Мудрый Юрист

Гражданско-правовое положение субъектов военно-технического сотрудничества на современном этапе развития военной организации государства 1

<1> Рецензент - докт. юрид. наук, профессор В.Н. Старцун.

Борисова Дарья Олеговна, соискатель кафедры гражданского права Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный университет" Министерства обороны Российской Федерации.

В статье рассматриваются проблемы военно-технического сотрудничества на современном этапе развития военной организации государства, обосновывается необходимость дифференциации субъектов военно-технического сотрудничества в законодательстве Российской Федерации, предлагаются основные направления совершенствования гражданско-правового статуса субъектов военно-технического сотрудничества.

Ключевые слова: субъекты военно-технического сотрудничества, военная организация государства, гражданско-правовой статус, продукция военного назначения, сотрудничество в военной сфере.

Civil-law status of the subjects of military-technical cooperation at the present stage of development of the military organization of the state

D.O. Borisova

The paper considers the problem of military-technical cooperation at the present stage of development of the military organization of the state, the necessity of differentiation of the subjects of military-technical cooperation in the legislation of the Russian Federation, the main areas for improvement include civil-law status of the subjects of military-technical cooperation.

Key words: subjects of military-technical cooperation, the military organization of the state, civil status, military products, cooperation in the military sphere.

Роль и значение военно-технического сотрудничества для укрепления военно-политических позиций Российской Федерации в мире трудно переоценить. В.В. Пугачев вполне обоснованно отмечает, что уровень развития военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами является существенным показателем для оценки глубины политического взаимодействия. Более того, существует, вероятно, и обратная связь, то есть при помощи такого серьезного рычага, как военно-техническое сотрудничество, можно создавать и развивать новые "площадки" для полноценных, глубоких и взаимовыгодных политических отношений, заинтересовывать потенциальных зарубежных партнеров самого высокого уровня возможными политическими и экономическими дивидендами <2>. С.Н. Максимов отмечает, что военно-техническое сотрудничество направлено на достижение военного превосходства и стабильности на континенте или в регионе в целях обеспечения национальной безопасности <3>.

<2> Пугачев А.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации со странами-участниками Содружества Независимых Государств как фактор политической интеграции: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. С. 12.
<3> Максимов С.Н. Организация и правовое регулирование поставок вооружения и военной техники Российской Федерацией зарубежным странам: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 9.

В последние годы в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция увеличения темпов данного вида сотрудничества. На прошедшем 25 апреля 2014 г. заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами во вступительном слове Президент Российской Федерации В.В. Путин, подведя итоги работы на направлении военно-технического сотрудничества за 2013 г., отметил, что за указанный период экспорт российских товаров и услуг по линии военно-технического сотрудничества вырос на 3% и превысил 15,7 миллиарда долларов <4>.

<4> http://www.arms-expo.ru/049056050057124057054048.html (дата обращения: 02.06.2014).

Вместе с тем, несмотря на указанные положительные тенденции, в вопросах правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, наблюдаются определенные проблемы, связанные, в частности, с законодательной неопределенностью гражданско-правового положения субъектов военно-технического сотрудничества.

Статья 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <5> определяет субъектов военно-технического сотрудничества как российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

<5> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 30. Ст. 3610.

Часть 1 ст. 12 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <6> и п. 2 Положения о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 <7>, законодательно устанавливают перечень российских организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения. К этим организациям, в частности, относятся: государственный посредник; Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии", организации - разработчики и производители продукции военного назначения.

<6> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 30. Ст. 3610.
<7> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 24. Ст. 3140.

В настоящее время Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации разместила на собственном официальном сайте в открытом доступе в информационной сети Интернет перечень действующих субъектов военно-технического сотрудничества <8>. Этими субъектами являются следующие организации.

