Мудрый Юрист

Презумпция отцовства и проблемы ее опровержения

Матвеева Наталья Алексеевна, доцент кафедры "Гражданское право" Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент.

Данная статья отражает коллизию современного российского семейного законодательства, связанную с установлением отцовства ребенка, рожденного матерью, состоящей в браке, и мужчиной, не являющимся ее супругом, а также пути решения названной проблемы в других государствах.

Ключевые слова: брак, семья, Семейный кодекс, материнство, отцовство, презумпция, презумпция отцовства, установление отцовства.

Presumption of fatherhood and problems of denial thereof

N.A. Matveeva

Matveeva Natal'ya Alekseevna, assistant professor of the Chair of "Civil Law" of the Financial University under the Government of the RF, candidate of juridical sciences, assistant professor.

This article covers collision of Russian family law concerned with establishment of fatherhood of child, which was born by married mother with single man and ideas of solution for this problem.

Key words: marriage, family, Family Code, motherhood, fatherhood, presumption, presumption of fatherhood, establishment of fatherhood.

Среди технико-правовых категорий, применяемых в семейном праве, не последнее место занимают презумпции. Из теории права известно, что "правовая презумпция представляет собой предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом" <1>.

<1> Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2011. С. 376.

Как трактует словарь иностранных слов, "презумпция (лат. praesumptio) - это предположение, основанное на вероятности; в юриспруденции - признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное" <2>. Таким образом, у презумпции предположительный, т.е. вероятностный, характер.

<2> URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords (дата обращения: 30.09.2013).

Одной из отраслевых презумпций является презумпция отцовства. В соответствии с п. 2 ст. 48 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) презюмируется, т.е. предполагается, что отцом ребенка является муж матери ребенка. При этом брак отца и матери должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке, т.е. в органах записи актов гражданского состояния, т.к. отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке (в п. 2 ст. 1 СК РФ провозглашен один из семейно-правовых принципов, гласящий, что признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, затем подтвержденный в п. 1 ст. 10 СК РФ главы 3 "Условия и порядок заключения брака"). Также если ребенок родился в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное.

Предположим, что супруги фактически прекратили семейно-брачные отношения и еще не оформили расторжение брака, на что также требуется время (согласно главе 4 СК РФ и п. 4 ст. 33 ФЗ "Об актах гражданского состояния" это как минимум один месяц, если оба супруга желают прекращения брака и у них есть для этого все основания расторгнуть его в органах загса или в суде). В этот период возможно зачатие ребенка с фактическим супругом, что в дальнейшем приводит к трудностям в установлении отцовства ребенка, ибо законопослушные работники органов загса руководствуются нормами не только ст. 48 СК РФ, но и ст. 17 ФЗ "Об актах гражданского состояния", где говорится, что отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка.

В случае если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или если супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней, сведения об отце ребенка вносятся в запись акта о его рождении на основании свидетельства о браке родителей или иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации заключения брака, а также документов, подтверждающих факт и время прекращения брака.

В подобной сложившейся ситуации в России возможна только регистрация в качестве отца ребенка супруга или бывшего супруга матери новорожденного, а в будущем оспаривание в судебном порядке записи об отце в книге записей рождений в соответствии со ст. 52 СК РФ и нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), даже если супруг (бывший супруг) не возражает, а фактический супруг и биологический отец ребенка желает установления отцовства в отношении себя. Такое положение вещей представляется громоздким, уязвимым, отнюдь не направленным на защиту прав и законных интересов ребенка и роженицы.

Хотя в п. 3 ст. 48 СК РФ и говорится, что отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка, речь идет о таком положении вещей, когда и мать ребенка в том числе не состоит в зарегистрированном браке, ибо в таком случае получается "замкнутый круг" - действует презумпция отцовства, прописанная в п. 1 рассматриваемой статьи СК РФ.

В Семейном кодексе Украины (далее - СК Украины) законодатели учли возможные трудности при подобных жизненных обстоятельствах и в п. 3 ст. 122 закрепили, что супруги, а также мужчина и женщина, брак между которыми прекращен, в случае рождения ребенка до истечения десяти месяцев после прекращения их брака имеют право подать в орган государственной регистрации актов гражданского состояния общее заявление о непризнании мужчины (бывшего мужа) отцом ребенка. Такое требование может быть удовлетворено лишь в случае подачи другим лицом и матерью ребенка заявления о признании отцовства. Если ребенок родился до истечения десяти месяцев со дня прекращения брака в результате смерти мужа, происхождение ребенка от отца может быть определено по общему заявлению матери и мужчины, считающего себя отцом.

