Мудрый Юрист

Общественно опасные последствия этнических конфликтов

Шиян Валентина Ивановна, ведущий научный сотрудник ФГКУ "ВНИИ МВД России", кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются общественно опасные последствия этнических конфликтов, показатели преступлений в сфере этнических отношений, основные причины этнических конфликтов и меры их предупреждения.

Ключевые слова: этнические конфликты, общественно опасные последствия, преступность, предупреждение.

Antisocial consequences of ethnic conflicts

V.I. Shiyan

Shiyan Valentina Ivanovna, Senior Research Officer of the Federal government agency "The Whole-Russian Scientific Research Institute of the RF Ministry of Internal Affairs" PhD in Law, associate professor.

The article deals with socially dangerous consequences of ethnic conflicts, crime indicators in the sphere of ethnic relations, main reasons of ethnic conflicts and their prevention measures.

Key words: ethnic conflicts, socially dangerous consequences, crime, prevention.

Ярко выраженной особенностью современной эпохи является национально-этническое возрождение многих народов, а также их стремление самостоятельно решать проблемы своей жизни. Это происходит фактически во всех регионах мира, в том числе и в России, где проживают представители более 195 национальностей (этнических групп), и практически все субъекты Российской Федерации полиэтничны. Накопившиеся десятилетиями ошибки в управлении государством, недостаточное внимание к вопросам межнациональных отношений и ряд других факторов вызвали в России волну межэтнической напряженности, следствием чего явились этнические конфликты, которые носят массовый и длительный характер, сопровождаются кровопролитием и с трудом поддаются прекращению.

Последние двадцать лет на территории России разжигание национальной, расовой и религиозной розни приобретает все более организованный характер. В основе идеологии религиозных фанатиков и экстремистов лежат те же опасные постулаты, что и у крайних националистов: расизм, превосходство одной религии над другой, возможность использования насилия для достижения своих антигуманных целей. В результате религией оправдывается и прикрывается деятельность экстремистских и террористических организаций. Среди них особое место принадлежит ваххабитским организациям ("Исламский джамаат", "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами", "Джамаат "Шариат" и др.).

Учитывая конфессиональную принадлежность этносов, переплетение этнических и религиозных норм, воздействие религии на этнические процессы в конкретном регионе, целесообразно говорить об этнорелигиозных конфликтах. По нашему мнению, этнорелигиозный конфликт - это не просто столкновение в сфере этнорелигиозных отношений, а выражение противоречий между сторонами одной и той же общественной потребности в этническом развитии, которое проявляется в оппозиционном общении этносов как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений.

По справедливому замечанию В.А. Авксентьева, из всего многообразия конфликтов этнический конфликт представляет собой наиболее фундаментальное явление в истории человечества, а остальные виды конфликтов играют второстепенную роль <1>. Представляется, что причина фундаментальности состоит в особой значимости этнической идентификации в жизни человека и общества. Этносы выступают территориально организованными структурами, в силу чего этнические конфликты приобретают особую остроту. Причем для этнических конфликтов характерно регулярное повторение насилия. Вследствие этого они тесным образом связаны с преступностью. В частности, с совершением преступлений против личности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, прежде всего направленных на устрашение всего общества либо отдельных слоев населения и этнических групп.

<1> См.: Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в 2 ч. Ставрополь, 1996.

Преступления, совершаемые в сфере этнических отношений, в зависимости от целей могут быть классифицированы следующим образом:

в-шестых, направленные на удержание контроля в сфере экономической деятельности этнической группировкой.

Согласно данным ГИАЦ МВД России, в первом десятилетии XXI в. число этих преступных деяний незначительное. Так, количество расследованных преступлений, по которым установлены потерпевшие, и совершенных из расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, представлено следующими показателями: в 2000 г. - 145, 2001 г. - 125, 2002 г. - 128, 2003 г. - 120, 2004 г. - 108, 2005 г. - 144, 2006 г. - 108, 2007 г. - 80, 2008 г. - 171, 2009 г. - 185, 2010 г. - 210, 2011 г. - 135, 2012 г. - 153.

Как видим, динамика указанных преступных деяний, в основе которых лежит по сути этнорелигиозный конфликт, носит в целом волнообразный характер. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что наибольшее количество исследуемых преступных деяний приходится на период с 2008 по 2012 г. (исключение составляет лишь 2011 г.). В 2008 г. - начало экономического кризиса - темп прироста к 2007 г. составил 113,7%. Следует заметить, что эта тенденция роста сложилась на фоне общего снижения преступности, которое официальной статистикой зафиксировано с 2007 г.

