Мудрый Юрист

Международно-правовое признание и охрана самобытности коренных народов

Гоголев Петр Васильевич, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, декан юридического факультета, кандидат юридических наук.

На основе анализа международных актов, адресно ориентированных на коренные народы, самобытность представляется как правообразующий фактор, обосновываются правовое признание и структура самобытности, определяются юридически признанные угрозы утраты самобытности.

Ключевые слова: коренные народы, самобытность, угрозы, геноцид, ассимиляция, дискриминация, утрата этнической идентичности.

International-law recognition and protection of uniqueness of indigenous peoples

P.V. Gogolev

Gogolev Petr Vasil'evich, dean of the Law Faculty of the North-Eastern Federal University in Yakutsk, candidate of juridical sciences.

On the basis of analysis of international acts focused on indigenous peoples uniqueness is presented as a law-forming factor. The author substantiates legal recognition and structure of uniqueness, determines legally recognized threats related to loss of uniqueness.

Key words: indigenous peoples, uniqueness, threats, genocide, assimilation, discrimination, loss of ethnic identity.

Общее направление в тематике коренных народов закономерно определяется международным правом. Формально оно предопределено ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 69 Конституции Российской Федерации. Причем следует учитывать, что правовая система России - это не только законодательство в его широком понимании, но и правовая идеология и правоприменительная практика. Следовательно, даже не ратифицированные акты будут иметь идейную ценность как документы, отражающие позицию международного сообщества и формирующие направления развития национального права и правоприменения.

Прежде всего это касается таких основополагающих для мировой общественности документов, как Конвенция МОТ N 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" (1989) <1>, Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (2007) <2>. Юридические обязательства для Российской Федерации в отношении коренных народов содержатся в Конвенции ООН 1948 г. о предупреждении геноцида и наказании за него <3>, Международной конвенции 1965 г. о ликвидации всех форм расовой дискриминации <4>, Международной конвенции 1992 г. о биологическом разнообразии <5>.

<1> URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml#a1/ (дата обращения: 20.02.2014).
<2> URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml/ (дата обращения: 20.02.2014).
<3> Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. N 12. Ст. 244.
<4> ВВС СССР. 1969. N 25. Ст. 219.
<5> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 601; СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2254.

С другой стороны, отложение ратификации важнейших международных актов на перспективу всерьез не может не беспокоить ведущих российских ученых <6>, представительные органы власти, сообщества коренных малочисленных народов <7>. Государства, не присоединившиеся к Конвенции МОТ N 169 (в том числе и Российская Федерация), а также не подписавшие Декларацию ООН о правах коренных народов (США, Австралия, Новая Зеландия, Канада и Российская Федерация), исходят в обосновании своей позиции из несоответствия международных стандартов в области правового статуса коренных народов и национальной правовой практики, имеющей различные истоки и существенные современные отличия. Прежде всего для всех указанных выше государств основными причинами стали проблемы интерпретации права коренных народов на самоопределение, на землю, территорию и природные ресурсы, а также собственно порядок самопризнания народа "коренным".

<6> Андриченко Л.В. Международно-правовая защита коренных народов // Журнал российского права. 2001. N 5. С. 77 - 86; Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010; Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004.
<7> Ратификация Конвенции N 169 - назревшая необходимость. URL: http://severcom.ru/analytics/item11-3.html (дата обращения: 20.02.2014).

В свете анализа международных актов как влиятельного фактора формирования и реализации национальных политик государств весьма интересными представляются положения Конвенции МОТ N 169. Они представляют живой интерес как важнейший акт, адресно ориентированный на коренные народы и закрепляющий на идеологическом уровне сочетание государственной заботы и ответственности (патернализма) с принципом партнерства государства и коренных народов. Одной из сквозных идей в преамбуле, конструирующей все содержание, является деятельность государства-участника по всемерному обеспечению уважения, сохранения и развития самобытной этнической общности через установление коррелирующих обязанности государства прав данной группы населения, с одной стороны, и стимулирование, а порой и принуждение государств посредством давления международного сообщества к установлению партнерских форм взаимодействия с коренными народами посредством договоров, соглашений, других конструктивных договоренностей.

Возвращаясь к предпосылкам, благодаря которым выстраивается методологический ряд, формирующий принципы, формы и содержание международно-правового регулирования, помня, что международные акты формально различают "собственно" коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни, следует обозначить:

Таким образом, идея коренного самобытного народа с относительно небольшой численностью, а также юридически признаваемые угрозы диктуют формирование международных и следом за ними национальных обязательств заботы.

