Мудрый Юрист

Бесспорное списание

Анна Самсонова, ведущий юрисконсульт ЦЧБ Сбербанка РФ, кандидат юридических наук.

Бесспорное (безакцептное) списание всегда было сопряжено с конфликтом интересов. Связано это прежде всего с тем, что речь идет о лишении лица его имущества без согласия собственника. Такое списание во всех случаях затрагивает интересы клиентов банка, будь то получатель или плательщик денежных средств. Меняющееся законодательство постоянно ставит перед банком все новые вопросы и проблемы, связанные с возможностью и порядком осуществления бесспорного и безакцептного списания денежных средств. Сегодня такой проблемой стало бесспорное (безакцептное) списание средств со счетов бюджетных учреждений.

Различные подходы

Статья 239 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) закрепляет как принцип бюджетного законодательства "иммунитет бюджетов", представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.

Встает вопрос: должны ли банки, в которых открыты счета бюджетным учреждениям, соблюдать требования ст. 239 БК РФ об иммунитете бюджета или должны руководствоваться нормами ГК РФ о расчетах по инкассо?

Есть аргументы в поддержку одной и другой точек зрения <*>. Рассмотрим их подробнее.

<*> Необходимо отметить, что судебная практика по этому вопросу еще не сформировалась.

Расчетные правоотношения с участием бюджетных учреждений можно рассматривать как особую группу расчетов в бюджетной сфере, а значит, на указанные расчеты независимо от того, открыт счет бюджетному учреждению в банке или в казначействе, распространяются нормы БК РФ.

Указанный вывод следует из систематического толкования статей БК РФ. Во-первых, ст. 70 БК РФ под названием "Расходы бюджетных учреждений" закрепляет исключительные направления расходования бюджетных средств и одновременно предусматривает, что расходование этих средств бюджетными учреждениями на иные, не закрепленные в ст. 70 цели не допускается. Во-вторых, п. 6 ст. 161 "Бюджетное учреждение" предусматривает, что бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой. Одновременно и ст. 298 ГК РФ устанавливает, что учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В-третьих, ст. 38 БК РФ "Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств" закрепляет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. В-четвертых, согласно ст. 225 БК РФ получатели бюджетных средств (то есть бюджетные учреждения) имеют право расходовать денежные средства в пределах доведенных до них лимитов. Одновременно следует учитывать, что указанным нормам Бюджетного кодекса РФ корреспондирует обязанность бюджетных учреждений использовать бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые ведутся федеральным казначейством (п. 7 ст. 161 БК РФ). Можно ли из сказанного сделать вывод о том, что приведенные статьи БК РФ распространяют свое действие именно на те случаи, когда счет открыт не в банке, а в органах федерального казначейства? Думается, что действующее законодательство позволяет сделать такой вывод.

Другая точка зрения сводится к тому, что в случаях, если счет бюджетному учреждению открыт в кредитной организации, а не в органах федерального казначейства, банк не обязан контролировать соблюдение ст. 239 БК РФ "Иммунитет бюджета" и инкассовая форма расчетов в отношении счетов бюджетных учреждений, а также бесспорное (безакцептное) списание со счета допускаются. В обоснование данной точки зрения приводятся следующие аргументы.

Во-первых, бюджетное учреждение является одной из организационно-правовых форм юридических лиц, деятельность которых прежде всего регламентируется ГК. Во-вторых, в соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Невозможность использования бесспорного безакцептного списания денежных средств с расчетного счета бюджетного учреждения фактически ограничивает, а в определенных случаях и исключает имущественную ответственность бюджетных учреждений <*>. В-третьих, договор банковского счета де-факто является договором присоединения, который представляет собой формуляр (типовой или стандартный договор), разработанный банком. В этой связи банк не должен в отношении одной группы лиц устанавливать какие-либо значительные преимущества, коими и являются исключение использования инкассовой формы расчетов и отсутствие возможности бесспорного (безакцептного) списания со счета в случаях, установленных законом. И наконец, статья "Иммунитет бюджета", которая ставит под сомнение возможность кредитными организациями списывать со счетов бюджетных учреждений денежные средства в бесспорном и безакцептном порядке, содержится в разделе 8 БК РФ "Исполнение бюджетов". Указанный раздел Кодекса предусматривает исполнение бюджета органами федерального казначейства, а следовательно, ст. 239 БК РФ обращена к деятельности органов казначейства, а не банка.

<*> Речь идет о том, что в отношении бюджетных учреждений, находящихся в федеральной собственности, Правительством РФ установлен порядок, предусматривающий предъявление исполнительного документа взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. В отношении бюджетного учреждения, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, такой порядок отсутствует, что исключает на практике возможность получения денежных средств при отсутствии на то лимита бюджетных обязательств.

Действующее законодательство содержит коллизию норм бюджетного и гражданского законодательства относительно счетов бюджетных учреждений. Проблема применения инкассовой формы расчетов в отношении счетов бюджетных учреждений непосредственным образом связана с вопросом о самостоятельности бюджетных учреждений и способности их отвечать по своим обязательствам всем своим имуществом. Указанные признаки юридического лица, закрепленные в гражданском законодательстве, нивелируются нормами бюджетного законодательства.

Общий порядок взыскания

Судебная практика по рассматриваемой проблеме пока не сформировалась. Одновременно в письме Департамента судебных приставов Минюста РФ от 09.03.2004 "Разъяснения по обращениям граждан и юридических лиц, касающимся вопросов исполнительного производства" указано, что счета бюджетного учреждения, открытые в банке, являются бюджетными и целевыми, а денежные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на финансирование конкретных целей (ст. 38, 239 БК РФ).

Далее в письме указывается, что если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

При наличии у должника денежных средств на счетах в банках и иных кредитных организациях от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности судебный пристав-исполнитель принимает меры по обращению на них взыскания в общем порядке в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. Таким образом, по мнению Департамента судебных приставов, допустимо взыскание денежных средств только со счетов, на которых имеются средства, поступающие от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.

В остальных случаях необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001 N 143, которым определен порядок предъявления исполнительного документа взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. Даже соглашаясь с позицией Департамента судебных приставов Минюста, кредитные организации в своей деятельности данным письмом руководствоваться не могут, так как, с одной стороны, оно не является нормативно-правовым актом, а с другой - речь в нем идет о счетах, открытых в органах федерального казначейства.

С практической точки зрения необходимо добавить следующее. Банк, выбирая механизм поведения в рассматриваемой ситуации, скорее спишет денежные средства с бюджетного счета учреждения, руководствуясь нормами гражданского законодательства. Так, судебный пристав-исполнитель выставил к счету бюджетного учреждения инкассовое поручение на основании исполнительного листа Федерального суда о возмещении ущерба. Бюджетное учреждение, в свою очередь, предъявило к банку претензию с требованием возместить ущерб, причиненный списанием денежных средств со счета в бесспорном порядке, ссылаясь на ст. 239 БК РФ об иммунитете бюджета. Банк списал денежные средства с указанного счета, руководствуясь в том числе ст. 86 Закона об исполнительном производстве, предусматривающей ответственность за неисполнение исполнительного документа банком или иной кредитной организацией в виде штрафа в размере 50% от суммы, подлежащей взысканию. В указанном случае риск понести ответственность за нарушение норм Закона об исполнительном производстве значительно выше, чем за нарушение норм Бюджетного кодекса.