Мудрый Юрист

Медиация в исламском праве (шариате) и практика ее применения в некоторых странах исламского мира

Шайдуллин Р.Р., преподаватель кафедры теории государства и права и публичных дисциплин Института экономики управления и права (г. Казань).

Баранов С.Ю., кандидат юридических наук, ассистент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета.

Статья посвящена анализу применения медиации в странах исламского мира. Авторы исходят из идеи, что один из наиболее важных выводов кросс-культурных исследований урегулирования конфликта состоит в том, что религия является постоянным и, возможно, неизбежным фактором как возникновения конфликтов, так и их разрешения. Религия является мощным компонентом культурных норм и ценностей, потому что решает самые глубокие экзистенциальные вопросы человеческой жизни. В отличие от западной модели медиации исламская система медиации отличается тем, что закрепляет религиозные принципы. Медиация должна применяться при разрешении споров только в дозволенных видах деятельности и быть полезной. Считается, что обязательность мирового соглашения обеспечивается нормами шариата, игнорирование которого неразумно и приравнивается к правонарушению, влекущему более строгое наказание в загробном мире.

Ключевые слова: медиация; исламское право (шариат).

Mediation in islamic law (sharia) and its use in some countries of the islamic world

R.R. Shaydullin, S.Yu. Baranov

Shaydullin R.R., Lecturer of the Department of Theory of State and Law and Public Science of the Institute of Economics, Management and Law (Kazan).

Baranov S.Yu., Candidate of Legal Sciences, Assistant of the Department of Environmental, Employment Law and Civil Procedure of the Kazan (Volga region) Federal University.

The article analyzes of the use of mediation in the Muslim world. The authors proceeds from the idea that one of the most important conclusions of the cross-cultural studies of conflict resolution is that religion is a perennial and, perhaps inevitably, to both conflict and conflict resolution. Religion, after all, is a powerful component of the cultural norms and values, and because it's addresses the deepest existential questions of human life. Unlike the Western model of mediation, the Islamic system of mediation is different in that it reinforces religious principles. Mediation should only be applied when settlement of disputes in permitted activities should be useful. Considered to be bound by the settlement agreement by Shariah law, disregard of which is unreasonable and constitutes an offence and carries a more severe punishment in the afterlife.

Key words: mediation; Islamic law (Sharia).

В современном мире большинство споров между людьми и организациями решается в судах. Как известно, судебное урегулирование споров, к сожалению, является дорогостоящим, трудоемким и открытым для общественности; при этом стороны конфликта зачастую забывают о том, что существуют альтернативные способы разрешения споров. Мы не ошибемся, если скажем, что невозможно принятие универсального закона, который бы разрешил все споры и которым остались бы довольны стороны конфликта. Один из наиболее важных выводов кросс-культурных исследований урегулирования конфликта состоит в том, что религия является постоянным и, возможно, неизбежным фактором как возникновения конфликтов, так и их разрешения. Религия является мощным компонентом культурных норм и ценностей, потому что решает самые глубокие экзистенциальные вопросы человеческой жизни (например, свободы и необходимости, страха и веры, правильного и неправильного, сакрального); она глубоко вовлечена в индивидуальные и социальные концепции мира <1>.

<1> Said A.A., Funk N.C. The Role of Faith in Cross-Cultural Conflict Resolution (http://www.gmu.edu/programs/icar/pcs/ASNC83PCS.htm).

В исламской традиции религия касается всех аспектов человеческой жизни, что облегчает отношения между людьми, которые строятся на основе разумности и доброжелательности. Во многих случаях Священное Писание (Коран) призывает участников применять именно мирное урегулирование споров <1>.

<1> Surah al-Baqarah (2:178) // The Holy Qur'an: Text, Translation and Commentary by A. Yusuf Ali. New Revised Edition. Amana Corporation, 1989.

Этический принцип, заложенный в исламской вере, призывает простить, тем самым поощряя мирные способы разрешения спора, способствующие сохранению человеческих отношений в семье, бизнесе, которые могут быть разрушены в ходе судебных тяжб.

В исламском праве мирное урегулирование спора может быть достигнуто тремя способами: 1) примирение (sulh), 2) арбитраж (tahkim) и 3) медиация (wasaatah).

