Мудрый Юрист

Понятие государственного режима и его место в системе смежных понятий

Бредихин Алексей Леонидович, кандидат юридических наук.

В данной статье автор дает собственное определение государственного режима как элемента формы государства и рассматривает его соотношение с политическим, политико-правовым, правовым режимом и иными смежными понятиями.

Ключевые слова: государство, режим, государственный режим, политический режим, государственный строй, форма правления.

Concept of state regime and place thereof in the system of neighboring concepts

A.L. Bredikhin

Bredikhin Aleksej Leonidovich, candidate of juridical sciences.

In this article the author gives own definition of the state mode as element of a form of the state and considers its ratio with a political, political and legal, legal regime and other adjacent concepts.

Key words: state, mode, state mode, political regime, political system, form of government.

Для раскрытия сущности и содержания государственного режима необходимо определить его понятие и выявить соотношение с другими категориями. Нужно отметить, что данный вопрос очень широко рассмотрен в юридической науке, однако решается очень неоднозначно.

Прежде всего, нужно обратить внимание на само понятие "режим", которое позволит раскрыть государственный режим как его разновидность. Термин "режим" определяется в разных смыслах. Так, в толковом словаре В. Даля указано, что "режим" (фр. Regime) - установленный образ, порядок жизни, относительно распределения времени (Пищевой режим. Казарменный режим. Строгий режим. Новый режим. Полицейско-бюрократический режим)" <1>.

<1> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1994. С. 232.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой термин "режим" определяется в следующих значениях: "1. Распорядок дел, действий; 2. Условия деятельности, работы, существования чего-н.; 3. Государственный строй (обычно об антинародном, антидемократическом строе)" <2>.

<2> Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: "А ТЕМП", 2004. С. 673.

Общим признаком всех видов режимов является существование определенного порядка, высокой степени урегулированности определенной сферы жизни и деятельности. Режимность характеризует высокую степень регламентации чего-либо. Именно с этих позиций нужно исходить при анализе всех разновидностей режимов, в том числе и государственного.

Государственный режим традиционно определяют в качестве средств, методов и способов осуществления государственной власти, соизмеряя данный режим с принципами демократии. Представляется, что такой подход не совсем правомерен.

Если говорить об общем значении режима, то демократия как раз таки характеризуется низкой степенью зарегулированности общественных отношений со стороны государственной власти. Общество здесь самоорганизуется, не нарушая определенных государством правовых ограничений. То есть режима как такового при демократическом правлении нет. Если говорить о тоталитарных и авторитарных государствах, то они как раз характеризуются жесткой регламентацией всех сфер жизни общества и для них понятие режима актуально.

Таким образом, понятие государственного режима достаточно условно, оно показывает в первую очередь степень регламентации отношений между государством, обществом и личностью, а также степень ограничения прав общества и личности по отношению к государственной власти.

Методы и способы осуществления государственной власти, которые легли в основу понятия государственного режима, означают сочетание принципов убеждения, дозволения, поощрения и принуждения, положенных в основу государственного управления и закрепленных в действующем законодательстве. Указанные методы и способы осуществления государственной власти составляют определенную модель властвования, которая не всегда имеет признаки режимности.

Таким образом, государственный режим - это закрепленная в основном законе и реализуемая через систему законодательства и правоприменительные акты модель организации государственной власти, характеризующая степень регламентированности общественных отношений и методы реализации властных предписаний в отношениях власти, общества и личности.

Государственный режим имеет тесную связь с другими категориями. Этому вопросу уделено значительное внимание как в диссертационных исследованиях, монографиях, так и в периодической печати <3>. Рассмотрим понятия, тесным образом связанные с государственным режимом, и определим их различия.

<3> См., например: Сташ З.К. Политический режим современного российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2009. С. 14 - 28; Шанин А.В. Политический режим: сущность, содержание, типология (теоретико-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1999. С. 70 - 105; Курскова Г.Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект: монография / Г.Ю. Курскова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. С. 9 - 29; Тирских М.Г. Соотношение политического, государственного и государственно-правового режимов // Сибирский юридический вестник. 2005. N 1. С. 8 - 13.

Государственный и политический режим. Это очень близкие понятия и во многих случаях полностью совпадают по смысловой нагрузке. Однако полностью отождествлять их неправомерно.