<8> http://www.fsvts.gov.ru/ (дата обращения: 15.06.2014).
  1. Государственная корпорация "Ростехнологии". В объем правомочий названного субъекта военно-технического сотрудничества входит осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участия в организации и проведении выставок (показов) продукции военного назначения.
  2. ОАО "Рособоронэкспорт" является государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
  3. Организации - производители и разработчики продукции военного назначения, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении указанной продукции (согласно перечню, размещенному на указанном сайте <9>).
<9> www.fsvts.gov.ru (дата обращения: 12.06.2014).
  1. Субъекты военно-технического сотрудничества, осуществляющие внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения в рамках отдельных проектов в области военно-технического сотрудничества. К ним, в частности, относятся три открытых акционерных общества: "ОАК-Транспортные самолеты", открытое акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация", открытое акционерное общество "Оборонсервис".

За исключением 4-й из приведенных выше категорий субъектов военно-технического сотрудничества данный перечень полностью корреспондирует с приведенными выше законоположениями.

Обратимся теперь к понятию гражданско-правового положения субъектов военно-технического сотрудничества. В самом общем виде Е.В. Алексеева определяет гражданско-правовое положение пограничного военно-лечебного учреждения как определенную законом и учредительными документами позицию пограничного военно-лечебного учреждения, занимаемую им среди других субъектов гражданского права, которая основана на его правовом статусе, реализующемся в гражданских правоотношениях посредством гражданской правосубъектности, возникающей в результате государственной регистрации учреждения в качестве юридического лица <10>. Данное определение автор полагает уместным применить и к гражданско-правовому положению субъектов военно-технического сотрудничества с учетом, разумеется, особенностей названных субъектов.

<10> Алексеева Е.В. Гражданско-правое положение пограничных военно-лечебных учреждениях федеральной службы безопасности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 9.

Даже беглое ознакомление с объемом прав и обязанностей действующих субъектов военно-технического сотрудничества, порядком их создания и деятельности позволяет говорить об их неоднородном составе и определенных особенностях гражданско-правового положения каждого из перечисленных субъектов.

Остановимся на одном из основных, по мнению автора, субъектов военно-технического сотрудничества - государственном посреднике. Пункт 1 ст. 12 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <11> определят государственного посредника как специализированную организацию, созданную по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества, 100% акций которого находятся в федеральной собственности или переданы некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации. Это определение обусловливает особенности гражданско-правового положения государственного посредника. Как справедливо отметил В.В. Кудашкин: "Природа государственного посредника основана на исключительном государственном интересе в регулировании наиболее значимых аспектов осуществления военно-технического сотрудничества, который может обеспечить только хозяйствующий субъект, полностью подконтрольный государству, но в то же время обладающий определенной хозяйственной независимостью и самостоятельно отвечающий перед иностранными заказчиками и предприятиями промышленности по своим обязательствам. Главная задача государственного посредника при осуществлении военно-технического сотрудничества состоит как в представлении на мировом оружейном рынке интересов государства, так и одновременно экономических интересов оборонно-промышленного комплекса, для которого экспортные поставки в современных условиях, по сути, являются единственным источником средств для выживания" <12>.

<11> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 30. Ст. 3610.
<12> Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 274. С. 17.

Особенность гражданско-правового положения государственного посредника также отмечается и другими учеными. В частности, А.В. Алешин указывает, что государственный посредник является специфическим субъектом военно-технического сотрудничества. При этом в рамках системы военно-технического сотрудничества государственный посредник реализует государственную политику и представляет интересы Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса на мировом рынке вооружений и военной техники <13>. Названный ученый определяет государственного посредника как субъекта, полностью подконтрольного государству и ставящего целью не получение прибыли, а реализацию экономических, внешнеполитических и военно-политических интересов Российской Федерации <14>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья А.В. Алешина "Правовое положение государственного посредника в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" включена в информационный банк согласно публикации - "Право и политика", 2005, N 4.

