Мудрый Юрист

Формы демократического правотворчества - основа формирования конституционного права приднестровской молдавской республики (1991 - 2006 гг.)

Калякин Олег Алексеевич, старший преподаватель Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (ПМР, г. Тирасполь).

Автор доказывает, что в основу формирования конституционного права ПМР в 1991 - 2006 гг. были положены исключительно демократические процедуры: референдумы, съезды народных депутатов всех уровней.

Ключевые слова: ПМР, демократия, формирование государства, конституционное право, референдум, съезд народных депутатов всех уровней.

Forms of democratic lawmaking - the basis of formation of the constitutional law of the Trans-Dniester Moldovan Republic (1991 - 2006)

O.A. Kalyakin

Kalyakin Oleg Alekseevich, senior teacher of Shevchenko Trans-Dniester state university (Trans-Dniester Moldoval Republic, Tiraspol).

The author proves that democratic procedures: referenda, congresses of people's deputies of all levels are the fundamentals of the constitutional law of the Trans-Dniester Moldovan Republic in 1991 - 2006.

Key words: Trans-Dniester Moldovan Republic, democracy, formation of state, constitutional state, referendum, congress of people's deputies of all levels.

Специфическими признаками правового государства выступают демократический политический режим, развитое гражданское общество и юридическое закрепление самоценности человеческой личности <1>.

<1> Государство, общество, личность: проблемы совместимости / под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. М., 2005. С. 253.

В правовом государстве именно народ является единственным источником государственной власти (п. 1 ст. 3 Конституции РФ, ст. 1 Конституции ПМР), осуществляя эту власть либо представительно - через органы государственной власти и местного самоуправления, которым делегируются соответствующие властные полномочия, либо непосредственно - через участие в свободных выборах и референдумах (п. 3 ст. 3 Конституции РФ, ст. 1 Конституции ПМР).

Важнейшим признаком правового государства является признание и юридическое закрепление положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ, ст. 16 Конституции ПМР).

Развитое гражданское общество представляет собой признак и одновременно структурный элемент правового государства. При этом, как подчеркивается в современной литературе, выступая неотъемлемой частью государства (в социальном смысле), гражданское общество характеризуется не совпадающими с государственными интересами, а также наличием механизмов, позволяющих обеспечить реализацию этих интересов за счет внутренних ресурсов самого гражданского общества <2>.

<2> Государство, общество, личность: проблемы совместимости. С. 253 - 254.

Учитывая уровень развития гражданского общества в постсоветском пространстве, правотворческий процесс в образовавшихся на месте СССР государствах должен был уже на первых этапах перехода к правовому государству строиться на основе механизма реализации гражданской инициативы <3>, т.е. непосредственного волеизъявления граждан, имеющего своей целью в согласии с целями и принципами международного права оказать влияние на принятие властными структурами решений, отвечающих общим интересам.

<3> См.: Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. М., 2009. С. 638.

Например, в Российской Федерации выход из затянувшегося конституционного кризиса 1992 - 1993 гг. был предложен Указом Президента РФ от 12 мая 1993 г. N 660 "О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ", в соответствии с которым для завершения подготовки проекта Конституции было созвано Конституционное совещание, в котором должны были принять участие как представители всех высших органов государственной власти, так и представители общественности (политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей). В адрес Конституционного совещания поступило более 50 тысяч замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено выше 500 поправок, около 40 принципиально новых норм. Результатом работы Конституционного совещания стало одобрение 12 июля 1993 г. проекта Конституции РФ. 10 ноября 1993 г. проект был опубликован для обсуждения, а 12 декабря 1993 г. вынесен на всенародное голосование (референдум). За принятие Конституции проголосовали 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

Также на референдумах были приняты Конституция Республики Абхазия (3 октября 1999 г.), действующая Конституция Республики Южная Осетия (8 апреля 2001 г.), Конституция Нагорно-Карабахской Республики (10 декабря 2006 г.), Конституция Приднестровской Молдавской Республики (24 декабря 1995 г.).

Также немаловажным для понимания механизма реализации правотворчества в современных государствах является предусмотренная действующими конституциями государств, возникших после распада СССР, процедура пересмотра основополагающих конституционных положений.

Так, в соответствии со ст. 135 Конституции РФ пересмотр положений глав 1 ("Основы конституционного строя"), 2 ("Права и свободы человека и гражданина") и 9 ("Конституционные поправки и пересмотр Конституции") Конституции РФ осуществляется либо путем созыва Конституционного собрания, либо путем всенародного голосования.

В соответствии же со ст. 102 Конституции ПМР положения раздела I ("Основы конституционного строя"), раздела II ("Права, свободы и обязанности человека и гражданина") и раздела IV ("Изменение Конституции") могут быть изменены только в результате референдума.

Необходимо отметить большую роль в становлении суверенного приднестровского государства, которую сыграли и продолжают играть до сих пор местные и общегосударственные референдумы, инициатива проведения которых шла от самих приднестровцев.

Так, в 1989 - 1990 гг. во всех районах, городах и в большинстве сел Приднестровья прошли местные референдумы, на которых приднестровцы высказывались за образование Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики.

Позднее в Приднестровье были проведены общегосударственные референдумы по вопросу о независимости Приднестровской Молдавской Республики (1 декабря 1991 г.), о выводе 14-й армии РФ (26 марта 1995 г.), о принятии новой Конституции ПМР и вступлении ПМР в СНГ (24 декабря 1995 г.), о введении права частной собственности на землю (6 апреля 2003 г.) и по вопросу о взаимоотношениях с Российской Федерацией и Республикой Молдова (17 сентября 2006 г.) <4>.

<4> См.: Волкова А.З. Референдумы в Приднестровской Молдавской Республике (1989 - 2006 гг.). Тирасполь, 2006.

В качестве еще одной формы реализации гражданской инициативы можно рассматривать функционировавшие в ряде вновь образованных государств таких органов народного представительства, как Совет народных депутатов Юго-Осетии 1990 г., совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов с участием депутатов всех уровней 1991 г., а также Съезды народных депутатов всех уровней Приднестровья (которые с 1990 по 2006 г. собирались 6 раз).

Указанные органы народного представительства сыграли в становлении новых государств важнейшую роль. Так, 2 сентября 1990 г. II Чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровского региона принял Постановление об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе СССР, Декларацию об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики и Декрет о государственной власти, а также специальный документ "Политико-правовое обоснование создания ПМССР" <5>.

<5> Бомешко Б.Г. Создание, становление и защита приднестровской государственности. 1990 - 1992 гг. Бендеры, 2010. С. 88 - 89.

А прошедшая 2 сентября 1991 г. совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов с участием депутатов всех уровней приняла Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что объективные и субъективные условия становления и развития основных институтов правовой государственности после распада СССР способствовали поиску наиболее эффективных форм реализации демократических начал как в государственном управлении, так и в нормотворчестве.

Литература

  1. Бомешко Б.Г. Создание, становление и защита приднестровской государственности. 1990 - 1992 гг. Бендеры, 2010. С. 88 - 89.
  2. Волкова А.З. Референдумы в Приднестровской Молдавской Республике (1989 - 2006 гг.). Тирасполь, 2006.
  3. Государство, общество, личность: проблемы совместимости / под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. М., 2005. С. 253.
  4. Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. М., 2009. С. 638.