Незначительную долю в структуре преступности занимают также преступления против общественного порядка и государственной власти, т.е. преступные деяния террористической и экстремистской направленности, которые тесным образом связаны с этническими конфликтами и представляют повышенную общественную опасность (см. табл. 1). В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации связаны с межнациональными, конфессиональными и иными противоречиями, а также являются условием для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений.

Таблица 1

Количество зарегистрированных преступлений, предусматривающих уголовную ответственность по ст. 205, 205.1, 205.2, 280, 282.1, 282.2 УК РФ, за период с 2001 по 2012 г.

Статьи УК РФ

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

205

327

360

561

265

203

112

48

10

15

31

29

24

205.1

13

16

10

15

22

61

58

205.2

14

20

280

22

38

29

45

51

61

94

282.1

12

24

18

19

23

17

18

282.2

14

16

16

24

20

27

67

57

По нашему мнению, представленные данные являются лишь отражением статистически учитываемых показателей. Они не воспроизводят сложившуюся криминальную ситуацию и не позволяют объективно ее оценивать. Это обусловлено тем, что данная группа преступлений обладает очень высокой степенью латентности. Кроме того, преступления террористической и экстремистской направленности предотвращаются сотрудниками правоохранительных органов на стадии приготовления.

На официальную статистику влияют и проблемы квалификации. Например, установление в действиях виновных экстремистского мотива. В следственной и судебной практике он нередко подменяется хулиганским мотивом. В результате содеянное квалифицируется как соответствующее преступление против жизни или здоровья из хулиганских побуждений (а не как экстремистское преступление).

Существуют и другие трудности при квалификации указанных экстремистских преступлений - недостаточно высокий уровень соответствующих, в том числе и лингвистических, экспертиз. Оценка мотивов как экстремистских требует специальных познаний. В связи с этим любые материалы, отражающие экстремистские взгляды субъектов рассматриваемых преступлений, подлежат так называемой социогуманитарной экспертизе. Она предполагает использование знаний в области социологии, социальной психологии, философии, истории, психологии, этносоциологии, этнолингвистики и некоторых других наук. Предметом исследования такой экспертизы могут быть закрепленные процессуально соответствующие высказывания субъектов рассматриваемых преступлений, хранящиеся у них аудио-, видео-, изобразительные материалы, книги и брошюры, газетные статьи, плакаты, другие письменные тексты, могущие свидетельствовать о наличии у этих субъектов ненависти или вражды к лицам, допустим, определенной национальности, расы или религии.

Следует заметить, что основными признаками большинства исследуемых преступлений является их организованность, серийность и транснациональный характер. Такие группы хорошо вооружены, дисциплинированны, имеют опыт ведения боевых действий и, как правило, находятся на нелегальном положении.

Наилучшую основу для формирования этнической организованной преступности составляют такие характерные черты менталитета народов, как радикальность, замкнутость, андроцентризм, коллективизм, традиционализм и регламентированность. В результате специфическая система клановой формы организации стала одной из главных причин криминального успеха этнических преступных сообществ, действующих на территории России.

Целесообразно заметить, что этнический и религиозный характер мотивации преступлений в чистом виде встречается достаточно редко. К ним, как правило, примешивается мотив корыстной или иной личностной заинтересованности. В отдельных случаях этническая мотивация объединяет и этноидеологические, и религиозные, и корыстные установки. Это единство бывает органичным - в каждом деле и во всяком побуждении человека присутствует личный интерес. Нередко этнические и религиозные мотивы оказываются лишь прикрытием корысти или иной личной заинтересованности (карьеризма, мести и т.п.). Эмпирические данные свидетельствуют о том, что этносы могут строить свои взаимоотношения на основе сотрудничества и уважения к иноэтническому окружению.

