Мудрый Юрист

К вопросу о соотношении правовых понятий "воинская часть", "войсковая часть" 1

<1> Рецензент - Туганов Ю.Н., доктор юридических наук, доцент.

Трофимов М.В., кандидат юридических наук.

Статья посвящена исследованию сущности и содержания правовых понятий "воинская часть", "войсковая часть", а также практики применения соответствующей терминологии.

Ключевые слова: воинская часть, условное наименование воинской части, правовое положение воинской части.

On the question of the relationship between the different legal concepts of "military unit"

M.V. Trofimov

The article is devoted to study of essence and content of the different legal concepts of "military unit", the practice of application of the relevant terminology.

Key words: military unit, conventional name of the military unit, the legal status of a military unit.

Актуальность разработки темы данной статьи обусловлена потребностью формирования в науке военного права однозначного и полного представления о сущности и содержании правовых понятий "воинская часть", "войсковая часть". Хотя правовым аспектам деятельности воинских частей посвящены отдельные диссертационные исследования <2>, в своих работах ученые не концентрируются на исследовании правовой терминологии, характеризующей воинские части как разновидность организаций. Под воинскими частями (войсковыми частями) понимаются любые составные элементы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, как правило, наделенные статусом юридического лица. Таким образом, термины "воинская часть", "войсковая часть" рассматриваются как идентичные и используются для обобщенной характеристики военных организаций. Кроме того, вопрос о соотношении указанных правовых понятий представляется актуальным с точки зрения практики. Как указывал В.В. Бараненков, отсутствие легального определения понятия "воинская часть", его различное толкование в разных источниках не позволяют достаточно однозначно определить, какие именно организации могут быть отнесены к воинским частям <3>.

<2> См.: Беспалов А.А. Воинская часть как юридическое лицо (понятие и признаки): Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВПА, 1973; Лейба В.Н. Ответственность воинской части по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВПА, 1973; Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000; Матвеев К.В. Ответственность воинской части за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000; и др.
<3> См.: Бараненков В.В. Проблемы недостаточной определенности юридической личности военных организаций в современной военно-правовой науке // Электронное научное издание "Военное право". 2013. Выпуск N 2; http://www.voennoepravo.ru.

Воинскую часть как субъект права исследовал И.А. Нагорный <4>. Он определил воинскую часть как самостоятельный вид государственной организации, представляющий собой организационно самостоятельную боевую и административную единицу во всех видах Вооруженных Сил. При этом И.А. Нагорный выделяет признаки, характеризующие воинскую часть как субъект права. По его мнению, к общим признакам воинской части как государственной организации относятся: финансирование через государственный бюджет; наличие отдельного штата, самостоятельного управления и хозяйства; наличие права пользования гербовой печатью; оперативное управление имуществом и др. Особенности воинской части как вида государственной организации состоят в том, что ее организационная самостоятельность проявляется не только в административно-хозяйственной, но и в боевой деятельности; внутренний порядок в ней регулируется общевоинскими уставами; ей вручается Боевое знамя; она имеет собственное (действительное и условное) наименование; ее личный состав включает только граждан СССР и делится на военнослужащих, рабочих и служащих.

<4> См.: Нагорный И.А. Воинская часть как субъект советского права: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВКИ, 1989.

Представитель современной науки военного права О.В. Паршина определяет воинскую часть как организацию, состоящую на бюджетном финансировании России и являющуюся организационно самостоятельной боевой и административно-хозяйственной единицей во всех видах Вооруженных Сил Российской Федерации <5>. При этом она практически полностью заимствует у И.А. Нагорного признаки, характеризующие воинскую часть как субъект права, которые также подразделяет на общие с другими государственными организациями и специальные, которые отличают воинскую часть от других видов организаций. В свою очередь, понятие "войсковая часть", по мнению О.В. Паршиной, шире понятия "воинская часть", так как включает в себя не только понятия "полк", "отдельный батальон" и "отдельная рота", но и понятия "соединение" и "учреждение". Так же считает и И.А. Нагорный <6>.

<5> См.: Паршина О.В. Административная ответственность воинских частей: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 65
<6> См.: Нагорный И.А. Указ. соч. С. 26.

Представляется, что позиция И.А. Нагорного и О.В. Паршиной имеет как минимум два недостатка. Во-первых, вряд ли можно согласиться с тем, что воинские части являются самостоятельными боевыми и административно-хозяйственными единицами исключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации. В дальнейшем в ходе анализа законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение воинских частей, мы увидим, что воинские части имеются в составе других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Во-вторых, утверждение, что понятие "войсковая часть" шире понятия "воинская часть", не основано на нормативных правовых актах, что также будет обосновано в настоящей статье. На самом деле это различные по своей сущности и содержанию термины.

