Мудрый Юрист

Внимание! Второе гражданство

Касьянов Андрей, старший юрист, ООО "Бюро корпоративных консультаций", г. Москва.

Богданов Сергей, юрист, ООО "Бюро корпоративных консультаций", г. Москва.

Государство стремится получить максимальную информацию о своих гражданах. Одним из последних нововведений в этом направлении стало обязательное информирование о наличии у российских граждан иностранного гражданства, права на постоянное проживание в иностранном государстве. кто и когда должен отчитаться перед ФМС России.

На кого распространяется

Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ внесены изменения в ст. ст. 6 и 30 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты РФ, предусматривающие закрепление за гражданами РФ, имеющими иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, обязанность подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

За граждан РФ, не достигших возраста 18 лет либо ограниченных в дееспособности, исполнить данную обязанность должны их законные представители. На исполнение обязанности по уведомлению для лиц, имеющих второе гражданство или право на постоянное проживание в иностранном государстве на дату вступления Закона в силу, предоставляется 60 дней со дня официальной публикации Закона (то есть в период времени с 5 августа 2014 года по 4 октября 2014 года), а после вступления указанного Закона в силу в течение 60 дней со дня приобретения гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. За неисполнение указанной обязанности по уведомлению устанавливается уголовное наказание в виде штрафа или обязательных работ, а за нарушение установленного порядка подачи уведомления - административное наказание в виде штрафа.

Не рассматривая смысловое содержание Закона N 142-ФЗ (хотя некоторые исследователи полагают, что установленные в нем требования противоречат ст. 19 Конституции РФ), определимся с тем, имеет ли он всеобъемлющее значение или он применяется в отношении ограниченного круга.

В Законе N 142-ФЗ прямо предусмотрено, что от направления уведомления о втором гражданстве освобождаются граждане РФ в следующих случаях:

а) если это прямо предусмотрено международным договором или законом России (на сегодняшний день ничего неизвестно об актах, устанавливающих исключения из обязанности по уведомлению);

б) если граждане РФ постоянно проживают за пределами России.

Кроме того, в отношении граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в результате присоединения Республики Крым, срок введения в действие указанной обязанности по уведомлению отложен до 1 января 2016 года.

Учитывая тяжесть установленного наказания за неисполнение обязанности по уведомлению о втором гражданстве, необходимо иметь четкое представление и понимание о том, в отношении кого он действует. В противном случае можно очень быстро перейти из числа законопослушных граждан РФ в разряд преступников, преследуемых по всей строгости закона.

Понятие есть, определения нет

Казалось бы, все просто. Для того чтобы не быть связанным необходимостью ставить в известность российские миграционные службы о наличии второго гражданства, достаточно всего лишь постоянно проживать за пределами РФ. В связи с этим возникает вопрос: что собой представляет постоянное проживание граждан РФ за пределами России?

В законодательстве широко используется понятие "граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ". В частности, оно используется в СК РФ (п. 4 ст. 124), в ГПК РФ (ч. 2 ст. 269), в Федеральных законах от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 8 ст. 17), от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (ст. 5), от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (п. 1 ст. 8) и др.

Более того, в российском законодательстве встречаются отдельные попытки сформулировать признаки, присущие данному понятию. Так, в ст. 2 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" утверждается то, что гражданином РФ, проживающим за рубежом, является лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории иностранного государства. Очевидно, что подобное определение рассматриваемого понятия, сделанное через самое себя, то есть с нарушением законов логики, не может помочь уяснить значение данного термина.

В пункте 3 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63, установлено, что под постоянным проживанием за границей следует понимать проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы.

Но, несмотря на широту использования, обнаружить единое общее определение данного термина в российском законодательстве не удалось. Более того, в письме МИД России от 11.09.2012 N 7695/дэс "О применении норм российского законодательства в сфере валютного регулирования" прямо указано на то, что в действующем законодательстве данное понятие не раскрывается, и предлагается правовой статус "гражданина РФ, постоянно проживающего в иностранном государстве" определять в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

Доказательства постоянного проживания за пределами РФ

Среди исследователей высказано мнение, что для подтверждения статуса гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами РФ, можно выполнить следующий комплекс мероприятий: прекратить регистрацию по месту жительства в России, встать на консульский учет по месту постоянного проживания в иностранном государстве, после постановки на консульский учет получить в консульстве справку об этом, проживать за пределами РФ год и более.

