Мудрый Юрист

О некоторых вопросах правового характера, возникающих в практике реализации прав военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения

Трофимов Е.Н., юрист, подполковник юстиции запаса.

Рассмотрены вопросы жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.

Ключевые слова: военнослужащие, обеспечение жильем, субсидии.

On some questions of a legal nature, arising in practice, the rights of military personnel (citizens discharged from military service) for a grant for the purchase or construction of residential premises

E.N. Trofimov

The problems of housing for military personnel and citizens discharged from military service in the form of the provision of funds for the purchase or construction of residential buildings.

Key words: military, housing subsidies.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ <1> был внесен ряд существенных изменений в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <2>, касающихся, прежде всего, вопросов жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Наиболее значимым изменением является введение новой формы жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а именно в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.

<1> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156542.
<2> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158428.

Сама по себе идея предоставления военнослужащим денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений не нова. Еще в 1995 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604 <3> (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909) было утверждено Положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы. В Министерстве обороны Российской Федерации вопросы оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья регламентировались Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1997 г. N 150 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации" <4> (признан утратившим силу Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235). Однако скудность федерального бюджета не позволила в полной мере приступить к массовой реализации указанной формы жилищного обеспечения военнослужащих. Тех же, кто сумел воспользоваться этой формой реализации жилищных прав, оказались единицы.

<3> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=29961.
<4> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=31319.

В целях реализации предусмотренной с 2014 г. новой формы жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в виде предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 <5> были утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила). И наконец, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 <6> утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок).

<5> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158684.
<6> URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166766.

Вопреки пессимистическим ожиданиям многих военнослужащих, не рассчитывавших на получение предусмотренной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищной субсидии) ранее 2015 г., Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента финансового обеспечения тут же довело до региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств для выполнения управлениями (отделами) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации функции по перечислению жилищной субсидии военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы. Указанные лимиты бюджетных обязательств достаточно солидные, позволяющие обеспечить в кратчайшие сроки не одну тысячу военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилищной субсидией. При этом определены достаточно сжатые сроки освоения указанных выше лимитов бюджетных обязательств.

В ходе работы региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, на которые в соответствии с Порядком возложена обязанность по принятию решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, возникает ряд вопросов, связанных с применением в отношении различных категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, поправочных коэффициентов, установленных п. п. 7 - 9 Правил, в их соотношении.

В соответствии с п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по следующей формуле:

где:

Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с п. п. 3 - 6 Правил;

С - норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

- поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с п. п. 7 - 9 Правил.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что поправочный коэффициент устанавливается в следующем размере:

от 10 лет до 16 лет военной службы - 1,85;

от 16 лет до 20 лет военной службы - 2,25;

от 20 лет до 21 года военной службы - 2,375.

Начиная с 21 года поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы более 21 года - до 2,75 включительно.

Далее п. 8 Правил гласит, что лицам, указанным в п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поправочный коэффициент увеличивается до 2,75. Из смысла содержания указанного пункта Правил следует, что максимальный поправочный коэффициент, применяемый для расчета жилищной субсидии в отношении лиц, указанных в п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", может быть до 2,75.

Аналогичную норму содержит и п. 9 Правил, в котором указывается, что военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.

Факт того, что в отношении лиц, указанных в п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и в отношении военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в Правилах предусмотрены специальные п. п. 8 и 9, порождает мнение о том, что в отношении указанной категории лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, следует применять максимально предусмотренные поправочные коэффициенты 2,75 и 2,375 соответственно, независимо от имеющейся (имевшейся) общей продолжительности военной службы военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы. Исходя из приведенной точки зрения получается, что в отношении членов семей погибших (умерших) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на получение жилого помещения, и военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями независимо от общей продолжительности военной службы подлежит применению максимально допустимый поправочный коэффициент 2,75 и 2,375 соответственно.

Видится, что такой подход не соответствует нормам действующего законодательства и противоречит самому смыслу применения поправочных коэффициентов, размер которых по смыслу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Правил при наличии права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" зависит только от общей продолжительности военной службы. При этом такие критерии, как обстоятельства гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, основание увольнения с военной службы, никоим образом не влияют на размер поправочного коэффициента, применяемого для расчета жилищной субсидии.

