Мудрый Юрист

О некоторых исторических тенденциях становления и развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России

Хакимов Тамерлан Увайсович, аспирант, кафедра правового обеспечения управления, Институт государственного муниципального управления.

Административно-правовые аспекты пребывания иностранных граждан на территории России традиционно вызывают интерес у современных исследователей. Однако в правовой литературе констатируется недостаток работ, посвященных комплексному анализу соответствующего административно-правового режима. В связи с этим представляет интерес анализ некоторых тенденций становления и развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России, что позволит выявить основные исторические векторы развития данного административно-правового режима в нашей стране, взаимосвязь истории и современности, неизбежно влияющую на сегодняшние правовые акценты в данной сфере посредством механизмов национального правового социокода и национального правосознания. В настоящей статье рассматриваются основные этапы становления и развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России и выявляются некоторые исторические закономерности, позволяющие констатировать "маятникообразное" изменение векторов административно-правовой политики государства в данной сфере. С целью обеспечения внутренней и внешней безопасности, защиты своих граждан от возможных угроз современное суверенное государство не только вправе, но и обязано осуществлять контроль за пребывающими на ее территории иностранными гражданами, позволяющий обеспечить неукоснительное соблюдение ими законности и правопорядка, вводя с этой целью разумный административно-правовой режим пребывания иностранцев, а также изменять данный режим, в соответствии с потребностями исторического момента, коренными интересами государства и его граждан.

Ключевые слова: административно-правовой режим, административно-правовой статус, иностранные граждане, территория России, становление законодательства, пребывание, иностранцы в России, "закрытие границ" государства, регламент, отношения.

On some historical tendencies in the formation and development of the legislation on administrative legal regime of stay of foreign citizens in the territory of Russia

T.U. Hakimov

Administrative legal aspects of stay of foreign citizens in the territory of Russia traditionally draws attention of the modern researchers. However, the legal literature shows lack of works devoted to the comprehensive analysis of the relevant administrative legal regime. That is why, analysis of some tendencies of formation and development of the legislation on administrative legal regime of stay of foreigners in the territory of the Russian Federation is of interest for the researchers, since it allows to reveal the main historical development vectors of this administrative legal regime in Russia, to see the correlation between history and modern time, inevitably influencing the current legal accents in this sphere via the mechanisms of national legal socio-code and the national legal conscience. This article concerns the main stages of formation and development of the legislation on administrative legal regime of stay of foreigners in the territory of the Russian Federation, singling out some historic patterns of "pendulum-like" swings of vectors of the public administrative legal policy of the state in this sphere. In order to guarantee internal and external security, to protect its citizens from possible threats a modern sovereign state has a right to and is obliged to implement control over the foreign citizens staying in its territory in order to guarantee their compliance with the lawfulness and legal order. For this purpose the reasonable administrative legal regime for the stay of foreigners may be introduced, and it may be changed in accordance with the needs of the historical moment and the inherent interests of the state and its citizens.

Key words: administrative legal regime, administrative legal status, foreign citizens, territory of Russia, formation of the legislation, stay, foreigners in Russia, "closing the borders" of the state, regulation, relations.

Административно-правовые аспекты пребывания иностранных граждан на территории России традиционно вызывают интерес у современных исследователей <1>. Однако в правовой литературе констатируется недостаток работ, посвященных комплексному анализу соответствующего административно-правового режима. Например, О.В. Хабибулина пишет: "Несмотря на то что понятие "правовой режим" успешно адаптировано многими отраслями российского права, в науке административного права категория "административно-правовой режим" используется в основном для характеристики регламентации общественных отношений в особых, исключительных, чрезвычайных ситуациях, что обедняет возможности его применения для нужд юридического обеспечения всего многообразия отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования, в том числе и с участием иностранцев" <2>.

<1> См., например: Бойко С.В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в его обеспечении: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003; Аскеров М.С. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Кондаков А.В. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Горбунов В.Ю. Административно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (по материалам Дальневосточного федерального округа): Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005; Мишунина А.А. Административная ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2004; Павлинов А.А. Административно-правовая организация режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России (по материалам ДВФО): Дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2005; Степанов А.В. Организационно-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правового статуса иностранных граждан (правил пребывания в РФ): Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003; Степенко А.В. Административно-правовые средства обеспечения специального правового режима пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: Дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006; Хабибулина О.В. Административно-правовой режим пребывания иностранцев в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2006; и др.
<2> Хабибулина О.В. Административно-правовой режим пребывания иностранцев в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006. С. 4.

