Мудрый Юрист

Реформирование налогового законодательства. Налог на доходы физических лиц

Е.В. ВИГОВСКИЙ

Виговский Евгений Владимирович, советник налоговой службы III ранга.

О правах физических лиц

Нормотворческая законодательная активность в совершенствовании налогового законодательства успешно продвигается вперед.

Ряд принятых Государственной Думой Российской Федерации федеральных законов внесли существенные поправки в Налоговый кодекс.

Только в течение 2004 г. в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены более 8 поправок.

Существенные изменения претерпели поправки в Кодекс, внесенные Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", о правах налогоплательщиков, которыми являются также и физические лица.

Согласно статье 21 НК РФ налогоплательщики будут иметь право:

Предоставление данной информации является также и обязанностью налоговых органов (пп. 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ);

Следует отметить, что в связи с введением в Кодекс статьи 34.2 "Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов" Министерство финансов Российской Федерации также уполномочено давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, также обязаны давать письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Все налогоплательщики, включая и физических лиц, вправе обращаться и получать соответствующие разъяснения.

Согласно пп. 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика, в том числе и физического лица, в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)).

Определение доходов физических лиц и порядок уплаты налога изменены

Отдельно вышеуказанным Федеральным законом определены доходы налогоплательщиков и физических лиц.

Так, согласно пункту 1 статьи 42 НК РФ доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации в соответствии с главами "Налог на прибыль организаций", "Налог на доходы физических лиц" настоящего Кодекса.

Если положения Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В аналогичном порядке в указанных доходах определяются доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации (пункт 2 статьи 42 НК РФ).

Иначе изложена статья 45 НК РФ, которая дополнена абзацем о направлении налогоплательщику требования по уплате налога.

Так, согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, также и физическим лицом, с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Кроме того, налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований (пункт 2 статьи 45 НК РФ).

По вопросу исчисления налоговой базы для индивидуальных предпринимателей физических лиц законодатель установил следующее.

Индивидуальные предприниматели должны исчислять налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен и дополнен пункт 2 статьи 61 НК РФ.

Изменение порядка уплаты налога и сбора допускается в определенном порядке.

Так, согласно пункту 2 статьи 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном главой 9 Кодекса, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, законами субъектов Российской Федерации о бюджете - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов муниципальных образований - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются также в отношении изменения срока уплаты налога в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности финансовых органов, предусмотренные настоящей главой (пункт 7 статьи 61 НК РФ).

Однако, несмотря на существенные изменения, внесенные в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации, практически неизменным остался подпункт 28 статьи 217 НК РФ.

Именно не претерпели изменения в части освобождения от налогообложения видов доходов физических лиц на суммы доходов, не превышающих 2000 рублей за налоговый период (год) сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.

Можно привести следующий пример расчета уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.

Пример N 1: Физическое лицо по основному месту работы имело совокупный доход (заработную плату) без налогообложения за 2004 год в размере 144000 рублей. В марте по основному месту работы работнику была оказана материальная помощь в размере 14000 рублей, в октябре 2004 года в размере 2000 рублей. Работник работал по совместительству, и его доход составил за 2004 год 100000 рублей (без налогообложения).

  1. В совокупный доход работника необходимо включить полученные им доходы, как по основному месту работы, так и по совместительству:

144000 рублей + 14000 рублей + 2000 рублей + 100000 рублей = 260000 рублей.

  1. Доход, подлежащий налогообложению по основному месту работы, составит за 2004 год в сумме:

160000 рублей - 2000 рублей (доход, освобожденный от налогообложения) = 158000 рублей.

  1. Необходимо удержать налог на доходы с физического лица по основному месту работы в 2004 году:

158000 рублей х 0,13% = 20540 рублей.

Полномочия представительных (законодательных) органов власти

Другим из важных принятых законов стал Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах".

Данным Законом существенно поправлена часть 1 Кодекса.

Расширены полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов.

Представительные органы муниципальных образований наделены правом издавать нормативно-правовые акты о налогах.

Так, согласно внесенным изменениям в пункт 4 статьи 12 НК РФ, местными налогами теперь будут признаваться налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если, как подчеркнул законодатель, иное не предусмотрено данным пунктом и пунктом 7 статьи 12 НК РФ.