Ю.С. Кожевникова дает следующее определение политического режима: политический режим - это система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе всеми политическими институтами, включая государственные. Под государственным режимом автор понимает систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной власти в обществе, ее функциональную характеристику <4>. При этом отмечается, что государственный режим является частью режима политического.

<4> Кожевникова Ю.С. Политический и государственный режимы (аспекты соотношения) // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2008. N 24. С. 88.

М.Г. Тирских предлагает искать различие между государственным и политическим режимом в рамках политической и государственной власти. То есть государственный режим существует в рамках государственной власти, а политический режим присущ политической власти <5>.

<5> Тирских М.Г. Соотношение политического, государственного и государственно-правового режимов // Сибирский юридический вестник. 2005. N 1. С. 8.

В.С. Нерсесянц отмечает, что государственный (политический) режим - это всегда государственно-правовой режим, определенный правовой порядок формирования государства, те или иные формы, процедуры, приемы, способы и методы осуществления государственной власти <6>. Тем самым автор отождествляет не только государственный и политический режимы, но и государственно-правовой режим.

<6> Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. М., 2002. С. 254.

На наш взгляд, государственный и политический режим являются разноплановыми категориями. Их отождествление наблюдается в случае представления политического режима как элемента формы государства. Называемый в качестве элемента формы государства политический режим будет тождественен государственному, т.к. политический режим по своей сути не может быть формально-правовой категорией.

Провести различия между государственным и политическим режимом можно по следующим критериям.

  1. Государственный режим существует в рамках правового поля, политический может функционировать как в правовых, так и неправовых формах, а также противоправных.
  2. Государственный режим является предметом правовой науки, а политический рассматривается в рамках социально-политических наук.
  3. Государственный режим закреплен в конституции (основном законе) государства. Политический нигде не закреплен, и его содержание определяется своеволием отдельных личностей и политических организаций, а также идеологическими доктринами (например, коммунизм).

Государственный и политико-правовой режим являются полными синонимами. Наименование "политико-правовой режим" - это компромиссное наименование, которое обособляется от режима "политического" и подчеркивает его правовую сущность. То есть по сути это политический режим, действующий в правовых формах.

В некоторых случаях употребляется понятие "политический (государственный) режим". Тем самым понятия государственного и политического режима отождествляются, и в то же время указывается, что политический режим понимается именно как режим государственный.

Некоторые авторы устанавливают связь между государственным и правовым режимом. Так, Ю.С. Кожевникова отмечает, что "правовой режим по своему содержанию, по сути есть юридическое выражение названных режимов" <7> (т.е. государственного и политического). Далее автор отмечает, что правовой режим в таком смысле - "нормативно установленные правила, определяющие правовой порядок функционирования государства, те или иные правовые формы, процедуры, приемы, методы осуществления государственной власти". В пример, в частности, приводятся конкретные административно-правовые режимы.

<7> Кожевникова Ю.С. Политический и государственный режимы (аспекты соотношения) // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2008. N 24. С. 87.

По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько, правовой режим - это "специфический механизм правового регулирования, особый его порядок, направленные на конкретные виды субъектов и объектов, привязанные не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют" <8>.

<8> Матузов М.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. N 1. С. 66.

В.Б. Исаков определяет правовой режим как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств <9>.

<9> Цит. по: Ситников А.П. Теоретико-методологические подходы к пониманию категории "правовой режим" // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2009. N 1. С. 103.

На наш взгляд, правовые режимы характеризуют лишь определенные сферы правового регулирования и непосредственно не связаны с государственным режимом. Лишь с определенной долей условности можно сказать, что государственный режим реализуется посредством правовых средств и может функционировать через определенные правовые режимы, но это не делает правовой режим близким по содержанию государственному режиму.

Определенная связь наблюдается между государственным режимом и государственным строем. Под государственным строем можно понимать "способ функционирования государственной власти и соответствующую ему систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых конституционным законом" <10>. Государственный строй характеризует государственную власть в статике, поэтому не совпадает по содержанию с государственным режимом. Как справедливо отмечает А.Н. Марченко, "государственный строй, провозглашенный и закрепленный законом, не выражает ни методов, ни целей, ни средств, ни реального состояния институтов государства" <11>.

