выполнением льгот и преимуществ.