Международное право в управлении экономикой в условиях глобализации
Мамедов Андрей Алиевич, профессор Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук.
В статье рассматриваются вопросы международно-правового регулирования управленческих отношений в сфере экономики в условиях глобализации. Глобализация объективно ведет к появлению наднациональных/транснациональных элементов правового регулирования. Кроме того, следует иметь в виду, что процесс глобализации усилил взаимосвязи между национальным правом государств и международным правом. Все больше вопросов внутренней юрисдикции передаются государствами под международно-правовое регулирование.
Ключевые слова: экономика, функция государства, законодательство, управление, административное право, глобализация.
International law in administration of economy in conditions of globalization
A.A. Mamedov
Mamedov Andrej Alievich, professor of the Peoples' Friendship University of Russia, doctor of juridical sciences.
The article examines the international legal regulation of management relations in the sphere of economy globalization. Globalization is an objective the emergence of supranational/transnational regulatory elements. In addition, it should be borne in mind that the process of globalization has strengthened the relationship between the national law of States and international law. More and more questions of domestic jurisdiction transferred to the States under the international legal regulation.
Key words: economy, the function of the state, law, administration, administrative law, globalization.
В условиях глобализации национальные экономические системы активно интегрировались в единый планетарный механизм с универсальной системой экономических институтов и взаимодействия рынков. Глобальная экономическая интеграция, важнейший и во многом определяющий фактор развития национальной экономики - объективное и закономерное явление, способствующее вхождению государства в мировое экономическое сообщество.
Правовой аспект глобализации в экономической сфере проявляется, на наш взгляд, прежде всего в том, что все больше и больше вопросов внутренней юрисдикции передаются государствами под международно-правовое регулирование, и как следствие из этого - увеличение количества международных договоров, регулирующих управленческие (административные) отношения в сфере экономики.
Глобализация объективно ведет к появлению наднациональных/транснациональных элементов правового регулирования управления различных сегментов национальной экономики. Характерно, что нарастающие в мировой экономике процессы глобализации, проявляющиеся в развитии внешнеэкономических связей, интернационализации денежных потоков, разрастании транснациональных корпораций, увеличении количества совместных предприятий, приводят к значительному повышению роли международного права в управлении экономикой, административно-правовом регулировании экономических отношений. Процесс глобализации усилил взаимосвязи между национальным правом государств и международным правом. Рассматривая правовое регулирование управленческих (административных) отношений в сфере экономики в современный период, нельзя не учитывать мировые интеграционные процессы вследствие экономической глобализации. Поэтому в процессе создания целостного национального законодательства в управлении экономикой, подчиняющегося единой правовой логике, необходимо учитывать как неолиберальные мировые тенденции, так и разнообразную природу национальных правовых систем. Возрастание роли взаимодействия международного и национального права вследствие глобализационных тенденций в современных условиях проявляется прежде всего в "максимальной приближенности, непосредственном соприкосновении сфер регулирования" <1> международного права и национального права.
<1> Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М.: Спарк, 2002. С. 324.Реализация норм-принципов международного права в национальной правовой системе представляет собой сложный процесс. "При этом одни нормы реализуются только в международных отношениях, а другие - во внутренней сфере государств с помощью соответствующих процедур" <2>.
<2> Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России: учеб.-практ. пособие. М.: Спарк, 1997. С. 35, 48.В развитии административно-правовых регулятивов национальной экономикой в условиях экономической глобализации можно выделить следующие основные тенденции его развития.
Во-первых, тенденция гармонизации права, проявляющаяся в стремлении выработки общего, всеобъемлющего подхода к праву в условиях экономической глобализации. Разумеется, степень развития данной тенденции в пределах разных регионов не является одинаковой в силу разного уровня региональной интеграции.
