Мудрый Юрист

Определение статуса крымско-татарского народа в Российской Федерации *

<*> При подготовке настоящей статьи использовалась нормативно-правовая база СПС "КонсультантПлюс".

Кряжков Владимир Алексеевич, профессор кафедры конституционного и муниципального права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ.

В статье рассматриваются проблемы статуса крымско-татарского народа в России. Анализируется его правовое положение в прошлом, а также обрисовываются возможности государственно-правового обустройства крымских татар в составе Российской Федерации.

Ключевые слова: присоединение Крыма к России, статус крымско-татарского народа, репрессированные народы, законодательное закрепление прав крымских татар.

Determination of the status of the Crimean-Tatar people in the Russian Federation

V.A. Kryazhkov

Kryazhkov Vladimir Alekseevich, professor of the Chair of Constitutional and Municipal Law of the National Research University "Higher School of Economics", Honored Lawyer of the RF, doctor of juridical sciences.

The article concerns problems of the status of the Crimean-Tatar people in Russia; analyses legal status thereof in the past and substantiates opportunities of state-law arrangement of Crimean Tatars in the Russian Federation.

Key words: accession of Crimea to Russia, status of the Crimean-Tatar people, repressed peoples, legislative consolidation of rights of Crimean Tatars.

Присоединение к Российской Федерации Крыма сопровождается и присоединением его проблем. Одной из них - в конституционно-правовом, политическом плане - является проблема государственного обустройства проживающих на данной территории татар.

Для выработки правильного решения по названному вопросу нужно учитывать всю совокупность обстоятельств. К таковым относится прежде всего прошлое крымско-татарского народа. В частности, необходимо принимать во внимание, что:

<1> См.: Анисимов А. Народ с трагической судьбой // Парламентская газета. 2014. 31 марта - 6 апреля. Данные отношения, отметим, сохраняются и в настоящее время, причем не только как исторически сложившиеся, но и потому, что на территории современной Турции проживает в 10 раз больше крымских татар, чем на полуострове. См.: Ивженко Т. России обещают "турецкие сюрпризы" в Крыму // Независимая газета. 2014. 25 марта. С. 6.<2> См.: Парламентская газета. 2014. 31 марта - 6 апреля. Вкладка. Об отношениях с крымскими татарами до присоединения Крыма к России и после - в рамках политики его освоения см.: Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века / Отв. ред. А.Я. Дегтярев. М., 1996. С. 285 - 311; 368 - 391.<3> Обратим внимание на то, что Конституции Крымской АССР 1921 г. и 1937 г. не придавали крымским татарам статус титульного народа, хотя использование татарского языка в надписях на гербе и флаге, при опубликовании законов и в судопроизводстве свидетельствовало об их особом положении в Республике. Вместе с тем советская государственно-правовая доктрина рассматривала автономию как форму волеизъявления нации или народности, а автономную республику - в качестве национальной государственности. См.: Советское государственное право / Под ред. проф. А.И. Лепешкина. М., 1971. С. 391; Советское государственное право / Под ред. проф. С.С. Кравчука. М., 1975. С. 394 - 395; Советское государственное право / Отв. ред. проф. Е.И. Козлова. М., 1983. С. 299 - 300.
<4> В этом и последующих случаях используются данные о составе населения Крыма, приведенные в Википедии.
<5> См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. N 11. Ст. 302.
<6> См.: Вiдомостi Ради . 1991. N 22. Ст. 262.
<7> См.: Постановление Совета Министров УССР от 16 августа 1990 г. N 192 "О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область" // Официальный электронный ресурс Верховной Рады Украины: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/card/192-90-п; Постановления Кабинета Министров Украины от 27 октября 1999 г. N 1991 "О ходе выполнения поручений Президента Украины и актов Кабинета Министров Украины по решению вопросов обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей" // Официальный вестник Украины. 1999. N 44. 19 ноября. С. 37. Код акта 8753/1999; от 13 мая 2004 г. N 626 "О мерах по удовлетворению социальных потребностей депортированных крымских татар и лиц других национальностей, которые вернулись в Украину на постоянное проживание" // Официальный вестник Украины. 2004. N 19. 28 мая. С. 109. Ст. 1338. Код акта 28866/2004; от 11 мая 2006 г. N 637 "Об утверждении Программы расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей, вернувшихся на проживание в Украину, их адаптации и интеграции в украинское общество на период до 2015 года" // Официальный вестник Украины. 2006. N 20. 31 мая. С. 55. Ст. 1456. Код акта 36287/2006.