<13> Алешин А.В. Правовое положение государственного посредника в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 10.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья А.В. Алешина "Правовое положение государственного посредника в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" включена в информационный банк согласно публикации - "Право и политика", 2005, N 4.

<14> Алешин А.В. Указ. соч. С. 9.

При этом соединение коммерческих интересов предприятий оборонного комплекса и одновременной реализации интересов государства при осуществлении военно-технического сотрудничества возможно только в рамках внешнеторговой деятельности государственного посредника, объединяющего в себе преимущества коммерческой организации и возможности решения государственных задач <15>.

<15> Кудашкин В.В. Указ. соч. С. 274.

Из этого следует, что в гражданско-правовом положении указанного посредника по сравнению с иными субъектами военно-технического сотрудничества в наибольшей степени преобладают публично-правовые начала, связанные с осуществлением государственных интересов. Однако такая реализация государственных интересов, несомненно, должна осуществляться с учетом соблюдения коммерческих интересов предприятий - производителей и разработчиков продукции военного назначения.

Определенными особенностями создания и деятельности также отличается другой, не менее значимый субъект военно-технического сотрудничества - Государственная корпорация "Ростехнологии". Особенность гражданско-правового положения указанного субъекта заключается в объеме его полномочий, приведенных выше. Анализ ст. 18 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2005 N 1062 <16>, позволяет утверждать, что полномочия названного юридического лица, а именно осуществление рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, фактически являются деятельностью по поиску иностранных заказчиков и проведению переговоров с ними. Эта деятельность, по мнению автора, носит так называемый обеспечивающий военно-техническое сотрудничество, специальный характер. Названное юридическое лицо само не разрабатывает и не производит продукцию военного назначения, а также не занимается его непосредственной реализацией. Однако без деятельности указанного субъекта осуществление военно-технического сотрудничества стало бы крайне затруднительным.

<16> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 24. Ст. 3140.

В контексте гражданско-правового положения среди иных субъектов военно-технического сотрудничества выделяется также особая организационно-правовая форма юридического лица - государственная корпорация. Особенность указанной формы заключается в том, что ч. 4 ст. 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации <17> делает исключения относительно осуществления процедуры банкротства названной формы юридического лица. В отличие от иных разновидностей юридических лиц государственная корпорация (равно как и государственная компания) может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Выбор именно данной организационно-правовой формы юридического лица выделяет ее среди иных субъектов военно-технического сотрудничества.

<17> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

Другая особенность гражданско-правового положения названного субъекта военно-технического сотрудничества, по мнению автора, определена тем, что в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <18> одним из условий возникновения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, предоставляемого в установленном порядке организациям - разработчикам и производителям продукции военного назначения, является передача их акций (долей, имущества), находящихся в федеральной собственности, Государственной корпорации "Ростехнологии" в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

<18> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 30. Ст. 3610.

Проанализируем теперь особенности гражданско-правового положения организаций - производителей и разработчиков продукции военного назначения. Статья 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <19> определяет организации - производители продукции военного назначения как российские юридические лица, имеющие производственные мощности, необходимые для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного назначения, и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности.

<19> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 30. Ст. 3610.

Организации - разработчики продукции военного назначения названным законоположением определяются как российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно-технические кадры и экспериментальную базу и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности.

Кроме того, в отличие от иных субъектов военно-технического сотрудничества, особенностью организаций - производителей и разработчиков продукции военного назначения в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <20> является обязательное наличие двух условий для осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения: закрепление не менее 51% их акций в федеральной собственности и размещение остальных акций (долей) среди российских физических и юридических лиц.

<20> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 30. Ст. 3610.

Таким образом, организации - производители и разработчики продукции военного назначения являются единственными организациями, которые непосредственно разрабатывают и производят указанную продукцию. Правовое регулирование такой деятельности также требует специальный подход. Этот подход, в частности, отражен в законодательстве при определении порядка выдачи разрешений на определенные виды деятельности названным субъектам.

