Мудрый Юрист

Соблюдение прав и свобод человека как основополагающий принцип деятельности полиции Российской Федерации

Параносенков Павел Михайлович, начальник 1 отдела УПП УРЛС ГУ МВД России по г. Москве, майор внутренней службы.

В статье рассмотрены принципы и основы деятельности полиции Российской Федерации по соблюдению прав и свобод граждан с учетом обстоятельств, возникших в условиях реформирования правоохранительной системы, которые дают основания рассматривать правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по соблюдению и уважению прав человека, как крупную проблему, имеющую важное значение, как с точки зрения теории, так и практики.

Ключевые слова: государство, полиция, правовое регулирование, права и свободы граждан, исполнительная власть.

Observance of human rights as a fundamental principle of activities of the police of the Russian Federation

P.M. Paranosenkov

Paranosenkov Pavel Mikhajlovich, head of the 1st Department of Administration for Work with Personnel of the Main Administration of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow, major of internal service.

The article concerns principles and fundamentals of activities of the police of the Russian Federation for observance of rights and freedoms of citizens taking into consideration the circumstances arising in conditions of reform of law-enforcement system that provide grounds to consider legal regulation of activities of agencies of internal affairs on observance and respect of human rights as a large problem that is important both from the viewpoint of theory and practice.

Key words: state, police, legal regulation, rights and freedoms of citizens, executive power.

В настоящее время в российском обществе постепенно формируется понимание важности проблем обеспечения прав и свобод человека как основы правового государства. Принципы деятельности государственных структур, в т.ч. и органов внутренних дел, во многом обусловлены нормами Конституции Российской Федерации. В соответствии с положениями главы 1 (Основы конституционного строя), главы 2 (Права и свободы человека и гражданина) и главы 6 (Правительство Российской Федерации) Конституции Российской Федерации государство приняло на себя обязанности по их признанию, соблюдению и защите, т.к. "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Данные положения являются действующей основой, которой не могут противоречить иные принципы, определенные и заложенные другими нормативными актами, а наоборот, определяют деятельность законодательной и исполнительной власти, содержание и применение законов, в т.ч. осуществление мер "по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью" (п. "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ), и являются конституционным основанием организации и деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Спектр закрепленных в Конституции России прав и свобод охватывает личные, политические, экономические, социальные, культурные права и свободы, основными из которых являются право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободу совести и вероисповедания, свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, право избирать и быть избранным, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, право проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, право собственности, право на занятие предпринимательской деятельностью, право на труд и отдых, право на социальное обеспечение, образование и др.

В современном обществе должен функционировать эффективно действующий государственный механизм, который подчеркивает приоритет прав и свобод человека перед другими ценностями и позволяет гражданину воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами в целях реализации своих прав.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина, они являются непосредственно действующими и определяющими смысл, содержание и применение законов, а также деятельность государственной власти. Значение этих норм трудно переоценить, т.к. они подчеркивают приоритет прав и свобод человека перед другими ценностями и закрепляют принципиальное положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются определяющими для содержания и применения законов, деятельности государственной власти и органов местного самоуправления.

При формировании принципов соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации необходимо исходить из общепризнанных источников международного права: Устава Организации Объединенных Наций 1945 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактов о гражданских и политических правах и экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" 1950 г. и др., где они звучат как "уважение и соблюдение прав человека и основных свобод".

Деятельность любого органа государственной власти подчинена достижению единой цели - обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Это является его прямой и важнейшей обязанностью и заключается в создании организационных, правовых и иных условий для реализации прав и свобод. Данные принципы закреплены в ст. 4 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", ст. 5 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности", ст. 4 Федерального закона "О внешней разведке", ст. 3 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и др.