До сегодняшнего времени в Налоговый кодекс Российской Федерации не введен в качестве самостоятельной главы Кодекса "Налог на имущество физических лиц", который в виде отдельного закона действует и применяется до настоящего времени. (Закон Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ) "О налогах на имущество физических лиц").

Поэтому, как предусмотрено Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ, в скором времени в Кодексе появятся отдельные главы по налогу на имущество физических лиц и другим налогам.

Об установлении и введении земельного налога и налога на имущество физических лиц

Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ внесены ряд изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации.

В отношении земельного налога и налога на имущество физических лиц законодатель установил и значительно расширил территориальные образования, где будут вводиться в действие и прекращать свое действие данные налоги.

Пунктом 4 статьи 12 НК РФ установлено, что земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи Кодекса.

Для физических лиц особую конкретизацию принесли изменения о введении в действие земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Примечание: Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ установлено, что пункт 7 статьи 1 настоящего Федерального закона в части абзаца третьего пункта 4 статьи 12 НК РФ со дня вступления в силу данного Федерального закона и до 1 января 2006 года применяется исключительно в части полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, по установлению земельного налога и налога на имущество физических лиц и принятию указанными представительными органами решений о введении в действие этих налогов, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года (пункт 2 статьи 7 данного документа).

О порядке установления и введения местных налогов в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге пунктом 4 статьи 12 НК РФ предусмотрено следующее.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются данным Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи Кодекса.

Кроме того, местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

С внесением изменений в статью 15 Кодекса земельный налог, также как и налог на имущество физических лиц, будет относиться к местным налогам, в связи с чем представительным органам муниципальных и иных образований Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ предоставлены ряд полномочий.

При установлении данных налогов должны соблюдаться определенные пунктом 4 статьи 12 НК РФ требования.

Так, при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт Петербурга) определяются в порядке и в пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются также Кодексом.

Налоговые льготы, основания и порядок их применения могут устанавливаться представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом.

Следует также отметить, что Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ изменена редакция пункта 4 статьи 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Пунктом 4 статьи 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

Следует иметь в виду, что до введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренных статьями 12 - 15 части первой НК РФ, ссылки в пункте 3 статьи 57 на положения указанного Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Существенные изменения в налоговом законодательстве связаны с принятием Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Вышеуказанным Федеральным законом часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена разделом X "Местные налоги", главой 31 "Земельный налог".

Особенности установления земельного налога, а также прекращение его действия определены статьей 387 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются не только организации, но и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Существенные элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения, налоговый и отчетные периоды, налоговые ставки и льготы по уплате земельного налога и другие регламентируются соответствующими статьями НК РФ.

Изменение налоговых ставок

Одним из обязательных элементов налогообложения доходов физических лиц являются налоговые ставки, которые также претерпели изменения в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ и Федерального закона от 20.08.2004 N 112-ФЗ.

В статью 224 Налогового кодекса Российской Федерации вышеуказанными Федеральными законами внесены изменения в редакцию пункта 2 данной статьи, а также введены дополнительно пункты 4 и 5.

Внесение дополнительных пунктов коснулось прежде всего изменений налоговой ставки в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций и в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием.

Так, согласно пункту 4 статьи 224 НК РФ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, законодателем установлена налоговая ставка в размере 9 процентов.

Налоговая ставка в размере 9 процентов установлена в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года (пункт 5 статьи 224 НК РФ).

В отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, в соответствии с требованиями пункта 3 данной статьи Кодекса налоговая ставка установлена в размере 30 процентов.

В случаях, если иное не предусмотрено статьей 224 НК РФ, налоговая ставка установлена в размере 13 процентов.

В связи с внесенными Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ изменениями в редакцию статьи 224 НК РФ применение налоговой ставки в размере 35 процентов по доходам, перечисленным в пункте 2 данной статьи Кодекса, необходимо и целесообразно представить в виде следующей таблицы.