В связи с этим представляет интерес анализ некоторых тенденций становления и развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России, что позволит выявить основные исторические векторы развития данного административно-правового режима в нашей стране, взаимосвязь истории и современности, неизбежно влияющую на сегодняшние правовые акценты в данной сфере посредством механизмов национального правового социокода и национального правосознания.

Современные авторы определяют административно-правовой режим пребывания иностранцев на территории России как "установленную нормами права идеальную модель функционирования и развития общественных отношений, складывающихся по поводу пребывания в РФ иностранцев, закрепленную и обеспеченную совокупностью административно-правовых, организационных и материально-технических средств, определяющих меру возможного и должного поведения субъектов и придающих особую направленность регулированию" <3>, "совокупность прав, обязанностей публично-правового характера, гарантии реализации права и исполнения обязанностей, а также мер административной ответственности" <4>.

<3> Хабибулина О.В. Административно-правовой режим пребывания иностранцев в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006. С. 4.
<4> Истратов А.А. Административно-правовой механизм обеспечения режима пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 7 - 8.

В становлении и развитии данной модели, а также ее нормативного закрепления в нашей стране мы предлагаем выделять четыре основных этапа.

1 этап. Установление режима пребывания иностранцев на территории Российского государства нормами обычного права.

На первоначальном этапе своего становления административно-правовой режим пребывания иностранцев на территории Руси закреплялся неписаными нормами обычного права. Как правило, на территорию нашего государства въезжали иностранные купцы и путешественники, а также воины-наемники, после принятия христианства - священнослужители, иконописцы, ремесленники, занятые в храмовом строительстве. При этом для рассматриваемого периода, была характерна практика "закрытия границ" государства, включая введение ответственности за несанкционированный государством выезд за границу. Например подобное "закрытие границ" было произведено в эпоху Ивана IV Грозного, при котором выезд из государства даже по частным делам требовал обращения с челобитной к царю <5>. Соответственно, устанавливались ограничения и на пребывание иностранцев на территории Российского государства.

<5> Вместе с тем следует подчеркнуть, что практика "закрытия границ" в целом была вполне в духе той эпохи, к ней прибегали многие государства. Например, Ю.В. Пуздрач пишет о том, что подобные ограничения существовали в Польше, а в 1481 г. во Франции был арестован и посажен в самую тесную камеру тюрьмы граф дю-Перш. Причина ареста заключалась в том, что он хотел покинуть пределы Франции (См.: Пуздрач Ю.В. История российского конституционализма IX - XX веков. СПб., 2004. С. 58).

2 этап. Появление первых норм, устанавливающих административно-правовой режим пребывания иностранцев, в дореволюционном российском законодательстве.

Нормативно установленный порядок въезда, выезда и пребывания иностранцев в России начал формироваться в 1700 - 1850-х гг. и приобрел четкое и единое законодательное оформление (в Уставе о паспортах) во второй половине XIX - начале XX в. При этом сам термин "иностранец" на разных исторических этапах рассматривался и понимался неоднозначно. Закон выделил категории иностранцев, имеющих право свободного въезда на территорию России, пребывать в ней и получать подданство, а также категории тех, кто не имел такого права. Иностранцы, прибывавшие в Россию, обязаны были иметь паспорт своей страны и получить вид (разрешение) на жительство на определенный срок. Высылка иностранцев из России также имела законодательную регламентацию. Такая высылка могла осуществляться как в административном, так и в судебном порядке <6>.

<6> Тесленко А.М. Правовой статус иностранцев в России: Вторая половина XVII - начало XX века: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 8.