<10> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 1999. С. 76.
<11> Марченко А.Н. Государственный строй и политический режим: к вопросу о соотношении понятий // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2010. N 1. С. 5.

Весьма оригинальные положения изложил А.В. Погодин, который предлагает понятие государственного социально-правового режима. Так, автор отмечает, что "на правореализацию влияют различные факторы, среди которых большую роль играет государственный социально-правовой режим (или, что терминологически менее точно, государственный политический режим)" <12>. Далее автор отмечает, что на микроуровне режим рассматривается как инструментальная составляющая правореализующего поведения конкретного, прежде всего высокопоставленного, чиновника: какие цели в конкретной практике он действительно преследует, с помощью каких средств и методов он их достигает, действует ли в пределах своего правового статуса, не ущемляя правовой интерес субъектов - нечиновников. На микроуровне государственный социально-правовой режим представляет собой инструментальную характеристику многообразной правореализационной деятельности государства в процессе управления социальными практиками и взаимодействия с личностью и обществом" <13>.

<12> Погодин А.В. Правореализация и государственный социально-правовой режим // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. "Гуманитарные науки". Т. 155. Кн. 4. 2013. С. 17.
<13> Погодин А.В. Указ. соч. С. 18.

А.М. Осавелюк указывает на взаимосвязь формы правления и государственного режима. По мнению автора, "формы правления представляют собой своего рода организационный каркас, юридическую модель отношений между соответствующими органами и государственной властью" <14>. "Государственный режим - это основанный на юридических признаках формы правления реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти и других элементов политической системы, складывающийся под влиянием различных политических сил (существующей партийной системы, избирательной системы, итогов выборов и др.) в указанных структурах" <15>.

<14> Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим: поиск оптимального сочетания // Вестник РГГУ. 2013. N 1. С. 97.
<15> Там же. С. 98.

П.Б. Усимов справедливо усматривает связь между политико-правовым режимом (т.е. государственным режимом) и законностью. По его мнению, "тот или иной политико-правовой режим обладает существенными ресурсами для обеспечения законности, но в то же время сам нуждается в защите и прежде всего в наличии прочной законности" <16>.

<16> Усимов П.Б. Политико-правовой режим и законности: аспекты взаимосвязи // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013. N 2. С. 50.

На основании изложенного необходимо сделать следующие выводы:

  1. Государственный режим - это закрепленная в основном законе и реализуемая через систему законодательства и правоприменительные акты модель организации государственной власти, характеризующая степень регламентированности общественных отношений и методы реализации властных предписаний в отношениях власти, общества и личности.
  2. Государственный режим нельзя отождествлять с политическим режимом, т.к. последний не является предметом изучения правовой науки и связан с феноменом власти как таковой.
  3. Государственный режим связан с такими категориями, как государственный строй, форма правления и режим законности, однако имеет самостоятельное значение.

Литература

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1994. С. 232.
  2. Кожевникова Ю.С. Политический и государственный режимы (аспекты соотношения) // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2008. N 24. С. 87 - 88.
  3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 1999. С. 76.
  4. Курскова Г.Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект: монография / Г.Ю. Курскова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. С. 9 - 29.
  5. Марченко А.Н. Государственный строй и политический режим: к вопросу о соотношении понятий // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2010. N 1. С. 5.
  6. Матузов М.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. N 1. С. 66.
  7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. М., 2002. С. 254.
  8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: "А ТЕМП", 2004. С. 673.
  9. Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим: поиск оптимального сочетания // Вестник РГГУ. 2013. N 1. С. 97.
  10. Погодин А.В. Правореализация и государственный социально-правовой режим // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. "Гуманитарные науки". Т. 155. Кн. 4. 2013. С. 17.
  11. Ситников А.П. Теоретико-методологические подходы к пониманию категории "правовой режим" // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2009. N 1. С. 103.
  12. Сташ З.К. Политический режим современного российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2009. С. 14 - 28.
  13. Тирских М.Г. Соотношение политического, государственного и государственно-правового режимов // Сибирский юридический вестник. 2005. N 1. С. 8 - 13.
  14. Усимов П.Б. Политико-правовой режим и законности: аспекты взаимосвязи // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. N 2. 2013. С. 50.
  15. Шанин А.В. Политический режим: сущность, содержание, типология (теоретико-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1999. С. 70 - 105.