Во-вторых, применение для правового регулирования управленческих административных отношений в сфере экономики международных норм-принципов: принципы-законоположения, общеправовые принципы (принципы равенства, справедливости, гуманизма и др.) и т.д. Нормы-принципы, отличающиеся от обычных норм права гораздо более высоким уровнем обобщения, выполняют регулятивные функции не только сами по себе, но и во взаимосвязи и взаимодействии с обычными нормами права на глобальном и региональном уровнях административно-правового регулятивного воздействия на отношения в различных сегментах экономики.
В условиях экономической глобализации именно нормы-принципы права с заложенными в них правовыми идеями играют все более важную и активную роль в системе административно-правовых регулятивных средств в различных сегментах управления экономикой со стороны государства.
В-третьих, в условиях глобализации наряду с законодательными актами, сохраняющими свое доминирующее положение в системе источников административного права, регулирующих управленческие отношения в области экономики, прежде всего в странах романо-германской правовой системы, зарождается в качестве источника права прецедент, создаваемый международными судами, а также и административно-правовой договор, выступающий в качестве источника права на национальном, региональном и глобальном уровнях. В условиях глобализации "право становится все более сложной системой, и предусмотреть все в законах невозможно" <3>, поэтому неизбежно повышается роль судебной практики, в том числе административного судопроизводства, в решении вопросов, связанных с правовым регулированием управленческих (административных) отношений.
<3> Лукашук И.И. Глобализация и право // Государство и право. 2005. N 12. С. 113.Образование мирового экономического пространства и как следствие мирового рынка выдвигает вопросы о глобализации управления в области экономики. Прообраз такого глобального управления в области экономики, по нашему мнению, в настоящее время сформирован в странах, присоединившихся к ВТО. Под глобальным управлением "понимается комплекс формальных и неформальных институтов, механизмов, отношений и процессов, существующих и распространяющихся на государства, рынки, отдельных граждан и организации, как межправительственные, так и неправительственные, посредством которых на глобальном уровне определяются коллективные интересы, устанавливаются права и обязанности, разрешаются споры" <4>.
<4> При этом в определении глобального управления, по нашему мнению, следует руководствоваться определением глобального управления, предложенным Т. Вайссом и Р. Такуром в книге "ООН и глобальное управление: идея и перспективы ее воплощения". Цит. по: Зеленцов А.Б. Новое административное право: юридическая природа и проблемы концептуального обоснования // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы публичного права в России и за рубежом". М.: РУДН, 2011. С. 20.Концепция приведения в условиях экономической глобализации норм российского права, регулирующих управленческие (административные) отношения в области экономики, в соответствие с международно-правовыми нормами, когда национальная экономическая система активно интегрировалась в единый планетарный экономический механизм с универсальной системой экономических институтов и взаимодействия рынков, основывается, по нашему мнению, на следующих теоретических подходах:
- повышении влияния международных договоров Российской Федерации на национальное законодательство, регулирующее управленческие (административные) отношения в сфере экономики;
- внедрении общераспространенных международных норм-принципов в национальное законодательство, регулирующее управленческие (административные) отношения в сфере экономики;
- расширении использования в национальном законотворчестве, регламентирующем сегменты национальной экономики, документов межгосударственных и международных организаций.
Поскольку общепризнанные нормы-принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации), то в качестве нормативных источников правового регулирования управленческих (административных) отношений в области экономики включаются и международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием Российской Федерации. К ним, в частности, относится Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, подписанное Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным на о. Корфу 24 июня 1994 г. и ратифицированное в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 1996 г. N 135-ФЗ <5>. В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве стороны данного Соглашения признают, что важным условием для укрепления экономических связей между Россией и Европейским Союзом является сближение законодательств. В связи с этим Россия в соответствии со ст. 55 данного Соглашения взяла на себя обязательство "к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества" <6>. Международное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве ЕС и РФ "дополняет" российское законодательство включением в него международных норм-принципов административно-правового содержания. Международные нормы-принципы, являясь международными по сути, становятся самоисполнимыми по форме их воздействия на регулируемые общественные отношения, в том числе и в сфере управления экономикой.
<5> Федеральный закон от 25 ноября 1996 г. N 135 "О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны" // СЗ РФ. 1996. N 49.<6> Статья 55 "Сотрудничество в области законодательства" "Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны".
