Мудрый Юрист

О совершенствовании административно-правового механизма международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях

Волченко Татьяна Игоревна, аспирант, кафедра таможенного права, Российская таможенная академия.

В статье рассматриваются новации административно-правового регулирования международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях, обусловленные дополнением текста КоАП РФ главой 29.1 "Правовая помощь по делам об административных правонарушениях". Автор обращает внимание на отсутствие легальной дефиниции понятия "правовая помощь по делам об административных правонарушениях", в связи с чем, с целью научной разработки определения данного понятия, анализирует понятия международной правовой помощи и правовой помощи по уголовным делам. В статье также обозначаются причины законодательного закрепления данной формы межгосударственного сотрудничества при производстве по делам об административных правонарушениях. Помимо этого, проанализированы особенности оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях применительно к деятельности таможенных органов Российской Федерации. Методологической базой исследования является диалектический материализм и основанная на нем система общенаучных и частнонаучных методов, в том числе: формально-логический метод, системный метод, метод сравнительного правоведения и др. Автором дано определение понятия "правовая помощь по делам об административных правонарушениях", предложено ввести в научный оборот понятие "правовая помощь при ведении таможенными органами Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях". Кроме того, на основании проведенного исследования сформулирован вывод о том, что оказание правовой помощи по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса (производства по делу об административном правонарушении) в деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: правовая помощь, международное сотрудничество, оказание правовой помощи, таможенные органы, административные правонарушения, административные дела, принцип взаимности, международный договор, производство по делу, таможенные правонарушения.

On improvement of administrative legal mechanism for the international cooperation of the customs bodies of the Russian Federation in the proceedings on administrative offences cases

T.I. Volchenko

The article concerns innovations in the administrative legal regulation of the international cooperation in the sphere of customs bodies of the Russian Federation in the administrative offence proceedings under the amended Chapter 29.1 of the Administrative Offences Code "Legal Aid on Administrative Offences Cases". The author pays attention to the absence of legal definition of the term "legal aid on administrative offences cases", that is why for the purpose of scientific studies of the definition of this term, the author analyzes the definitions of international legal aid and legal aid on criminal cases. The article also provides for the causes for the legislative provision of this form of international cooperation in the administrative offences proceedings. In addition, the author analyzes the specific features of provision of legal aid on administrative offences cases in regard to the activities of the customs bodies of the Russian Federation. The methodological basis for the study is formed with the dialectic materialism, and the system of general and specific scientific methods, which is based upon it, including: formal logical method, systemic method, method of comparative legal studies, etc. The author provides a definition of the term "legal aid on administrative offences cases", offering to introduce into the scientific turnover the term "legal aid in the process of administrative offences proceedings by the customs bodies of the Russian Federation". In addition based upon the study the author formulates the conclusion that provision of legal aid on administrative offences cases is an element of administrative process (proceedings on administrative offences cases) in the activities of customs bodies of the Russian Federation.

Key words: legal aid, international cooperation, provision of legal aid, customs bodies, administrative offences, reciprocal principle, international treaty, proceedings on a case, customs offences.

До недавнего времени отечественное законодательство не содержало положений, регламентирующих правоотношения по осуществлению взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с таможенными органами зарубежных государств при производстве по делам об административных правонарушениях, несмотря на их фактическое существование. Лишь с принятием Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ <1>, дополнившего текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) главой 29.1 "Правовая помощь по делам об административных правонарушениях", вопросы оказания правовой помощи по делам об административных правоотношениях впервые получили свое законодательное разрешение.

<1> Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" // Собр. законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2714.

Представляется, что законодательное закрепление такой формы межгосударственного сотрудничества при производстве по делам об административных правонарушениях, как оказание правовой помощи, было обусловлено несколькими объективными причинами.

