Мудрый Юрист

Принцип свободного волеизъявления в решениях европейского суда по правам человека: содержание и проблемы реализации в Российской Федерации

Макарцев Андрей Алексеевич, доцент кафедры конституционного и международного права, заместитель декана юридического факультета Сибирского университета потребительской кооперации, член Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии, кандидат юридических наук, доцент.

В статье на примере принципа свободного волеизъявления рассматриваются проблемы, связанные с реализацией в Российской Федерации решений Европейского суда по правам человека в сфере защиты избирательных прав. Особое внимание обращается на соотношение юридической силы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и российских нормативных правовых актов, в том числе и Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, Конституционный Суд Российской Федерации, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, избирательное право, выборы.

Principle of free expression of will in decisions of the European court of human rights: content and problems of realization in the Russian Federation

A.A. Makartsev

Makartsev Andrej Alekseevich, assistant professor of the Chair of Constitutional and International Law, deputy dean of the Law Faculty of the Siberian University of Consumer Cooperation, member of the Novosibirsk City Municipal Elections Commission, candidate of juridical sciences, assistant professor.

In the article, on the example of the principle of free will, the problems connected to the realization of decisions of the European court of human rights in Russian Federation, in the sphere of protection of electoral rights are considered. The special attention is paid concerning to a ratio of validity of the European convention on protection of the rights of people and fundamental freedoms and Russian regulations, including the Constitution of Russian Federation.

Key words: European court of human rights, Constitutional Court of Russian Federation, European convention on protection of human rights and fundamental freedoms, electoral right, elections.

В ст. 3 Протокола N 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) <1> закрепляется принцип свободного волеизъявления народа в качестве одного из критериев, наряду с периодичностью выборов и тайным голосованием, соблюдение которых обеспечивает реализацию свободы выборов. Появление этого принципа в российской правовой системе связывается российскими правоведами с принятием действующей Конституции Российской Федерации, в которой он находит отражение в характеристике России как демократического и правового государства, в провозглашении многонационального народа в качестве единственного источника власти, закреплении права каждого на свободу мысли и слова <2>.

<1> Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1369.
<2> Нудненко Л.А. Принцип свободных выборов в реализации пассивного избирательного права в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 11. С. 27.

В отечественном законодательстве принцип свободного волеизъявления получил закрепление в ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <3>, согласно которой участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

<3> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

Актуальность изучения проблем, связанных с реализацией принципа свободного волеизъявления в российской избирательной системе, повысилась в связи с практикой Европейского суда по правам человека. Важное значение при рассмотрении данной проблемы имеет его Постановление от 2 марта 1987 г. по делу "Матье-Моэн (Mathieu-Mohin) и Клерфейт (Clerfayt) против Бельгии", в котором он впервые получил толкование <4>. Суд отметил, что государства имеют возможность вводить различные ограничения для реализации избирательного права, при условии обеспечения "свободного волеизъявления народа при выборе законодательной власти" <5>.

<4> Колюшин Е.И. Принцип свободных выборов // Конституционное право и политика: Сборник Материалов международной конференции / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Издательство "Юрист", 2012. С. 419 - 420.
<5> Решение Европейского суда по правам человека от 2 марта 1987 г. "Матье-Моэн (Mathieu-Mohin) и Клерфейт (Clerfayt) против Бельгии" // СПС "Гарант".

Необходимо отметить, что Европейский суд по правам человека, оценивая возможность нарушения принципа свободы выборов, не только разрешает дело, но и предпринимает попытки определить цели, преследуемые правоприменителем, выявить его мотивы. Этому способствует использование Европейским судом по правам человека принципа пропорциональности, позволяющего определить пути разрешения проблемы ограничения фундаментальных прав личности. В связи с закреплением основ применения этого принципа в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и признанием Россией решений Европейского суда по правам человека, в которых он получил наибольшее развитие в качестве средства обоснования решения, его использование получило распространение и в решениях российских судебных органов при рассмотрении дел различных категорий <6>.

<6> Шерстобоев О.Н. Принцип пропорциональности как необходимое условие высылки иностранных граждан за пределы государства их пребывания: пределы правоограничения // Российский юридический журнал. 2011. N 6(81).

Европейским судом по правам человека было удовлетворено заявление Ю.И. Скуратова, которому было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва на основании того, что в качестве места работы, должности им была указана "должность исполняющего обязанности заведующего кафедрой конституционного, административного и международного права" одного из московских вузов, но при этом не был указан статус профессора кафедры. В действующем на тот момент избирательном законодательстве было закреплено положение, согласно которому основанием для отказа в регистрации могла быть недостоверность сведений, представляемых кандидатом для регистрации, и отсутствие необходимых документов. По мнению Европейского суда по правам человека, выводы правоприменительных органов Российской Федерации не были основаны на нормах закона или практике его толкования: "...нельзя серьезно утверждать, что различие между должностью профессора кафедры и исполняющего обязанности заведующего этой же кафедрой могло бы ввести избирателей в заблуждение" <7>.

<7> Постановление Европейского суда по правам человека от 19 июля 2007 г. Дело "Краснов и Скуратов (Krasnov and Skuratov) против Российской Федерации" (жалобы N 17864/04 и 21396/04) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2008. N 4.