При этом административно-правовой режим пребывания иностранцев на территории дореволюционной России имел четко выраженный сословный характер. Как отмечает П.В. Лавров, "положение иностранцев в Российском государстве определялось не только экономическими (доступ к общественному богатству) и политическими (власть, права), но и социальными показателями (престиж, общественное признание). Правовой статус иностранца мог зависеть от его социального происхождения, расовой принадлежности или результатов собственных достижений (успехи на службе, особые заслуги). В силу этого социальный статус мог быть предписанным (наследуемые признаки) и достигаемым (выслуга). Социальные ценности общества оказывали на него существенное влияние. Правовой режим иностранца в дореволюционной России - это отличный от статуса российского подданного правовой статус, определяемый совокупностью предоставляемых иностранцу прав и возлагаемых на него обязанностей в стране пребывания. Он включал общие права, доступные каждому иностранцу, и специальные права, которые распространялись только на избранных лиц и могли быть пожалованы за особые заслуги перед государством или государем" <7>.

<7> Лавров П.В. Механизм регулирования правового режима иностранцев в контексте эволюции государственно-правовой системы России в период IX - начала XX в. (историко-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.

3 этап. Развитие ограничительного административно-правового режима пребывания иностранцев в Советском государстве.

Первые годы советской власти характеризуются установлением довольно мягкого административно-правового режима пребывания иностранцев на территории государства. Более того, были созданы максимально благоприятные условия для приобретения иностранцами гражданства России <8>. Вместе с тем, как отмечает С.В. Бойко, "были отвергнуты попытки буржуазных правительств Запада добиться установления для иностранцев в советских республиках особого, привилегированного правового режима, изъять их из-под действия советских законов" <9>.

<8> В частности, в соответствии с Декретом ВЦИК от 05.04.1918 "О приобретении прав российского гражданства" ("Известия ВЦИК". 05.04.1918. N 66) "каждый иностранец, проживающий в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, может приобрести права российского гражданства" при этом "для приобретения прав российского гражданства, иностранец делает о том заявление в местный, по месту жительства, Совет Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов, с указанием рода своих занятий и сообщением сведений о том, не подвергался ли он судебному преследованию по обвинению в общеуголовном преступлении, а если подвергался, то за какие деяния". И даже устанавливалось, что "в исключительных случаях допускается принятие в число российских граждан иностранцев, пребывающих за пределами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики".
<9> Бойко С.В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 11.

В целом правовой статус иностранцев не отличался от правового статуса граждан России, им даже предоставлялись политические права: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) <10> установила, что "исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, право российского гражданства".

<10> СУ РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582.

Иностранцам, желающим проживать на территории РСФСР, выдавался вид на жительство. "Заверение фотографических карточек для видов на жительство иностранцев" являлось административной функцией домоуправлений согласно Декрету ВЦИК, СНК РСФСР от 27.09.1926 "О поручениях, даваемых домоуправлениям со стороны правительственных и административных органов" <11>.

<11> СУ РСФСР. 1926. N 64. Ст. 497.

Установление административно-правового режима пребывания иностранцев на территории СССР имело классовый характер и во многом зависело от классовой принадлежности иностранца и его отношения к советской государственности, революции, классовой борьбе. В частности, статья 129 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденной Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936, закрепляла: "СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу" <12>.

<12> Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 06.12.1936. N 283.

В эти же годы административно-правовой режим пребывания иностранцев на территории СССР существенно ужесточается. Вместе с тем, непроницаемость пресловутого "железного занавеса" не следует абсолютизировать, особенно в завершающий период существования СССР. На территорию СССР прибывало множество иностранцев для учебы, работы, творческой и научной деятельности <13>.

<13> Например, в диссертационном исследовании советского автора, вышедшем в свет в 1980 году, отмечалось: "В настоящее время сотни тысяч иностранцев участвуют в строительстве различных народно-хозяйственных объектов в Советском Союзе и других братских республиках. Страны социализма ежегодно принимают миллионы иностранных туристов, сотни творческих коллективов, научных, общественных и иных делегаций. Все это ведет к возрастанию объема общественных отношений с участием иностранцев, что, в свою очередь, обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования их нормативного регулирования. Неудивительно поэтому, что данная проблема актуальна для нормотворческой практики всех социалистических стран, в том числе и для СССР" (Арбузкин А.М. Государственно-правовой статус иностранцев в зарубежных социалистических странах Европы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. С. 3). И.А. Назарова в 1984 году подчеркивала: "Советское государство в своей внешнеполитической деятельности всегда следовало принципу мирного сосуществования государств с различным социальным строем. С возникновением мировой системы социализма углубляется международное сотрудничество и общее число пребывающих в СССР иностранцев из года в год неуклонно растет. Только за 1976 - 1980 годы в Советском Союзе побывало 25 млн. иностранных граждан из 162 стран, причем ежегодно темпы роста числа иностранных туристов, посетивших СССР, составляют 8 - 10%. К настоящему времени посланцы 149 зарубежных стран получили образование или повысили его уровень в Советском Союзе" (Назарова И.А. Основы правового положения иностранцев в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984. С. 2). Автор приводит в качестве обоснования тезис, еще в 1921 году сформулированный В.И. Лениным, о том, что "социализм не может быть изолирован от внешнего мира и предполагает, прежде всего, широкие международные связи в сфере всемирной хозяйственной деятельности" (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 304 - 305).