Изменения, связанные с экономической глобализацией, и вызванная в связи с этим необходимость в наднациональном (глобальном) регулировании управленческих (административных) отношений в области экономики напрямую затрагивают законотворческий процесс, связанный с принятием внутригосударственных нормативных правовых актов, регулирующих управленческие (административные) отношения в этой сфере. Результатом проведенного сближения национальных законодательств является принятие межгосударственных соглашений, составляющих единое наднациональное законодательство, регулирующее управленческие (административные) отношения в условиях глобального управления экономикой. Такой подход, например, заложен в основу создания единого европейского законодательства. Координирующие директивы Европейского Союза по правовому регулированию управленческих (административных) отношений в различных сегментах экономики европейских государств, которые вводились в период с 1973 по 2002 гг., и определяют действия национальных систем административно-правового регулирования в этих областях.
Рассматривая вопрос о характере взаимодействия международного права и национального права России при формировании административно-правовой системы регулятивного воздействия в сфере управления национальной экономикой в условиях расширения интеграционных экономических процессов, необходимо, на наш взгляд, исходить прежде всего из оценки двух взаимосвязанных между собой факторов:
- все более глубокой и разносторонней включенности правовой системы Российского государства в межгосударственные интеграционные соглашения;
- равноправные и равноценные в формально-юридическом отношении воли государств, лежащие в основе межгосударственных соглашений, - это лишь своего рода международно-правовой идеал.
Поэтому, по нашему мнению, все вопросы, связанные с характером взаимодействия национального и международного права, во избежание нарушения интересов России в условиях экономической глобализации необходимо решать с учетом следующего:
- положения межгосударственных интеграционных соглашений должны предусматривать не прямое их действие во внутригосударственном законодательстве, а опосредоваться волей государства, которое одновременно является и участником международно-правового отношения, и территориальным сувереном;
- в условиях существенных изменений в публично-правовом регулировании управленческих (административных) отношений при не простых для Российского государства в настоящее время внешнеэкономических факторах имеет место объективная целесообразность в обязательном законодательном выражении согласия на применение положений межгосударственных интеграционных соглашений в национальном праве;
- международные акты, подписанные Российской Федерацией, и российские правовые акты, содержащие нормы, регулирующие управленческие (административные) отношения в той или иной сфере деятельности государства, взаимодействуют друг с другом, что соответствует общим закономерностям воздействия международного права на национальное право, и наоборот. Подобное воздействие и вызывает необходимость в систематической коррекции внутригосударственного законодательства путем внесения изменений и дополнений в законы, регулирующие управленческие (административные) отношения в области экономики.
Итак, стимулирующая роль международного права в развитии национального права, регулирующего деятельность в управлении национальной экономикой, проявляется: в развитии внутригосударственного законодательства в связи с применением адекватных современных форм, принятых в международной практике правового регулирования управленческих (административных) отношений в области экономики; возрастании актуальности системного построения законодательства в сфере управления экономикой в связи с определением приоритета и условий применения международных норм и норм национального права, регулирующих управленческие (административные) отношения в этой области.
Для формирования в условиях глобализации национального законодательства в области экономики чрезвычайно важно учитывать международные тенденции в правовом регулировании управленческих (административных) отношений в различных сегментах экономической деятельности государства с самого начала процесса формирования национального законодательства, поскольку в современных условиях трудно развивать закрытую, полностью зависящую только от внутренних национальных факторов экономику, уже интегрированную в мировую экономическую систему вследствие глобализации.
Литература
- Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М.: Спарк, 2002. С. 324.
- Зеленцов А.Б. Новое административное право: юридическая природа и проблемы концептуального обоснования // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы публичного права в России и за рубежом". М.: РУДН, 2011. С. 20.
- Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России: учеб.-практ. пособие. М.: Спарк, 1997. С. 35, 48.
- Лукашук И.И. Глобализация и право // Государство и право. 2005. N 12. С. 113.