В постсоветский период, когда Украина обрела самостоятельность как суверенное государство, Конституция страны 2004 г. гарантировала:

Официальный перечень коренных народов (как, например, в Канаде и в Российской Федерации применительно к коренным малочисленным народам) и национальных меньшинств (как, например, в Венгрии) в Украине не утверждался. Вместе с тем в публикациях крымско-татарский народ признавался коренным народом <8>. При этом, однако, специальное законодательство о таких народах отсутствовало, а их права гарантировались:

<8> См.: Петков С. Коренные этносы Украины - неотъемлемая часть украинского народа // URL: http://publicsociety.com.ua/?p=3035; Коренные народы Украины // URL: http://www.ua-reporter.com/novosti/146948/.<9> См.: Вiдомостi Ради . 1992. N 36. Ст. 529.<10> См.: Закон "Про ратифiкацiю Ради про захист нацiональних меншин" вiд 09.12.1997 N 703/97-ВР // Вiдомостi Ради . 1998. N 14. Ст. 56.<11> См.: Голос , вiд 10.08.2012 N 146.<12> См.: Голос . 2002. N 43. 5 марта.
<13> См.: Вiдомостi Ради . 1999. N 28. Ст. 230.

В процессе оформления отношений, связанных с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, Верховная Рада Украины приняла Постановление от 20 марта 2014 г. N 1140-VII "О Заявлении Верховной Рады Украины по гарантиям прав крымско-татарского народа в составе Украинского государства" <14>, которым Украина заявляет о том, что она:

<14> См.: Голос . 2014. N 55. 25 марта.

В развитие данного Постановления был принят Закон Украины от 17 апреля 2014 г. "О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку" <15>, в котором, с выделением крымско-татарского народа, определено, что государство:

<15> См.: URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1225-18.

Всеукраинская перепись населения 2001 г. зафиксировала проживание в Крыму 243 тысяч крымских татар (или 12% от общей численности населения полуострова). По этому показателю они находятся на третьей позиции после русских (1180000 тыс., или 58%) и украинцев (492 тыс., или 24%) <16>. В ряде районов Республики (Бахчисарайском, Белогорском, Джанкойском, Кировском, Ленинском, Нижнегорском, Первомайском, Симферопольском и Советском) доля татар составляет от 21 до 29% от общей численности населения.

<16> В Обращении Президента РФ - его выступлении 18 марта 2014 г. перед депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, руководителями регионов России и представителями гражданского общества (Российская газета. 2014. 19 марта) назывались уже другие цифры. В частности, констатировалось, что из 2 миллионов 200 тысяч жителей Крымского полуострова - почти полтора миллиона русских, 350 тысяч украинцев и порядка 290 - 300 тысяч крымских татар.

В связи со сказанным возникает вопрос: каким может быть статус крымско-татарского народа в Российской Федерации? В упомянутом Обращении Президента РФ данная тема специально не поднималась, но подчеркивалось, что Крым "был и остается и русским, и украинским, и крымско-татарским", декларировалось установление трех равноправных государственных языков: русского, украинского и крымско-татарского, признавалось необходимым завершить процесс реабилитации крымско-татарского народа, принять решения, которые бы восстановили их права, доброе имя в полном объеме. Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 г. <17> народам, проживающим в Республике Крым, гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, крымско-татарский язык объявляется одним из государственных языков Республики (ст. 3). Последнее положение нашло отражение и в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ч. 4 ст. 2) <18>.

<17> См.: СЗ РФ. 2014. N 17. Ст. 1570.
<18> См.: СЗ РФ. 2014. N 12. Ст. 1201.

Позиция крымских татар о том, каким они видят свой статус, сформулирована в Постановлении VI Курултая от 29 марта 2014 г. "О реализации крымско-татарским народом права на самоопределение на своей исторической территории - в Крыму" <19>, из которого следует, что они претендуют на создание (восстановление) национально-территориальной автономии. Конституция Республики Крым от 11 апреля 2014 г. не отреагировала на подобные ожидания и не включает положения о правах крымско-татарского народа <20>. Однако она содержит такие общие нормы (об учете исторических, национальных, культурных, иных особенностей Республики (ст. 6), о крымско-татарском языке как государственном языке и многообразии культур, которым гарантируется равноправное развитие (ст. 10), о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности и языка (ст. 13), о праве каждого на национальную принадлежность, на родной язык (ст. 19)), которые в единстве с федеральным правовым регулированием могут составить конституционно-правовую основу для реализации права крымско-татарского народа на самоопределение в Российской Федерации.

<19> URL: http://qtmm.org/ru.
<20> См.: Станских С. Спецсубъекты // Новая газета. 2014. 28 июня. С. 10. В этой связи можно констатировать непоследовательность парламента Крыма, поскольку в Постановлении, принятом им месяцем раньше (11 марта 2014 г.), о гарантиях восстановления прав крымско-татарского народа и его интеграции в крымское сообщество отмечалась необходимость "при утверждении новой Конституции Республики Крым предусмотреть следующие гарантии: придание крымско-татарскому языку статуса официального языка наравне с русским и украинским языками, гарантированное представительство крымских татар в районных и городских советах и других органах, признание органов национального самоуправления крымско-татарского народа - Курултая (общенационального съезда) крымско-татарского народа и формируемых им органов". См.: Парламент Крыма принял документ о гарантиях восстановления прав крымско-татарского народа // URL: http://itar-tass.com/mezhdunaronaya-panorama/1036477.

