Мудрый Юрист

К вопросу о зарубежном опыте исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества

Маковский Владислав Сергеевич, научный сотрудник Федерального казенного учреждения "Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России", лейтенант внутренней службы.

Автором проведен анализ опыта исполнения зарубежными государствами наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Ключевые слова: альтернативные наказания, пробация, условное освобождение, надзор, изоляция от общества.

On the issues of foreign practices for execution of punishments not related to isolation from society

V.S. Makovskij

Makovskij Vladislav Sergeevich, researcher of Federal Governmental Institution "Scientific Research Institute of the Federal Service for Execution of Punishments of Russia", lieutenant of internal service.

An author is conduct the analysis of foreign experience of Corrections, not associated with isolation from society.

Key words: alternative punishments, probation, conditional release, supervision, isolation from society.

Устоявшийся стереотип гласит, что лучше всего для исправления правонарушителя подходит лишение свободы. Хотя путем изоляции человека от общества достигаются не только положительные результаты. Цели, стоящие перед уголовно-исполнительной политикой государства, можно реализовать более гуманным, экономичным и, что немаловажно, более эффективным путем. Реформирование пенитенциарной системы России предполагает качественное изменение самих подходов к исполнению наказаний. Места лишения свободы являются очагом распространения криминальной субкультуры, используются криминалитетом для рекрутирования склонных к девиантному поведению лиц.

Поэтому мы рассмотрим опыт применения зарубежными государствами наказаний, альтернативных лишению свободы.

Альтернативными наказаниями следует считать меры государственного принуждения, которые выражаются в принудительном воздействии на лицо, виновное в совершении преступления, не связаны с изоляцией от общества, но являются ее адекватной заменой в соответствии с характером и степенью общественной опасности содеянного и преследуют цели восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, общего и специального предупреждения совершения новых преступлений <1>.

<1> См.: Дворянсков И.В., Сергеева В.В., Баталин Д.Е. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, США и России (сравнительно-правовое исследование). М.: РОО "Центр содействия реформе уголовного правосудия", PRI, 2004. С. 10.

Что касается истории возникновения института альтернативных наказаний - мы обратимся к периоду времени на рубеже XVIII - XIX вв., когда под влиянием философии Просвещения лишение свободы рассматривалось как альтернатива смертной казни и членовредительству. Но уже в XIX в. лишение свободы стало подвергаться нападкам за неспособность решить главную задачу, которая заключалась в социальной реабилитации и исправлении осужденных. Во второй половине XX в. традиционные альтернативы непосредственному лишению свободы - штраф, отсрочка тюремного заключения и пробация, общественное порицание и различные формы общественно-полезных работ - стали частью системы уголовных наказаний в ряде государств. Предпосылками же этому можно считать:

Однако при замене реального лишения свободы альтернативными видами наказаний, когда на первое место ставится воспитательный элемент, а не карательный, осужденный не изымается из общества и не лишается своих социальных связей, дающих возможность ощущать себя полноценным элементом общества.

В Англии и Уэльсе, например, суды при вынесении обвинительного приговора могут в зависимости от степени тяжести преступления применить целый ряд наказаний, исключающих лишение свободы, такие как: штраф, компенсация в пользу жертвы преступления, приказ о направлении на пробацию, который может включать ряд условий, оговаривающих место проживания осужденного, род его деятельности, а также приказ об общественно полезных работах либо комбинированный приказ, объединяющий приказ о направлении на пробацию с общественно полезными работами.

Целью разработки и внедрения за рубежом мер, альтернативных лишению свободы, как правило, выступает расширение возможностей уголовной политики, рационализация и повышение ее эффективности, исходя из принципа соблюдения прав и свобод человека, требований социальной справедливости и нужд правонарушителя в социальной адаптации, возвращении к нормальной жизни в обществе после отбытия наказания.

В правовых системах зарубежных государств существуют уголовно-правовые институты, позволяющие за совершение преступления не применять реального лишения свободы, а при наличии установленных законом условий использовать альтернативные виды наказаний, к примеру: институты пробации, условного осуждения, условного (безусловного) освобождения от наказания. Наиболее интересно данные институты реализуются в странах с англо-саксонской правовой системой, особенно в Англии и Уэльсе, Франции, США и Канаде.

Суть пробации состоит в принудительном надзоре со стороны специальных органов за поведением осужденного и выполнением им обязанностей, возложенных судом, коррекции моделей его поведения, поддержке в социальном приспособлении и предупреждении совершения им новых преступлений. Ее цель - сокращение рецидивной преступности и стимулирование правопослушного поведения, содействие включению правонарушителя в жизнь общества.

