Мудрый Юрист

Негосударственные структуры безопасности в гражданском обществе *

<*> Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2014 г.

Саранчук Юрий Михайлович, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра правовых основ развития государственного управления и гражданского общества Института проблем эффективного государства и гражданского общества, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

В статье приводится краткий обзор правовой основы деятельности негосударственных структур безопасности как элементов гражданского общества. Автор рассматривает различные формы участия и взаимодействия частных охранных организаций, частных детективов, казачьих обществ, граждан в обеспечении безопасности и охране общественного порядка.

Ключевые слова: гражданское общество, безопасность, охрана общественного порядка, негосударственные структуры безопасности, частная охранная организация, частный детектив, казачьи общества.

Nongovernmental structures of security in civil society

Y.M. Saranchuk

Saranchuk Yury Mikhailovich, candidate of juridical sciences, the leading scientific employee, of the Center for legal foundations for the development of public administration and civil society of Institute of problems of the effective state and civil society, the Financial University under the Government of the Russian Federation.

The article provides an overview of the legal framework of activities of non-state security structures as elements of civil society. The author considers various forms of participation and interaction of private security organizations, private detectives, the Cossack communities and citizens in ensuring the security and protection of public order.

Key words: civil society, security, protection of public order, non-state security structures, private security agency, peeper, Cossack communities.

Современная наука содержит множество различных подходов к рассмотрению сущности и структуры гражданского общества. Большинство из указанных подходов связано с реализацией прав и свобод человека и гражданина, объединений граждан негосударственными средствами. Важнейшую роль при этом играет выполнение каждой сформировавшейся институцией гражданского общества определенной социально значимой функции и взаимодействие с другими институциями (структурами) общества, одновременно подразумевается наличие активной позиции как со стороны структур гражданского общества, так и от органов власти <1>.

<1> См.: Бачило И.Л. Гражданское общество в зеркале информационной среды // Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву, 2007 г. М., 2008. С. 5 - 25; Устинович Е.С. Система взглядов и научных представлений относительно категории "гражданское общество" в современной российской правовой науке // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 45 - 48.

Значительный интерес в рассматриваемом вопросе представляет работа Л.Ю. Грудцыной, связанная с исследованием профессиональных юридических сообществ, оказывающих квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации, как элементов гражданского общества <2>. Автор условно подразделяет всю совокупность общественных отношений на три сферы: политическую (государственную) сферу, сферу отношений в рамках гражданского общества, сферу отношений частной (личной) жизни, - и определяет гражданское общество как совокупность общественных отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, религиозных) между индивидами и их объединениями, возникающих по поводу реализации гражданами своих прав и свобод и находящихся вне рамок политических (государственных) и частных (личных) отношений.

<2> Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / под ред. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор. 2008 // СПС "КонсультантПлюс".

Любое общество может эффективно функционировать только тогда, когда обеспечена защита жизненно важных интересов его субъектов, следовательно, к одной из социально значимых функций в гражданском обществе можно отнести и обеспечение безопасности, что подтверждается, например, положениями Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, приоритетной задачей которой провозглашается защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина <3>.

<3> СПС "КонсультантПлюс".

Современное российское законодательство не содержит определения понятия "безопасность" (определявший данное понятие Федеральный закон утратил силу), тем не менее Стратегия национальной безопасности (далее - Стратегия), утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537, содержит систему понятий в сфере национальной безопасности: национальные интересы Российской Федерации; угроза национальной безопасности; система обеспечения национальной безопасности; силы обеспечения национальной безопасности; средства обеспечения национальной безопасности <4>. Данный понятийный ряд можно спроецировать и на систему отношений в рамках гражданского общества.

<4> Российская газета. 2009. N 88. 19 мая.

Безусловно, государство выступает важнейшим элементом в системе обеспечения безопасности во всех сферах деятельности, однако в настоящее время в России сложилась достаточно мощная система негосударственных субъектов обеспечения безопасности (далее - НСБ) и ее эффективная деятельность во взаимодействии с государством во многом определяет уровень обеспечения безопасности в обществе.

По данным Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов по состоянию на 1 января 2012 г., в Российской Федерации фактически оказывают охранные услуги 24700 частных охранных организаций. Статус частного охранника имеют 678600 граждан Российской Федерации. Из них каждый второй имеет опыт государственной службы: в прошлом являлись сотрудниками органов внутренних дел 96600 человек, внутренних войск МВД России - 10100 человек, органов безопасности - 8400 человек, других правоохранительных органов - 7300 человек, военнослужащих Министерства обороны Российской федерации - 37300 человек. Частные охранные организации охраняют 542800 объектов различного назначения. В их числе промышленные предприятия, объекты кредитно-финансовой сферы, торговли, высшей и средней школы, дошкольные учреждения, объекты здравоохранения и т.д. Более 32500 охранных организаций заключили с органами внутренних дел соглашения о взаимодействии <5>.