Организованные преступные группировки в зависимости от условий их функционирования и конъюнктуры черного рынка имеют свою криминальную специализацию. Например, в Республике Дагестан сферой деятельности организованной преступности является незаконный оборот нефти и ее продуктов, а также алкогольной продукции. "Азербайджанские" группировки стремятся расширить свой контроль над наркобизнесом, азартными играми и торговлей на рынках; "армянские" - над торговлей крадеными автомашинами, группами мошенников разного рода; "грузинские" специализируются на квартирных кражах, захвате заложников и разбоях; "чеченские" - стремятся контролировать топливно-энергетический и автомобильный бизнес, финансово-кредитные учреждения и предприятия, добывающие и торгующие редкоземельными металлами <2>.

<2> См.: Кузьмина Н.В. Активизация деятельности организованной этнической преступности как следствие изменения криминальной ситуации в современной России // Миграционное право. 2009. N 3. С. 15.

О повышенной степени общественной опасности указанных преступных деяний, детерминируемых конфликтами на межэтнической, межнациональной почве, свидетельствуют и данные социологических опросов.

В 2009, 2010 и 2012 гг. Фондом общественного мнения (ФОМ) совместно с ФГКУ "ВНИИ МВД России" было проведено масштабное социологическое исследование об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел во всех субъектах Российской Федерации. В целом по России было опрошено 33200 респондентов в возрасте от 18 лет - граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане.

В 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с ФГКУ "ВНИИ МВД России" провел аналогичное исследование, в процессе которого было опрошено 41500 респондентов.

Анализ результатов этих исследований позволяет показать оценку социальных рисков и опасений граждан, а также состояние защищенности граждан от противоправных посягательств. Так, уровень беспокойства относительно межэтнических, межнациональных конфликтов в целом составляет 64%, из них: немного беспокоят - 33%, сильно беспокоят - 31%. В разрезе федеральных округов межэтнические, межнациональные конфликты сильно беспокоят жителей СКФО (44%), ЦФО (39%) и ЮФО (34%).

Каждый пятый житель Москвы (21%) боится пострадать в ходе межэтнических конфликтов.

Анализ распределения ответов в динамике показывает, что в 2012 г. по сравнению с 2009 г. выросла доля опасающихся указанных социальных конфликтов на 8%.

К числу наиболее значимых факторов, детерминирующих этнические конфликты, относятся:

Исходными условиями для работы по предупреждению этнорелигиозных конфликтов, детерминирующих преступность, являются обладание полной и всесторонней информацией об этническом составе жителей в конкретном населенном пункте, регионе, стране, об основных религиозных конфессиях и течениях.

Предпосылкой успешной деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения преступлений, совершаемых на этнорелигиозной почве, может и должно служить эффективное сотрудничество полиции с представителями общин, диаспор, землячеств, объединенными по этническому, расовому или территориальным признакам.

Следует обращать внимание руководителей национальных общин и диаспор, наиболее авторитетных представителей духовенства, культуры, науки и образования из числа национальных меньшинств, что этнорелигиозные конфликты, организованные их соплеменниками и приводящие к преступному насилию, в конечном итоге бросают тень на всю нацию, дискредитируют ее в глазах значительной части населения страны.

Интересы предупреждения преступлений, связанных с этнорелигиозными отношениями, определяют необходимость усиления взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями, и в первую очередь с Русской православной церковью.

Сложившаяся в современной России криминальная ситуация требует от сотрудников органов внутренних дел знания национально-психологических и конфессиональных особенностей и умения использовать их в оперативно-служебной деятельности и работе с личным составом.

Назрела необходимость в систематическом изучении факторов, способствующих возникновению этнорелигиозных конфликтов, в целях прогнозирования тенденций их развития и проявления.

Противодействие преступности на этнорелигиозной почве должно представлять собой непрерывный процесс, в котором необходимо участие не только сотрудников органов внутренних дел, но и всех субъектов предупреждения преступлений, действующих согласованно.

Итак, конфликты на межэтнической, межнациональной почве относятся к числу наиболее распространенных страхов. Знание и учет специфики этнических конфликтов имеет принципиально существенное значение не только для нейтрализации негативных последствий, наиболее опасным из которых является преступность, но и обеспечения эффективности регулирования этих конфликтов, разрешения межэтнических проблем и выполнения масштабных, стратегических задач совершенствования межнациональных отношений.

Литература

  1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в 2 ч. / В.А. Авксентьев. Ставрополь, 1996.
  2. Кузьмина Н.В. Активизация деятельности организованной этнической преступности как следствие изменения криминальной ситуации в современной России / Н.В. Кузьмина // Миграционное право. 2009. N 3. С. 15.