Мудрый Юрист

Понятие права в контексте теории отражения

Хорошильцев Александр Иванович, доцент кафедры государственного права юридического факультета НОУ ВПО "РОСИ" (Региональный открытый социальный институт), кандидат юридических наук.

В статье автор излагает свой взгляд на понятие права с точки зрения теории отражения. Делается вывод, что право в рассматриваемом смысле - это воздействующая форма опережающего отражения.

Ключевые слова: понятие права, отражение, опережающее отражение, воздействие, юридический континуум свободы.

Concept of law in the context of reflection theory

A.I. Khoroshil'tsev

Khoroshil'tsev Aleksandr Ivanovich, assistant professor of the Chair of State Law of the Law Faculty of National Educational Institution of Higher Professional Education "ROSI" (Regional Open Social Institute), candidate of juridical sciences.

In the article the author presents his view of the concept of law from the perspective of the theory of reflection. It concludes that the right of the meaning is a reaction to form advanced reflection.

Key words: the concept of law, reflection, reflection effects, advanced legal continuum.

Один из малоизведанных путей исследования права лежит через познание отражения в его связанности и противоположности с воздействием. Воздействие и отражение служат основаниями всякого упорядочения. Любое проявление активности, любое формообразование есть результат сопряжения потенциалов воздействия и отражения, скрывающих за собой начала права и власти. В свою очередь, целостность функционирования права и власти формирует юридический континуум свободы <1> как единый и непосредственный объект юридического познания <2>.

<1> Подробнее о юридическом континууме свободы см., в частности: Хорошильцев А.И. Юридический континуум свободы: понятие и общая характеристика // Юристъ-правоведъ. 2010. N 2. С. 68 - 71; Хорошильцев А.И. Антиномия и антиномическое отношение права и власти // История государства и права. 2011. N 5. С. 45 - 48.
<2> Такой взгляд на единый объект юридического познания близок позиции В.С. Нерсесянц. Он рассматривал юриспруденцию как науку о свободе, а государство и право, соответственно, как институциональную и нормативную формы свободы. См., в частности: Нерсесянц В.С. Юриспруденция: Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998.

О понятии отражения

Отражение материалистической философией рассматривается как всеобщее свойство материи и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с ними <3>. Отражение видится "в фундаменте самого здания материи" и "в основе теории познания... Вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения" <4>. Высшей формой отражения является сознание.

<3> В этом контексте воздействие уместно рассматривать как способность систем в процессе взаимодействия воплощать свои особенности в свойствах других систем.
<4> Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18. С. 40, 91; Введение в философию. Ч. 2. М., 1990. С. 292 - 297.

Отражение у человека не является процессом зеркального копирования окружающего мира. Познавая его, человек изменяется сам и меняет действительность. Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов со ссылкой на концепцию Франсиско Варелы отмечают по этому поводу: "Имеет место нелинейное взаимное действие субъекта познания и объекта его познания. Имеет место сложное сцепление прямых и обратных связей при их взаимодействии... субъект и объект познания находятся в отношении ко-детерминации, они используют взаимно предоставленные возможности, пробуждая друг друга, со-рождаются, со-творятся, изменяются в когнитивном действии и благодаря ему" <5>. Взаимодействие человека и окружающего его мира в соответствии с этой теорией предстает прежде всего в качестве двух векторов сопряжения. С одной стороны, окружающий мир воздействует на человека, который, отражая это воздействие, приспосабливается к действительности. С другой стороны, сам человек воздействует на окружающую его действительность, а она, отражая такие воздействия, изменяется и преобразуется в соответствии с ними. В процессах взаимодействия имеет место со-отражение и со-воздействие.

<5> Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007. С. 180.