Как следует из Толкового словаря русского языка, "до" - это предлог, показывающий какой-либо предел, конец <7>. Применительно к рассматриваемым правилам из этого следует, что поправочный коэффициент 2,75 для лиц, указанных в п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и поправочный коэффициент 2,375 для военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", являются предельно допустимыми, следовательно, в отношении данной категории лиц могут быть применены и иные поправочные коэффициенты, которые могут быть менее приведенных предельно допустимых размеров.

<7> Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2003. С. 212.

Однако Правила и Порядок не содержат каких-либо дополнительных пояснений к порядку применения поправочных коэффициентов в отношении лиц, указанных в п. 3.1 ст. 24 и в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Как указывалось выше, п. 8 Правил устанавливает, что лицам, указанным в п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поправочный коэффициент увеличивается до 2,75. Чтобы понять правовой смысл указанной нормы, следует обратиться непосредственно к п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Из содержания этого пункта следует, что лицам, указанным в нем, денежные средства предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. п. 1, 16, 18 и 19 ст. 15 и ст. 15.1 названного Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Таким образом, сам п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не содержит порядка и условий предоставления лицам, указанным в этом пункте, жилищной субсидии, а содержит отсылочные нормы на иные пункты и статьи Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующие порядок и условия предоставления им этой субсидии. Применительно к рассматриваемой теме заслуживает внимания п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", к которому отсылает п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Так, п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определяет порядок и условия предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений для определенного круга лиц, а именно гражданам, указанным в абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Этим пунктом предусмотрено, что размер жилищной субсидии определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 названного Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Таким образом при системном применении положений п. п. 7 и 8 Правил, п. 3.1 ст. 24 и п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует прийти к выводу, что в отношении лиц, указанных в п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поправочный коэффициент также определяется исходя из общей продолжительности военной службы на момент гибели (смерти) военнослужащего, если гибель (смерть) наступила в период прохождения им военной службы, и исходя из общей продолжительности военной службы на момент увольнения военнослужащего с военной службы, если его гибель (смерть) наступила после увольнения с военной службы.

Максимально допустимый поправочный коэффициент может быть применен для расчета жилищной субсидии в отношении лиц, указанных в п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", лишь при наличии общей продолжительности военной службы погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, которая позволяла бы применение в отношении его максимально допустимого поправочного коэффициента в соответствии с п. 7 Правил.

Приведенный подход к расчету размера жилищной субсидии в отношении лиц, указанных в п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", объясняет логику применения предлога "до" в п. 8 Правил.

Аналогичный подход в применении поправочного коэффициента должен быть и в отношении лиц, указанных в п. 9 Правил.

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что п. п. 8 и 9 Правил не несут какого-либо правового смысла, но вносят некоторую неопределенность, позволяющую неоднозначную трактовку их положений. Видится, что именно этим объясняется имеющееся мнение, в соответствии с которым с учетом исключительности обстоятельств у лиц, указанных в п. 3.1 ст. 24 и в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (гибель (смерть) военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, или увольнение с военной службы по не зависящим от военнослужащего обстоятельствам), предельно допустимый поправочный коэффициент 2,75 и 2,375 соответственно подлежит применению в отношении этих лиц независимо от имеющейся общей продолжительности военной службы военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы.

Конечно, учитывая особые заслуги некоторой категории военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы (например, погибших (умерших) в связи с исполнением обязанностей военной службы, в том числе в связи с участием в боевых действиях), а также то, что увольнение с военной службы некоторой категории военнослужащих происходит вопреки их воле (например, в случае признания их негодными к военной службе, сокращения занимаемой воинской должности и невозможности их размещения на иных воинских должностях), возможно было бы применить в отношении указанной категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, поправочные коэффициенты, отличные от указанных в п. 7 Правил. Однако решение этого вопроса целиком находится в руках законодателя.

Действующее же законодательство единственным критерием определения размера поправочного коэффициента устанавливает общую продолжительность военной службы.