<5> URL: http://www.rasi.ru/print.php?id=947&funky=print.

На наш взгляд, в составе НСБ можно выделить следующих субъектов: частные охранные организации, частные детективы, объединения граждан в сфере обеспечения безопасности и охраны общественного порядка, казачьи общества. Подробнее остановимся на рассмотрении роли и места указанных субъектов в обеспечении безопасности.

Частные охранные организации. Часть 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <6> определяет перечень услуг, которые разрешается предоставлять в целях охраны: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении; охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов; охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения.

<6> Российская газета. 1992. N 100. 30 апреля.

Следует отметить, что законодатель наряду с указанными выше услугами в сфере охраны предоставил право организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставления частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 27.12.2012) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" <7>. В соответствии с данными Правилами деятельность частной охранной организации регламентируется соглашением об обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим правоохранительным органом или его структурным подразделением. В соглашении об обеспечении правопорядка может предусматриваться порядок осуществления таких обязанностей, как участие работников частной охранной организации в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий; содействие работников частных охранных организаций в вызове дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охраной деятельности и др.

<7> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 506.

Частные детективы. Частью 1 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <8> в целях сыска разрешено предоставление следующих видов услуг: сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; поиск без вести пропавших граждан; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. Частные детективы могут заключать соглашение о содействии правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

<8> Российская газета. 1992. N 100. 30 апреля.

Объединения граждан в сфере обеспечения безопасности и охраны общественного порядка. Формы участия граждан в охране общественного порядка определены в Главе 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <9>: содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам; участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести; внештатное сотрудничество с полицией; участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (одной из форм такой деятельности является народная дружина).

<9> URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.04.2014).

Отдельно необходимо отметить участие граждан в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 N 100-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О добровольной пожарной охране" <10>, который предусматривает организацию деятельности добровольной пожарной охраны в формах: общественных объединений пожарной охраны - созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированных общественных объединений физических лиц и (или) юридических лиц, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ; общественных организаций пожарной охраны - основанных на членстве общественных объединений пожарной охраны, созданных физическими лицами и (или) юридическими лицами для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей; общественных учреждений пожарной охраны - не имеющих членства общественных объединений пожарной охраны, созданных в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях.

<10> Российская газета. 2011. N 98. 11 мая.

Казачьи общества. В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <11> под казачьими обществами понимаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

<11> Российская газета. 1996. N 14. 24 января.

Часть 4 ст. 5 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственной службе российского казачества" предоставляет право казачьим сообществам оказывать содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ; организовывать военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях; участвовать в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом. Добавим, что в соответствии со ст. 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 82 <12> войсковому казачьему обществу, внесенному в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, предоставлено право учреждения частной охранной организации.

<12> Российская газета. 2010. N 42. 2 марта.

Одним из принципов обеспечения безопасности является принцип взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности <13>. В этой связи следует отметить важную роль в координации деятельности НСБ и повышении эффективности взаимодействия НСБ с государственными органами, таких организаций как Общественная палата Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации. В структуре Общественной палаты Российской Федерации создана Комиссия по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов. В рамках работы комиссии проводятся слушания, круглые столы, посвященные месту и роли НСБ в системе обеспечения безопасности <14>. Одной из главных тем слушаний является выработка рекомендаций по дальнейшему развитию отрасли частного охранного бизнеса, реализация его миссии, под которой следует понимать создание безопасных условий для жизни человека и ведения бизнеса, предоставление качественных и комплексных услуг в сфере охраны и безопасности. При Торгово-промышленной палате Российской Федерации успешно действует Комитет по безопасности предпринимательской деятельности <15>, его целью является выработка идеологии защиты предпринимательской деятельности на основе единой концепции государственной политики и способствования созданию благоприятных условий для развития цивилизованной предпринимательской деятельности в России.

<13> Российская газета. 2010. 29 декабря.
<14> URL: http://www.rasi.ru/print.php?id=947&funky=print.
<15> URL: http://www.tpprf.ru/ru/interaction/committee/kombez/about/.

Литература

  1. Бачило И.Л. Гражданское общество в зеркале информационной среды // Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву, 2007 г. М., 2008.
  2. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / под ред. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор, 2008.
  3. Сагиндыкова А.Н. К проблеме взаимодействия полиции с частными охранными организациями в сфере охраны общественного порядка // Российский юридический журнал. 2012. N 3.
  4. Устинович Е.С. Система взглядов и научных представлений относительно категории "гражданское общество" в современной российской правовой науке // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 3.