Мудрый Юрист

Анализ нормативного правового обеспечения финансовой политики государства

Фрумина Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра теории финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

В статье рассмотрены проблемы содержания, состава и нормативного правового обеспечения финансовой политики государства. Обозначены развилки в законодательстве, регулирующем вопросы ее формирования и реализации. Анализируются задачи финансовой политики государства, обозначенные в официальных документах и предпринимается попытка их обобщения. При рассмотрении целей финансовой политики делается акцент на мнения авторитетных западных ученых. Это позволяет подвергнуть анализу возможность адаптации выделенных целей к российской реальности и определить степень их выполнения. Многоаспектность научной проблемы исследования определила необходимость сочетания таких методов познания, как диалектический и аналитический; в работе использованы логический подход, метод анализа и синтеза, метод графических изображений, позволяющий разносторонне исследовать обозначенную проблему. В результате проведения анализа документов, прямо или косвенно отражающих финансовую политику государства, отмечается, во-первых, необходимость закрепления на законодательном уровне всех ключевых определений, сквозных понятий и категорий, используемых в науке и практике; во-вторых, необходимость согласования целей и задач финансовой, бюджетной и налоговой политики таким образом, чтобы отсутствовало их дублирование и разночтение; в-третьих, сформулировать цели и задачи налоговой и бюджетной политики таким образом, чтоб их достижение способствовало реализации целей государственной финансовой политики.

Ключевые слова: финансовая политика государства, цели финансовой политики, задачи финансовой политики, налоговая политика, бюджетная политика, финансовые отношения, законодательство, развилки, общественные блага, стабилизация экономики.

Analysis of normative legal guarantees of the state financial policy

S.V. Frumina

The article provides analysis of the problems of contents, elements and normative legal guarantees of financial state policy. The author points out the forks in the legislation regulating the issues of its formation and implementation. The author analyzes the goals of financial state policy, as provided for in the official documents, and then she provides generalized analysis. When analyzing the goals of financial policy the author pays special attention to the opinions of authoritative Western scholars. It allows to analyze the possibilities for the adaptation of the established goals to the Russian reality and to establish the level of their implementation. The multi-aspect character of the scientific object of studies required the combination of the dialectic and analytic cognition methods. The research involved logical approach, analysis and synthesis, method of graphic images, allowing for a comprehensive analysis of the said problem. As a result of the analysis of documents, directly or indirectly reflecting the financial policy of the state, the author notes, firstly, the need to provide at the legislative level for all key definitions, through definitions and categories, which are used in science and practical work. Secondly, she notes the need to coordinate goals and purposes of financial, budget and tax policy in a way which would exclude double regulation and ambiguous interpretations. Thirdly, there is need to formulate goals and aims of tax and budget policy in such a way so achieving these goals would facilitate implementation of the goals of the state financial policy.

Key words: financial policy of the state, goals of the financial policy, targets of financial policy, tax policy, budget policy, financial relations, legislation, forks, public benefits, economic stabilization.

Благодаря финансам реализуется непосредственное взаимодействие общества, государства и гражданина. При помощи нормативного правового обеспечения, регулирующего финансовые отношения, достигается пересечение двух направлений - экономики и права. Это подтверждает сложность и значимость законов и других документов, исполнение которых призвано обеспечить стабильность экономического развития. Вместе с тем, на сегодняшний день сохраняются существенные развилки и нестыковки в законодательстве, в том числе регламентирующем проведение финансовой политики государства.

В подтверждение вышесказанному обратимся к законодательству, регулирующему проведение финансовой политики и определяющему ее содержание и направления реализации. В Основном Законе государства - Конституции Российской Федерации статья 114 повествует о том, что Правительство Российской Федерации "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики". Данное положение дублирует ст. 15 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", где законодатель также разделяет финансовую, кредитную и денежную политику, не давая содержательных характеристик.

