Мудрый Юрист

Актуальность выработки криминалистической характеристики преступлений коррупционной направленности в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Крюкова Нина Ивановна, заведующий кафедрой уголовного права и процесса РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор юридических наук.

Алиева Гюнай Аладдиновна, аспирант кафедры уголовного права и процесса РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Анализ современной общественно-политической и экономической ситуации в России позволяет констатировать процесс внедрения коррупции во все сферы жизнедеятельности государства и общества. В этой связи в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации отмечено, что коррупция является одним из главных барьеров на пути нашего развития. Борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительных и судебных систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в т.ч. бытовым, проявлениям этого социального зла.

С учетом актуальности и важности данной позиции мы полагаем крайне необходимой постановку вопроса, имеющего как практическую, так и теоретическую значимость, - речь идет о совершенствовании тактических и методических основ раскрытия, расследования и предупреждения преступлений коррупционной направленности. На наш взгляд, криминалистическая характеристика указанной категории преступлений - это основа, практическая база криминалистически значимой информации, активное использование которой позволяет значительно активизировать деятельность правоохранительных органов.

Ключевые слова: криминалистическая характеристика, преступления, связанные с коррупцией, предварительное расследование, преступление коррупционной направленности, взятки, методика расследования преступлений.

Topicality of elaboration of criminalistic characteristics of crimes of corruptional character in the sphere of housing and communal economy

N.I. Kryukova, G.A. Alieva

Analysis of the current socio-political and economic situation in Russia allows us to conclude the process of introducing corruption in all spheres of state and society. In this regard, the President's Message to the Federal Assembly of the Russian Federation noted that corruption is one of the main obstacles to our development. Struggle against it must be maintained in all directions: from improving legislation, the law enforcement and judicial systems in education to the citizens of intolerance to any, including domestic manifestations of this social evil.

Given the urgency and importance of this position, we believe very necessary statement of the problem that has both practical and theoretical significance - it's about improving the tactical and methodical bases of detection, investigation and prevention of corruption crimes. In our opinion, forensic characterization of this category of crimes - is the foundation, practical base forensically important information, the active use of which can significantly intensify law enforcement activities.

Key words: criminalistic characterization, corruption-related crimes, preliminary investigation, crime of a corruption orientation, bribes, methodic of investigation of crimes.

Людей давно интересовал вопрос относительно того, какие именно действия предпринимает преступник, когда он подготавливает и осуществляет само преступление. В частности, объектом пристального внимания являлись средства, с помощью которых совершалось общественно опасное деяние, механизм его совершения, процесс сокрытия следов преступления и др. Наряду с такими преступлениями, как убийства, кражи, мошенничества, имело место преступление, которое мы сегодня называем коррупцией.

В настоящее время, обращая внимание на преступления в разных странах, выходящие, по статистике, на первые места по частоте совершения и общественной опасности, мы делаем вывод о том, что коррупцию можно поставить в один ряд с такими преступлениями, как международный терроризм, организованная преступность, наркоторговля. С данным явлением мы можем столкнуться в каждой категории преступлений, что и позволяет нам называть такие преступления преступлениями коррупционной направленности либо коррупционными преступлениями.

С учетом актуальности и важности данной позиции мы полагаем крайне необходимой постановку вопроса, имеющего как практическую, так и теоретическую значимость, - речь идет о совершенствовании тактических и методических основ раскрытия, расследования и предупреждения преступлений коррупционной направленности. На наш взгляд, криминалистическая характеристика указанной категории преступлений - это основа, практическая база криминалистически значимой информации, активное использование которой позволяет значительно активизировать деятельность правоохранительных органов.

Исследуя данный вопрос применительно к Российской Федерации, отметим, что с момента формирования основ противодействия коррупции (как правовых, так и организационных) современные системные, научно обоснованные и практически применимые рекомендации еще недостаточно разработаны для того, чтобы специалисты в области криминалистики могли сформировать универсальную методику расследования преступлений коррупционной направленности, включая частные методики расследования данных видов правонарушений, в т.ч. и преступлений коррупционной направленности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Вырабатыванию в рамках криминалистической науки практических рекомендаций по основам методики расследования преступлений коррупционной направленности в сфере жилищно-коммунального хозяйства сопутствует спрос практических работников правоохранительной структуры о наличии метода раскрытия и расследования преступлений указанной категории, который можно применять для установления истины по соответствующим уголовным делам.

Одним из примеров необходимости разработки такой методики является повышение роста преступлений коррупционной направленности. Обратившись к исследованиям судебно-следственной практики, проводимым С.П. Кушниренко и В.Д. Пристансковым <1>, мы видим, что подкуп должностных лиц, государственных служащих, обладающих авторитетом в силу службы и в корыстных целях злоупотребляющих правами и полномочиями, порождает преступные посягательства коррупционного характера.

<1> Кушниренко С.П., Пристансков В.Д. Комплексная характеристика коррупции и ее преступных проявлений. Обзор судебно-следственной практики. Грант Российско-американского центра по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. 2002. URL: www.jurfak.spb.ru.