  1. Примирение в исламской традиции - это контракт, который устраняет спор с помощью согласия сторон.
  2. Арбитраж характеризуется назначением судьи спорящими сторонами, признающими определенный спор или проблему.
  3. Посредничество с точки зрения исламского закона - это доброжелательная и необязательная процедура, которая может привести к окончанию спора. Она характеризуется одним или более человеком, вовлекаемым в спор по инициативе одной из сторон. В этом случае независимый посредник, предлагая свои варианты решения спора, должен искать условия, при которых стороны пожелают оформить мировое соглашение <1>.
<1> Kemicha F. The Approach to Mediation in the Arab World // Conference on Mediation (March 29, 1996, Geneva, Switzerland) (http://www.wipo.int/amc/en/events/conferences/1996/kemicha.html).

Для решения данной задачи в большинстве стран, в том числе и в России, применяется процедура досудебного урегулирования споров (медиация). Медиация как самостоятельный способ внесудебного разрешения споров появилась в США в 60-е годы XX в. и включала в себя решение семейных и трудовых споров, а затем и более сложных коммерческих споров. Данная практика распространилась в странах Европы, Австралии и Канады. Сейчас медиация является самым распространенным внесудебным методом разрешения конфликтов в мире. Успешность процедуры медиации чрезвычайно высока: в мире в среднем от 75 до 80% всех споров, вынесенных на медиацию, завершаются заключением соглашения. Особенность медиации состоит в том, что она является элементом в гражданско-правовых отношениях. Ее можно назвать новой формой конструктивного взаимодействия сторон.

Представляя собой альтернативную процедуру урегулирования споров и конфликтов, она дает определенные преимущества участникам этого процесса, а также разгружает судебную систему. Медиация в исламе - это хорошо организованный процесс урегулирования разногласий, в котором участвует беспристрастная третья сторона (медиатор), помогающая людям найти взаимоприемлемое решение спора.

Медиация в исламе основана на следующих принципах:

  1. процесс должен быть справедливым для всех сторон с равным представительством от каждой стороны;
  2. процесс должен быть направлен на совместное решение проблем участниками спора. Все усилия направлены на то, чтобы добиться взаимного выигрыша в ситуации, которая приемлема для всех сторон;
  3. направленность в будущее с акцентом на восстановлении отношений или признании того, что несогласие также приемлемо, но оно должно иметь цивилизованный характер;
  4. обеспечение сторон информацией об особенностях заключаемых сделок.

Стадии применения медиации:

  1. выбор посредника (медиатора). В большинстве стран Ближнего Востока роль посредника, как правило, исполняют имам, старейшина общины или профессионал, который имеет подготовку и опыт в осуществлении посредничества. Он или она должны быть беспристрастными и иметь хорошую наблюдательность и умение слушать. Деятельность посредника основана на следующих принципах: посредники должны быть беспристрастны в процессе проведения процедуры медиации и не заинтересованы в ее результате; посредники должны облегчить и помочь сторонам определить свои потребности, прояснить вопросы, изучить решения и провести переговоры о соглашении; посредники не дают советов участникам спора, но стараются помочь и облегчить сторонам взаимодействие друг с другом <1>. Необходимо согласие всех сторон на участие посредника (медиатора);
<1> Karmali A. The Influence of Sharia Norms of Dispute Settlement and International Law: The International Court of Justice, Room for Accommodation? // The International Journal of Arbitration, Mediation and Dispute Management. 2009. Vol. 75. No. 3. P. 323.
  1. добровольность участия каждой из сторон;
  2. посредник (медиатор) должен разъяснить сторонам их права и обязанности не только по отношению друг к другу, но и по отношению к Всевышнему;
  3. в случае необходимости медиатор (посредник) вправе встретиться с каждой стороной по отдельности. При этом посредник (медиатор) просит каждую из них объяснить, как она видит проблему и текущую ситуацию, а также ее развитие в будущем. Они также спрашивают, какие моменты не устраивают одну сторону спора в предложениях другой стороны;
  4. конфиденциальность посредничества (медиации), кроме случаев серьезного физического, психического или сексуального насилия, о котором медиатор обязан сообщить правоохранительным органам (если иное не оговорено отдельно).