Статьи 24 и 13 ФЗ N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" содержит информацию о бюджетно-финансовой политике, которая значилась до недавнего времени также в ст. 184 ныне не действующей редакции Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) от 2006 года.

В Постановлении Правительства РФ от 20 июля 1998 г. N 851 "Об утверждении заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политики экономической и финансовой стабилизации" наряду с вопросами денежно-кредитной политики рассматривается политика в налогово-бюджетной сфере.

Многие документы, регламентирующие процедуры проведения финансовой политики и задающие ориентиры ее развития, такие как "Стратегия 2020", Бюджетное послание Президента РФ и др., не содержат упоминания о финансовой политике напрямую, а рассматривают ее через призму бюджетной и налоговой политики.

Для наглядности отражения содержательных характеристик финансовой политики в нормативных правовых документах мы их сгруппировали и представили в виде таблицы 1.

Таблица 1

Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение государственной финансовой политики в Российской Федерации

Нормативные правовые документы

Содержится упоминание о финансовой политике

Содержится упоминание о финансово-бюджетной политике

Не содержится упоминаний о финансовой политике

Конституция Российской Федерации

ст. 114

Бюджетный кодекс Российской Федерации

ст. 184 в ред. 2006 г. утратила силу

Закон N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

ст. 15

Закон N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"

ст. 13, ст. 24

Постановление Правительства Российской Федерации N 831

утратило силу

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах"

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах"

Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1662-р "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 г. (утв. Правительством РФ 31.01.2013)

Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г.

Данная таблица позволяет отразить особенности официальных документов и демонстрирует существующие пробелы в законодательстве. В этой связи возникает настоятельная потребность устранения образовавшегося методологического разрыва между теорией и практикой формирования и реализации финансовой политики государства, а также законодательного закрепления главных теоретических положений и достижения единства толкования терминологии, используемой в финансовой деятельности.

Несмотря на отсутствие устоявшейся формулировки анализируемой экономической категорий, полагаем, что ее состав ограничивается налоговой и бюджетной политикой. В этой связи правомерным считаем рассматривать целенаправленно вопросы бюджетной и налоговой политики, отраженные в официальных документах.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" отмечается преемственность бюджетной политики от политики экономической. В упомянутом документе выделены цели бюджетной политики, заключающиеся в проведении всесторонней модернизации экономики, создании условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития и улучшения инвестиционного климата.

Рассмотрение бюджетной политики как эффективного инструмента реализации государственной социально-экономической политики содержится в Бюджетном послании 2013 - 2015 годов. Несмотря на это, в Бюджетном послании Президента РФ "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" отмечается, что решение задач социально-экономической политики и их непосредственная реализация до настоящего времени рассматриваются отдельно от вопросов бюджетной политики (таблица 2).

Таблица 2

Взаимосвязь бюджетной и социально-экономической политики государства

Бюджетное послание Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах"

Бюджетное послание Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах"

Бюджетное послание Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах"

Бюджетное послание Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах"

Бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения ее эффективности, конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата

Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики

Задачи социально-экономической политики и итоги их реализации по-прежнему рассматриваются отдельно от вопросов бюджетной политики

Таким образом, судя по приведенным документам, основная развилка законодательной регламентации организации бюджетной политики - это вопрос включения последней в финансовую или напрямую в социально-экономическую политику государства, минуя финансовую. Вторая развилка заключается в рассмотрении бюджетной политики как инструмента реализации государственной социально-экономической политики с одной стороны и несогласованность действий бюджетной и социально-экономической политики - с другой.

Следовательно, позиция, которой придерживается автор настоящей статьи, касающаяся состава финансовой политики, не подтверждается официальными документами. Из вышеизложенного напрашивается вывод о том, что термин "финансовая политика" является искусственно созданным и для его подтверждения существует объективная потребность законодательного закрепления.

Обратимся к бюджетной политике через призму Бюджетного кодекса Российской Федерации, где в ст. 165 указано, что Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает основные направления бюджетной и налоговой политики. Вместе с тем цели как налоговой, так и бюджетной политики ежегодно корректируются и отражаются в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на соответствующие годы (таблица 3, 4).