В контексте особенностей гражданско-правового положения субъектов военно-технического сотрудничества представляет интерес вывод О.А. Ястребова о необходимости на современном этапе развития российской правовой системы легально признать в качестве основного подразделение юридических лиц на юридические лица публичного права и юридические лица частного права <21>. В качестве главного основания разграничения юридических лиц он предлагает критерий интегрированности юридического лица в систему публичного управления <22>.

<21> Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 14.
<22> Ястребов О.А. Указ. соч. С. 14.

В этом контексте он выделяет следующие признаки юридического лица публичного права как разновидности общеправовой категории юридического лица: а) организационное единство, выражающееся в определенной внутренней структуре, единстве воли и цели; б) отличие правосубъектности организации, наделяемой юридической личностью нормами публичного права, от правосубъектности составляющих ее физических лиц; в) персонификация организации нормами публичного права, наличие у нее собственных идентифицирующих признаков (наименование, организационно-правовая форма и др.) и подчинение в организационном и функциональном плане режиму публичного права; г) особое целевое назначение: реализация не просто общих, а общественных, публичных интересов; д) особый порядок создания, определяемый нормами публичного права; е) интегрированность в систему публичного управления <23>.

<23> Ястребов О.А. Указ. соч. С. 15.

По его мнению, юридические лица публичного права наделяются гражданской правосубъектностью, которая носит производный, специальный характер, и ее реализация регулируется нормами частного права. Причем для обеспечения непротиворечивого правового регулирования названный автор полагает необходимым установить в Гражданском кодексе Российской Федерации в качестве основного деление юридических лиц не на коммерческие и некоммерческие, а на юридические лица публичного права и юридические лица частного права <24>.

<24> Ястребов О.А. Указ. соч. С. 15.

По мнению автора, выводы О.А. Ястребова относительно классификации юридических лиц на юридические лица публичного и юридические лица частного права на современном этапе развития системы права Российской Федерации является вполне уместным и обоснованным. Представляется, что выше приведенная классификация юридических лиц применима также и к субъектам военно-технического сотрудничества.

Применив предложенные О.А. Ястребовым критерии классификации юридических лиц и проанализировав предложенные им признаки юридических лиц публичного права, представляется возможным всех перечисленных выше субъектов военно-технического сотрудничества классифицировать на субъектов публичного и субъектов частного права.

К субъектам публичного права относятся: государственный посредник, Государственная корпорация "Ростехнологии". Сомнения при отнесении названных субъектов военно-технического сотрудничества к юридическим лицам публичного права возникают в контексте принадлежности им признаков интегрированности в систему публичного права и подчинения в организационном и функциональном плане режиму публичного права.

Однако анализ существующих научных подходов к системе военно-технического сотрудничества позволяет развеять эти сомнения. Так, В.В. Кудашкин относит субъектов военно-технического сотрудничества к одному из элементов системы военно-технического сотрудничества, а более конкретно, к управляемому элементу. К управляющему же элементу данной системы он относит совокупность государственных органов, осуществляющих координацию и регулирование в области военно-технического сотрудничества <25>. Солидарен с ним и А.А. Моисеенков. Названный автор отмечает, что управляющая подсистема, представляемая органами управления военно-технического сотрудничества, фактом своего существования обязана управляемой подсистеме, то есть субъектам военно-технического сотрудничества <26>. Отсюда следует вывод о включенности приведенных выше субъектов в систему публичного управления на управляемом уровне и, соответственно, наличии у них указанных признаков.

<25> Кудашкин В.В. Указ. соч. С. 176.
<26> Моисеенков А.А. Правовое регулирование деятельности субъектов военно-технического сотрудничества: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 11.

К субъектам военно-технического сотрудничества частного права относятся организации - разработчики и производители продукции военного назначения.