Во-первых, необходимостью приведения текста КоАП РФ, учитывая положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации о верховенстве вступивших в силу международных договоров над федеральным законодательством, в соответствие с положениями Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее - Соглашение), в связи с его ратификацией. Так, ст. ст. 8, 9, 10 Соглашения регулируют осуществление таможенными органами государств - членов Таможенного союза ряда процессуальных и иных действий по делам об административных правонарушениях в рамках оказания правовой помощи. Однако КоАП РФ ранее не предусматривал положений, регулирующих оказание такой помощи. Кроме того, ст. 2 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 50 "О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам" также предусматривает приведение правительствами государств-членов Таможенного союза национального законодательства в соответствие с принимаемыми международными договорами.

Во-вторых, объективная необходимость закрепления на законодательном уровне механизма оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях может быть продемонстрирована также и с точки зрения ее ценностного содержания. Так, в условиях глобализации мирового экономического рынка обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и содействие развитию международной торговли выступают как ценности, удовлетворяющие современным потребностям нашего государства, а также его стран-партнеров. Единство данных ценностей для всех субъектов процесса взаимодействия создает устойчивую, относительно независимую от субъективных факторов и внешних условий основу сотрудничества государств. В этой связи закрепление механизма оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях отвечает современным потребностям ведения эффективной борьбы с нарушениями таможенных правил.

Законодатель не приводит в КоАП РФ легальную дефиницию понятия "правовая помощь по делам об административных правонарушениях". Определение данного термина отсутствует и в международных договорах, участницей которых является Российская Федерация. В этой связи, с целью научной разработки понятия "правовая помощь по делам об административных правонарушениях", целесообразно обратиться, прежде всего, к понятию международной правовой помощи.

Так, венгерский юрист Иштван Саси определяет правовую помощь следующим образом: правовая помощь представляет собой "взаимосотрудничество иностранных органов для разрешения юридических вопросов судебного и внесудебного характера или для исполнения судебных решений в ответ на адресованное требование" <2>.

<2> Szaszy Istvan, International Civil Procedure / Istvan Szaszy // A Comparative Study. Akademial Kiado. Budapest, 1967. P. 515.

В.Г. Киселев придерживается позиции, что международная правовая помощь представляет собой "основанное на принципах мирного сосуществования взаимодействие правовых органов государств с целью отправления правосудия и решения других правовых вопросов в рамках национальных правовых систем, защиты законных интересов граждан и юридических лиц, осуществляемое в соответствии с нормами международного или внутригосударственного права или в порядке взаимности" <3>.

<3> Киселев В.Г. Правовая помощь по уголовным делам в договорах СССР с другими социалистическими государствами: Дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1978. С. 36.

В целом авторы, исследующие проблемы оказания международной правовой помощи, сходятся в следующих моментах: "Имеет место межгосударственное взаимодействие, основой взаимодействия является сотрудничество на основе императивных норм jus cogens, закрепленное соглашениями, международными обычаями. Цель такой деятельности - облегчение и разрешение проблем, возникающих в ходе реализации национального правоприменительного юридического процесса с участием иностранного элемента" <4>.

<4> Лесин А.В. Международная правовая помощь в деятельности арбитражных судов Российской Федерации (в контексте международного публичного права): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 81.

Общее понятие международной правовой помощи не исключает специфичности понятия правовой помощи с учетом отраслевого направления.

Так, в отечественном правоведении вопросы оказания правовой помощи наиболее подробно разработаны в рамках уголовно-процессуального права. Сам термин "международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства" впервые появился в уголовно-процессуальном законодательстве России в 2001 году в виде названия самостоятельной части 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). Вопросам же оказания правовой помощи посвящена глава 53 раздела XVIII части 5 УПК РФ, регулирующая основания, форму и порядок направлений и исполнения запросов о правовой помощи по уголовным делам. Вместе с тем легальная дефиниция понятия "правовая помощь по уголовным делам" в тексте УПК РФ отсутствует.

Среди ученых-процессуалистов нет единого подхода к определению содержания понятия правовой помощи по уголовным делам.

Д.А. Шлянцев под правовой помощью по уголовным делам понимает "процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных государств в соответствии с положениями международных договоров" <5>.

<5> Шлянцев Д.А. Международное право: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс".