Так, обратившись к данным Управления правовой статистики Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры РФ <2> за январь - июнь 2013 г., мы видим, что в соответствии с ним выявлено 29501 преступление коррупционной направленности, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных преступлений составил 2,6%. Число преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки), в Российской Федерации снизилось на 6,5% (с 4757 до 4449). Аналогичная тенденция снижения фактов получения взятки наблюдается в Камчатском крае (с 8 до 1; -87,5%), Новосибирской (с 207 до 48; -76,8%), Калужской (с 59 до 18; -69,5%) областях, Удмуртской Республике (с 37 до 12; -67,6%). Вместе с тем в отдельных регионах данный показатель, напротив, увеличился. Например, в Амурской области количество таких преступлений увеличилось с 1 до 10 (+900%), Сахалинской области - с 4 до 21 (+425%), Красноярском крае - с 45 до 147 (+226,7%). За истекший период число преступлений, предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки), на территории России увеличилось на 29,7% (с 1876 до 2434). В Тюменской области число преступлений данного вида возросло на 728,6% (с 7 до 58), Новосибирской области - на 440% (с 15 до 81), Республике Татарстан - на 433,3% (с 21 до 112).

<2> Состояние преступности в России. Управление правовой статистики Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры РФ за январь - июнь 2013 года. М., 2013. С. 6 - 7.

Статистика преступлений коррупционной направленности, уголовные дела по которым направлены в суд от их общего количества в Российской Федерации, выглядит следующим образом (в %). Количество предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде составило 24903. Преступлений коррупционной направленности - 89,52% уголовных дел, которые направлены в суд с обвинительным заключением. Из 3443 расследованных преступлений 95,61% уголовных дел, направленных в суд с обвинительным заключением, пришелся на получение взятки (ст. 290 УК РФ); 80,79% из 2244 преступлений пришлось на дачу взятки (ст. 291 УК РФ).

Из всех выявленных преступлений коррупционной направленности 425 преступлений выявлено сотрудниками следственных органов Следственного комитета РФ; 26965 - сотрудниками органов внутренних дел; 6 - сотрудниками таможенных органов. Из них расследовано 24903: сотрудниками следственных органов Следственного комитета Российской Федерации - 15496, сотрудниками органов внутренних дел - 9255.

По составам преступлений, предусмотренных ст. ст. 285, 290, 291 УК РФ, зарегистрировано в отчетном периоде 2317 преступлений, из них всего раскрыто 1592, не раскрыто 39. Динамика данных составов преступлений показывает, что их количество увеличилось на 22,7%, удельный вес от общего числа зарегистрированных преступлений составил 0,73%.

Еще одним примером необходимости разработки методики расследования является результат опроса, представленный А.В. Бычковым. Им приводятся данные о 160 следователях Следственного комитета РФ, показывающие, что большинству следователей (74%) неизвестны какие-либо, особенно современные, полноструктурные методики расследования преступлений коррупционной направленности. 65% респондентов среди недостатков известных им криминалистических методик указали на отсутствие рекомендаций по преодолению противодействия уголовному преследованию. Практические работники отметили действительно существенный недостаток имеющихся методик <3>.

<3> Бычков А.В. К проблеме противодействия уголовному преследованию по делам о коррупционных преступлениях // Криминалистическое обеспечение расследования преступлений коррупционной и экономической направленности: Материалы 52-х криминалистических чтений. М., 2011. Ч. 1. С. 33 - 34.

Вышеуказанные результаты схожи с проведенным нами анкетированием 110 следователей Следственного комитета Российской Федерации, который показал, что 81 следователь не знаком с методикой расследования этой категории преступлений, 29 из них дали положительный ответ. Респонденты пояснили о вероятном наличии методики расследования коррупционных преступлений в их следственном отделе, но в связи с большим объемом работы, а также нехваткой времени для изучения методик, рассылаемых СК РФ по своим структурным подразделениям, следователи этой методикой расследования не владеют. Материалы проверок и уголовные дела они расследуют, опираясь на личный опыт работы и наставления руководителя следственного отдела. При ответе на вопрос, касающийся владения следователями методики расследования преступлений коррупционной направленности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, все респонденты указали на отсутствие методики по расследованию данного вида преступлений, в связи с чем конкретными знаниями в этой области они не обладают.

Актуальность выработки криминалистической характеристики преступлений коррупционной направленности в сфере жилищно-коммунального хозяйства обусловлена явным ростом количества правонарушений в этой области и низким показателем в статистических данных по расследованию уголовных дел данной категории.

Правоохранительными органами устанавливаются факты злоупотребления со стороны коммунальных служб: в частности, необоснованное и незаконное завышение тарифов, получение и дача взяток, присвоение денег собственников жилых помещений, нецелевое использование бюджетных средств.

Так, по словам председателя московской Контрольно-счетной палаты Москвы Виктора Двуреченского <4>, жилищно-коммунальное хозяйство занимает лидирующую позицию по количеству нарушений бюджетной политики.