Особое значение имеет опережающее отражение, понятие которого введено в научный оборот известным советским ученым П.К. Анохиным. По его мнению, "опережающее отражение действительности есть основная форма приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира" <6>. А.Д. Урсул расширяет границы опережающего отражения, полагая, что оно "существует и в неживой природе, во всяком случае, в вещественной, наблюдаемой Вселенной" <7>. Примером определения понятия опережающего отражения может служить его видение как отражения "объектов и их характеристик, по отношению к которым в голове человека до их непосредственного обнаружения в действительности создается некоторый образ, который может оказываться соответствующим или не соответствующим объектам и их характеристикам" <8>. Отмечается, что "сущностная основа идеи опережающего отражения заложена в самом диалектическом характере объективно-реального процесса развития мира, при котором прошлое порождает настоящее, а настоящее содержит в себе ростки будущего" <9>. Это своего рода модель того будущего, которое будет присутствовать в действительности, после того как ее отразит сознание. Опережающее отражение как бы переводит сознание в другой пласт бытия, пласт его потенциальности. Элементами потенциальности бытия служат потенциалы действительности, т.е. те факторы, которые раскрываются в будущем по мере того, как оно формируется. В то же время опережающее отражение предполагает "включение" системой глубинных ресурсов отражения в процессе формирования ею "образа" окружающего мира.

<6> Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития: инновационно-опережающие процессы. URL: http://www.mgeu.ru/razvitie/index.php?ELEMENT_ID=77 (дата обращения: 10.10.2012).
<7> Там же.
<8> URL: http://slovarchik.ru/800/ (дата обращения: 05.01.2011).
<9> Там же.

Здесь наблюдаются процессы переходов отражения в опережающее отражение и обратно. Это точки бифуркации <10>, в которых система меняет свое качество и погружается в новый пласт бытия. Через такие переходы сознание "путешествует" во времени. Когда мы в процессе познания меняем непосредственное отражение на опережающее, т.е. погружаемся в скрытые потенциалы действительности, то сознание переходит от познания настоящего к познанию будущего. Мы узнаем не только то, что есть, но и то, что может быть. Обратный процесс перехода от опережающего отражения к непосредственному - это выход из пласта потенциальности в актуальность данного момента, своего рода переход из будущего в настоящее <11>.

<10> Термин "точка бифуркации" разработан и используется синергетикой.
<11> В приведенных контурах "работы" "естественной машины времени" видятся теоретические начала исследования проблемы юридического времени.

Опережающее отражение иногда рассматривают как отражение информационное, предполагающее активное применение его результатов. Информационное отражение знаменует "переход от отражения как всеобщего свойства материи (которое присуще любым видам материального взаимодействия) к использованию следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на другие для активной ориентации в действительности... При информационном отражении внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы не прямо, а косвенно. Это воздействие опосредуется приведением в активное состояние заложенной в материальной системе внутренней программы построения движения" <12>. Другими словами, на определенном этапе развития отражение становится одним из основных видов активности.

<12> Введение в философию. Ч 2. М., 1990. С. 296 - 297.

Отражение в качестве активности тесно связано и одновременно противоположно воздействию. В процессе взаимодействия отражение проявляется во внутренней способности и возможности предмета или явления воспроизвести в своей структуре те или иные элементы воздействующей системы. А воздействие проявляется во внешней способности и возможности запечатлеть свои особенности в отражающей системе.

Потенциалы отражения и воздействия взаимно проявляют друг друга. Одно без другого не существует в действительности. Разорвать их связанность можно только умозрительно в методологических и познавательных целях. В.Д. Граждан отмечает, что "отражение не существует само по себе. Функционально оно связано с деятельностью и выполняет в ней свою специфическую функцию. Отражение вырабатывает определенную копию воздействующего предмета (оригинала), на основе которого формируется реакция, ответное действие воспринимающего предмета... В составе деятельности отражение и реакция не сосуществуют как два параллельных процесса, а тесно переплетаются, взаимно дополняя и взаимно обуславливая друг друга, но так, что один всегда является основой возникновения другого" <13>. Всякая активность есть результат сопряжения потенциалов воздействия и отражения. Так происходит в повседневной жизни, и так устроен мир. "Основными предпосылками активности материи и появления функциональных систем на Земле явились отражательная способность материи, с одной стороны, и пространственно-временной континуум мира с его цикличностью воздействий - с другой" <14>.