Термин "условное осуждение" не является универсальным, поскольку он употребляется только в континентальной Европе и неточно передает содержание данного института (осуждение является реальным, а условным считается неприменение наказания). Отсрочка в исполнении наказания (простая отсрочка) и отсрочка в осуждении, обремененная надзором, имеют свои национальные названия ("сурси", пробационная система, система испытания, уголовный надзор, защитный надзор, условное осуждение и т.д.), которые на первоначальном этапе своего развития рассматривались как синонимы. В последующем в законодательстве большинства стран простая отсрочка (условное осуждение) и отсрочка осложненная (пробация) были закреплены в качестве самостоятельных санкций, что не позволяет говорить об их идентичности <2>.

<2> См.: Пертли Л.Ф. Историко-правовые основы института пробации в зарубежных странах // Зарубежный опыт исполнения уголовных наказаний: сб. науч. трудов. Вып. 3. М.: НИИ ФСИН России, 2012. С. 187.

В Англии и Уэльсе, например, условное освобождение определяет раннее освобождение заключенных из-под стражи и возвращение их обратно в общество на временной или постоянной основе. При условном освобождении заключенный состоит на контроле (учете), при этом он обязан отвечать ряду требований, установленных законом, для того чтобы получить условное освобождение.

Когда заключенные получают освобождение, они обычно находятся под наблюдением согласно "лицензии" - свода правил, запретов, которые заключенный не может нарушать, когда находится на свободе, таких как: не нарушать закон, сообщать своему куратору или властям о любых изменениях, смене места жительства или трудоустройстве.

Нежелание следовать установленным судьей правилам может привести к повторному аресту и возвращению в тюрьму. Кроме этого, освобожденные условно заключенные находятся под постоянным наблюдением того учреждения, которое выдало им лицензию.

Наиболее распространенная форма постоянного освобождения - "parole", или освобождение под честное слово. Это система раннего освобождения заключенных и дальнейшего контроля за ними в обществе.

Решение об освобождении или условном освобождении принимается комиссией по условному освобождению, в которую обычно входят психологи, социальные работники, юристы, представители общественности и судьи.

Условно-досрочное освобождение в Канаде - это условное освобождение, которое позволяет некоторым правонарушителям провести остаток срока своего наказания вне тюремного учреждения. Для этого необходимо, чтобы комиссия по условно-досрочному освобождению изучила материалы дела и решила, можно ли позволить правонарушителю вернуться в общество до окончания срока его заключения.

Концепция условно-досрочного освобождения основывается на убеждении, что постепенное, контролируемое и направляемое освобождение помогает правонарушителям вернуться в общество в качестве законопослушных граждан и способствует повышению общественной безопасности.

Исправительная служба Канады может порекомендовать, Национальная комиссия по условно-досрочному освобождению может наложить другие условия, к примеру запрещающие правонарушителю контактировать с пострадавшим или семьей пострадавшего. Дополнительные условия должны определяться исходя из предыдущего криминального поведения <3>.

<3> См.: Коростылева О.В. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в зарубежных государствах // Зарубежный опыт исполнения уголовных наказаний: сб. науч. трудов. Вып. 3. М.: НИИ ФСИН России, 2012. С. 106.

В США существует институт досрочного освобождения от отбытия наказания, связанного с лишением свободы, или освобождения от наказания под честное слово (parole).

При досрочном освобождении неукоснительным условием является отбытие осужденным не менее половины предельного срока заключения, установленного приговором, в течение которого осужденный добросовестно исполнял свои обязанности и вел себя подобающим образом. После досрочного освобождения он помещается под наблюдение специального органа штата на срок, равный неотбытой части наказания. В случае нарушения условий досрочного освобождения и объявления советом или комиссией, осуществляющей наблюдение, осужденного лицом, совершившим преступление, течение срока неотбытой части наказания прекращается. Время, проведенное под стражей с момента объявления преступности деяния до возобновления отбытия приговора, засчитывается в срок приговора, если заключение было результатом ареста или явки с повинной, или ареста по иному обвинению, по которому вынесен оправдательный приговор <4>.

<4> См.: Пертли Л.Ф. Указ. соч. С. 201.

Тюремные службы социальной адаптации и пробации Франции участвуют в предупреждении последствий заключения, постепенно исключающего осужденных из общества, помогают им готовиться к социальной реабилитации и способствуют сохранению социальных и семейных связей. Сотрудники службы участвуют в процессе индивидуализации наказаний в виде лишения свободы и подготовки к судебным решениям уголовного характера. Они обеспечивают контроль, а также помощь лицам, отданным в руки правосудия. Департаментская организация этих служб дает возможность местным административным органам по социальным вопросам отдельно рассматривать личную ситуацию каждого заключенного.

При вынесении судьей решения по просьбе об условном освобождении советник службы должен дать оценку о целесообразности ее удовлетворения. После вынесения судьей решения о направлении осужденного на общественные работы или помещении под электронный надзор сотрудник службы организует реализацию наказания и контролирует применение назначенных мер.