Европейский суд по правам человека, мотивировав свою правовую позицию положением ст. 3 Протокола N 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, попытался определить "законность цели", к которой стремились российские власти при принятии решения об отстранении Ю.И. Скуратова от участия в выборах. Как отмечается в литературе, фактически при рассмотрении этого дела Европейский суд по правам человека не определял несоответствие принятого решения нормам материального закона, применяемого к данным правоотношениям, а попытался определить и дать оценку мотивам и умыслу принятого решения <8>.

<8> Борисов И.Б., Ивайловский Д.А. Соотношение отдельных позиций Европейского суда по правам человека с национальным избирательным законодательством // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 3. С. 27.

Важное значение для дальнейшего развития российского избирательного права имеет решение Европейского суда по правам человека по жалобе российских граждан Сергея Анчугова и Владимира Гладкова. Они обратились в Европейский суд по правам человека с жалобой на то, что в силу запрета на участие в выборах лицам, содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда, закрепленного ч. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации, не смогли принять участие в парламентских и президентских выборах. Предпринималась попытка оспорить этот запрет в Конституционном Суде Российской Федерации. Однако в рассмотрении жалобы отказывалось, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации было неподведомственно <9>. Поданные С. Анчуговым и В. Гладковым в суды общей юрисдикции жалобы на действия (бездействие) избирательных комиссий, как отмечается в решении Европейского суда по правам человека, либо возвращались по формальным причинам, либо не удовлетворялись.

<9> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2004 г. N 177-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гладкова Владимира Михайловича на нарушение его конституционных прав статьей 32 (часть 3) Конституции Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Европейский суд по правам человека согласился, что государство имеет широкое усмотрение в ограничении избирательного права, однако оно должно быть соразмерным. Лишение права на голосование при заключении на любой срок таковым не является. В своем решении по делу N 11157/04 и 15162/05 "Анчугов и Гладков против России" (Anchugov and Gladkov v. Russi) Суд отметил, что участие в выборах в современном обществе является не привилегией, а презюмируемым правом. Европейский суд по правам человека посчитал, что запрет, предусмотренный ст. 32 Конституции Российской Федерации, нарушает ст. 3 Протокола N 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Решение о лишении избирательных прав должно приниматься судьей с учетом всех конкретных обстоятельств <10>.

<10> Anchugov and Gladkov v. Russia (N 11157/04 и 15162/05) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2013. N 8.

С одной стороны, можно согласиться с положениями, обосновывающими решение Европейского суда по правам человека: фактически лишение избирательных прав лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда за совершение преступлений любой тяжести, является не предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации санкцией. Лишение активного избирательного права влечет за собой и ограничение свободы общественного мнения, которое в ходе избирательного процесса выражается не только словами, но и фактом совершения или несовершения избирательных действий <11>.

<11> Авакьян С.А. Свобода общественного мнения и конституционно-правовые гарантии ее осуществления // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 15.

С другой стороны, при рассмотрении дела "Анчугов и Гладков против России" необходимо было принимать во внимание, что подход, связанный с ограничением избирательных прав лиц, находящихся в местах лишения свободы по решению суда, является традиционным не только для российского законодательства, но и для российской правовой науки. Еще в начале XX в. В.М. Гессен писал о необходимости ограничения избирательных прав лиц, которые "совершили преступные деяния позорящего свойства или присуждены к позорящему наказанию по суду" <12>. Также можно согласиться с В.Д. Зорькиным, который отмечает, что "Конституция Российской Федерации в ст. 15 устанавливает приоритет международного договора над положением закона, но не над положениями Конституции. Монополия на истолкование Конституции и выявление конституционного смысла закона принадлежит Конституционному Суду. И поэтому истолкование Конституции, данное высшим судебным органом государства, не может быть преодолено путем истолкования Конвенции, поскольку ее юридическая сила все-таки юридическую силу Конституции не превосходит" <13>. Эту точку зрения разделяет Б.С. Эбзеев, который считает, что Конституция Российской Федерации в иерархии правовой системы занимает доминирующие положение и в случае коллизии с ней норм международного договора в силу ч. 1 ст. 15 всегда обладает безусловным верховенством <14>.

<12> Гессен В.М. Основы конституционного права. Издание второе. Петроград: Издание Юридического книжного склада "ПРАВО", 1918. С. 265.
<13> Зорькин В.Д. Предел уступчивости // Рос. газ. N 5325(246). 2010.
<14> Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. С. 119.

В своем решении Европейский суд по правам человека отметил, что государство несет ответственность по ст. 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод независимо от вида акта, нарушающего права, предусмотренные Конвенцией и Протоколами к ней. Суд не принял во внимание аргумент Российской Федерации о сложности процедуры изменения второй главы Конституции Российской Федерации, обосновав это тем, что его роль заключается в оценке соответствия запрета требованиям Конвенции. По мнению Суда, российские власти могут избрать любой доступный им способ устранить нарушение: например, толкование Конституционным Судом Российской Федерации конституционных положений таким образом, чтобы последние не противоречили Конвенции. Этот подход Европейского суда по правам человека подтверждает сформировавшуюся в отечественной правовой науке точку зрения, согласно которой решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации имеют юридическую силу, аналогичную ей <15>.