N п/п 
                             Виды доходов                                   
1.    
- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах,    
играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части
превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ;
2.    
- страховых выплат по договорам добровольного страхования, в части          
превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 213 НК РФ;
3.    
- процентных доходов по вкладам в банках, в части превышения суммы,         
рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены
проценты по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов,
внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9 процентов годовых по вкладам в
иностранной валюте;
4.    
- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных     
(кредитных) средств, в части превышения размеров, указанных в пункте 2
статьи 212 НК РФ, за исключением доходов в виде материальной выгоды,
полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками
целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций
Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое
строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого
дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов,
подтверждающих целевое использование таких средств.

Порядок исполнения поручений на перечисление налогов и сборов. Постановка на учет

Практически неизменным остался порядок исполнения поручений на перечисление банками налогов и сборов налогоплательщиками и решений об их взыскании.

Однако в связи с внесенными изменениями может быть продлен срок для исполнения поручения на уплату налога.

Так, согласно пункту 2 статьи 60 НК РФ поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При предъявлении в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), физическим лицом поручения на перечисление налога течение срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, для исполнения банком поручения на перечисление налога продлевается на время доставки в установленном порядке такого поручения организацией связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ изменен порядок постановки на учет и снятия с учета физических лиц.

Так, согласно пункту 2 статьи 84 Кодекса налоговый орган обязан осуществить постановку на учет, в частности, физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса, в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет в налоговом органе.

Формы таких уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При этом налоговый орган, осуществивший постановку на учет индивидуального предпринимателя, обязан выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 данного Кодекса.

Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, который утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Некоторые доходы, не подлежащие налогообложению

Федеральным законом от 20.08.2004 N 103-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" изменена редакция пункта 10 данной статьи, а также дополнен пункт 28 статьи 217 НК РФ.

В связи с внесением изменений в пункт 10 изменен порядок оказания помощи инвалидам за их лечение и медицинское обслуживание.

Так, согласно данному пункту не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, суммы, уплаченные также и общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений, как и ранее, соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

При этом указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями и (или) общественными организациями инвалидов медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения также и в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на вышеуказанные цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков - физических лиц в учреждениях банков.

В соответствии с пунктом 28 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, не превышающие 2000 рублей, полученные суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов.

Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" внесены изменения также и в предоставление стандартных налоговых вычетов.

Имущественные налоговые вычеты конкретизированы

Существенные изменения внесены в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

В новой редакции НК РФ изложена статья 220 Кодекса о предоставлении имущественных налоговых вычетов.

Несмотря на внесенные изменения в статью 220 НК РФ, остались неизменными суммы от продажи имущества, которые при определенных условиях позволяют получить имущественные вычеты в размерах 1000000 рублей и 125000 рублей.

Изменения редакции пп. 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ коснулись прежде всего продажи приватизированных жилых помещений и сроков, в течение которых определенное имущество находилось в собственности физических лиц.

Так, согласно новой редакции пп. 1 пункта 1 данной статьи при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 НК РФ налогоплательщик - физическое лицо имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1000000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125000 рублей. При продаже жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

Пример N 2: Отец и сын имели в совместной собственности однокомнатную приватизированную квартиру, находившуюся в собственности более 3 лет. Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 1900000 рублей. С целью улучшения жилищных условий отцом и сыном квартира была продана. Отец по основному месту работы имел за 2004 год доход в размере 240000 рублей без учета налога на доходы физических лиц. Сын не имеет места работы и является учеником школы.

  1. Необходимо определить налогооблагаемую базу по месту работы отца.

Налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц составляет:

240000 х 0,13% = 208000 рублей.

  1. Имущественный налоговый вычет за 2004 год составляет до 1000000 рублей.
  2. Налоговая база у отца составляет сумму в размере:

208000 рублей + 1900000 рублей = 2108000 рублей.

  1. Имущественный налоговый вычет отца составляет:

2108000 рублей - 1900000 рублей = 208000 рублей.

Пример N 3: Муж и жена имели в долевой собственности приватизированную однокомнатную квартиру, которая находилась в собственности более 6 лет. Доля мужа и жены составляет по 1/2. Стоимость квартиры составляет 1950000 рублей. С целью улучшения жилищных условий квартира была продана за 1950000 рублей.

Доход мужа по основному месту работы составил 240000 рублей. Совокупный доход жены составил по основному месту работы 120000 рублей.