Регистрация гражданина по месту жительства рассматривается в качестве формального основания признания факта его проживания в определенном месте. С учетом подобного подхода можно согласиться с тем, что для квалификации в качестве гражданина, постоянно проживающего за пределами России, гражданину не следует иметь регистрацию в России. На сайте Генерального консульства РФ в Хьюстоне прямо указано на то, что граждане Российской Федерации считаются постоянно проживающими за границей, если они сняты с регистрационного учета в органе внутренних дел по месту жительства в Российской Федерации и имеют разрешение властей государства пребывания на такое проживание.

Тем не менее представляется, что факт наличия или отсутствия регистрации у гражданина РФ по адресу в России сам по себе не способен повлиять на факт проживания за пределами РФ, который легко установить на основании заграничного паспорта, в котором указаны даты и места пересечения границ между государствами, на что обратил внимание МИД России в своем письме от 11.09.2012 N 7695/дэс "О применении норм российского законодательства в сфере валютного регулирования".

В письме МИД России от 08.02.2008 N 5232/кд "О вопросах документирования граждан Российской Федерации, выезжающих на постоянное место жительства за рубеж" отмечается, что постановка на консульский учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации носит факультативный характер, в связи с чем наличие в паспорте отметки о постановке на консульский учет лица в качестве постоянно проживающего в иностранном государстве может являться лишь одним из доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина в этом государстве.

В связи с этим постановка на консульский учет сама по себе не может рассматриваться в качестве обстоятельства, доказывающего фактическое непрерывное пребывание (проживание) лица за пределами Российской Федерации, и не порождает для лица каких-либо правовых последствий.

Согласно п. п. 97, 98 Общероссийского классификатора информации о населении ОК 018-95 (ОКИН), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 412, к числу граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ, относятся граждане РФ, которые выехали за ее пределы на срок год и более.

При таких обстоятельствах надо признать, что для квалификации гражданина РФ в качестве постоянно проживающего за пределами РФ достаточно лишь следующего: документа, выданного полномочным органом иностранного государства, содержащего разрешение на длительное пребывание в пределах его территории; сведений о нахождении на территории иностранного государства более одного года, которые могут быть установлены на основании заграничного паспорта гражданина РФ, содержащего отметки, проставляемые пограничными органами в паспорте при пересечении государственных границ.

Стоит отметить, что при этом возникает еще одна проблема, ответа на которую пока также нет. Связана она с исчислением фактического срока проживания (пребывания) российского гражданина в иностранном государстве, а также непрерывностью этого срока. К примеру, совершенно отсутствует понимание того, как рассматривать в течение указанного годичного срока незначительные по продолжительности посещения гражданином РФ территории РФ. В действующем законодательстве данный вопрос не урегулирован, подобного рода ограничения на посещение России нигде не оговорены и не установлены, что не исключает того, что правоприменительная практика может расценить их прямо противоположным образом.

В связи с отсутствием четкого законодательного определения понятия "гражданин РФ, постоянно проживающий за переделами РФ" получается, что в настоящий момент абсолютно любой гражданин РФ, имеющий второе гражданство, право на постоянное проживание в иностранном государстве, должен после 5 августа 2014 года уведомить о наличии подобных обстоятельств российские миграционные органы.

Представляется весьма сомнительным, что кто-то захочет проводить на себе эксперименты, уклоняясь от исполнения подобной обязанности, а затем оспаривать собственное привлечение к уголовной ответственности, в связи с чем после вступления в законную силу Федерального закона от 04.06.2014 N 142-ФЗ российским гражданам целесообразно уведомить миграционные службы о наличии права на постоянное проживание в иностранном государстве. Пока остается открытым вопрос, как можно осуществить подачу уведомления, не въезжая на территорию РФ.

Ранее уже обращалось внимание на то, что законом предусмотрена возможность произвести такое уведомление либо только лично, либо посредством почтовой отправки при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина, а значит, для ее осуществления граждане РФ будут вынуждены принудительно вернуться в Россию, чтобы избежать в последующем привлечения к ответственности за нарушение закона. Остается надеяться на то, что до 4 октября 2014 года соответствующие органы успеют детально разъяснить порядок исполнения закрепленных в Законе N 142-ФЗ обязанностей. Пока же Федеральная миграционная служба Приказом от 28.07.2014 N 450 лишь утвердила формы соответствующих уведомлений, а также определила порядок их подачи, который, по сути, дублирует положения Закона N 142-ФЗ.

Принятый Закон содержит в себе указание на необходимость принятия компетентными органами разъяснений о порядке его применения, в рамках которых можно исправить существующий пробел, закрепив точное определение понятия "гражданин РФ, постоянно проживающий за пределами РФ", что позволит существенно упростить жизнь многим нашим соотечественникам, проживающим за пределами России.