Таблица 3

Цели и задачи налоговой политики как составного элемента финансовой политики государства

Цели налоговой политики

Задачи налоговой политики

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах"

Поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности

Оптимизация структуры налоговой нагрузки

Обеспечение стабильности налоговой системы

Упрощение налогового учета

Совершенствование налогового администрирования

Повышение качества налогового администрирования

Реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения

Таблица 4

Цели и задачи бюджетной политики как составного элемента финансовой политики государства

Цели бюджетной политики

Задачи бюджетной политики

Документ

Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов

Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах"

Формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы

Минимизация рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ при бюджетном планировании

Сравнительная оценка эффективности новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации

Модернизация бюджетного процесса

Оптимизация структуры расходов федерального бюджета

Использование механизмов повышения результативности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых результатов

Повышение устойчивости федерального бюджета и снижение его зависимости от внешнеэкономических факторов в долгосрочной перспективе

Развитие программно-целевых методов управления

Совершенствование межбюджетных отношений

Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов

Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса

Переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам

Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности

Создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры

Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы

При подробном анализе официальных документов мы также сталкиваемся с несколькими развилками.

  1. Задачи бюджетной политики представлены в разных вариантах в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах".
  2. Целями налоговой политики в соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, остаются поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.

В то же время задачи налоговой политики, представленные в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", также содержат некоторые отличия.

Таким образом, единства подходов к определению целей из задач налоговой и бюджетной политики мы не обнаружили. Более того, все приведенные документы и их выдержки демонстрируют только цели и задачи налоговой и бюджетной, но не финансовой политики.

Можно предположить, что их симбиоз будет представлять собой цели финансовой политики. Также можно предположить, что обозначенные в "Стратегии 2020" целевые ориентиры, представленные достижением уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции, также представляют собой цель финансовой политики. Однако данные гипотезы не имеют аргументированного обоснования. Поэтому мы можем остановиться только на тех целях финансовой политики, которые предлагают авторы научных исследований, посвященных данной проблематике. Наиболее авторитетным из современных исследователей представляется экономист Р. Масгрейв, который выделяет три основные цели финансовой политики государства:

  1. Предоставление общественных благ;
  2. Перераспределение доходов или богатства;
  3. Стабилизация экономики.

Проектируя обозначенные цели к российской реальности и опираясь на результаты вышеизложенного анализа официальных документов, мы можем утверждать, что последние в Российской Федерации реализуются в полном объеме. В 2012 и 2013 годах основные цели бюджетной политики находились в плоскости решения социально-экономических задач (главным образом, задач, которые были поставлены в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и связаны с предоставлением общественных благ), обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышения эффективности управления общественными финансами. Уточненные цели, благодаря достижению которых обеспечится качество управления общественными финансами, обозначены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах".

В целях подтверждения реализации целей государственной финансовой политики в области предоставления общественных благ отметим увеличение государственных расходов на образование с 214,7 млрд. руб. в 2000 году до 497,6 млрд. руб. в 2011 году (в ценах 2000 года) <1>. Для сравнения приведем статистику по странам (таблица 5), сгруппированную специалистами Высшей школы экономики. Приведенная таблица наглядно демонстрирует большую долю государственных расходов на образование в процентах от общих государственных расходов в России, чем в таких экономически развитых странах, как Италия, Франция и Германия.

<1> http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d1/06-17.htm.

Таблица 5

Государственные расходы на образование в процентах от общих государственных расходов: 2011 <*>

<*> Статистический сборник "Образование в цифрах: 2013" / Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральная служба государственной статистики; Высшая школа экономики. М., 2013.