<15> Худолей К.М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. N 2(20). С. 96.

Проводя анализ решения Европейского суда по правам человека по делу "Анчугов и Гладков против России", следует отметить, что позиция, которая в нем выражена, не является исключительным подходом Суда в определении рамок реализации субъективного избирательного права только в отношении правового регулирования в Российской Федерации. Аналогичный подход нашел отражение в решении Европейского суда по правам человека по делу "Херст (Hirst) против Соединенного Королевства", в котором обращалось внимание на "отсутствие рационального объяснения существования нормы закона, направленной на лишение лиц избирательных прав, осужденных за совершение преступления" <16>.

<16> Постановление ЕСПЧ от 6 октября 2005 г. "Дело "Херст (Hirst) против Соединенного Королевства (N 2)" // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2006. N 4.

Один из путей разрешения коллизии между положениями Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человек и основных свобод, выявленной решением Европейского суда по правам человека "Анчугов и Гладков против России", наметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 6 декабря 2013 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда" <17>. Конституционный Суд Российской Федерации признал, что положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, позволяющие пересматривать вступившее в силу судебное постановление при наличии противоположных позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека относительно соответствия положений национального законодательства, примененных в конкретном деле, Конституции Российской Федерации и Конвенции, во взаимосвязи не противоречат Конституции Российской Федерации. По своему конституционно-правовому смыслу они предполагают, что суд общей юрисдикции может по заявлению гражданина, чья жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации ранее была признана не отвечающей критерию допустимости, начать производство по пересмотру вступившего в силу судебного постановления в связи с тем, что Европейский суд по правам человека установил нарушение Конвенции в отношении данного гражданина при рассмотрении судом общей юрисдикции гражданского дела. Но, если, по мнению суда общей юрисдикции, исполнить постановление Европейского суда по правам человека невозможно без признания неконституционными законоположений, относительно которых ранее Конституционный Суд Российской Федерации констатировал отсутствие нарушения ими прав заявителя в конкретном деле, то он вправе приостановить производство и подать в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке этих законоположений. Исходя из логики решения, только орган конституционного контроля Российской Федерации может решить вопрос о применимости правовых норм, которые мешают исполнению постановления Европейского суда, но при этом не были признаны неконституционными. Факт того, что Европейский суд по правам человека поставил под сомнение соответствие нормы российского закона Европейской конвенции, позволяет Конституционному Суду Российской Федерации повторно проверить эту норму. Если по результатам рассмотрения указанного запроса Конституционный Суд Российской Федерации постановит, что норма, препятствующая исполнению постановления Европейского суда по правам человека, не противоречит Конституции Российской Федерации, то он может указать на возможные способы реализации решения Европейского суда по правам человека.

<17> Рос. газ. N 6261. 2013. 8 дек.

В рассмотренном решении Конституционного Суда Российской Федерации фактически происходит дальнейшее развитие положений, определяющих процесс реализации решений Европейского суда по правам человека на территории России, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" <18>. Орган конституционного контроля Российской Федерации на примере механизмов реализации решений Европейского суда, основывая свое решение как на общечеловеческих ценностях, так и на интересах Российского государства и общества, определяет процесс согласования и взаимодействия международного и российского права, который осуществляется в рамках национального правопорядка.

<18> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

В связи с этим несоответствие Конституции Российской Федерации Европейской конвенции о защите прав человек и основных свобод, выявленное решением Европейского суда по правам человека "Анчугов и Гладков против России", может быть разрешено за счет толкования конституционных положений Конституционным Судом Российской Федерации. В основе решения органа конституционного контроля может лежать установление соразмерности тяжести преступления лица, находящегося в местах лишения свободы по приговору суда, сроку лишения активного избирательного права.

Литература

  1. Авакьян С.А. Свобода общественного мнения и конституционно-правовые гарантии ее осуществления // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 12 - 21.
  2. Борисов И.Б., Ивайловский Д.А. Соотношение отдельных позиций Европейского суда по правам человека с национальным избирательным законодательством // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 3. С. 25 - 29.
  3. Гессен В.М. Основы конституционного права. Издание второе. Петроград: Издание Юридического книжного склада "ПРАВО", 1918. 437 с.
  4. Зорькин В.Д. Предел уступчивости // Рос. газ. N 5325(246). 2010.
  5. Колюшин Е.И. Принцип свободных выборов // Конституционное право и политика: Сборник материалов международной конференции / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Издательство "Юрист", 2012. С. 419 - 425.
  6. Нудненко Л.А. Принцип свободных выборов в реализации пассивного избирательного права в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 11. С. 27 - 31.
  7. Худолей К.М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. N 2(20). С. 93 - 101.
  8. Шерстобоев О.Н. Принцип пропорциональности как необходимое условие высылки иностранных граждан за пределы государства их пребывания: пределы правоограничения // Российский юридический журнал. 2011. N 6(81). С. 51 - 59.
  9. Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 560 с.