П.Н. Бирюков, поддерживая позицию Д.А. Шлянцева, дает следующее определение: "Правовая помощь по уголовным делам представляет собой выполнение отдельных процессуальных действий на основании запроса иностранного правоохранительного органа в соответствии с международным договором или принципом взаимности" <6>.

<6> Бирюков П.Н. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов. М.: Статут, 2010. С. 129.

В.В. Милинчук, выделяя наиболее важные черты института правовой помощи по уголовным делам, полагает, что правовая помощь по уголовным делам - "это основанная на внутреннем законодательстве деятельность компетентных органов запрашиваемого государства по исполнению, в соответствии с условиями международного договора или на основе принципа взаимности, запросов (поручений) судебных и иных компетентных органов запрашивающего государства о производстве на территории запрашиваемого государства процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий для получения доказательств по расследуемому в запрашивающем государстве уголовному делу" <7>.

<7> Милинчук В.В. Институт взаимной правовой помощи по уголовным делам. Действующая практика и перспективы развития. М., 2001. С. 31.

Несколько расширенную трактовку понятия "правовая помощь" предложила В.Ш. Табалдиева, определяя правовую помощь по уголовным делам как "выполнение одним государством (по соответствующей просьбе другого государства - стороны договора) определенной деятельности в сфере уголовного судопроизводства, необходимой для осуществления правосудия в запрашивающем государстве" <8>.

<8> Табалдиева В.Ш. Правовая помощь по уголовным делам (по материалам Кыргызской Республики и Российской Федерации): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 18.

Выработанные наукой уголовно-процессуального права понятия правовой помощи по уголовным делам не могут быть безоговорочно применены к определению правовой помощи по делам об административных правонарушениях, поскольку, как верно отметил А.Б. Новиков, "административно-юрисдикционный процесс не может "примерить на себя" по аналогии систему правового регулирования, относящуюся к тому или иному судебному процессу" <9>.

<9> Новиков А.Б. Совершенствование правового обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов // Внешнеторговое право. 2008. N 2; СПС "КонсультантПлюс".

Вместе с тем, анализ вышеприведенных понятий международной правовой помощи и правовой помощи по уголовным делам позволяет выделить универсальные признаки, характерные для понятия "правовая помощь" безотносительно к ее отраслевому направлению. Так, правовая помощь: 1) представляет собой согласованную деятельность субъектов; 2) предполагает организационную самостоятельность субъектов; 3) предусматривает общие цели деятельности, а также согласованные способы, средства, методы взаимодействия субъектов; 4) связана с обменом информацией; 5) осуществляется на основании запросов запрашивающего государства; 6) предполагает частичную передачу компетенции запрашиваемому государству.

Таким образом, с учетом вышеизложенного анализа понятий международной правовой помощи и правовой помощи по уголовным делам, а также исходя из содержания главы 29.1 КоАП РФ "Правовая помощь по делам об административных правонарушениях", считаем возможным предложить следующую формулировку: правовая помощь по делам об административных правонарушениях представляет собой осуществление компетентным органом (его должностным лицом) запрашиваемого государства в соответствии с его внутренним законодательством и на его территории определенных процессуальных действий на основании запроса уполномоченного органа (его должностного лица) запрашивающего государства, направляемого на условиях заключенного между ними международного договора и (или) на началах взаимности.

Соответственно под правовой помощью при ведении таможенными органами Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях следует понимать осуществление таможенным органом (его должностным лицом) иностранного государства в соответствии с его внутренним законодательством и на его территории определенных процессуальных действий на основании запроса таможенного органа Российской Федерации (его должностного лица), направляемого на условиях заключенного между ними международного договора и (или) на началах взаимности, а также их закрепление в определенной процессуальной форме.

Следует обратить внимание на некоторые особенности правоотношений, связанных с оказанием и получением правовой помощи по делам об административных правонарушениях, вытекающие из предложенного определения и характерные, в том числе, и для деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Во-первых, фактическим основанием оказания правовой помощи по делу об административном правонарушении является поступивший запрос запрашивающего государства. Важно отметить, что в международных договорах Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах приводятся различные терминологические обозначения запроса. Так, используются термины: "запрос", "обращение", "запрос о помощи", "запрос о содействии", "запрос об оказании содействия".