  1. Необходимо определить доли мужа и жены от стоимости квартиры.

Доля мужа и жены от стоимости квартиры составляет:

1950000 : 1/2= 975000 рублей.

  1. Налогооблагаемая база по налогу с доходов физических лиц мужа и жены по основному месту работы составляет:

мужа - 240000 рублей х 0,13% = 31200 рублей;

240000 рублей - 31200 рублей = 208800 рублей;

жены - 120000 рублей х 0,13% = 15600 рублей;

120000 рублей - 15600 рублей = 104400 рублей.

  1. Доход мужа составляет:

975000 рублей + 208800 рублей = 1183800 рублей.

  1. Доход жены составляет:

975000 рублей + 104400 рублей = 1079400 рублей.

  1. Имущественный налоговый вычет у мужа составляет:

1183800 рублей - 975000 рублей = 2088000 рублей.

  1. Имущественный налоговый вычет у жены составляет:

1079400 рублей - 975000 рублей = 104400 рублей.

Совершенно новым в данном подпункте является в настоящее время предоставление имущественного налогового вычета при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации.

При продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик также вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Пример N 4: Физическое лицо является одним из учредителей ООО. Имущество в Уставном капитале Общества составляет 8000000 рублей. Учредитель владеет 1/2 долей общества. Имеются документы, подтверждающие их реализацию, полученный доход и расходы. Полученные доходы и расходы от продажи доли равнозначны. Физическое лицо работает в обществе в качестве заместителя генерального директора. Совокупный доход за 2004 год составил 360000 рублей.

  1. Необходимо определить доход, полученный от реализации 1/2 доли:

8000000 рублей : 1/2 = 4000000 рублей.

  1. Налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц составляет:

360000 рублей х 0,13% = 46800 рублей.

  1. Доход физического лица по основному месту работы после налогообложения составляет:

360000 рублей - 46800 рублей = 313200 рублей.

  1. Совокупный доход с учетом реализованной доли в ООО составляет:

4000000 рублей + 313200 рублей = 4313200 рублей.

  1. Вычет составляет:

4313200 рублей - 4000000 рублей = 313200 рублей.

Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ коренным образом изменен подпункт 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, что нашло свое отражение не только в конкретизации фактических расходов на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем, но и детализации фактических расходов на приобретение квартиры, а также доли или долей.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты предоставляются в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.

Вышеуказанные расходы можно представить в виде следующей таблицы.

---------------------------------------T--------------------------------------------¬
¦Фактические расходы на новое ¦Фактические расходы на приобретение ¦
¦строительство либо приобретение ¦квартиры или доли (долей): ¦
¦жилого дома или доли (долей): ¦ ¦
+--------------------------------------+--------------------------------------------+
¦- расходы на разработку проектно- ¦- расходы на приобретение квартиры или прав ¦
¦сметной документации; ¦на квартиру в строящемся доме; ¦
+--------------------------------------+ ¦
¦- расходы на приобретение строительных¦ ¦
¦и отделочных материалов; ¦ ¦
+--------------------------------------+ ¦
¦- расходы на приобретение жилого дома,¦ ¦
¦в том числе не оконченного +--------------------------------------------+
¦строительством; ¦- расходы на приобретение отделочных ¦
+--------------------------------------+материалов; ¦
¦- расходы, связанные с работами или ¦ ¦
¦услугами по строительству (достройке ¦ ¦
¦дома, не оконченного строительством) ¦ ¦
¦и отделке; ¦ ¦
+--------------------------------------+--------------------------------------------+
¦- расходы на подключение к сетям ¦- расходы на работы, связанные с отделкой ¦
¦электро-, водо-, газоснабжения и ¦квартиры. ¦
¦канализации или создание автономных ¦ ¦
¦источников электро-, водо-, ¦ ¦
¦газоснабжения и канализации. ¦ ¦
+--------------------------------------+--------------------------------------------+
¦Примечание. Принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного дома ¦
¦или отделку приобретенной квартиры возможно в том случае, если в договоре, на ¦
¦основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение ¦
¦не завершенных строительством жилого дома или квартиры (прав на квартиру) без ¦
¦отделки или доли (долей) в них. ¦
L------------------------------------------------------------------------------------

Следует отметить, что внесенные в данный подпункт изменения ограничивают общий размер налогового вычета.