На современном этапе развития правоохранительной системы особое место и значимость приобретает деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, непосредственно созданных для обеспечения указанных прав и свобод человека и гражданина, и по своей сущности именно она тесно сопряжена с необходимостью причинения мер государственного принуждения, специальных средств, а также с вторжением в частную жизнь граждан. Многие международно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов, содержат разнообразные стандарты по поддержанию правопорядка, прямо предусматривающие их уважительное отношение к правам человека:

В процессе реформирования органов внутренних дел при разработке принципов деятельности полиции Российской Федерации, направленных в первую очередь на защиту прав и свобод гражданина и человека, учитывался отечественный и зарубежный опыт функционирования полицейских институтов, темпы модернизации России, достижения науки, а также преобразования в правоохранительной сфере.

В главе 2 Федерального закона Российской Федерации "О полиции" закреплены и раскрыты основные параметры новой, партнерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества, что позволяет каждому сотруднику органов внутренних дел при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправья.

Российская полиция по разнообразию и объему возложенных на нее контролирующих и ограничивающих функций является ближайшим к народу инструментом государственной власти. Министерство внутренних дел Российской Федерации охватывает мероприятия по защите всех и каждого от угроз, создаваемых преступными и иными противоправными посягательствами, и распространяется на сферы обеспечения личной, физической, имущественной безопасности граждан. Полицейские структуры реализуют свою компетенцию по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Административная деятельность - это наиболее объемная составная часть деятельности, осуществляемая органами внутренних дел с помощью различных административно-правовых методов и средств. Эта деятельность в большей степени регламентируется нормами административного законодательства, что влечет вступление органов внутренних дел в административно-правовые отношения с различными субъектами по поводу реализации и обеспечения их прав и свобод, в т.ч. гражданами, не подчиненными в служебном отношении полиции, государственными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, государственными служащими, служащими (представителями) общественных организаций, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Одним из основных условий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является четкое выполнение сотрудниками полиции своих обязанностей.

В современном обществе сотрудники полиции часто и в своем большинстве с опасением относятся ко всему, что связано с правами человека, т.к., по сложившемуся мнению, права человека более связаны с защитой преступника, нежели жертвы. В связи с этим необходимо определить, что права человека должны выступать реальным фактором, определяющим назначение, содержание и формы их практической деятельности.

Необходимо сделать вывод, что не права человека должны подгоняться под нужды обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, а, наоборот, указанные виды деятельности должны максимально сообразовываться с правами человека. Данное положение является ключевым, выражающим суть практической деятельности полиции.

Создание определенных и конкретных правовых норм, процедур и механизмов, которые граждане могли бы использовать для защиты своих прав, а также конституционное регулирование деятельности всех государственных институтов, в т.ч. полиции, должны являться основой для разработки и реализации механизма защиты основных прав и свобод граждан. Обеспечение верховенства права является обязательным условием соблюдения полицией прав человека, поскольку оно устанавливает и ограничивает функции и полномочия полиции, диктует нормы, регламентирующие профессиональное поведение, а также определяет место и роль полиции в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в целом.

В ряде федеральных законов основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина выступают как необходимое условие для деятельности органов внутренних дел, в первую очередь полиции, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод всех граждан, поэтому в них требуется более детальное и строгое регулирование. Такие законы, необходимые в интересах общества, одновременно таят опасность злоупотреблений ими, тем более, что отдельными из них установлена потенциальная возможность применения силы. Эта опасность еще более усугубляется ввиду того, что под видом установления и конкретизации процедуры применения ограничений ведомственные приказы, инструкции, законы субъектов Российской Федерации фактически нередко вводят дополнительные "неправовые" ограничения прав человека. В связи с этим следует более тщательно соблюдать меру при отсылке законов к подзаконным актам, не снижая тем самым законодательного потенциала и не делая его слишком зависимым от ведомственных актов.

При формулировании принципов деятельности полиции Российской Федерации в законодательстве необходимо исключать нормы декларативного и пропагандистского характера, накладывающие на полицейскую деятельность определенные ограничения.

В настоящее время невозможно проанализировать в достаточном объеме содержание одного из основополагающих принципов деятельности российской полиции как соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, а также его закрепление в конституционно-правовом законодательстве России, однако, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что положения ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О полиции" в целом и по своей сути соответствуют требованиям международно-правовых актов в сфере организации и деятельности должностных лиц по поддержанию правопорядка и обусловлены характером и природой отношений между государством и личностью.