Какие конституционно-правовые возможности в данном отношении имеются в Российской Федерации?

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ). К указанным народам согласно Федеральному закону от 30 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <21> относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (п. 1 ст. 1). Приведенные характеристики говорят сами за себя: крымско-татарский народ не может быть включен в группу коренных малочисленных народов с предоставлением ему прав, которыми обладают в России названные народы.

<21> См.: СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.

Крымские татары находятся в ситуации национального меньшинства в Республике Крым. С учетом этого они теоретически способны воспользоваться возможностями Федерального закона от 17 июня 1996 г. "О национально-культурной автономии" <22>, гарантирующего подобным этническим сообществам право на создание автономии в форме местного или регионального объединения граждан, относящих себя к данному сообществу, с целью самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Однако крымские татары - коренной народ Крымского полуострова, осознающий себя именно в этом качестве (как коренные малочисленные народы российского Севера). Следовательно, вряд ли их удовлетворит статус национальных меньшинств, национально-культурные автономии (объединения) которых законодательно исключены из политического процесса и получают финансовую и иную поддержку со стороны государства исключительно по его усмотрению <23>.

<22> См.: СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.
<23> Данное сомнение находит подтверждение в позиции отдельных татарских политиков, которые, реагируя на некоторые инициативы российских властей, заявляют: национально-культурной автономии крымско-татарский народ никогда не добивался. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2457770.

Выше приводилась позиция Курултая относительно того, что крымские татары хотели бы иметь национально-территориальную автономию. Вероятно, под этим понимаются образования, подобные тем которые были в СССР - автономные республики, области и округа, или которые в настоящий момент есть в Италии, Испании и Финляндии <24>. Однако в Российской Федерации такой вид автономии не предусмотрен: автономная область и автономные округа, названные в Конституции РФ (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 65), в сущностном плане являются субъектами Российской Федерации, которые равноправны с иными субъектами Федерации (ч. 1, 4 ст. 5). Образование же в составе Российской Федерации нового субъекта любого вида согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" <25> может быть осуществлено только в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5), причем исключительно по инициативе заинтересованных субъектов Российской Федерации в лице их органов государственной власти, направляющих соответствующие предложения Президенту РФ, санкционирующему процесс данного объединения (ст. 10). То есть из сказанного следует, что крымские татары, хотя по своими характеристикам и схожи с титульными народами, например, республик в составе Российской Федерации, юридически лишены возможности в порядке самоопределения образовать субъект Федерации путем его выделения из Крымской Республики.

<24> О характеристиках данных образований см.: Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. В двух томах. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 120 - 122; Горбунов С.Н., Задорин М.Ю. Коренные народы и устойчивое развитие: монография. Архангельск, 2014. С. 226 - 253; Хабриева Т.Я. Современные проблемы самоопределения этносов: сравнительно-правовое исследование. М., 2010. С. 169 - 198.
<25> См.: СЗ РФ. 2001. N 52. Ст. 4916.

Реализуемый и прагматичный подход по определению положения крымско-татарского народа в Республике Крым, на мой взгляд, мог бы заключаться в следующем:

<26> Можно отметить, что понятие "коренной народ" используется в Конституции Саха (Якутия) (ст. 42, 44).<27> См.: СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
<28> О формировании и деятельности данной Ассамблеи см. подробно: Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010. С. 343 - 347.

Государственно-правовое обустройство крымских татар в Российской Федерации должно совмещаться с решением их вопросов как репрессированного народа <29> с позиций действующего федерального законодательства, в частности:

<29> На это обращает внимание Указ Президента РФ от 21 апреля 2014 г. N 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития". См.: Российская газета. 2014. 23 апреля.<30> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 18. Ст. 572.
<31> См.: Ганнушкина С. Как живет Крым: паспорта, банки, медицина, образование, настроения // Новая газета. 2014. 28 апреля. С. 11.
<32> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1428. Данный Закон, как отмечалось в Определении Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2009 г. N 135-О-П (ВКС. 2010. N 1), распространяется и на граждан Российской Федерации, которые были принудительно выселены с территории Крымской области (она была создана в 1945 г. вместо упраздненной Крымской АССР - В.К.), входившей в состав РСФСР до ноября 1954 г.

Применение указанного законодательства должно, видимо, осуществляться с учетом того, что подобные нормы, о чем было сказано выше, действуют и в Украине, где крымско-татарскому народу как репрессированному народу и лицам, относящимся к нему, гарантировались (и гарантируются в настоящее время) определенные социально-экономические и иные права.

Литература

  1. Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М., 2005.
  2. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010.
  3. Кутафин О.Е. Российская автономия. М., 2006.
  4. Лексин И.В. Территориальное устройство России: Конституционно-правовые проблемы. М., 2014.
  5. Осипов А.Г. Национально-культурная автономия. Идеи, решения, институты. СПб., 2004.
  6. Хабриева Т.Я. Современные проблемы самоопределения этносов: сравнительно-правовое исследование. М., 2010.