Однако, по мнению автора, такая классификация также вызывает определенные нарекания, так как она практически ставит организации - производителей и разработчиков продукции военного назначения, осуществляющие свою деятельность в такой важной для государства деятельности, как военно-техническое сотрудничество, на один уровень с иными коммерческими организациями, имеющими цели, никак не связанные с государственными интересами, например получение прибыли в результате купли-продажи продовольственных товаров для населения. С другой стороны, нельзя организации - производителей и разработчиков продукции военного назначения отнести и к юридическим лицам частного права, так как у них явно отсутствуют признаки особого порядка создания, определяемого нормами публичного права и интегрированности в систему публичного управления. Поэтому автор полагает возможным применительно к субъектам военно-технического сотрудничества юридические лица частного права по критерию наличия в целях их деятельности государственного интереса классифицировать на юридические лица частного права, имеющие целью своей деятельности реализацию государственных интересов, и юридические лица частного права, не имеющие такой цели своей деятельности. Однако, по мнению автора, данный вопрос ввиду его сложности требует дальнейшей проработки в рамках дальнейших научных исследований по юридическим наукам.

Следующая проблема гражданско-правового положения субъектов военно-технического сотрудничества, которую автор полагает необходимым рассмотреть в статье, заключается в специфике деятельности организаций - производителей и разработчиков продукции военного назначения.

Деятельность указанных организаций зачастую связана с требующим разрешения компетентных органов власти ввозом продукции военного назначения, необходимой для производства собственной продукции военного назначения. Конечно же, без участия зарубежных производителей вооружения и военной техники дальнейшее наращивание темпов военно-технического сотрудничества представляется невозможным. Как вполне обоснованно отмечает Ю.В. Хозяинов, в целях создания более конкурентоспособной продукции военного назначения важно предпринимать шаги по развитию интеграции и кооперации с заинтересованными зарубежными производителями вооружения и военной техники, продвигая на оружейные рынки все новые совместные проекты в сфере военно-технического сотрудничества при должном соблюдении наших интересов <27>.

<27> Хозяинов Ю. Экспорт российских вооружений: возможности, проблемы и перспективы // Экспорт вооружений. 2004. N 4. С. 19.

Однако нестабильность экономической и политической ситуации в отдельных государствах, с которыми у Российской Федерации имеются длительные налаженные отношения в области военно-технического сотрудничества, по мнению автора, может способствовать нанесению ущерба обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации. Так, на упомянутом выше проведенном 25.04.2014 заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами во вступительном слове Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что в условиях острого кризиса государства украинская оборонная промышленность практически лишена государственной поддержки. Две трети ее предприятий-смежников находятся в Российской Федерации. Сохранение на должном уровне достигнутого уровня военно-технического сотрудничества Российской Федерации с Украиной будет способствовать интересам как России, так и Украины <28>.

<28> См.: Материалы заседания Комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами // Информационный портал: "Оружие России": http://www.arms-expo.ru/049056050057124057054048.html (дата обращения: 04.06.2014).

Такое заявление с учетом объемов военно-технического сотрудничества двух названных государств, конечно же, имеет под собой основания. Однако военно-техническое сотрудничество Российской Федерации и Украины в последнее время из-за ряда объективных и субъективных факторов, можно сказать, "переживает не самые лучшие времена". Так, Президентом Украины П. Порошенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины 16.06.2014, было объявлено о прекращении сотрудничества с Россией в части совместного производства продукции военного назначения <29>. Следует отметить, что, по мнению автора, данное решение обусловлено исключительно политическими мотивами и является экономически нецелесообразным. Например, в 2013 г. Украина поставила Российской Федерации товаров военного и двойного назначения на сумму 1 миллиард долларов, что составляет 40% от экспорта такой продукции <30>.

<29> http://izvestia.ru/news/572635 (дата обращения: 20.06.2014).
<30> http://q99.it/xLKWxHo (дата обращения: 17.06.2014).