Так, общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 1000000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.

Порядок предоставления имущественного налогового вычета

Подтверждением прав физического лица на имущественный налоговый вычет является не только ряд документов, но и прежде всего заявление налогоплательщика.

Прежде всего имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику только на основании его письменного заявления, платежных документов, которые должны быть оформлены в установленном порядке и подтверждать факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам. Должны быть представлены также квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца, а также другие документы.

В соответствии с пп. 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ другими документами, которые предоставляются налогоплательщиком - физическим лицом, являются:

Пример N 5: Мужем и женой предоставлены необходимые документы при приобретении квартиры в строящемся доме в долевую собственность. Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 1200000 рублей. Мужем приобретена доля стоимости квартиры в размере 2/3, женой - 1/3 доли. Муж имел годовой доход после налогообложения по месту основной работы за 2004 год в размере 100000 рублей. Жена в размере 200000 рублей.

  1. Необходимо определить стоимость доли квартиры мужа и жены.

Стоимость доли мужа в размере 2/3 от стоимости квартиры составляет:

1200000 рублей : 2/3= 800000 руб.

Стоимость доли жены в размере 1/3 от стоимости квартиры составляет:

1200000 рублей : 1/3= 400000 руб.

Примечание. Налоговая база у мужа и жены составляет 0 рублей (основание - пункт 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно данному пункту статьи 210 НК РФ в случае, если сумма вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 данного Кодекса, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю.

Необходимо отметить на данном примере, что в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ и внесенными изменениями при приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).

Данным Федеральным законом существенно не изменены условия, когда имущественный вычет не может быть предоставлен.

Так, имущественный налоговый вычет не может быть предоставлен согласно вышеуказанному подпункту в следующих случаях:

Согласно пункту 1 статьи 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, в частности:

Примечание: Повторное предоставление физическому лицу налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, не допускается. Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Как уже ранее было отмечено, имущественные налоговые вычеты могут быть предоставлены физическому лицу только на основании его письменного заявления.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты (за исключением имущественных налоговых вычетов по операциям с ценными бумагами) предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода (года), в случаях если иное не предусмотрено статьей 220 Кодекса.

При определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами имущественный налоговый вычет предоставляется в порядке, который установлен статьей 214.1 данного Кодекса.

Следует отметить, что статья 220 НК РФ дополнена пунктом 3, в котором конкретно изложен порядок предоставления имущественного налогового вычета у налогового агента.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) налогов (пункт 1 статьи 24 НК РФ).

Необходимо иметь в виду, что имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, могут быть предоставлены до окончания срока налогового периода, которым является год.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 220 НК РФ в вышеуказанных случаях данные налоговые вычеты могут быть предоставлены физическому лицу до окончания налогового периода при его обращении к работодателю - налоговому агенту при условии подтверждения права физического лица на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Условия, при которых могут быть предоставлены налоговые вычеты, законодателем существенно ограничены.

Так, физическое лицо - налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета только у одного налогового агента по своему выбору.

При этом налоговый агент может предоставить данный вычет только при получении от физического лица подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданный налоговым органом.

В случае подачи физическим лицом в налоговый орган письменного заявления, документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, право на получение физическим лицом имущественного налогового вычета у налогового агента должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи заявления и документов.

Необходимо отметить, что права физических лиц на предоставление имущественного налогового вычета, внесенные Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ, существенно защищены.

На практике доходы, полученные физическим лицом у налогового агента, а также сумма имущественного налогового вычета могут не совпадать.

В данном случае законодателем установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма дохода физического лица - налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, который определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, физическое лицо имеет право на получение имущественного налогового вычета в порядке, который предусмотрен пунктом 2 данной статьи Кодекса.

Об учете доходов налогоплательщиков - физических лиц

Изменения, внесенные в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ и Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ, также внесли коррективы и в редакцию статьи 230 НК РФ "Обеспечение соблюдения положений настоящей главы".