Во-вторых, правовыми основаниями оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях являются: 1) международные договоры Российской Федерации; 2) принцип взаимности.

При этом КоАП РФ не разъясняет, на что именно должен ориентироваться правоприменитель в соответствии с ч. 1 ст. 29.1.1 КоАП РФ при направлении запроса "на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное", поскольку законодатель не раскрывает содержания данного принципа. Представляется, что речь идет о письменном обязательстве взаимности оказания аналогичной запрашиваемой правовой помощи при возникновении такой необходимости, которое оговаривается в связи с фактическим отсутствием международного договора и направляется вместе с самим запросом об оказании помощи по конкретному делу об административном правонарушении. Указанный пробел требует четкой регламентации путем установления конкретного порядка направления запроса об оказании правовой помощи по делу об административном правонарушении "на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное".

Следует отметить, что в научной литературе приводятся различные определения принципа взаимности.

К примеру, по мнению Е.Е. Феоктистовой, принцип взаимности означает, что "взаимодействующие государства выступают как равноправные, суверенные, независимые субъекты международных отношений, сотрудничество которых осуществляется на добровольной основе, т.е. вытекающие из договоров права и обязанности взаимны" <10>.

<10> Феоктистова Е.Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты: Монография. М., 2010; СПС "КонсультантПлюс".

Л.В. Яковлева определяет взаимность как "общепризнанный принцип межгосударственных отношений, на основе которого государство может принимать надлежащие меры в ответ на какие-либо действия со стороны другого государства. На основе принципа взаимности может быть оказана помощь в производстве различных процессуальных действий" <11>.

<11> См.: Постнова Д.А. Развитие теоретико-правовых и организационных основ международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при выявлении и расследовании таможенных преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 95.

Д.А. Постнова, раскрывая содержание принципа взаимности в рамках международного сотрудничества при выявлении и расследовании таможенных преступлении, пишет, что "принцип взаимности - это общепризнанный принцип международного права, который может выступать в качестве правового основания для осуществления международного сотрудничества таможенных и иных компетентных органов государств (их должностных лиц) при выявлении и расследовании таможенных преступлений в случае отсутствия иного правового основания для осуществления указанной деятельности (международного договора, межправительственного или межведомственного соглашения)" <12>.

<12> Постнова Д.А. Указ. соч. С. 104.

Таким образом, исходя из вышеприведенных определений принципа взаимности, следует, что он служит правовым основанием для оказания правовой помощи.

Однако применительно к оказанию правовой помощи по делам об административных правонарушениях необходимо обратить внимание не следующее.

В соответствии с подп. 3 ч. 5 ст. 29.1.5 КоАП РФ, в случае если аналогичные запросы государственных органов Российской Федерации не исполняются в иностранном государстве на началах взаимности, запрос о правовой помощи возвращается полностью или в какой-либо части. Ввиду чего взаимность также предполагает единообразное поведение государств: в случае если конкретные запросы иностранного государства исполняются Российской Федерацией, то она вправе претендовать на исполнение аналогичных запросов Российской Федерации иностранным государством. В противном случае в последующем это будет являться основанием для отказа в исполнении запроса полностью либо в части.

Учитывая изложенное, представляется, что "начала взаимности" при оказании правовой помощи по делам об административных правонарушениях следует рассматривать не только как правовое основание оказания такой помощи в случае отсутствия соответствующего международного договора Российской Федерации, но и как обязательное условие о единообразном поведении государств по исполнению аналогичных запросов друг друга.

