Мудрый Юрист

Госслужба: карьерный рост и кадровый отбор

Роман Мальцев, консультант отдела правового и кадрового обеспечения Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, г. Волгоград.

Оптимизация численности и эффективности государственных служащих, снижение расходов бюджета на содержание государственного аппарата, внедрение международного опыта построения государственной службы постоянно обсуждаются в обществе и в государственных структурах. Какие законодательные инициативы необходимо принять для решения указанных вопросов, в том числе внедрения современных механизмов совершенствования государственной службы?

Необходимость изменения норм

Современные экономические условия, существенные преобразования в общественных отношениях требуют повышения эффективности государственной службы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества. При этом процесс совершенствования государственного аппарата любого государства всегда взаимосвязан с двумя основными показателями: количеством государственных служащих и объемом средств различных уровней бюджетов на их содержание.

По данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru), численность работников государственных органов и органов местного самоуправления РФ на конец 2013 года составила 1548,1 тыс. человек и по сравнению с 2009 годом сократилась на 126,7 тыс. человек. Вместе с тем в 2000 году соответствующая численность составляла всего 1161,5 тыс. человек, то есть на 386,6 тыс. человек меньше, чем по итогам 2013 года.

Стоит отметить, что в средствах массовой информации распространено мнение о непомерно большом количестве государственных служащих, при этом данное мнение продолжает существовать вне зависимости от указанных выше периодов сокращения или увеличения государственного аппарата.

Аналитика зарубежного опыта свидетельствует, что нынешнее количество служащих государственного аппарата не является высоким и тем более рекордным. По статистическим данным, в России число государственных служащих на 10 тыс. жителей в два-три раза меньше, чем в других странах (например, США, Германии, Франции, Норвегии, Румынии) <1>.

<1> http://itar-tass.com

Общепризнанным является и тот факт, что оплата труда государственных гражданских служащих федерального уровня и в субъектах РФ существенно меньше, чем у их коллег в зарубежных странах.

В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2010 N 1657 было принято решение о сокращении в 2011 - 2013 годах предельной численности федеральных государственных гражданских служащих не менее чем на 20% до 31 марта 2013 года. Пункт 5 данного Указа предусматривал, что 50% высвободившихся в результате предусмотренного сокращения бюджетных ассигнований направляется на материальное стимулирование государственных гражданских служащих.

Оптимизация количественного состава государственного аппарата, распределение функциональной нагрузки и направлений деятельности объективно должны сопровождаться повышением эффективности служебной деятельности и равномерно распределенным увеличением социальных гарантий государственных служащих.

Исследуемые обстоятельства и имеющаяся действительность позволяют сформулировать ряд предложений по совершенствованию государственной службы. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрена категория должности гражданской службы "обеспечивающие специалисты".

В силу п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона N 79-ФЗ должности "обеспечивающие специалисты" учреждаются для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаются без ограничения срока полномочий.

Зарубежный опыт свидетельствует, что в структурных подразделениях органов власти, как федерального уровня, так и местного, должности лиц, осуществляющих технические и организационные функции (канцелярии, общие отделы, компьютерное и техническое обеспечение), не относятся к должностям государственной службы.

В условиях планируемого сокращения государственных служащих <2> целесообразно рассмотрение вопроса о признании утратившим силу п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона N 79-ФЗ.

<2> http://gossluzhba.gov.ru

Предлагаемые изменения в полной мере сочетаются с положениями Федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", утв. Указом Президента РФ от 10.03.2009 N 261 (далее - Федеральная программа).

Модели карьерного роста

Одним из важнейших вопросов является порядок и установленный законодательством механизм карьерного роста государственных служащих.

Анализ систем назначения государственных служащих в зарубежных странах (Франция, Германия, Сингапур, Великобритания, США, Голландия) показывает, что в них законодательно закреплены механизмы, в соответствии с которыми назначением и карьерным продвижением административных государственных служащих занимаются специальные органы.

Продвижение по карьерной лестнице государственных служащих в этих странах осуществляется по принципам меритократии, профессиональных показателей и конкуренции, при этом широко применяются научно обоснованные методики, в том числе специальные модели "управленческий профиль", ключевые показатели эффективности (KPI), периодические опросы, которые дают возможность оценить профессиональные качества государственного служащего, произвести оптимальный подбор кандидата на вакантное место, оценить степень его адаптации на новой должности.

В действующем российском законодательстве в силу п. 10 ч. 1 ст. 14 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе. Но реализация данного права существенно отличается от указанных выше международных систем. Так, в соответствии с вышеприведенной нормой Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ (далее - Положение).