Это, прежде всего, связано с изменениями структуры федеральных органов исполнительной власти и проведенной административной реформой, в том числе с изменением функций Министерства финансов Российской Федерации и Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, функции которого в настоящее время продолжают находиться в ведении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Согласно требованиям статьи 230 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает форму, в соответствии с которой налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде.

Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок, в соответствии с которым налоговые агенты представляют сведения в налоговый орган по месту своего учета о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций.

В соответствии с пунктом 2 данной статьи Кодекса налоговые органы обязаны направить вышеуказанные сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц.

При этом налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей места нахождения организаций могут предоставлять отдельным организациям право представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях.

Основы правовых взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков должны строиться не только во взаимосвязи прав и обязанностей хозяйствующих субъектов и налоговых органов, определяемых действующим законодательством о налогах. В первую очередь они должны быть связаны с правовой основой деятельности обоих субъектов налогового отношения, и особенно, - налоговых органов Российской Федерации.

Так, налоговые агенты должны выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 230 НК РФ).

Налоговые органы осуществляют контроль за уплатой физическими лицами налога на доходы физических лиц и представлением налогоплательщиками, в предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации случаях и по истечении налогового периода, налоговых деклараций.

Реформирование налогового законодательства продолжается.

Вступление федеральных законов в законную силу

N   
п/п
 Название федерального закона и 
его номер
     Дата    
опубликования
  Дата и особенности вступления 
федерального закона в силу
1.  
Федеральный закон от 29.06.2004 
N 58-ФЗ "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты
Российской Федерации и
признании утратившими силу
некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по
совершенствованию
государственного управления"
01.07.2004   
Данная редакция действует до    
01.01.2005.
Вступил в силу с 01.07.2004 (за
исключением ст. ст. 54,62,
вступивших в силу по истечении
одного месяца со дня
официального опубликования)
(статья 81 ФЗ)
2.  
Федеральный закон от 29.07.2004 
N 95-ФЗ "О внесении изменений в
части первую и вторую
Налогового кодекса Российской
Федерации и
признании утратившими силу
некоторых законодательных
актов (положений
законодательных актов)
Российской Федерации о налогах
и сборах"
03.08.2004   
Вступает в силу в соответствии  
со ст. 7 данного документа.
Вступает в силу с 01.01.2005, но
не ранее чем по истечении одного
месяца со дня его официального
опубликования
3.  
Федеральный закон от 20.08.2004 
N 103-ФЗ "О внесении изменений в
статью 217 части второй
Налогового кодекса Российской
Федерации"
25.08.2004   
Вступает в силу с 01.01.2005    
(статья 2 данного документа)
4.  
Федеральный закон от 20.08.2004 
N 112-ФЗ "О внесении изменений
в статьи 220, 224 Налогового
кодекса Российской Федерации"
25.08.2004   
Вступает в силу с 01.01.2005, но
не ранее чем по истечении одного
месяца со дня его официального
опубликования (статья 2 данного
документа)
5.  
Федеральный закон от 22.08.2004 
N 122-ФЗ "О внесении изменений
в законодательные акты
Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием
Федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих
принципах организации
законодательных (представитель-
ных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации"
31.08.2004   
Вступает в силу с 01.01.2005    
6.  
Федеральный закон от 29.12.2004 
N 204-ФЗ "О внесении изменений
в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации"
31.12.2004   
Вступает в силу по истечении    
одного месяца со дня его
официального опубликования и
распространяется на
правоотношения, возникшие с
01.01.2005, за исключением
положений, для которых
настоящим Федеральным законом
предусмотрен иной порядок
вступления в силу
7.  
Федеральный закон от 29.12.2004 
N 203-ФЗ "О внесении изменений
в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации"
31.12.2004   
Вступает в силу по истечении    
одного месяца со дня его
официального опубликования.
Действие настоящего Федерального
закона распространяется на
правоотношения, возникшие с
1 января 2005 года
8.  
Федеральный закон от 30.12.2004 
N 212-ФЗ "О внесении изменений
в статьи 212 и 217 части второй
Налогового кодекса Российской
Федерации, а также о признании
утратившей силу статьи 3
Федерального закона "О внесении
изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской
Федерации, изменения в статью
19 Закона Российской Федерации
"Об основах Налоговой системы
в Российской Федерации", а также
о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов
Российской Федерации"
31.12.2004   
Вступает в силу по истечении    
одного месяца со дня его
официального опубликования.
Действие пункта 1 и абзаца
второго пункта 2 статьи 1,
статьи 2 настоящего Федерального
закона распространяется на
правоотношения, возникшие с 1
января 2005 года.
Действие абзацев третьего -
шестого пункта 2 статьи 1
настоящего Федерального закона
распространяется на
правоотношения, возникшие
с 1 января 2004 года