В 70 - 80-х гг. XX вв. нормы, устанавливающее административно-правовой режим пребывания иностранцев на территории СССР, постепенно начинают смягчаться, провозглашается широкий круг прав и свобод иностранных граждан <14>, а вместе с этим - и равное с гражданами СССР несение административной ответственности за совершение правонарушений <15>.

<14> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, принятая Верховным Советом СССР 07.10.1977 // Свод законов СССР. 1990. С. 14. Т. 3.
<15> Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях (приняты ВС СССР 23.10.1980) // Свод законов СССР. 1990. С. 375. Т. 10.

4 этап. Становление качественно нового законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России в современный период.

Коренное изменение правовых основ российской государственности после распада СССР вызвало необходимость в разработке нового административно-правового режима пребывания иностранцев на территории России, который постепенно совершенствовался в соответствии с потребностями времени. В настоящее время административно-правовой режим пребывания иностранцев на территории России системно устанавливается такими нормативными правовыми актами, как Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <16>, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <17>, Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" <18>, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <19>, рядом подзаконных нормативных правовых актов <20>.

<16> Российская газета. 22 августа 1996 г. N 159.
<17> Российская газета. 31 июля 2002 г. N 140. Далее также - Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
<18> Российская газета. 20 июля 2006 г. N 156.
<19> Российская газета. 31 декабря 2001 г. N 256.
<20> См., например: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1306 "Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии" (Собрание законодательства Российской Федерации. 13.01.2014. N 2 (часть I). Ст. 130); Приказ Федеральной миграционной службы от 28 июня 2010 г. N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 23.08.2010. N 34); Приказ Федеральной миграционной службы от 23 сентября 2010 г. N 287 "Об утверждении формы заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 06.12.2010. N 49) и т.д.

Указанными документами установлены современные стандарты административно-правового режима пребывания иностранцев, соответствующие нормам международного права. Исходной основой данного административно-правового режима является тезис о том, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 4 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации). Данный тезис расшифровывается более подробно в ряде иных норм указанного Федерального закона, например, в тезисе о том, что провозглашается свобода передвижения иностранных граждан в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территории, организации и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение (статья 11 данного Федерального закона), иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной Законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом (статья 13 данного Федерального закона). В целях обеспечения безопасности государства права и свободы иностранных граждан в России дополняются рядом ограничений. Например, установлен запрет иностранным гражданам в Российской Федерации избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации (статья 12 данного Федерального закона) <21> и т.д.

<21> Данное ограничение дополняется правом постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (пункт 2 статьи 12 указанного Федерального закона).

Анализ основных исторических тенденций развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России позволяет сделать вывод о том, на всем протяжении обозримой правовой истории в нашей стране конкурировали два основных вектора развития данного законодательства. А именно, эпохи усиления государства (например, правление Ивана Грозного, советский период развития государственности в России) сопровождались явно ограничительной политикой в отношении иностранных граждан. Напротив, эпохи слабого государства (например, эпоха "дворцовых переворотов", последние десятилетия существования Российской империи и годы Гражданской войны) сопровождались относительным открытием границ и значительным смягчением административно-правового режима пребывания иностранцев на территории России, ослаблением контроля за возможной антигосударственной деятельностью иностранных граждан на территории нашей страны.

В условиях современного глобализирующегося мира закрытие границ от иностранных граждан является юридическим нонсенсом, любое современное государство обязано поддерживать режим разумного благоприятствования пребыванию иностранных граждан на своей территории, в соответствии с концепцией открытого общества (исключение допускается только в особых обстоятельствах, диктующих необходимость повышения уровня защиты государства <22>).

