Мудрый Юрист

Статус саморегулируемых организаций в свете реформы гражданского законодательства о юридических лицах

Петров Дмитрий Анатольевич, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Автор рассматривает вопросы изменения статуса саморегулируемых организаций в связи с принятием Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Ключевые слова: саморегулируемая организация, саморегулирование, правоспособность, ликвидация, ассоциация (союз), некоммерческое партнерство.

Status of self-regulatory organizations in the light of the reform of civil law about legal entities

D.A. Petrov

Petrov Dmitry Anatolyevich, Associate Professor of Commercial Law Faculty of St. Petersburg State University, PhD, Associate Professor.

The author examines the changing status of the self-regulatory organizations in connection with the adoption of the Federal Law of 05.05.2014 N 99-FZ "On Amending Chapter 4 of the Civil Code of the Russian Federation and the Repeal of Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation".

Key words: self-regulatory organization, self-regulation, legal capacity, the association (union), non-profit partnership liquidation.

В отношении юридических лиц термин "саморегулирование", в отличие от термина "саморегуляция", имеет более конкретное законодательно предопределенное содержание: а) разработка и установление стандартов и правил саморегулируемой деятельности; б) контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <1> (далее - Закон о СРО)).

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 49. Ст. 6076.

В этом качестве саморегулируемая деятельность (деятельность, подвергающаяся саморегулированию) - это предпринимательская или профессиональная деятельность, признаки которых предопределяют сферы, где саморегулирование допустимо.

В абз. 3 п. 1, п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 99-ФЗ) предусматривается, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Право юридического лица на осуществление таких видов деятельности возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. В п. 3 ст. 61 ГК РФ предлагается рассматривать отсутствие обязательного членства в саморегулируемых организациях или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией, в качестве основания для ликвидации юридического лица по решению суда.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 19. Ст. 2304.

В этом смысле членство в саморегулируемой организации выступает уже в качестве допуска к профессии, к приносящей доход деятельности. Мерой защиты интересов стороны, заключившей договор с лицом, не являющимся членом соответствующей саморегулируемой организации или не имеющим необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией, может стать односторонний отказ от исполнения договора <3>.

<3> См.: п. 4 ст. 450 ГК РФ в проекте Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Ранее сделки, совершенные без требуемой на то законом лицензии, квалифицировались по ст. 168 ГК РФ в качестве ничтожных, что сейчас представляется затруднительным с учетом введенного Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" <4> (в качестве общего) правила об оспоримости сделок, нарушающих требования закона или иного правового акта.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 19. Ст. 2327.

Поэтому определенность используемых законодателем терминов приобретает дополнительную остроту.

Реформируя главу 4 ГК РФ, законодатель противоречив и демонстрирует либо непоследовательность в закреплении статуса некоммерческих организаций, либо создает базу для последующих изменений специального законодательства о саморегулируемых организациях.

Подпункт 5 п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ определяет, что со дня вступления в силу указанного Закона к созданным до дня его вступления в силу некоммерческим партнерствам соответственно применяются нормы главы 4 ГК РФ об ассоциациях (союзах) (статьи 123.8 - 123.11). Это означает исключение возможности использования некоммерческого партнерства как организационно-правовой формы некоммерческих организаций.

В то же время п. 3 ст. 50 ГК РФ, устанавливая закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, к числу ассоциаций (союзов) относит в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты. Здесь уже не только некоммерческие партнерства фигурируют в качестве самостоятельной разновидности ассоциаций (союзов), но и саморегулируемые организации фигурируют среди организационно-правовых форм организаций, существовавших в качестве таковых доселе.

И хотя согласно п. 5 ст. 3 Закона N 99-ФЗ со дня вступления в силу указанного Закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ, представляется опрометчивым считать саморегулируемые организации организационно-правовой формой юридического лица.

В отношении судьбы некоммерческих партнерств сложнее. В специальные законы, предусматривающие возможность приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческими организациями, созданными в форме некоммерческого партнерства, изменения пока не внесены (см. ст. 55.2 Градостроительного кодекса РФ <5> от 29.12.2004 N 190-ФЗ, абз. 5 п. 1 ст. 33 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <6>, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <7>, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <8>).

<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
<6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 13. Ст. 1177.
<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 31. Ст. 4162.
<8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 31. Ст. 4017.

Но норме п. 3 ст. 50 ГК РФ добавляет определенности п. 1 ст. 123.8 ГК РФ: а) признающий в качестве ассоциации (союза) объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей; б) позволяющий создавать в организационно-правовой форме ассоциации (союза), в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Здесь довольно явно законодатель относит все некоммерческие организации, обладающие статусом саморегулируемых, к числу ассоциаций (союзов). Поэтому некоммерческое партнерство как организационно-правовая форма некоммерческой организации выводится из оборота, а учредительные документы созданных с ее использованием саморегулируемых организаций и их наименования подлежат приведению в соответствие правилам об ассоциациях (союзах) при первом изменении учреди тельных документов (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" <9>).

<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 19. Ст. 2304.

Однако абз. 2 п. 1 ст. 123.8 ГК РФ порождает очередной вопрос, поскольку позволяет создавать в организационно-правовой форме ассоциации (союза), в частности: а) профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие); б) саморегулируемые организации и их объединения.

Профессиональными объединениями граждан, не связанными с их участием в трудовых отношениях, являются не только объединения оценщиков, но и арбитражных управляющих, медиаторов и др. Эти объединения сейчас обладают статусом саморегулируемых организаций. Поэтому закрепляемое в п. 1 ст. 123.8 ГК РФ противопоставление объединений граждан, не связанных с их участием в трудовых отношениях, с одной стороны, и саморегулируемых организаций, с другой, не совсем корректно, поскольку последние объединяют в своих рядах не только предпринимателей, но и лиц, осуществляющих профессиональную деятельность. Выявленное несоответствие вряд ли породит правоприменительные проблемы, но его наличие свидетельствует о недопонимании статуса саморегулируемых организаций на законодательном уровне.