Также и белорусские коллеги в ст. 51 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС Беларуси) уточняют, что происхождение ребенка от отца, не состоящего в браке с матерью ребенка, если мать ребенка состоит в браке с другим лицом, устанавливается на основании совместного заявления отца и матери ребенка о регистрации установления отцовства, заявления матери, подтверждающего, что ее муж не является отцом ребенка, и заявления мужа матери ребенка, подтверждающего, что он не является отцом ребенка, поданных в органы, регистрирующие акты гражданского состояния, или решения суда об установлении отцовства.

Стоит поддержать и таджикского законодателя, который в ст. 49 Семейного кодекса Республики Таджикистан (далее - СК Таджикистана) после аналогичной презумпции отцовства помещает оговорку: если мать ребенка заявляет, что отцом ребенка является не ее супруг (бывший супруг), отцовство в отношении ребенка устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка. Думается, можно предложить российскому законодателю дополнить хотя бы такой же оговоркой п. 3 ст. 48 СК РФ. Так же, как и в ст. 48 СК РФ, в СК Таджикистана в ст. 49 далее говорится, что в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав, установление отцовства возможно по единоличному заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого соглашения - по решению суда.

При наличии обстоятельств, дающих основания полагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной, родители будущего ребенка, не состоящие в браке между собой, вправе подать такое заявление в орган загса во время беременности матери. В таком случае запись о родителях ребенка производится после его рождения. Однако российская норма применяется только в том случае, если мать не состоит в зарегистрированном браке, а таджикская - и в том случае, если мать ребенка состоит в браке с супругом, не являющимся биологическим отцом ребенка.

В ст. 60 Семейного кодекса Республики Узбекистан (далее - СК Узбекистана) говорится, что ребенок, который родился у женщины после заключения брака или не позднее чем на трехсотый день после того, как брак прекратился в связи со смертью мужа, расторжением брака или признанием брака недействительным, считается родившимся в браке. Однако при этом узбекский законодатель отдельно оговаривает, что ребенок, который родился у женщины не позднее чем на трехсотый день после прекращения брака, если женщина уже вступила в новый брак, считается рожденным в новом браке. В таких случаях бывший муж или его родители имеют право оспорить происхождение ребенка на основании ст. 63 СК Узбекистана. Таким образом, если мать ребенка на момент его рождения вступила в новый брак, предположительно с кровным по происхождению отцом ребенка, не будет исчисляться срок, истекший после прекращения предыдущего брака, презюмируется рождение ребенка в новом браке его биологических родителей. При этом, как и в Российской Федерации, если мать ребенка не успела вступить в новый брак, действует презумпция отцовства мужа матери.

Возможность в административном порядке, как это предусмотрено, например, в СК Украины, КоБС Беларуси и СК Таджикистана, а не исключительно в судебном, как это вытекает из положений СК РФ, решить вопросы установления отцовства упрощает данный порядок и отстаивает интересы ребенка, т.к. при этом биологический отец не отказывается от установления отцовства в отношении него, а, наоборот, - этого желает. В таком случае думается, стоит порекомендовать отечественному законодателю взять на вооружение зарубежный опыт решения данного вопроса и пойти по пути усовершенствования национального семейного законодательства об установлении отцовства. Необходимо не только рассуждать об опровержимости отраслевой презумпции, но и законодательно закрепить предоставление российским гражданам более простого варианта решения подобных вопросов, тем более что в п. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации провозглашено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Законодательное решение назревшей проблемы как раз и продемонстрирует государственную защиту как материнства и детства, так и отцовства, и заботу о российской семье.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2013).
  3. Федеральный закон N 143-ФЗ от 15.11.1997 "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 19.05.2013).
  4. Семейный кодекс Украины. Сумы, 2013.
  5. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. Минск, 2012.
  6. Семейный кодекс Республики Таджикистан. Душанбе, 2007.
  7. Семейный кодекс Республики Узбекистан. Ташкент, 2007.
  8. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2011.
  9. Словарь иностранных слов. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords (дата обращения: 30.09.2013).