Самобытность коренных, в том числе российских малочисленных, народов приобретает значение первичной правовой ценности. Она выступает в качестве юридической категории, обобщающей важнейшие и потому охватываемые правом свойства этнических сообществ. Отсюда происходит закрепление и гарантирование специальных прав как следствие особого статуса. Именно самобытность находит свое выражение в традиционном образе жизни и в перспективе может стать основой большей индивидуализации правовой охраны и мер противодействия угрозам коренным малочисленным народам в частности и коренным народам в целом (исторически оправданный опыт природопользования, выраженный в специфике хозяйствования и промыслов, присущая каждому народу социальная организация в ее особенностях, уникальные культура, обычаи и верования). К сожалению, в Российской Федерации это вопрос отдаленной перспективы.

Следует более подробно и полно на основе международно-правовых документов рассмотреть составляющие самобытности коренных народов как неразрывного комплекса материальных и духовных свойств. Это тем более важно, что преимущественно в научных исследованиях коренных народов преобладает материальный критерий (территория проживания, количество, традиционная экономика). На наш взгляд, самобытность как правообразующий фактор находит свое выражение в следующих аспектах:

Признание самобытного характера коренных народов, уникальности многовекового опыта гармоничного сосуществования с природой, обладание богатым культурным наследием, традиционными знаниями жизнеобеспечения и выживания диктуют формирование среды, находящейся в состоянии защищенности от различных внешних и внутренних угроз, как направления международной и государственной политики помощи и опеки.

Зарубежная история наглядно демонстрирует цивилизационный конфликт национального большинства и коренных малочисленных народов, чьи колонизированные территории подпали под юрисдикцию метрополии, с констатацией исчезновения ряда малых цивилизаций. Опыт взаимоотношений обусловил появление в Преамбуле Декларации ООН о правах коренных народов как мотивационного и целеполагающего основания ее принятия следующее обстоятельство: "... будучи обеспокоена тем, что коренные народы стали жертвами исторических несправедливостей в результате, среди прочего, их колонизации и их лишения своих земель, территорий и ресурсов, что препятствует осуществлению ими, в частности, своего права на развитие в соответствии с их потребностями и интересами". Не вдаваясь в компенсационные мотивы международного сообщества, следует обозначить предостерегающую и охранительную функции в отношении малочисленных этнических общностей Декларации в частности и международной политики в целом.

Анализ международных актов представляет широкий спектр юридически признанных угроз правам и интересам коренных народов в современном мире: дискриминация; ассимиляция (этноцид) и его виды как уничтожение культуры или лишение культурных ценностей, лишение этнической идентичности (утрата самоназвания, исторической памяти, языка как носителя культурного богатства), лишение исконной земли либо изгнание с нее (территории предков); геноцид; расизм и т.д.

Одной из главных идей обеспечения защищенности коренных самобытных этносов выступает принцип неприменения силы и принуждения. В ряду других немаловажных принципов следует отметить уважение и неприкосновенность материальной и духовной культуры коренных народов, допустимость их охраны посредством специальных мер, введения мер позитивной дискриминации в отношении большинства, справедливость и полнота компенсации убытков и ущерба и т.д.

На основе вышеизложенного следует обратить внимание на следующий вывод, имеющий важное значение для нашего исследования: международно- и конституционно-правовое признание самобытности коренного народа и необходимости широкомасштабной государственной помощи в его позиционировании, охране, противодействии угрозам и обеспечении развития - основа патернализма, в содержании своего понимаемого как конституционная обязанность государства проявлять заботу и опеку в отношении как коренного малочисленного народа в целом, так и его представителей в частности. Данный вывод находит свое подтверждение в Программе действий на Второе Международное десятилетие коренных народов мира, принятой Генеральной Ассамблеей Резолюцией 60/142 <8> и ориентировавшей деятельность государств на решение проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как культура, образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда, социальное и экономическое развитие.

<8> URL: http://www.ohchr.org/ (дата обращения: 20.02.2014).

Литература

  1. Андриченко Л.В. Международно-правовая защита коренных народов // Журнал российского права. 2001. N 5. С. 77 - 86.
  2. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010.
  3. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004.
  4. Ратификация Конвенции N 169 - назревшая необходимость. URL: http://severcom.ru/analytics/item11-3.html (дата обращения: 20.02.2014).