Всего

Из них по ступеням образования

Дошкольное образование

Начальное, основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное и послесреднее невысшее образование

Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование

Россия

11,2

2,0

5,3

2,7

Великобритания

11,3

0,6

9,0

1,6

Германия

10,5

0,9

6,6

2,8

Италия

9,0

0,9

6,5

1,7

Канада

12,3

Данные включены в 3 графу

8,3

4,7

Республика Корея

15,3

0,3

10,8

2,6

США

13,1

0,8

9,3

3,0

Франция

10,4

1,2

6,8

2,4

Швеция

13,2

1,3

8,2

3,7

Между тем в Российской Федерации складывается тенденция снижения государственных расходов, направляемых на предоставление общественных благ. Так, межбюджетные трансферты на образование в 2012 году составили 6,97% к предыдущему году. В 2013 - 5,11%; в 2014 - планируется всего 1,27%; в 2015 - 0,94%.

Подобная тенденция наблюдается и в здравоохранении (снижение с 6,64% в 2012 году до 2,87% к 2015 году). Что примечательно, это единственные разделы классификации бюджетных расходов, по которым величина межбюджетных трансфертов снижается. Остальные разделы (физическая культура, социальная политика, жилищно-коммунальное хозяйство и др.) демонстрируют положительную динамику.

Судя по общему объему расходов консолидированных бюджетов всех субъектов Российской Федерации, цель финансовой политики - предоставление общественных благ - достигается (рис. 1).

Расходы на здравоохранение и социальную политику без учета трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Источник: Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики и Счетной палаты Российской Федерации.

Рис. 1. Расходы консолидированных бюджетов на предоставление общественных благ, млрд. руб.

Расходы государства на достижение этой цели, а именно на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальную политику, культуру и кинематографию, несмотря на снижение межбюджетных трансфертов, показывают положительную динамику.

Вторая цель государственной финансовой политики - перераспределение доходов или богатства. "Разобраться в вопросе распределения доходов довольно сложно, потому что он порождает весьма серьезные разногласия при обсуждении бюджета... В последние годы больше внимания уделяется не дифференциации населения по доходам и достижению равновесия в обществе.., а адекватности величины доходов нижних слоев общества" <2>. Перераспределение доходов в обществе реализуется через механизмы налоговой и бюджетной политики, таких как прогрессивное налогообложение и субсидирование.

<2> Масгрейв Р. Государственные финансы: теория и практика. М.: Бюджет, 2009. С. 25.

В России, несмотря на активно проводимую перераспределительную политику, проблема дифференциации доходов населения не решена. Такой механизм налоговой политики, как прогрессивное налогообложение, в нашей стране осуществлялся до 2000 г., в настоящее же время перераспределение богатства достигается благодаря перемещению нефтегазовых доходов. Вследствие их сбережения на прозрачной формализованной основе достигается условие реализации ответственной налогово-бюджетной политики, обеспечивающей макроэкономическую стабильность.

Кроме того, в России активно используется трансфертный механизм перераспределения с применением бюджетных трансфертов, включая субсидии, дотации и субвенции. Снижение в 2014 году объемов межбюджетных трансфертов (94,3% к предыдущему году) привело к сокращению их доли в составе ВВП, которая в 2013 г. была равна 1,95%. Это значительно ниже показателей 2012 года. Однако в рамках финансовой политики на плановый 2015 и 2016 гг. предусматривается активизация использования трансфертного механизма перераспределения.

Третья цель финансовой политики - стабилизационная, характеризуется достижением высокого уровня занятости и борьбой с инфляцией. Политика стабилизации может реализоваться через монетарные, а также бюджетные и налоговые инструменты <3>. Использование инструментов бюджетной политики обеспечивает рост или уменьшение расходов бюджетов. В свою очередь инструменты налоговой политики обеспечивают рост или снижение налоговых поступлении. И здесь при анализе официальных документов, мы сталкиваемся с некоторыми развилками:

<3> Сабитова Н.М. Государственная финансовая политика: проблема целей // Дайджест-финансы. 2010. N 10(190).
  1. В "Стратегии 2020" в целях обеспечения перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития (п. 4), в целях взаимодействия государства, частного бизнеса и общества (п. 5) обозначается, в первую очередь, необходимость обеспечения макроэкономической стабильности.
  2. В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации отмечается необходимость достижения макроэкономической стабильности.
  3. Потребность поддержания стабильного экономического роста отмечается в Основных направлениях бюджетной политики 2014 г.
  4. Основные направления налоговой политики 2014 г. определяют бизнес-ориентиры для экономических агентов, которые позволяют достичь стабильности, определенности условий проведения экономической деятельности.

Подводя итог анализу документов, прямо или косвенно отражающих финансовую политику государства, считаем необходимым отметить следующее: во-первых, необходимо закрепить на законодательном уровне все ключевые определения, сквозные понятия и категории, используемые в науке и практике; во-вторых, следует согласовать цели и задачи финансовой, бюджетной и налоговой политики таким образом, чтобы отсутствовало их дублирование и разночтение; в-третьих, сформулировать цели и задачи налоговой и бюджетной политики таким образом, чтобы их достижение способствовало реализации целей государственной финансовой политики.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.194 N 51-ФЗ.
  4. ФЗ от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
  5. ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
  6. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах".
  7. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах".
  8. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах".
  9. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 г. (утв. Правительством РФ 31.01.2013).
  10. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".
  12. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
  13. Масгрейв Р. Государственные финансы: теория и практика. М.: Бюджет, 2009.
  14. Сабитова Н.М. Государственная финансовая политика: проблема целей // Дайджест-финансы. 2010. N 10(190).
  15. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115713.
  16. http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d1/06-17.htm.
  17. Борисенков А.А. Политическая власть - политическая субстанция // NB: Проблемы общества и политики. 2013. N 6. С. 193 - 217.
  18. Борисенков А.А. О политике, ее сущности и видах // NB: Проблемы общества и политики. 2013. N 4. С. 82 - 110.

References

  1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii.
  2. Byudzhetnyi Kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31.07.1998 N 145-FZ.
  3. Grazhdanskii Kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 30.11.194 N 51-FZ.
  4. FZ ot 05.04.2013 N 41-FZ "O Schetnoi palate Rossiiskoi Federatsii".
  5. FKZ ot 17.12.1997 N 2-FKZ "O Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii".
  6. Byudzhetnoe poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 29.06.2011 "O byudzhetnoi politike v 2012 - 2014 godakh".
  7. Byudzhetnoe poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 29.06.2011 "O byudzhetnoi politike v 2013 - 2015 godakh".
  8. Byudzhetnoe poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 29.06.2011 "O byudzhetnoi politike v 2014 - 2016 godakh".
  9. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii do 2018 g. (utv. Pravitel'stvom RF 31.01.2013).
  10. Osnovnye napravleniya nalogovoi politiki Rossiiskoi Federatsii na 2014 god i na planovyi period 2015 i 2016 goda.
  11. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17.11.2008 N 1662-r "O kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda".
  12. Zaklyuchenie Schetnoi palaty Rossiiskoi Federatsii na proekt federal'nogo zakona "O federal'nom byudzhete na 2013 god i na planovyi period 2014 i 2015 godov".
  13. Masgreiv R. Gosudarstvennye finansy: teoriya i praktika. M.: Byudzhet, 2009.
  14. Sabitova N.M. Gosudarstvennaya finansovaya politika: problema tselei // Daidzhest finansy. 2010. N 10(190).
  15. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115713.
  16. http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d1/06-17.htm.
  17. Borisenkov A.A. Politicheskaya vlast' - politicheskaya substantsiya // NB: Problemy obshchestva i politiki. 2013. N 6. C. 193 - 217. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_806.html.
  18. Borisenkov A.A. O politike, ee sushchnosti i vidakh // NB: Problemy obshchestva i politiki. 2013. N 4. C. 82 - 110. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_566.html.