В-третьих, большое значение имеет развитость административного законодательства договаривающихся стран, поскольку каждая из них способна выполнить только такие процессуальные действия, которые предусмотрены ее законодательством и в соответствии с его требованиями.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 29.1.5 КоАП РФ, "в случае если в запросе содержится просьба о применении процессуальных норм законодательства иностранного государства, должностное лицо, исполняющее запрос, применяет законодательство этого иностранного государства при условии, что его применение не противоречит законодательству Российской Федерации и практически осуществимо". В этой связи, применение иностранного законодательства по просьбе запрашивающей стороны является дискреционным, но не императивным принципом, поскольку возможность его реализации зависит исключительно от усмотрения исполняющей стороны при условии, что просьба запрашивающей стороны соответствует законодательству запрашиваемого государства.

В-четвертых, данный вид деятельности подвергается контролю и (или) ограничению со стороны уполномоченных государственных органов. Так, запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях возвращается полностью или в части, если исполнение запроса противоречит законодательству Российской Федерации или международному договору Российской Федерации в соответствии с которым он направлялся, и может нанести ущерб суверенитету или безопасности Российской Федерации (ч. 5 ст. 29.1.5 КоАП РФ).

И в-пятых, оказание правовой помощи по делам об административных правонарушениях связано с частичной передачей компетенции запрашиваемому государству.

Так, деятельность таможенных органов иностранных государств и их должностных лиц по исполнению российских запросов об оказании правовой помощи по делам об административных правонарушениях осуществляется путем частичной передачи компетенции иностранному таможенному органу на основании соответствующего международного договора Российской Федерации и (или) на началах взаимности. Передача компетенции заключается в допущении государством возможности получения доказательств по собственному делу компетентными органами иностранного государства.

Таким образом, данная деятельность зарубежных таможенных органов, на первый взгляд, не может рассматриваться как составная часть административного производства, поскольку осуществляется в соответствии с внутренним законодательством иностранного государства и на его территории. Однако следует учитывать, что документы и вещественные доказательства, полученные в связи с исполнением иностранным органом запроса о правовой помощи и направленные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями КоАП РФ (ст. 29.1.3 КоАП РФ). Вследствие этого направление запроса об оказании правовой помощи, его исполнение запрашиваемым иностранным органом, а также последующее возможное приобщение полученных доказательств к материалам дела, по нашему мнению, необходимо рассматривать как составные элементы производства по делам об административных правонарушениях. Представляется, что данная позиция разделяется и законодателем, поскольку глава 29.1 "Правовая помощь по делам об административных правонарушениях" помещена им в раздел 4 "Производство по делам об административных правонарушениях" КоАП РФ.

На основании изложенного полагаем обоснованным вывод о том, что оказание правовой помощи по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса (производства по делу об административном правонарушении), хотя и необязательной.

Библиография

  1. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" // Собр. законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2714
  2. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 50 "О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам" // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 13-ФЗ "О ратификации Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях" // Собр. законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 910.
  4. Szaszy Istvan, International Civil Procedure // A Comparative Study. Akademial Kiado. Budapest, 1967. 742 p.
  5. Киселев В.Г. Правовая помощь по уголовным делам в договорах СССР с другими социалистическими государствами: Дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1978. 167 с.
  6. Лесин А.В. Международная правовая помощь в деятельности арбитражных судов Российской Федерации (в контексте международного публичного права): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. 202 с.
  7. Шлянцев Д.А. Международное право: Курс лекций. М., 2006. 256 с.
  8. Бирюков П.Н. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов. М.: Статут, 2010. 624 с.
  9. Милинчук В.В. Институт взаимной правовой помощи по уголовным делам. Действующая практика и перспективы развития. М., 2001. 352 с.
  10. Табалдиева В.Ш. Правовая помощь по уголовным делам (по материалам Кыргызской Республики и Российской Федерации): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. 168 с.
  11. Новиков А.Б. Совершенствование правового обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов // Внешнеторговое право. 2008. N 2; СПС "КонсультантПлюс".
  12. Феоктистова Е.Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты: Монография. М., 2010; СПС "КонсультантПлюс".
  13. Постнова Д.А. Развитие теоретико-правовых и организационных основ международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при выявлении и расследовании таможенных преступлении: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 286 с.
  14. Стригунова Н.Ю. Доказывание по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в государствах - членах Таможенного союза ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ) // Административное и муниципальное право. 2013. N 10. С. 980 - 985.
  15. Шикунова О.Г. О совершенствовании правовых механизмов международного сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации по оказанию правовой помощи по уголовным и административным делам // Административное и муниципальное право. 2010. N 1. С. 35 - 39.