<4> Квартирный ряд. 2012. 27 сентября - 3 октября. N 36 (908). С. 8.

Граждане России даже без учета соответствующих статистических данных безошибочно указывают на эту тенденцию, что не может не беспокоить как представителей государственной власти, так и правоохранительных органов. Вместе с тем каждый из них выделяет в этой комплексной проблеме свой аспект.

Так, на рабочей встрече с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрием Кобылкиным Президент РФ Дмитрий Медведев обсудил вопросы реконструкции инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса региона. Основной темой встречи явилась проблема износа 50% инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Д. Кобылкин пояснил, что это связано с тем, что Ямало-Ненецкий автономный округ не может найти 45 млрд. руб. Он также сообщил, что обсудил совместно с Министром регионального развития В.Ф. Басаргиным программу, которая концентрирует управление в одних руках. Это, по его словам, стало бизнесом, и бизнесу сегодня это стало интересно <5>.

<5> Архив новостей за 12.04.2012. URL: www.kremlin.ru.

Но вот стало ли лучше и "интересно" жить гражданам? Обратимся к результатам наших исследований.

Одним из практических примеров может послужить статья в одной из еженедельных газет <6>, в которой опубликовано, что, по данным следствия, в 2010 г. в Новочебоксарске требовался ремонт крыши одного из жилых домов. Бешир Мубинов, руководитель ООО "Управляющая компания "Новэк", зная об этом, никаких действий по устранению проблемы не предпринимал. Также следствием выявлено, что ограждения на опасных участках лестничных клеток не установлены, работы по очистке крыши в зимний период не производились. По этой причине в январе 2011 г. 240 кв. метров ската крыши обрушилось и, как следствие, повлекло за собой нарушение системы отопления и освещения, затопление нескольких комнат. В феврале 2011 г. в результате падения в неогражденный оконный проем в подъезде скончался житель дома. Б. Мубинов признан виновным в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, повлекших смерть человека.

<6> Квартирный ряд. 2012. 26 июля - 1 августа. N 28 (900). С. 9.

Далее обратим внимание на работу Н.П. Бочарова, где в разделе "Минусы проводимой реформы" <7> им отмечается, что состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры не становится лучше, хотя в последнее время в этой сфере идет реформа, направленная на ее преобразование. Автором отмечается формальность в заключении договоров на обслуживание жилищно-коммунального хозяйства, а также низкий уровень качества обслуживания, не доходящего до уровня стандартов.

<7> Бочаров Н.П. Экономическое регулирование реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе интегрированной системы управления (ИСУ ЖКХ): Дис. ... канд. экон. наук. М., 2002. С. 40.

О формальности договорных отношений говорится и в работе А.В. Бедова <8>, где мы обнаруживаем сделанный им вывод о монополизации органами муниципальной власти сферы жилищно-коммунального хозяйства вследствие централизации административного управления. Отмечается, что между службой заказчика и исполнителем (подрядной организацией) не урегулированы отношения по оказанию коммунальных, эксплуатационных и иных услуг схожего характера. Данные услуги осуществляются муниципальными унитарными предприятиями, которые являются монополистами в указанном виде деятельности, т.к. полноценных конкурентных рынков управления и эксплуатации жилья не имеется. Если говорить о договорных отношениях с населением, то они отсутствуют практически повсеместно.

<8> Муниципальное управление: бюджет, активы, ЖКХ / Под ред. А.В. Бедова. М., 2002. С. 144 - 145.

Результатом существования данных тенденций является высокий уровень скрытой преступности в сфере жилищно-коммунального комплекса, ее "привлекательность" для реализации схем присвоения, мошенничества, нецелевого использования бюджетных средств, криминального банкротства и иных преступлений экономической направленности.

В рамках данной статьи мы обозначили лишь небольшие вехи, касающиеся актуальности выработки криминалистической характеристики указанной категории преступлений. Вместе с тем анализ отдельных научных исследований и, к сожалению, незначительной по объему практики убеждает нас в остроте обозначенной проблемы, решение которой потребует комплексного подхода.

Литература

  1. Бочаров Н.П. Экономическое регулирование реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе интегрированной системы управления (ИСУ ЖКХ): Дис. ... канд. экон. наук. М., 2002. С. 40.
  2. Бычков А.В. К проблеме противодействия уголовному преследованию по делам о коррупционных преступлениях // Криминалистическое обеспечение расследования преступлений коррупционной и экономической направленности: Материалы 52-х криминалистических чтений. М., 2011. Ч. 1. С. 33 - 34.
  3. Кушниренко С.П., Пристансков В.Д. Комплексная характеристика коррупции и ее преступных проявлений. Обзор судебно-следственной практики. Грант Российско-американского центра по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. 2002. URL: www.jurfak.spb.ru.
  4. Муниципальное управление: бюджет, активы, ЖКХ / Под ред. А.В. Бедова. М., 2002. С. 144 - 145.