<13> Граждан В.Д. Деятельностная теория управления. М., 1997. С. 24.
<14> Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. С. 57.

В философии и науке отмечается принципиальная значимость отражения для развития вообще и развития механизмов управления в частности. Так, профессор Р.Ф. Абдеев отмечает, что развитие "представляет собой изменения, связанные с процессами отражения (как всеобщего свойства материи), сопровождаемые упорядочением связей, накоплением информации, возникновением новых структур, их усложнением и детерминацией" <15>. При этом "генезис механизма управления является отражением (и результатом) эволюции живой природы..." <16>.

<15> Там же. С. 36.
<16> Там же. С. 57.

От отражения к праву

В юридической литературе высказано, на наш взгляд, справедливое мнение о необходимости рассматривать теорию отражения в качестве одной из методологических основ юриспруденции. По мнению Д.А. Керимова, теория отражения прямо соотносится с правоведением, "ибо законодательство и его реализация есть не что иное, как воспроизводство действительности в правовой форме". Ученый полагает, что правовое опосредование тесно связано с процессом отражения и прежде всего такой важной его разновидностью для государственной власти и управления, как опережающее отражение. Этот вид отражения проецирует опыт прошлого и настоящего на будущее <17>. В.Г. Тарасенко считает, что "право формируется вместе (одновременно) с сознанием как правосознание" <18>, т.е. как форма отражения правовой действительности.

<17> Керимов Д.А. Потенциал российского правоведения // Социс. 1997. N 3. С. 8.
<18> Тарасенко В.Г. Постулаты права. М.: Издательский дом "Городец", 2009. С. 17.

У С.С. Алексеева есть целый ряд суждений, которые выводят нас на понимание отражения как истока права. Он, в частности, отмечает, что начальным звеном в процессе формирования правовых систем было право (притязание) в непосредственно-социальном смысле, "в качестве своего рода интуитивно усваиваемого принципа, идеи "правого" и "неправого" и с этой точки зрения - элемента первичного правосознания" <19>. Позволим себе дополнить: правосознания как формы отражения. В другом месте, говоря о праве как явлении культуры, С.С. Алексеев утверждает, что оно "в специфической форме отражает жизнь во всех сложных проявлениях, причем в проявлениях чрезвычайно широкого диапазона - от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых.

<19> Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби", Изд-во "Проспект", 2008. С. 43.

При этом юридические нормы, относящиеся к сфере долженствования, ориентируются на основы качественного состояния общества и говорят о том, какими должны быть или могут быть поступки людей. Они призваны определять поведение людей: что "можно", а что "нельзя"..." <20>.

<20> Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 224.

Правовые нормы - это один из наиболее ярких примеров связанности права с отражением. В таком смысле они являются идеальными формами ориентации человека в окружающей его социальной действительности. Нормы права "подсказывают" модели поведения в конкретных жизненных ситуациях, определяя его границы и возможные последствия. В то же время связи правовых норм с опережающим отражением обнаруживаются и в процессе правотворчества. Всякий раз, когда формируется правовая норма, ее создатель как бы "заглядывает" в будущее, пытаясь найти юридическую формулу для предотвращения нежелательных последствий, а для случаев их появления - формулу их решения. Правотворчество - это способ познания, отражения и творения будущего. В определенном смысле его уместно рассматривать в качестве социально значимой формы опережающего отражения. В то же время юридические акты и содержащиеся в них правовые нормы, будучи отражением жизни, являются своего рода окошками в прошедшие времена, позволяют "увидеть существовавшие тогда отношения, нравы, конфликты, словом, наглядно и зримо ощутить прошлое" <21>. Но и в этом смысле правовые нормы значимы в той мере, в которой они когда-то служили формой опережающего отражения и направляли, формировали поведение людей. Даже в тех случаях, когда позитивно-правовые нормы закрепляют ранее существовавшие социальные нормативы, уместно говорить о них как о форме опережающего отражения. Это возможно в силу того, что такие нормы, как и иные правовые установки, призваны нести информацию о границах свободы, пределах возможного поведения и о возможных последствиях при нарушении их требований. Любая правовая норма информирует участников социального взаимодействия о правилах поведения, до того как происходят сами действия, и в этом смысле нормы права являются формами опережающего отражения.