Изменения в определении налоговой базы

Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" изменена редакция статьи 213 НК РФ, утратил силу пункт 2, 5, 6 данной статьи. В новой редакции изложен пункт 3 статьи 213 НК РФ.

Глава 23 данного Кодекса дополнена новой статьей 213 прим.1.

Так, согласно пункту 3 статьи 213 НК РФ при определении налоговой базы будут учитываться суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц.

С дополнением Кодекса статьей 213 прим.1 НК РФ определены особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемыми с негосударственными пенсионными фондами.

В пункте 1 данной статьи Кодекса перечислены случаи, которые не учитываются при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемыми с негосударственными пенсионными фондами.

При определении налоговой базы, в частности, не учитываются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации; накопительная часть трудовой пенсии.

Не учитываются также суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу.

Перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, не является исчерпывающим.

Указанные в пункте 2 статьи 213 прим.1 НК РФ суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенными организациями и иными работодателями с российскими негосударственными пенсионными фондами, а также суммы пенсий, выплачиваемые физическим лицам по заключенным самостоятельно физическими лицами договорам негосударственного пенсионного обеспечения должны учитываться при определении налоговой базы.

При определении налоговой базы учитываются также денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, при расторжении договоров негосударственного обеспечения.

Указанные в пункте 2 данной статьи Кодекса суммы подлежат налогообложению у источника выплаты.

Стандартные налоговые вычеты

Другим Федеральным законом от 29.12.2004 N 203-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в совершенно новой редакции изложен подпункт 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

Согласно пункту 1 данной статьи Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение ряда стандартных налоговых вычетов, в том числе и предоставляемых на каждого ребенка.

В связи с изменением редакции подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ в 2 раза увеличился размер стандартного налогового вычета на детей (с 300 рублей до 600 рублей), а также размер дохода налогоплательщика (с 20000 рублей до 40000 рублей), когда налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом не применяется.

Налоговый вычет в размере 600 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на:

В отношении детей в возрасте до 18 лет, а также в отношении учащихся по различным формам обучения законодатель установил следующее.

Налоговый вычет должен производиться на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов родителей, опекунов или попечителей, приемных родителей.

Налоговый вычет удваивается, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, а также, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.

Данным пунктом предусмотрены также и иные случаи, когда налоговый вычет может производиться в двойном размере.

Вышеуказанные налоговые вычеты могут быть предоставлены на основании письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данные налоговые вычеты. Налоговые вычеты могут предоставляться также и иностранным физическим лицам.

Следует отметить, что налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Отдельные виды доходов, не подлежащие налогообложению

В статье 217 НК РФ определены виды доходов физических лиц, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

В данную статью Кодекса продолжительное время не было внесено существенных изменений.

В связи с принятием Федерального закона от 30.12.2004 N 212-ФЗ были внесены изменения в изложение редакции пункта 19 данной статьи Кодекса.

Так, согласно пункту 19 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, полученные акционерами от акционерных обществ или других организаций.

В частности, акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных ими акций (долей, паев), распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций.

Кроме того, в виде разницы между новой и первоначальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале.

Не подлежат также налогообложению доходы, полученные акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций при реорганизации, предусматривающей распределение акций (долей, паев) создаваемых организаций среди акционеров (участников, пайщиков) реорганизуемых организаций и (или) конвертацию (обмен) акций (долей, паев) реорганизуемой организации в акции (доли, паи) создаваемой организации либо организации, к которой осуществляется присоединение, в виде дополнительно и (или) взамен полученных акций (долей, паев).

Изложенные в настоящей статье изменения действующего налогового законодательства в налогообложении физических лиц позволят руководителям предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, бухгалтерским службам руководствоваться в практической деятельности.