Автор полагает, что приведенная ситуация имеет в своем основании в том числе и правовые проблемы. Рассмотрим последствия данного шага в контексте ущерба обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации. Военный обозреватель В. Пономарев называет следующие виды продукции военного назначения, поставляемые предприятиями Украины, используемые Российской Федерацией для производства собственной продукции военного назначения, для которых необходимо в настоящее время искать возможности замещения другой аналогичной продукцией: вертолетные двигатели, некоторые типы авиационных двигателей, производимые предприятием "Мотор Сич", некоторое авиационное оборудование, газотурбинные двигатели большой мощности для боевых кораблей, производимые предприятием "Зоря - Машпроект", оптические головки самонаведения ракет, производимые предприятием "Арсенал" <31>. Солидарен с ним и другой военный обозреватель В. Баранец, который отмечает, что в некоторых сферах пока еще сохраняется серьезная зависимость российских производителей боевой техники от украинских поставщиков. В частности, это относится к некоторым отраслям авиационного двигателестроения, гарантийного обслуживания межконтинентальных баллистических ракет <32>.

<31> Пономарев В. Чем ответит Россия на демарш Украины // http://q99.it/xLKWxHo. (дата обращения: 20.06.2014).
<32> http://izvestia.ru/news/572635 (дата обращения: 21.06.2014).

Конечно же, в настоящее время проводится активная работа по поиску возможного так называемого импортозамещения указанной продукции военного назначения. Однако данная работа требует длительного времени, а сложившаяся ситуация с прекращением поставок продукции сопряжена с ущербом обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации.

Кроме того, в контексте гражданско-правового положения субъектов военно-технического сотрудничества следует отметить, что зачастую, предприятия - производители продукции военного назначения, использующие в своей деятельности продукцию военного назначения иностранного производства, испытывают крайне высокий уровень экономической зависимости от поставок данной продукции. Отсутствие в течение длительного времени поставок такой продукции может крайне негативно отразиться на экономическом положении данного предприятия, уровне социальной защищенности его работников. Эта ситуация приводит к мысли о необходимости создания каких-либо государственных гарантий деятельности этих предприятий.

По мнению автора, при наличии более совершенного законодательства в области военно-технического сотрудничества такой ситуации можно было бы избежать. Еще в 2006 г. А.В. Пугачев отметил в своем исследовании Украину как страну, с которой интеграционные процессы в военно-технической сфере находятся на низком уровне развития по сравнению с иными государствами на пространстве бывшего СССР <33>. При наличии законодательно установленного порядка прогнозирования возможного полного или частичного прекращения военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также при получении предприятиями - производителями продукции военного назначения заключения о возможности импортозамещения поставляемой им продукции военного назначения были бы своевременно найдены иные поставщики продукции военного назначения. Негативные последствия прекращения военно-технического сотрудничества либо были бы полностью сведены к нулю, либо максимально уменьшены.

<33> Пугачев А.В. Указ. соч. М., 2006. С. 38.

Однако, по мнению автора, в случае наличия законодательного механизма, предусматривающего прогнозирование и порядок импортозамещения продукции военного назначения, в этой ситуации названных проблем можно было бы избежать. В частности, автор полагает необходимым законодательно определить, что ввоз продукции военного назначения для производства собственной продукции военного назначения организациями - производителями и разработчиками такой продукции возможен только при наличии заключения о возможности импортозамещения указанной продукции при сохранении должного уровня обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации.

Рассмотренные особенности гражданско-правового положения субъектов военно-технического сотрудничества позволяют говорить о необходимости обновления классификаций указанных субъектов, предлагаемых учеными в области военного права. Наиболее подробная классификация субъектов военно-технического сотрудничества была предложена А.А. Моисеенковым. Он предложил классифицировать названных субъектов по следующим основаниям:

  1. по месту и роли в подсистеме - на государственного посредника и организации - разработчики и производители продукции военного назначения;
  2. по организационно-правовой форме - на федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества;
  3. по объему предоставленного права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения на следующие виды:

а) в отношении всей продукции военного назначения (государственный посредник);

б) в отношении продукции военного назначения, являющейся предметом производственной деятельности организаций, которые в свою очередь делятся на категории:

<34> Моисеенков А.А. Указ. соч. С. 12.