<21> Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 224.

Истоки права в своей глубинной изначальности, уходящей за пределы социального, проявляются как форма отражения мира. С.С. Алексеев отмечает по этому поводу: "Думается, есть весомые основания полагать, что органическая потребность и в этом отношении биосоциальное ощущение права, стойкое природное уважение к нему таятся в самых глубоких биосоциальных корнях людей и по своей силе и значимости не менее органичны, чем чувство своей собственности и стремления к свободе. Ведь ощущение особью "своего" места в биосоциальной иерархической организации сообщества животных, "своей" монополии на самку или на "своих" детенышей, "своей" роли в совместной охоте и возможности на получение доли в добыче - это все не что иное, как первичные зачатки того, что позже на языке людей получило название "право" <22>. Думается, что истоки права носят универсальный характер. В этом мире все взаимосвязано и нет ничего, что существовало бы и развивалось бы вне этой связанности. Истоки права коренятся в потенциалах и активности отражения, в его связях с потенциалами и активностью воздействия. Право непосредственно направлено на упорядочение потенциалов воздействия посредством механизмов отражения. Это воздействующая форма отражения и вместе с тем форма связанности его потенциалов с потенциалами воздействия, форма их актуализации. Трансформация отражения, его потенциалов в право происходит по мере того, как в них и в их связанности с воздействием развиваются характерные для права черты <23>. В частности, отражение "перерастает" в право по мере обретения цикличности, повторяемости, нормативности. Другая особенность, связывающая их, предполагает результативность, воплощаемость опережающего отражения в действительность. Такая результативность сближает отражение с реализуемостью позитивно-правовых норм. Опережающее отражение только тогда получает шанс воплощения в право, когда его результаты находят подтверждение на практике, т.е. тогда, когда жизнь развивается в соответствии с отражением, опережающим ее. Моменты права присутствуют в процессах перехода отражения в опережающее отражение и опережающего отражения в отражение непосредственное. Такое присутствие связано с включенностью в эти процессы элемента воздействия. Для того, чтобы результат непосредственного отражения приобрел характер опережающего отражения, этот результат должен обрести некий импульс воздействия и стать воздействующей формой такого отражения. Опережающее отражение несет в себе основания мотивации для проявления активности воздействия. Точно так же, как упреждающее воздействие несет в себе основания для мотивации отражения. Аналогичный импульс должен быть и у опережающего отражения в обратном процессе его перехода в непосредственное отражение. Сопряженность отражения с этим импульсом воздействия несет обозначенный момент права, которое в данном контексте можно определить как воздействующую форму опережающего отражения. Здесь воздействие носит внутренний характер и переводит форму опережающего отражения из ее потенциального состояния в актуальное, внешне проявляемое.

<22> Там же. С. 431.
<23> В этих процессах трансформации происходит переход активности в форму и формы в активность.

Литература

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби", Изд-во "Проспект", 2008.
  3. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования.
  4. Введение в философию. Ч. 2. М., 1990.
  5. Граждан В.Д. Деятельностная теория управления. М., 1997.
  6. Керимов Д.А. Потенциал российского правоведения // Социс. 1997. N 3.
  7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007.
  8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18.
  9. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 3.
  10. Неновски Н. Право и ценности / пер. с болг. М.: Прогресс, 1987.
  11. Нерсесянц В.С. Юриспруденция: Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998.
  12. Петушкова Е.В. Отражение // Новейший философский словарь. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/561.php (дата обращения: 07.03.2012).
  13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973.
  14. Спиркин А.Г. Отражение // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969 - 1978. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/117517/ (дата обращения: 07.03.2012).
  15. Тарасенко В.Г. Постулаты права. М.: Издательский дом "Городец", 2009.
  16. Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития: инновационно-опережающие процессы. URL: http://www.mgeu.ru/razvitie/index.php?ELEMENT_ID=77 (дата обращения: 10.10.2012).