Если стороны спора согласны заключить соглашение, медиатор назначает совместное заседание, которое проходит в несколько этапов:

  1. подготовительный этап, на котором медиатор объясняет порядок встречи, разъясняет основные правила, такие, как уважение друг к другу, обязанность выслушать другую сторону не прерывая и воздержание от оскорбительных замечаний или выражений;
  2. основной этап, в ходе которого каждая сторона вправе выражать свою позицию по данному делу. На этом этапе медиатор старается убедиться в том, что все стороны понимают суть разрешаемого спора и сказанное каждой из сторон. Медиатор обязан помогать обеим сторонам выявить и определить вопросы, которые должны быть разрешены в первую очередь. В результате у сторон должно сформироваться единое мнение по поводу решения спора;
  3. заключительный этап - составление и подписание соглашения. Как правило, оно оформляется в письменном виде и подписывается всеми сторонами спора, а также медиатором. Тем не менее это соглашение не является юридически обязательным и не может быть приведено в исполнение в судебном порядке, если стороны решили не придавать ему юридическую силу.

В отличие от западной модели медиации исламская система медиации отличается тем, что закрепляет религиозные принципы. Таким образом, медиация запрещена:

<1> Lippman M., McConville S., Yerushalmi M. Islamic Criminal Law and Procedure: An Introduction. Praeger Publishers, 1988. P. 43.

Примечательно, что представители четырех мусульманских правовых школ (Ханифи, Малики, Ханбали, Шафии) считают, что участие в договорах, в которых применяется ростовщичество или фигурируют азартные игры, ничтожно в силу исламского законодательства (шариата) и является уголовным преступлением, подлежащим наказанию.

Кроме того, медиация должна применяться при разрешении споров только в дозволенных видах деятельности (halal) и быть полезной (tahir).

Наконец, исламский закон (шариат) основывается на принципе добровольности исполнения достигнутого соглашения. Некоторые законы излагают обязательства (wajb) и запреты (haram), а другие - рекомендации (mandub) и неодобряемые деяния (mahruh) <1>.

<1> В исламском праве принято дифференцировать предписания по нескольким ступеням: фард (fard) - поступки и нормы поведения, включая нормы благочестия и ритуальные действия, которые предписано выполнять и соблюдать как религиозные заповеди (см.: Боголюбов А.С. Фард // Ислам: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.М. Прозоров. М., 1991. С. 252); вэжиб (wajb) - обязательное в шариате правило, имеющее веские доказательства, однако не столь веские, как у фарда (см.: Ализаде А. Исламский энциклопедический словарь. Ансар, 2007); харам (haram) - запретные действия, приравненные к греху; мандуб (mandub) - действия, которые строго не предписаны шариатом, но совершение которых высоко почитается в исламе; макрух (mahruh) - тип поступков и действий в исламе, не являющихся нарушением правовых норм шариата, но осуждаемых с моральных позиций.

Считается, что обязательность мирового соглашения обеспечивается нормами шариата, игнорирование которого неразумно и приравнивается к правонарушению, влекущему более строгое наказание в загробном мире.

Рассматривая медиацию в странах мусульманского мира, можно сделать акцент на ее четком применении судами в Саудовской Аравии.

В правовой системе Саудовской Аравии медиация применяется в качестве основного, а не просто удобного способа разрешения спора <1>.

<1> Iqbal W. Dialogue and the Practice of Law and Spiritual Values: Courts, Lawyering and ADR: Glimpses into the Islamic Tradition // Fordham Urban Law Journal. 2001. Vol. 28. Issue 4. P. 1041.

Примечательно, что профессиональные юристы (например, адвокаты) привлекаются к участию в медиации только в случае отсутствия у одной из сторон своего посредника, но только как защитники. Медиация опирается на систему мусульманских судей - кади <1>. Их роль сводится к тому, чтобы максимально защитить стороны от возможных недобросовестных действий по отношению друг к другу и провести процедуру медиации в судебном процессе с вынесением решения.

<1> Кади - мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата (см.: Боголюбов А.С. Кади // Ислам: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.М. Прозоров. С. 125).