References

  1. Feder. zakon ot 4 maya 2011 g. N 97-FZ "O vnesenii izmenenii v Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii i Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh v svyazi s sovershenstvovaniem gosudarstvennogo upravleniya v oblasti protivodeistviya korruptsii" // Sobr. zakonodatel'stva RF. 2011. N 19. St. 2714.
  2. Reshenie Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzES ot 05.07.2010 N 50 "O mezhdunarodnykh dogovorakh Tamozhennogo soyuza v sfere sotrudnichestva po ugolovnym i administrativnym delam" // SPS "Konsul'tantPlyus".
  3. Feder. zakon ot 7 fev. 2011 g. N 13-FZ "O ratifikatsii Soglasheniya o pravovoi pomoshchi i vzaimodeistvii tamozhennykh organov gosudarstv - chlenov Tamozhennogo soyuza po ugolovnym delam i delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh" // Sobr. zakonodatel'stva RF. 2011. N 7. St. 910.
  4. Szaszy Istvan, International Civil Procedure / Istvan Szaszy // A Comparative Study. Akademial Kiado. Budapest, 1967. 742 p.
  5. Kiselev V.G. Pravovaya pomoshch' po ugolovnym delam v dogovorakh SSSR s drugimi sotsialisticheskimi gosudarstvami: Dis. kand. yurid. nauk. L., 1978. 167 s.
  6. Lesin A.V. Mezhdunarodnaya pravovaya pomoshch' v deyatel'nosti arbitrazhnykh sudov Rossiiskoi Federatsii (v kontekste mezhdunarodnogo publichnogo prava): Dis. ... kand. yurid. nauk. Tyumen', 2003. 202 s.
  7. Shlyantsev D.A. Mezhdunarodnoe pravo: Kurs lektsii. M., 2006. 256 s.
  8. Biryukov P.N. Mezhdunarodnoe pravo. Osobennaya chast': Uchebnik dlya vuzov. M.: Statut, 2010. 624 s.
  9. Milinchuk V.V. Institut vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam. Deistvuyushchaya praktika i perspektivy razvitiya. M., 2001. 352 s.
  10. Tabaldieva V.Sh. Pravovaya pomoshch' po ugolovnym delam (po materialam Kyrgyzskoi Respubliki i Rossiiskoi Federatsii): Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1997. 168 s.
  11. Novikov A.B. Sovershenstvovanie pravovogo obespecheniya pravookhranitel'noi deyatel'nosti tamozhennykh organov // Vneshnetorgovoe pravo. 2008. N 2; SPS "Konsul'tantPlyus".
  12. Feoktistova E.E. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo organov predvaritel'nogo rassledovaniya po ugolovnym delam: protsessual'no-pravovye i kriminalisticheskie aspekty: Monografiya. M., 2010; SPS "Konsul'tantPlyus".
  13. Postnova D.A. Razvitie teoretiko-pravovykh i organizatsionnykh osnov mezhdunarodnogo sotrudnichestva tamozhennykh organov Rossiiskoi Federatsii pri vyyavlenii i rassledovanii tamozhennykh prestuplenii: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. 286 s.
  14. Strigunova N.Yu. Dokazyvanie podelam ob administrativnykh pravonarusheniyakh v oblasti tamozhennogo dela v gosudarstvakh - chlenakh Tamozhennogo soyuza EvrAzES (sravnitel'no-pravovoi analiz) // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. N 10. S. 980 - 985.
  15. Shikunova O.G. O sovershenstrovanii pravovykh mekhanizmov mezhdunarodnogo sotrudnichestva organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii po okazaniyu pravovoi pomoshchi po ugolovnym i administrativnym delam // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2010. N 1. S. 35 - 39.