Национальная служба пробации - правоохранительный орган, который осуществляет свою деятельность на территории Англии и Уэльса. Служба обеспечивает наблюдение и контроль за осужденными, которые не изолированы от жизни в обществе, а лишь на время испытательного срока помещены под надзор на срок, который устанавливает суд. Кроме этого, работники службы пробации изучают правонарушителей и представляют свои заключения суду о готовности поручиться за обвиняемое лицо. Избирая решение о применении режима пробации, суд вместо вынесения приговора к лишению свободы помещает осужденного на определенный срок под наблюдение работника службы пробации, которому поручается контроль за осужденным. Срок нахождения на режиме пробации от 6 месяцев до 3 лет. Главная задача - помочь преступнику вернуться к нормальной жизни.

Представители службы пробации начинают свою работу сразу же с момента, когда правонарушитель попал в полицию, и сопровождают его затем в суде и после суда. Они могут посещать своих подопечных по месту жительства, учебы или работы. Задача сотрудника службы пробации - держать на контроле соблюдение осужденным указанных в приговоре требований. По представлению офицера службы условия пробации, установленные конкретному осужденному, может изменить суд, который вынес приговор, также он вправе сократить срок пробации в случае хорошего поведения осужденного или продлить его, но на срок не выше установленного максимального предела. При грубом нарушении установленных условий пробации либо совершении нового преступления суд может назначить наказание, которое суммируется с наказанием за новое преступление.

В США возможность назначения пробации установлена законодательством государства и всех штатов как альтернатива лишению свободы. Пробация не назначается лицам, осужденным за преступления, за совершение которых применяется смертная казнь, пожизненное заключение или заключение в тюрьме на длительный срок. Некоторые штаты устанавливают дополнительные требования, такие как: отсутствие ранних судимостей, компенсация всех судебных издержек, наказание, предусмотренное за совершенное преступление, не превышает десяти лет лишения свободы. Пробация назначается многим лицам, обвиняемым в совершении преступлений, вместо вынесения им приговора к реальному лишению свободы.

Пробационный надзор осуществляет служба пробации. В некоторых штатах служба пробации и служба контроля за досрочно освобожденными лицами объединены, так как обязанности этих служб взаимосвязаны. Офицеры этих служб могут проводить предварительные исследования в отношении подозреваемых с момента их ареста, по результатам которых выносят заключения к приговору в отношении каждого правонарушителя.

Пробационный надзор может быть назначен на срок от одного года до пяти лет. В некоторых штатах пробационный надзор может быть установлен пожизненно <5>. Условия пробации устанавливает суд, руководствуясь материалами конкретного дела. После вынесения судом решения о помещении правонарушителя под пробационный надзор ему назначается ответственный офицер - куратор. Осужденный же обязан один или два раза в месяц посещать своего куратора.

<5> См.: Пертли Л.Ф. Указ. соч. С. 199.

Решение судом вопроса о применении пробации неосуществимо без предварительного тщательного изучения личности правонарушителя, ведь ни материалы уголовного дела, ни субъективное мнение судьи в ходе процесса не могут дать достаточно полной информации для принятия обоснованного решения о назначении пробации. Поскольку характер и поведение человека зависят от всей прошлой жизни, а не только от нынешнего положения, условий жизни и деятельности. Следовательно, при изучении характера обвиняемого важно знать не только настоящие условия его жизни, но и всю сложность и многообразие ситуаций и обстоятельств, которые оказали свое влияние на совершение им преступления.

Подводя итоги, отметим, что общей тенденцией для системы исполнения наказаний в развитых зарубежных странах является стремление к введению мер, альтернативных лишению свободы. Помимо гуманистических соображений, приводятся и чисто прагматические доводы, касающиеся затрат на тюремное содержание, неэффективности исправительных мер, плохой адаптации осужденных после освобождения. Развитие подобной практики в России представляется весьма перспективной.

Литература

  1. Дворянсков И.В., Сергеева В.В., Баталин Д.Е. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, США и России (сравнительно-правовое исследование). М.: РОО "Центр содействия реформе уголовного правосудия", PRI, 2004.
  2. Ковалев О.Г., Ушакова Е.Н. Особенности прокурорского надзора за законностью исполнения наказания в виде обязательных работ // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. N 1. С. 2 - 3.
  3. Коростылева О.В. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в зарубежных государствах // Зарубежный опыт исполнения уголовных наказаний: сб. науч. трудов. Вып. 3. М.: НИИ ФСИН России, 2012. С. 106.
  4. Николаев С.М. Повышение эффективности исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества // Российская юстиция. 2011. N 10. С. 20 - 22.
  5. Пертли Л.Ф. Историко-правовые основы института пробации в зарубежных странах // Зарубежный опыт исполнения уголовных наказаний: сб. науч. трудов. Вып. 3. М.: НИИ ФСИН России, 2012.