Согласно п. 8 Положения гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, или в ином государственном органе, подает заявление на участие в конкурсе и анкету. При этом в силу п. 5 ч. 2 ст. 22 Закона N 79-ФЗ соответствующий конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Одновременно действующим законодательством не предусмотрена обязательная процедура проведения конкурсных мероприятий, сравнения показателей деятельности, тестирования на решение практических задач между государственными служащими при решении вопроса о назначении на вышестоящие должности, об улучшении условий оплаты труда (установлении размеров должностных окладов, надбавок, премий и т.д.).

Целесообразность изменений

Для совершенствования действующего законодательства, системы кадрового отбора и карьерного роста государственных служащих целесообразно рассмотреть вопросы:

При этом основополагающим условием предлагаемых изменений законодательства является формирование в каждом федеральном государственном органе, государственном органе субъектов РФ реестров (рейтингов) государственных служащих по эффективности их деятельности и профессиональному опыту работы.

На основе данных реестров (рейтингов) целесообразно принятие решений о количестве государственных служащих, категории их должностей, назначении на вакантные должности, об установлении размеров фонда оплаты труда. Предлагаемые реестры могут создаваться по опыту и аналогии с Резервами управленческих кадров, находящимися под патронажем Президента РФ ("президентской тысячей") <3>.

<3> http://state.kremlin.ru

Одним из мероприятий повышения результативности государственной гражданской службы РФ является совершенствование системы денежного содержания государственных гражданских служащих. В СМИ периодически освещается вопрос о непомерно высоком денежном содержании государственных служащих, постоянно опережающем росте оплаты труда в системе государственной службы. В то же время данные, содержащиеся в официальных документах, литературных источниках и специальных научных исследованиях, свидетельствуют об обратном <4>.

<4> http://budgetrf.ru

Как правило, несоответствие выводов в СМИ по данной теме вызвано использованием абсолютных (статистических) показателей. В частности, обратимся к данным Аналитического вестника Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Проведенным аналитическим исследованием установлено, что денежное содержание федеральных гражданских служащих, занимающих должности категории "специалисты ведущих и главных групп", в три раза меньше размера денежного содержания гражданских служащих, занимающих должности категории "руководители" <5>.

<5> Там же.

Как показывает практика, невысокий уровень материального обеспечения государственных гражданских служащих является одним из главных сдерживающих факторов для привлечения на государственную гражданскую службу высокопрофессиональных и квалифицированных специалистов. Соответствующая тенденция может быть устранена при сокращении численности государственных служащих с одновременным увеличением их денежного содержания.

В нынешних экономических условиях для реализации данного направления может быть использован механизм проведения внеочередной аттестации государственных гражданских служащих по аналогии с использованием этого механизма при реформировании системы органов внутренних дел РФ и создании полиции.

Власть онлайн

Для улучшения эффективности государственной службы и предоставления обществу результатов деятельности целесообразно размещать на официальных сайтах федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ информацию о показателях деятельности персонально каждого государственного служащего.

Зарубежный опыт (Сингапур, Франция) показывает, что публичное размещение информации о показателях каждого отдельного служащего не только является принципом размещения открытых данных, общественного мониторинга работы служащих, но и повышает мотивацию сотрудников на совершенствование профессионального опыта.

Предлагается также размещать на данных сайтах персональные страницы государственных служащих, содержащие информацию об образовании, о должности, классном чине, об опыте работы, о достижениях, профессиональных наградах, научно-исследовательской деятельности служащих. Для реализации данной инициативы целесообразно внесение соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных".

Одной из форм повышения мотивации в теории и практике управления персоналом является проведение конкурсов "Лучший по профессии". Однако на сегодняшний день, несмотря на численность работников различных государственных органов, отсутствует единый соответствующий профессиональный конкурс, в связи с чем представляется возможным учредить ежегодный конкурс для государственных служащих.

Вместе с тем считаем целесообразным дополнить ст. ст. 50, 57 Закона N 79-ФЗ нормами, предусматривающими перечень случаев, при которых государственный служащий не может быть представлен к премированию по результатам работы либо по решению руководителя органа власти лишается премии по результатам работы полностью или частично. В частности, к соответствующим случаям могут быть отнесены: наличие неснятого дисциплинарного взыскания, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Предлагаемая законодательная инициатива обусловлена отсутствием в федеральном законодательстве норм, предусматривающих, что в случае применения к государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания (в порядке ст. 58 Закона N 79-ФЗ), установления судом фактов нарушения им положений законодательства, неправомерности действий (бездействия) (в порядке ст. 254 ГПК РФ) оплата его денежного содержания должна быть объективно (пропорционально) уменьшена.

Реализация указанных мер и законодательных инициатив будет способствовать эффективному и современному функционированию системы государственного управления.