Кади в правовой системе Саудовской Аравии не просто является судьей, но в какой-то мере выступает в качестве посредника или примирителя. Например, если кади считает, что урегулирование или компромисс даст справедливый результат, он будет стремиться (иногда даже насильно) убедить стороны, стоящие перед ним, прийти к соглашению или урегулировать свои споры мирным путем.

Отдельная система медиации выстроена в Малайзии. Малайзийское общество легко признает, что споры, в частности семейные, неизбежны и существует система религиозных и культурных принципов, способствующих урегулированию спора. Уровень гражданского правосознания малайзийского общества настолько высок, что оно осуждает людей, которые не пытаются избежать или предотвратить конфликт путем досудебного урегулирования. В Малайзии акцент при применении медиации делается на оперативности и сглаживании негативных последствий возникших споров. Сам процесс медиации включает в себя три последовательно сменяющихся механизма. Первый механизм: конфликтующие стороны выбирают консультанта, который должен установить связь между участниками спора и предложить им варианты того, как лучше урегулировать свои разногласия в свете исламского права или установленных правовых принципов.

Второй механизм: конфликтующие стороны обращаются к кади, который по сути является арбитром, но зачастую он отказывается от единоличного вынесения решения и вместо этого помогает спорящим сторонам прийти к консенсусу в споре. Поступая таким образом, кади выступает в качестве посредника.

Третьи механизм - шариатский судья. Несмотря на формальности и процессуальную строгость, характеризующие судебное разбирательство, судья иногда поощряет истцов выработать компромиссы в зале суда или за его пределами; тогда судебный процесс превращается в посреднические сессии. Как следствие, вынесенное судебное решение в действительности представляет собой закрепление результата медиации, оглашенного в официальной обстановке <1>.

<1> Hassan S.Z.S., Cederroth S. Managing Marital Disputes in Malaysia: Islamic Mediators and Conflict Resolution in the Shariah Courts. Curzon Press, 1997.

Посредничество занимает очень важное место в исламском праве, поскольку оно более предпочтительно, чем судебные и арбитражные разбирательства. Концептуально исламский закон стремится избежать возможности конфликта как последствия нежелательного действия.

Именно эта широко практикуемая в исламском мире концепция уже просочились на западный континент, а также в Индию и применяется для эффективного разрешения споров.

References

Said A.A., Funk N.C. The Role of Faith in Cross-Cultural Conflict Resolution (http://www.gmu.edu/programs/icar/pcs/ASNC83PCS.htm).

Surah al-Baqarah (2:178) // The Holy Qur'an: Text, Translation and Commentary by A. Yusuf All. New Revised Edition. Amana Corporation, 1989.

Kemicha F. The Approach to Mediation in the Arab World // Conference on Mediation (March 29, 1996, Geneva, Switzerland) (http://www.wipo.int/amc/en/events/conferences/1996/kemicha.html).

Karmali A. The Influence of Sharia Norms of Dispute Settlement and International Law: The International Court of Justice, Room for Accommodation? // The International Journal of Arbitration, Mediation and Dispute Management. 2009. Vol. 75. No. 3. P. 323.

Lippman M., McConville S., Yerushalmi M. Islamic Criminal Law and Procedure: An Introduction. Praeger Publishers, 1988. P. 43.

Bogolyubov A.S. Fard // Islam: entsiklopedicheskii slovar' [Islam: Encyclopedic Dictionary] (in Russian) / Ed. by S.M. Prozorov. M., 1991. P. 252.

Iqbal W. Dialogue and the Practice of Law and Spiritual Values: Courts, Lawyering and ADR: Glimpses into the Islamic Tradition // Fordham Urban Law Journal. 2001. Vol. 28. Issue 4. P. 1041.

Bogolyubov A.S. Kadi // Islam: Entsiklopedicheskii slovar' [Islam: Encyclopedic Dictionary] (in Russian) / Ed. by S.M. Prozorov. M., 1991. P. 252.

Hassan S.Z.S., Cederroth S. Managing Marital Disputes in Malaysia: Islamic Mediators and Conflict Resolution in the Shariah Courts. Curzon Press, 1997.