Рассмотрим значение правового понятия "воинская часть". В ходе исследования нормативных правовых актов автором выделено два подхода, используемых законодателем при употреблении словосочетания "воинская часть". Обозначим основные черты каждого из этих подходов.

Правовое положение военнослужащих определено такими нормативными правовыми актами, как Федеральный закон "О статусе военнослужащих" <7>, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" <8>, Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" <9>, Положение о порядке прохождения военной службы <10> и др. Поскольку прохождение военной службы предусмотрено в различных по предназначению, структуре, ведомственной принадлежности организациях, то для характеристики прав и обязанностей военнослужащих по отношению к этим организациям в упомянутых нормативных правовых актах используется термин "воинская часть". Таким образом, термин "воинская часть" не имеет конкретного правового содержания и представляет собой некую абстрактную правовую конструкцию, используемую в целях регулирования отношений, непосредственно не затрагивающих правовое положение этой организации, именуемой "воинская часть".

<7> См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (по состоянию на 1 апреля 2014 г.) // Рос. газ. 1998. 2 июня.
<8> См.: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию на 1 апр. 2014 г.) // Рос. газ. 1998. 2 апреля.
<9> См.: Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (по состоянию на 1 апр. 2014 г.) // Рос. газ. 1999. 21 июля.
<10> См.: Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы")" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 38. Ст. 4534.

Данный вывод подтверждается, в частности, ст. 2 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", которая определяет воинские части как органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу. В свою очередь, п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы определяет, что под воинскими частями понимаются органы военного управления, органы, воинские части, корабли, соединения, предприятия, учреждения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов), воинские подразделения федеральной противопожарной службы, а также военные факультеты (кафедры) при образовательных учреждениях высшего профессионального образования).

В этом же смысле, правда под иным углом, термин "воинская часть" употребляется в процессуальном законодательстве. В частности, п. 3 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <11> (далее - УПК РФ) относит командиров воинских частей к органам дознания. В статье 96 УПК РФ указано, что при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части. В части 1 ст. 27.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации <12> упоминается о доставлении в служебное помещение воинской части.

<11> См.: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по состоянию на 1 апреля 2014 г.) // Рос. газ. 2001. 22 декабря.
<12> См.: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по состоянию на 1 апр. 2014 г.) // Рос. газ. 2001. 31 декабря.

Можно сделать вывод, что первый подход, используемый законодателем при употреблении правового понятия "воинская часть", заключается в отождествлении с этим термином всего многообразия организаций, в которых военнослужащие проходят военную службу, для упрощения регулирования общих вопросов статуса военнослужащих. В этом случае термин "воинская часть" не имеет четкого правового содержания.

Второй подход заключается в употреблении правового понятия "воинская часть" применительно к элементу системы федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В этом случае термин "воинская часть" обретает соответствующее правовое содержание. Воинская часть наделяется правами и обязанностями как самостоятельный участник правоотношений. Вместе с тем в отличие от предыдущего подхода понятие "воинская часть" уже не отождествляется со всем многообразием организаций, в которых военнослужащие проходят службу. При использовании данного подхода необходимо учитывать действующие нормативные правовые акты, определяющие правовое положение федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Из части 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" следует, что военная служба может быть предусмотрена в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Рассмотрим, какие из упомянутых в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, имеют в своем составе воинские части.

Из статьи 11 Федерального закона "Об обороне" <13> следует, что воинская часть является элементом состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Следовательно, воинская часть в составе Вооруженных Сил Российской Федерации - это реальная организация с определенным правовым статусом, которая предназначена для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности воинской части и подразделений, не входящих в ее состав, но состоящих при ней на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации <14>. Наряду с воинскими частями к элементам состава Вооруженных Сил Российской Федерации относится управление объединения (управление соединения).

<13> См.: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (по состоянию на 1 апреля 2014 г.) // Рос. газ. 1996. 6 июня.
<14> См.: Приказ Минобороны России от 29 июля 2011 г. N 1290 "Об утверждении Типового общего положения о федеральном казенном учреждении "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации" и Типового положения о филиале "Войсковая часть 00000" федерального казенного учреждения "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 1997 г. N 669 "Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части" // Рос. газ. 1997. 18 июня.

То же самое можно сказать о воинских частях внутренних войск МВД России. Воинские части внутренних войск предназначены для выполнения задач, возложенных на внутренние войска по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств <15>. В системе внутренних войск МВД России выделяются воинские части оперативного назначения, авиационные воинские части, морские воинские части и т.д.

<15> См.: Приказ МВД России от 15 ноября 2003 г. N 884 "Об утверждении Общего положения о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Рос. газ. 2003. 31 декабря.

Инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования являются элементами Федерального агентства специального строительства <16>. К указанным воинским формированиям относятся инженерно-технические воинские части и дорожно-строительные воинские части. Следовательно, правовое положение воинской части в составе Федерального агентства специального строительства также формально определено.

<16> См.: Указ Президента Российской федерации от 16 августа 2004 г. N 1084 "Вопросы Федерального агентства специального строительства" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 25. Ст. 3540.

Спасательные воинские формирования относятся к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Вместе с тем воинские части в правовых актах, регламентирующих функционирование спасательных воинских формирований, не упоминаются. Основной структурной единицей спасательных воинских формирований, способной самостоятельно выполнять возложенные на них задачи, является спасательный центр <17>. Таким образом, говорить о наличии воинских частей в составе МЧС России не приходится.

<17> См.: Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 1265 "О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 40. Ст. 5532.

Воинские части в правовых актах, регламентирующих правовое положение федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации), воинских подразделений федеральной противопожарной службы (входят в систему Государственной противопожарной службы МЧС России), органов государственной охраны, Службы внешней разведки, органов федеральной службы безопасности, также не упоминаются <18>. В ст. 11 Федерального закона "Об обороне" упомянуты создаваемые на военное время специальные формирования, однако их правовое положение будет определяться законодательством военного времени <19>.

<18> См.: Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. N 350 "Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 12. Ст. 1453; Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" // Рос. газ. 2005. 28 июня; Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 32. Ст. 3314; Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" (по состоянию на 1 апреля 2014 г.) // Рос. газ. 1996. 17 янв.; Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" // Рос. газ. 2003. 15 авг.
<19> См.: Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (постатейный) / А.С. Зорин, А.В. Кудашкин, Я.В. Лобов и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: За права военнослужащих, 2007. С. 22.

Таким образом, исходя из анализа нормативных правовых актов воинские части как организации с формально определенным правовым статусом существуют исключительно в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, МВД России и Федерального агентства специального строительства.

С учетом выделенных автором двух подходов, используемых законодателем при употреблении правового понятия "воинская часть", следует сделать следующий вывод. По кадровым вопросам и в случаях, когда речь идет о правах и обязанностях военнослужащих по отношению к организациям, в которых военнослужащие проходят военную службу, термин "воинская часть" вполне правомерно применять к любым таким организациям со ссылкой на процессуальное законодательство и на законодательство, регламентирующее статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы. В целях регулирования отношений, непосредственно затрагивающих правовое положение организации, в которой военнослужащие проходят военную службу, термин "воинская часть" правомерно применять к такой организации, если она определена в качестве структурного элемента федерального органа исполнительной власти, в состав которого она входит. Следовательно, чтобы корректно использовать правовой термин "воинская часть", правоприменителю необходимо в каждой конкретной ситуации разбираться в сущности регулируемых общественных отношений. Целесообразнее этот вопрос было бы решить единым нормативным правовым актом <20>.

<20> См., напр.: Туганов Ю.Н. К вопросу кодификации военного законодательства Российской Федерации // Вестник Чит. гос. унив. 2007. N 1. С. 81 - 87.

Далее разберемся в значении термина "войсковая часть". На существенное различие в терминах "воинская часть" и "войсковая часть" указали А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев <21>. В.В. Манов отмечал, что категории "воинская часть" и "войсковая часть" являются категориями разного порядка и, следовательно, несовместимыми <22>. По мнению Н.Ч. Гусейновой, А.В. Титова, А.И. Тюрина <23>, каждой воинской части присваивают наименования: "действительное" (например, 123-й танковый полк) и "условное" (например, войсковая часть 33333). При этом не каждое воинское формирование, имеющее условное наименование, содержащее слова "войсковая часть", является воинской частью как таковой.

<21> Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (постатейный научно-практический комментарий). (Продолжение) // Право в Вооруженных Силах. 1998. N 11. С. 18 - 27; Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М.: Военный университет, 2001. С. 243; Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. М.: За права военнослужащих, 2005. С. 240; Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 90. С. 182.
<22> См.: Манов В.В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 19.
<23> См.: Гусейнова Н.Ч., Титов А.В., Тюрин А.И. Комментарий к Федеральному закону "О материальной ответственности военнослужащих" (постатейный). Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". М.: За права военнослужащих, 2010. Вып. 114. С. 6.