Представленную классификацию субъектов военно-технического сотрудничества автор считает достаточно полной и обоснованной, однако полагает необходимым дополнить классификацией по основанию использования при производстве собственной продукции военного назначения продукции военного назначения иностранного производства. По этому основанию субъекты военно-технического сотрудничества должны быть классифицированы на использующие при производстве собственной продукции военного назначения продукцию военного назначения иностранного производства и не использующие такую продукцию. Такая классификация будет иметь не только теоретическое, но и практическое значение, позволяя, во-первых, своевременно прогнозировать возможность прекращения поставок продукции военного назначения иностранного производства, а во-вторых, произвести своевременную замену продукции военного назначения иностранного производства в случае прекращения ее поставок аналогичной продукцией военного назначения другого производителя.

Проведенный анализ гражданско-правового положения субъектов военно-технического сотрудничества приводит нас к выводу о необходимости совершенствования принципов такого сотрудничества. В соответствии со п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <35> одним из принципов военно-технического сотрудничества является защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения. Этот принцип, по мнению автора, связан преимущественно с публичным интересом государства. Другим принципом военно-технического сотрудничества является приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества. Названный принцип связан преимущественно с частным интересом субъектов военно-технического сотрудничества. Как показывает анализ, проведенный нами в статье, при прекращении поставок продукции военного назначения от иностранного заказчика соблюдение обоих принципов ставится под угрозу. Такой ситуации можно избежать или максимально уменьшить ее негативные последствия в случае законодательного закрепления следующих принципов военно-технического сотрудничества: сохранение возможности импортозамещения продукции военного назначения без ущерба обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации при ввозе продукции военного назначения для производства собственной продукции военного назначения; осуществление постоянного прогнозирования полного или частичного прекращения военно-технического сотрудничества с государствами - поставщиками продукции военного назначения в Российскую Федерацию.

<35> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 30. Ст. 3610.

Статья 10 Федерального закон от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <36> к одному из полномочий Президента Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества относит определение порядка осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, исключающего нанесение ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации. В рамках реализации данного полномочия Президента Российской Федерации в приложении к Положению о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2005 N 1062 <37>, предусмотрен перечень документов, представляемых российской организацией в федеральный орган исполнительной власти для подготовки к рассмотрению вопроса о предоставлении ей права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Автор полагает целесообразным дополнить перечень указанных документов применительно к организациям, которым дается право на закупки продукции военного назначения для производства собственной продукции военного назначения, заключением о возможности импортозамещения указанной продукции с учетом соблюдения интересов обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации.

<36> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 30. Ст. 3610.
<37> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 38. Ст. 3800.

Данные изменения законодательства обусловлены приведенными в статье негативными примерами из практики осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. О необходимости изменения законодательства в области гражданско-правового положения субъектов военно-технического сотрудничества в определенной степени свидетельствуют данные социологических исследований, проведенных другими авторами. В частности, в ходе проведенного С.И. Липей социологического исследования в пользу необходимости изменения законодательства, регулирующего порядок создания совместных предприятий в области военно-технического сотрудничества, высказалось более 95% опрошенных респондентов <38>. Это обстоятельство также говорит о необходимости совершенствования законодательства в области создания и деятельности отечественных субъектов военно-технического сотрудничества.

<38> Липей С.И. Правовое регулирование создания совместных предприятий в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 4.

Таким образом, анализ гражданско-правового положения субъектов военно-технического сотрудничества, проведенный в статье, позволяет прийти к следующим выводам.