<22> Например, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, "в соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными законами разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:
  1. в пограничной зоне;
  2. в закрытых административно-территориальных образованиях;
  3. в закрытых военных городках;
  4. на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;
  5. на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;
  6. в зонах экологического бедствия;
  7. на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  8. в зоне проведения контртеррористической операции;
  9. в период мобилизации и в военное время;
  10. в иных случаях, установленных федеральными законами".

Однако необходимо соблюдать баланс конституционно значимых ценностей и прав и свобод человека и гражданина. В частности, с целью обеспечения внутренней и внешней безопасности, защиты своих граждан от возможных угроз современное суверенное государство не только вправе, но и обязано осуществлять контроль за пребывающими на ее территории иностранными гражданами, позволяющий обеспечить неукоснительное соблюдение ими законности и правопорядка, вводя с этой целью разумный административно-правовой режим пребывания иностранцев, а также изменять данный режим в соответствии с потребностями исторического момента, коренными интересами государства и его граждан <23>.

<23> В частности, согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, "в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе увеличить до ста восьмидесяти суток или сократить установленный абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации - в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан".

Библиография

  1. Хабибулина О.В. Административно-правовой режим пребывания иностранцев в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006. С. 4.
  2. Истратов А.А. Административно-правовой механизм обеспечения режима пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 7 - 8.
  3. Тесленко А.М. Правовой статус иностранцев в России: вторая половина XVII - начало XX века: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 8.
  4. Лавров П.В. Механизм регулирования правового режима иностранцев в контексте эволюции государственно-правовой системы России в период IX - начала XX в. (историко-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.
  5. Бойко С.В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 11.
  6. СУ РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582.
  7. СУ РСФСР. 1926. N 64. Ст. 497.
  8. Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 06.12.1936. N 283.
  9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, принятая Верховным Советом СССР 07.10.1977 // Свод законов СССР. Т. 3. С. 14. 1990.
  10. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях (приняты ВС СССР 23.10.1980) // Свод законов СССР. 1990. Т. 10. С. 375).
  11. Российская газета. 22.08.1996. N 159.
  12. Российская газета. 31.07.2002. N 140.
  13. Российская газета. 20.07.2006. N 156.
  14. Российская газета. 31.12.2001. N 256.

References

  1. Khabibulina O.V. Administrativno-pravovoi rezhim prebyvaniya inostrantsev v Rossiiskoi Federatsii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Omsk, 2006. S. 4.
  2. Istratov A.A. Administrativno-pravovoi mekhanizm obespecheniya rezhima prebyvaniya v Rossiiskoi Federatsii inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007. S. 7 - 8.
  3. Teslenko A.M. Pravovoi status inostrantsev v Rossii: Vtoraya polovina XVII - nachalo XX veka: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2000. S. 8.
  4. Lavrov P.V. Mekhanizm regulirovaniya pravovogo rezhima inostrantsev v kontekste evolyutsii gosudarstvenno-pravovoi sistemy Rossii v period IX - nachala XX v. (istoriko-pravovoi aspekt): Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2004.
  5. Boiko S.V. Administrativno-pravovoi status inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2003. S. 11.
  6. SU RSFSR. 1918. N 51. St. 582.
  7. SU RSFSR. 1926. N 64. St. 497.
  8. Izvestiya TsIK SSSR i VTsIK. 06.12.1936. N 283.
  9. Konstitutsiya (Osnovnoi Zakon) Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik, prinyataya Verkhovnym Sovetom SSSR 07.10.1977 // Svod zakonov SSSR. 1990. T. 3. S. 14.
  10. Osnovy zakonodatel'stva Soyuza SSR i soyuznykh respublik ob administrativnykh pravonarusheniyakh (prinyaty VS SSSR 23.10.1980) // Svod zakonov SSSR. 1990. T. 10. S. 375.
  11. Rossiiskaya gazeta. 22 avgusta 1996 g. N 159.
  12. Rossiiskaya gazeta. 31 iyulya 2002 g. N 140.
  13. Rossiiskaya gazeta. 20 iyulya 2006 g. N 156.
  14. Rossiiskaya gazeta. 31 dekabrya 2001 g. N 256.