Таким образом, словосочетание "войсковая часть" является условным наименованием, что подтверждается положениями нормативных правовых актов. В частности, п. 11 Приказа МВД России от 6 февраля 2004 г. N 73 <24>, п. 14 Приказа Минобороны России от 13 мая 2003 г. N 150 <25> регламентируют вопросы выдачи бланков удостоверения личности военнослужащего. Из их содержания следует, что воинские части, выдавшие удостоверения личности, указываются по присвоенным им условным наименованиям (например: "войсковой частью 00000"). В п. 44 Приказа Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. N 24н <26> говорится о том, что участникам бюджетного процесса, являющимся федеральными казенными учреждениями с условным наименованием "войсковая часть", представления копий учредительных документов и копий документов о государственной регистрации для открытия лицевых счетов не требуется.

<24> См.: Приказ МВД России от 6 февраля 2004 г. N 73 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, выдачи, учета и хранения бланков удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<25> См.: Приказ Минобороны России от 13 мая 2003 г. N 150 "Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<26> См.: Приказ Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. 20 мая.

Следует отметить, что термин "войсковая часть" употребляется в отношении как непосредственно воинских частей, так и иных организаций, входящих в состав федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Так, словосочетание "войсковая часть" и ее цифровое обозначение (например: "войсковая часть 0000") используются как условное наименование воинской части внутренних войск МВД России <27>. Вместе с тем в составе Федеральной службы безопасности не имеется воинских частей, однако условные наименования присваиваются органам безопасности, а также кораблям и судам органов безопасности <28>.

<27> См.: п. 5 Приказа МВД России от 15 ноября 2003 г. N 884 "Об утверждении Общего положения о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации".
<28> См.: подп. 56 п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации".

Интересно, что условное наименование "войсковая часть" может присваиваться не только воинской части, но и структурным подразделениям этой воинской части, а также организациям (отдельным структурным подразделениям) иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Следовательно, войсковой частью может быть не только военная организация как юридическое лицо (воинская часть, управление и т.д.), но также подразделения этого юридического лица.

Как полагает В. Догляд, условные наименования присваиваются государственным органам и их структурным подразделениям в интересах традиционной военной секретности <29>. По мнению автора, это необходимо в целях сокрытия их действительных наименований, характера деятельности и принадлежности к ним военнослужащих и гражданского персонала, а также для адресования корреспонденции, транспорта, грузов и ведения личной переписки военнослужащих и гражданского персонала.

<29> См.: Догляд В. Юридическое лицо в военном камуфляже // Бизнес-адвокат. 2001. N 2.

Порядок применения условных наименований регламентируется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба <30>. Указанные нормативные правовые акты носят, как правило, закрытый характер.

<30> См.: п. 21 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Рос. газ. 2011. 2 марта; подп. 11 п. 16 Указа Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации".

В качестве общего вывода следует отметить, что правовые понятия "воинская часть", "войсковая часть" представляют собой различные по своей сущности и содержанию термины. Каждой воинской части присваивают условное наименование "войсковая часть". При этом не каждая военная организация, имеющая условное наименование "войсковая часть", является воинской частью как таковой.

Автор надеется, что материал, изложенный в данной статье, поспособствует совершенствованию науки военного права в части формирования однозначного и полного представления о правовых понятиях "воинская часть", "войсковая часть", а также окажется полезным практическим работникам при применении соответствующей терминологии.

Библиографический список

  1. Бараненков В.В. Проблемы недостаточной определенности юридической личности военных организаций в современной военно-правовой науке // Электронное научное издание "Военное право". 2013. Выпуск N 2; http://www.voennoepravo.ru.
  2. Беспалов А.А. Воинская часть как юридическое лицо (понятие и признаки): Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВПА, 1973.
  3. Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
  4. Гусейнова Н.Ч., Титов А.В., Тюрин А.И. Комментарий к Федеральному закону "О материальной ответственности военнослужащих" (постатейный). Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". М.: За права военнослужащих, 2010. Вып. 114.
  5. Догляд В. Юридическое лицо в военном камуфляже // Бизнес-адвокат. 2001. N 2.
  6. Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (постатейный) / А.С. Зорин, А.В. Кудашкин, Я.В. Лобов и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: За права военнослужащих, 2007.
  7. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (постатейный научно-практический комментарий). (Продолжение) // Право в Вооруженных Силах. 1998. N 11.
  8. Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М.: Военный университет, 2001.
  9. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. М.: За права военнослужащих, 2005.
  10. Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 90.
  11. Лейба В.Н. Ответственность воинской части по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВПА, 1973.
  12. Манов В.В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 19.
  13. Матвеев К.В. Ответственность воинской части за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
  14. Нагорный И.А. Воинская часть как субъект советского права: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВКИ, 1989.
  15. Паршина О.В. Административная ответственность воинских частей: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
  16. Туганов Ю.Н. К вопросу кодификации военного законодательства Российской Федерации // Вестник Чит. гос. унив. 2007. N 1.