Во-первых, действующие субъекты военно-технического сотрудничества по критерию организационно-правовой формы, в которой они созданы, подразделяются на открытые акционерные общества и государственную корпорацию. В последней из указанных организационно-правовой форме действует исключительно Государственная корпорация "Ростехнологии". Выбор указанной организационно-правовой формы обусловлен особыми целями и задачами, стоящими перед данной организацией: осуществление рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участие в организации и проведении выставок (показов) продукции военного назначения.

Во-вторых, в рамках предлагаемой на современном этапе развития юридической науки классификации субъектов военно-технического сотрудничества ее следует дополнить классификацией по критерию использования при производстве собственной продукции военного назначения продукции военного назначения иностранного производства на субъекты военно-технического сотрудничества, использующие в своей деятельности продукцию военного назначения иностранного производства и не использующие в своей деятельности названную категорию продукции военного назначения.

Приведенная классификация будет иметь не только теоретическое, но и практическое значение. Оно будет заключаться в возможности импортозамещения указанной продукции без ущерба обороноспособности и военной безопасности государства, а также позволит избежать негативных экономических последствий для субъектов военно-технического сотрудничества, использующих продукцию военного назначения иностранного производства для производства собственной продукции военного назначения. Это, в свою очередь, будет способствовать укреплению обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации и независимости отечественных производителей продукции военного назначения.

Субъекта военно-технического сотрудничества представляется целесообразным также классифицировать по критерию включенности в систему административного управления на субъекты публичного и субъекты частного права.

К субъектам военно-технического сотрудничества публичного права относятся: государственный посредник, Государственная корпорация "Ростехнологии". К субъектам военно-технического сотрудничества частного права относятся: организации - производители и разработчики продукции военного назначения.

В-третьих, сложность и многообразие субъектов военно-технического сотрудничества, их взаимосвязанность, а также определенная разобщенность нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие их деятельность, позволяет говорить о необходимости принятия комплексного нормативного правового акта в форме федерального закона "О субъектах военно-технического сотрудничества". В этом законе должны быть в самом общем виде определены: порядок создания, принципы деятельности, права, обязанности, гарантии их реализации, ответственность субъектов военно-технического сотрудничества, организационно-правовые формы их существования.

В-четвертых, ст. 4 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" представляется целесообразным дополнить следующими принципами военно-технического сотрудничества: сохранение возможности импортозамещения продукции военного назначения без ущерба обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации при ввозе продукции военного назначения для производства собственной продукции военного назначения и осуществления постоянного прогнозирования полного или частичного прекращения военно-технического сотрудничества с государствами - поставщиками продукции военного назначения.

Приложение к Положению о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2005 г. N 1062, предусматривающее перечень документов, представляемых российской организацией в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого она относится, для подготовки к рассмотрению вопроса о предоставлении ей права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, целесообразно дополнить применительно к организациям, которым дается право на закупки продукции военного назначения для производства собственной продукции военного назначения, заключением о возможности импортозамещения указанной продукции с учетом соблюдения интересов обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации.

Библиографический список

  1. Алексеева Е.В. Гражданско-правовое положение пограничных военно-лечебных учреждениях федеральной службы безопасности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья А.В. Алешина "Правовое положение государственного посредника в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" включена в информационный банк согласно публикации - "Право и политика", 2005, N 4.

  1. Алешин А.В. Правовое положение государственного посредника в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
  2. Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.
  3. Липей С.И. Правовое регулирование создания совместных предприятий в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
  4. Максимов С.Н. Организация и правовое регулирование поставок вооружения и военной техники Российской Федерацией зарубежным странам: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
  5. Моисеенков А.А. Правовое регулирование деятельности субъектов военно-технического сотрудничества: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
  6. Пугачев А.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации со странами-участниками Содружества Независимых Государств как фактор политической интеграции: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2006.
  7. Хозяинов Ю. Экспорт российских вооружений: возможности, проблемы и перспективы // Экспорт вооружений. 2004. N 4. С. 15 - 22.
  8. Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.